Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:34, реферат
Из данного определения следует, что в решении социальных проблем достаточно велика роль государства, главные задачи которого:
- формирование и поддержание надёжного правопорядка в стране;
- обеспечение внутренней и внешней безопасности;
- развитие отраслей социальной инфраструктуры (образование, здравоохранение, науки и искусства, общественного транспорта и т.д.);
- осуществление контроля за соблюдением законодательства в области конкурентной борьбы;
- обеспечение социальных гарантий и права на труд для более слабых членов общества;
1. Социальное рыночное хозяйство как объект государственного регулирования и стратегического планирования 3
2. Стратегическое планирование как процесс практической деятельности общества 8
3. Стратегическое планирование как наука: предмет, объект и важнейшие аспекты……………………………………………………………………………………....12
Список литературы 13
Федеральное государственное
высшего профессионального образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
(Финансовый университет)
Институт сокращенных программ
Реферат
Дисциплина: Микроэкономическое планирование и прогнозирование
Тема: «Предмет теории стратегического планирования »
Выполнил:
Студент ИСП (группа
Мухортова С.Г.
Проверил:
к.э.н., профессор Логвинов С.А.
Москва
2012 год
План
1. Социальное рыночное хозяйство как объект государственного регулирования и стратегического планирования 3
2. Стратегическое планирование как процесс практической деятельности общества 8
3. Стратегическое планирование
как наука: предмет, объект и важнейшие
аспекты……………………………………………………………
Список литературы 13
1. Социальное рыночное
хозяйство как объект
В любой стране мира существует несколько аспектов жизнедеятельности общества: экономический, социальный, правовой и духовный. Все они протекают в разных формах организации общественных отношений. В их основе могут быть рыночные отношения или же отношения, формируемые и жёстко централизовано управляемые государством.
Основу рыночных отношений составляет частная собственность на средства производства и предметы потребления, свободная деятельность товаропроизводителей, свободная конкуренция и ценообразование, свободный выбор вида деятельности, обеспечивающий существование и развитие человека. Для централизованно управляемой экономики характерны: общественная собственность на средства производства; централизованное планирование на всех уровнях народно-хозяйственной системы; высокий уровень концентрации производства и его монополизация на государственных предприятиях; ориентация производственной деятельности на народно-хозяйственную эффективность; декларирование в качестве высшей цели общества всестороннее развитие человека; закрытость единого народно-хозяйственного комплекса страны.
Опыт развития современной цивилизации
свидетельствует о том, что, с
одной стороны, система рыночных
отношений позволяет
Современное рыночное хозяйство ориентировано, как правило, на удовлетворение многообразных потребностей человека. Одновременно во многих промышленно развитых странах оно обеспечивает высокую степень защищённости своих граждан посредством государственного вмешательства в социально-экономические процессы (перераспределение создаваемых благ, налоговая политика, правовое обеспечение и т.д.). Это дало основание для определение такого хозяйства как социально-рыночного.
Основоположником концепции
В современном мире концепция социально-рыночного хозяйства рассматривается как попытка совместить понимание неизбежности процессов, происходящих на рынке, с социальным и общественным прогрессом. Социально-рыночное хозяйство нацелено на свободное, экономически эффективное, прочное, социальное и справедливое устройство экономии и общества в целом. Его можно рассматривать как некий «третий путь» между необузданным капитализмом конца ХIХ – начала ХХ в. и системами с централизовано управляемой экономикой.
Исходя из того, что социально-рыночное хозяйство является одной из моделей рыночной экономики, приобретшей новое качество в результате деятельности государства по обеспечению социальной справедливости, социально защиты граждан, можно дать следющее его определение: социально-рыночное хозяйство – это социально-экономическая система, функционирующая на основе плюрализма всех форм собственности, экономической свободы граждан, производителей товаров и услуг, свободной конкуренции и ценообразования, обеспечивающая с помощью государства справедливое распределение валового национального продукта в строгом соответствии с реальным трудовым вкладом каждого гражданина и предоставляющая социальные гарантии незащищённым слоям населения.
Из данного определения
- формирование и поддержание
надёжного правопорядка в
- обеспечение внутренней и
- развитие отраслей социальной
инфраструктуры (образование, здравоохранение,
- осуществление контроля за
соблюдением законодательства
- обеспечение социальных
- разработка и реализация
- определение общепризнанных «
- макроэкономическое управление
социально-экономическими
Успешное решение этих задач государством позволит обеспечить: а) повышения уровня и качества жизни населения; б) стабильность уровня цен; в) высокий уровень занятости; г) поддержание социальной справедливости и эффективно функционирующей системы социального обеспечения.
