Предмет теории стратегического планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:34, реферат

Описание работы

Из данного определения следует, что в решении социальных проблем достаточно велика роль государства, главные задачи которого:
- формирование и поддержание надёжного правопорядка в стране;
- обеспечение внутренней и внешней безопасности;
- развитие отраслей социальной инфраструктуры (образование, здравоохранение, науки и искусства, общественного транспорта и т.д.);
- осуществление контроля за соблюдением законодательства в области конкурентной борьбы;
- обеспечение социальных гарантий и права на труд для более слабых членов общества;

Содержание работы

1. Социальное рыночное хозяйство как объект государственного регулирования и стратегического планирования 3
2. Стратегическое планирование как процесс практической деятельности общества 8
3. Стратегическое планирование как наука: предмет, объект и важнейшие аспекты……………………………………………………………………………………....12
Список литературы 13

Файлы: 1 файл

Реферат по макроэк планированию и прогнозированию.doc

— 232.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве  Российской Федерации»

(Финансовый университет)


 

Институт сокращенных  программ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

Дисциплина: Микроэкономическое планирование и прогнозирование

 

Тема: «Предмет теории стратегического планирования »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент ИСП (группа

                                 ИСП - 11(10)-ЗФК-2/3-01)

Мухортова С.Г.

 

Проверил:

 к.э.н., профессор Логвинов С.А.

 

 

 

 

Москва

2012 год

 

 

 

План

 

1. Социальное рыночное хозяйство как объект государственного регулирования и стратегического планирования 3

2. Стратегическое планирование как процесс практической деятельности общества 8

3.  Стратегическое планирование как наука: предмет, объект и важнейшие аспекты……………………………………………………………………………………....12

Список литературы 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Социальное рыночное  хозяйство как объект государственного  регулирования и стратегического планирования

В любой стране мира существует несколько аспектов жизнедеятельности общества: экономический, социальный, правовой и духовный. Все они протекают в разных формах организации общественных отношений. В их основе могут быть рыночные отношения или же отношения, формируемые и жёстко централизовано управляемые государством.

Основу рыночных отношений составляет частная собственность на средства производства и предметы потребления, свободная деятельность товаропроизводителей, свободная конкуренция и ценообразование, свободный выбор вида деятельности, обеспечивающий существование и развитие человека. Для централизованно управляемой экономики характерны: общественная собственность на средства производства; централизованное планирование на всех уровнях народно-хозяйственной системы; высокий уровень концентрации производства и его монополизация на государственных предприятиях; ориентация производственной деятельности на народно-хозяйственную эффективность; декларирование в качестве высшей цели общества всестороннее развитие человека; закрытость единого народно-хозяйственного комплекса страны.

Опыт развития современной цивилизации  свидетельствует о том, что, с  одной стороны, система рыночных отношений позволяет обеспечивать более эффективное по сравнению  с командно-административной, бюрократической системой функционирование всех аспектов жизнедеятельности общества, а с другой – все страны, базирующиеся на системе рыночных отношений, широко используют с разными вариациями методы государственного регулирования социально-экономических процессов, происходящих в жизни общества.

Современное рыночное хозяйство ориентировано, как правило, на удовлетворение многообразных  потребностей человека. Одновременно во многих промышленно развитых странах  оно обеспечивает высокую степень защищённости своих граждан посредством государственного вмешательства в социально-экономические процессы (перераспределение создаваемых благ, налоговая политика, правовое обеспечение и т.д.). Это дало основание для определение такого хозяйства как социально-рыночного.

Основоположником концепции социально-рыночного  хозяйства и организатором реформы  в послевоенной Германии стал бывший министр народного хозяйства  ФРГ, а затем её канцлер Людвиг Эрхард. В своей книге «благосостояние  для всех», изданной в 1956 г. (в России она впервые была издана в 1960 г., переиздана в 1991 г.), раскрывая содержание этой концепции, он определил социально-рыночное хозяйство как «хозяйство, базирующиеся на принципах свободной конкуренции, свободного выбора предметов потребления, свободы раскрытия и процветания личности». По его мнению, социально-рыночное хозяйство обеспечивает стремление к рационализации, к капиталовложениям, готовность к расширению потребления. «Социальный смысл рыночного хозяйства, - писал Л.Эрхард, - в том и заключается, что любой успех экономики, любое достижение рационализации, любое повышение производительности труда идёт на благо всему народу и служит лучшему удовлетворению нужд потребителей».