РФ взяла курс на
Важным шагом на пути практического решения задач, намеченных Основным Законом Страны, была «Программа социальных реформ в РФ на период 1996-200 гг.», принятая Постановлением Правительства от 26.02.1997 г. №222. Этой программой намечались стратегические цели и приоритетные направления социальных реформ, определялись конкретные меры по реформированию: а) сферы труда и трудовых отношений; б) политики в области занятости населения и развития кадрового потенциала; в) миграционной политики; г) социального страхования; д) пенсионного обеспечения; е) системы социальной защиты населения; ж)системы социальной поддержки семьи, женщин, детей и молодёжи; з) отраслей социальной сферы (образования, культуры, физической культуры, спорта, отдыха и туризма, жилищной сферы). В ней содержится также региональный срез социальной политики, указаны основные особенности проведения социальных реформ в северных районах страны, представлена система мер по финансовому обеспечению этой реформы.
Обеспечение экономического и социального прогресса в обществе с любой экономикой (рыночной или нерыночной) невозможно без управления происходящими в ней процессами. Под управлением обычно понимают систему сознательных целесообразных, планомерных воздействий субъекта управления на его объекты с тем, чтобы обеспечить сохранение их качественной специфики, нормальное функционирование, приспособление к изменяющимся условиям внешней среды.
В качестве субъектов управления выступают социальные институты, организации, группы людей и отдельные индивиды, осуществляющие управленческие действия, т.е. принимающие решения и организующие их реализацию. Различают два вида субъектов управления: непосредственный и главный. Непосредственными субъектами управления являются:
- на макроуровне – государство
с присущими ему органами
- на уровне субъектов РФ и
местных органов власти –
В коммерческих предприятиях и организациях
непосредственные субъекты управления
– менеджеры с административно-
Главным субъектом управления согласно Конституции РФ является народ, выбирающий своих представителей в органы государственной власти и опосредованно управляющий своими делами. На деловых предприятиях главным субъектом управления являются их собственники – индивидуальные или коллективные.
В свою очередь, объектами управления являются все социальные институты, организации, группы людей и отдельные индивиды, испытывающие управленческие воздействия и реагирующие на них в своей непосредственной трудовой деятельности.
Управление в общественных системах всегда носит двойственный характер. С одной стороны, оно является функцией непосредственно процесса производства, т.е. функцией комбинированного процесса труда, порождаемой кооперацией труда, и заключается в объективной необходимости координации деятельности людей во времени и пространстве в конкретной экономической, социальной, правовой, политической и технологической обстановке – организационно-техническая сторона управления. С другой стороны, управление всегда является функцией собственности на средства производства, поскольку кооперация труда, организация совместной трудовой деятельности осуществляется собственником средств производства или по его поручению профессиональными управляющими – менеджерами. Именно социально-экономическая сторона управления определяет цели, характер и инструментарий управленческой деятельности.
Сущность управления раскрывается в его основных функциях:
В реальном управленческом процессе эти функции взаимопроникают и взаимодействуют.
В условиях рыночного хозяйства особое значение приобретает функция регулирования развития национальной экономики. Её значение обусловлено необходимостью преодоления либо сглаживания таких недостатков рыночной системы, как:
- отсутствие стимулов для
- незаинтересованность
- отсутствие гарантий на труд тем, кто хочет и может работать;
- отсутствие гарантий гражданам на стандартное благосостояние;
- неспособность на стабильной
основе содействовать развитию
фундаментальных исследований
- присущие свободному рынку
нестабильность развития и
Указанные проблемы призвано решать
государство посредством
Государственное регулирование экономики и социальных отношений это не что иное, как целенаправленная деятельность государства по обеспечению стабильности национальной экономики и желаемых темпов её воспроизводства, общих (политических, правовых, экономических) условий нормального функционирования свободных товаропроизводителей и гарантирование им социальной защиты. Его основными формами являются:
- нормы права;
- бюджетно-налоговые рычаги;
- кредитно-денежные инструменты;
- стратегическое планирование.
Административно правовое регулирование с помощью норм права предусматривает: а) организацию различных видов деятельности людей, их социальных общностей; б) определение компетенции, объёма полномочий и обязанностей государственных и коммерческих организаций, а также отдельных граждан. Механизм правового регулирования составляют различные нормативные акты (законы, указы, подзаконные акты) – источники права. Переход РФ к рыночным отношениям потребовал разработки новой системы законодательных актов, отражающих новые политические и экономические реалии.
Информация о работе Предмет теории стратегического планирования