В современном мире концепция социально-рыночного  хозяйства рассматривается как попытка совместить понимание неизбежности процессов, происходящих на рынке, с социальным и общественным прогрессом. Социально-рыночное хозяйство нацелено на свободное, экономически эффективное, прочное, социальное и справедливое устройство экономии и общества в целом. Его можно рассматривать как некий «третий путь» между необузданным капитализмом конца ХIХ – начала ХХ в. и системами с централизовано управляемой экономикой.

Исходя из того, что социально-рыночное хозяйство является одной из моделей рыночной экономики, приобретшей новое качество в результате деятельности государства по обеспечению социальной справедливости, социально защиты граждан, можно дать следющее его определение: социально-рыночное хозяйство – это социально-экономическая система, функционирующая на основе плюрализма всех форм собственности, экономической свободы граждан, производителей товаров и услуг, свободной конкуренции и ценообразования, обеспечивающая с помощью государства справедливое распределение валового национального продукта в строгом соответствии с реальным трудовым вкладом каждого гражданина и предоставляющая социальные гарантии незащищённым слоям населения.

Из данного определения следует, что в решении социальных проблем  достаточно велика роль государства, главные задачи которого:

- формирование и поддержание  надёжного правопорядка в стране;

- обеспечение внутренней и внешней  безопасности;

- развитие отраслей социальной  инфраструктуры (образование, здравоохранение,  науки и искусства, общественного  транспорта и т.д.);

- осуществление контроля за  соблюдением законодательства в  области конкурентной борьбы;

- обеспечение социальных гарантий  и права на труд для более  слабых членов общества;

- разработка и реализация требований, запретов и использование рыночных стимулов  для охраны окружающей среды;

- определение общепризнанных «правил  игры» в области налогового  и социального права, а также  внешнеэкономических отношений;

- макроэкономическое управление  социально-экономическими процессами  в рамках возможностей рыночного хозяйства.

Успешное решение этих задач  государством позволит обеспечить: а) повышения уровня и качества жизни  населения; б) стабильность уровня цен; в) высокий уровень занятости; г) поддержание социальной справедливости и эффективно функционирующей системы социального обеспечения.

 РФ взяла курс на формирование  в стране социально-рыночного  хозяйства. Эта цель зафиксирована  в ст 7 Конституции РФ, где говорится,  что «Российская Федерация –  социальное государство, политика  которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Общими предпосылками достижения указанной цели является успешное решение следующих проблем: создание правового государства, последовательная и решительная борьба с монополизмом и коррупцией, укрепление отечественной валюты, сокращение бюджетного дефицита, проведение активной структурно-инвестиционной политики, всемерная поддержка малого бизнеса, создание необходимых условий для экономического роста и улучшение его качества, формирование благоприятного инвестиционного климата, разработка и реализация различных программ в сфере социальной защиты населения и др.

Важным шагом на пути практического  решения задач, намеченных Основным Законом Страны, была «Программа социальных реформ в РФ на период 1996-200 гг.», принятая Постановлением Правительства от 26.02.1997 г. №222. Этой программой намечались стратегические цели и приоритетные направления социальных реформ, определялись конкретные меры по реформированию: а) сферы труда и трудовых отношений; б) политики в области занятости населения и развития кадрового потенциала; в) миграционной политики; г) социального страхования; д) пенсионного обеспечения; е) системы социальной защиты населения; ж)системы социальной поддержки семьи, женщин, детей и молодёжи; з) отраслей социальной сферы (образования, культуры, физической культуры, спорта, отдыха и туризма, жилищной сферы). В ней содержится также региональный срез социальной политики, указаны основные особенности проведения социальных реформ в северных районах страны, представлена система мер по финансовому обеспечению этой реформы.

Обеспечение экономического и социального  прогресса в обществе с любой  экономикой (рыночной или нерыночной)  невозможно без управления происходящими  в ней процессами. Под управлением обычно понимают систему сознательных целесообразных, планомерных воздействий субъекта управления на его объекты с тем, чтобы обеспечить сохранение их качественной специфики, нормальное функционирование, приспособление к изменяющимся условиям внешней среды.

В качестве субъектов управления выступают  социальные институты, организации, группы людей и отдельные индивиды, осуществляющие управленческие действия, т.е. принимающие  решения и организующие их реализацию. Различают два вида субъектов  управления: непосредственный и главный. Непосредственными субъектами управления являются:

- на макроуровне – государство  с присущими ему органами представительной, законодательной власти, президент  и его аппарат, исполнительные  органы власти – правительство  страны;

- на уровне субъектов РФ и  местных органов власти – соответственно  представительные и исполнительные  органы власти.

В коммерческих предприятиях и организациях непосредственные субъекты управления – менеджеры с административно-управленческим аппаратом.

Главным субъектом управления согласно Конституции РФ является народ, выбирающий своих представителей в органы государственной  власти и опосредованно управляющий  своими делами. На деловых предприятиях главным субъектом управления являются их собственники – индивидуальные или коллективные.

В свою очередь, объектами управления являются все социальные институты, организации, группы людей и отдельные  индивиды, испытывающие управленческие воздействия и реагирующие на них в своей непосредственной трудовой деятельности.

Управление в общественных системах всегда носит двойственный характер. С одной стороны, оно является функцией непосредственно процесса производства, т.е. функцией комбинированного процесса труда, порождаемой кооперацией  труда, и заключается в объективной необходимости координации деятельности людей во времени и пространстве в конкретной экономической, социальной, правовой, политической и технологической обстановке – организационно-техническая сторона управления. С другой стороны, управление всегда является функцией собственности на средства производства, поскольку кооперация труда, организация совместной трудовой деятельности осуществляется собственником средств производства или по его поручению профессиональными управляющими – менеджерами. Именно социально-экономическая сторона управления определяет цели, характер и инструментарий управленческой деятельности.

Сущность управления раскрывается в его основных функциях:

  1. подготовка и принятие управленческих решений;
  2. организация выполнения управленческих решений;
  3. мотивация и стимулирования выполнения решений;
  4. учёт и анализ хода выполнения принятых решений;
  5. контроль процесса выполнения решений;
  6. регулирование (оперативное управление) процесса выполнения решений.

В реальном управленческом процессе эти функции взаимопроникают и взаимодействуют.

В условиях рыночного хозяйства  особое значение приобретает функция  регулирования развития национальной экономики. Её значение обусловлено  необходимостью преодоления либо сглаживания  таких недостатков рыночной системы, как:

- отсутствие стимулов для производства  товаров и услуг коллективного  и общественного назначения;

- незаинтересованность хозяйствующих  субъектов реагировать на результаты  своей антропогенной деятельности;

- отсутствие гарантий на труд  тем, кто хочет и может работать;

- отсутствие гарантий гражданам  на стандартное благосостояние;

- неспособность на стабильной  основе содействовать развитию  фундаментальных исследований в  науке;

- присущие свободному рынку  нестабильность развития и подверженность  инфляционным процессам.

Указанные проблемы призвано решать государство посредством использования  различных форм вмешательства в  социально-экономические процессы, происходящие в обществе.

Государственное регулирование экономики  и социальных отношений это не что иное, как целенаправленная деятельность государства по обеспечению стабильности национальной экономики и желаемых темпов её воспроизводства, общих (политических, правовых, экономических) условий нормального функционирования свободных товаропроизводителей и гарантирование им социальной защиты. Его основными формами являются:

- нормы права;

- бюджетно-налоговые рычаги;

- кредитно-денежные инструменты;

- стратегическое планирование.

Административно правовое регулирование  с помощью норм права предусматривает: а) организацию различных видов деятельности людей, их социальных общностей; б) определение компетенции, объёма полномочий и обязанностей государственных и коммерческих организаций, а также отдельных граждан. Механизм правового регулирования составляют различные нормативные акты (законы, указы, подзаконные акты) – источники права. Переход РФ к рыночным отношениям потребовал разработки новой системы законодательных актов, отражающих новые политические и экономические реалии.

Информация о работе Предмет теории стратегического планирования