Предмет теории стратегического планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:34, реферат

Описание работы

Из данного определения следует, что в решении социальных проблем достаточно велика роль государства, главные задачи которого:
- формирование и поддержание надёжного правопорядка в стране;
- обеспечение внутренней и внешней безопасности;
- развитие отраслей социальной инфраструктуры (образование, здравоохранение, науки и искусства, общественного транспорта и т.д.);
- осуществление контроля за соблюдением законодательства в области конкурентной борьбы;
- обеспечение социальных гарантий и права на труд для более слабых членов общества;

Содержание работы

1. Социальное рыночное хозяйство как объект государственного регулирования и стратегического планирования 3
2. Стратегическое планирование как процесс практической деятельности общества 8
3. Стратегическое планирование как наука: предмет, объект и важнейшие аспекты……………………………………………………………………………………....12
Список литературы 13

Файлы: 1 файл

Реферат по макроэк планированию и прогнозированию.doc

— 232.50 Кб (Скачать файл)

Бюджетно-налоговые рычаги, являясь  важным структурным элементом системы государственного регулирования рыночной экономики, включают:

  1. налоговую политику, призванную стимулировать экономический рост, НТП, возможность структурных преобразований, повышение экспортной конкурентоспособности отечественных товаров. Существуют две группы методов, с помощью которых решаются эти проблемы: а) изменение в системе налогов и уровне налоговых ставок; б) предоставление прямых и косвенных льгот предпринимателям и физическим лицам в целях воздействия на размеры их инвестиционной деятельности;
  2. расходы государственного бюджета, осуществляются: а) направлением государственных инвестиций на финансирование приоритетных научных исследований, программ подготовки высококвалифицированной рабочей силы, программ модернизации инфраструктуры, программ в области обеспечения обороноспособности страны и конверсии; финансовое поощрение модернизации основных фондов и роста производительности, разработок и внедрения специальных программ экспортного потенциала; финансирование совместно с субъектами федерации мероприятий по охране природы и рациональному природопользованию; б) направлением средств государства на развитие ВПК; в) финансированием отраслей социальной инфраструктуры для функционирования системы социального обеспечения; г) приобретением государством ресурсов, необходимых для пополнения государственных материальных резервов и других общегосударственных нужд.
  3. Амортизационную политику, обеспечивающую ускорение обновления основного капитала, а также НТП.

Кредитно-денежные инструменты – более тонкое средство воздействия государства на воспроизводственный процесс. Правововую основу их использования в РФ составляют федеральные законы  «О Центральном банке РФ» (от 31 июля 1995 г.) и «О банках и банковской деятельности» (от 3 февраля 1996 г.).

Использую кредитно-денежные средства, государство через ЦБ влияет на масштабы и характер деятельности частных  институтов, так как в развитой рыночной системе именно они являются базой всей денежно-кредитной системы  страны. Это регулирование осуществляется в таких взаимосвязанных направлениях, как:

- учётная политика;

- политика минимальных резервов;

- управление денежной эмиссией;

- операции на открытом рынке;

- добровольные соглашения.

Учётная политика, формируемая и  реализуемая ЦБ РФ, имеет своей целью воздействовать на объём кредитных ресурсов коммерческих банков страны путём изменения ставки рефинансирования (учётной ставки), т.е. цены кредита, предоставляемого им на конкурсной основе нуждающимся банкам. Повышая ставку рефинансирования, ЦБ сужает возможности для кредитования коммерческими банками своих клиентов и тем самым понижает степень деловой активности страны, объём денежной массы. Понижая ставку рефинансирования, ЦБ РФ поощряет коммерческие банки к получению ссуд, расширению их активных операций, что способствует увеличению их ссудных фондов.

Политика минимизации резервов предусматривает обязательное хранение определённых денежных сумм коммерческих банков на счетах ЦБ РФ. Увеличивая или  уменьшая резервные требования, ЦБ РФ сокращает или увеличивает объём кредитных ресурсов, которые коммерческие банки могут использовать для выдачи ссуд своим клиентам.

Управление денежной эмиссией включает в себя комплекс мер ЦБ РФ, связанных  с выпуском в обращение денежных знаков, приводящим к количественному изменению денежной массы. Тем самым оказывается воздействие на деловую активность в экономической среде.

Операции на открытом рынке имеют  своей целью воздействовать на денежную массу путём продажи ценных бумаг  коммерческим банкам либо их покупки у последних. Результатом этих операций является  сокращение или увеличение кредитных ресурсов у коммерческих банков, а следовательно, падение или рост объёма активных операций в реальном секторе экономики.

Добровольные соглашения – это  взаимоотношения, которые устанавливаются в порядке соглашений между ЦБ и коммерческим банком, и особенно удобны, когда ЦБ должен принимать оперативные решения, действовать быстро и без особого бюрократизма. На основании соглашений коммерческие банки проявляют добровольную готовность на лимитирование своей деятельности.

Помимо системы соглашений, ЦБ РФ может использовать методы рекомендаций, призывов, обращений к банковскому  и иным нефинансовым секторам экономики.

Стратегическое планирование занимает особое место в системе государственного регулирования социального рыночного хозяйства. Стратегическое планирование даёт возможность:

  1. получить представление о состоянии экономики и уровне решений социальных проблем на конкретный момент времени;
  2. спроецировать на будущее современные тенденции в развитии экономики и социальных отношений;
  3. наметить стратегические цели, к достижению которых должны стремиться соответствующие субъекты управления;
  4. увязать поставленные цели с объёмом и структурой всех видов ресурсов, требующихся для их достижения;
  5. увязать в единое целое федеральные и региональные программы решения важнейших экономических и социальных проблем, стоящих перед страной, субъектами федерации и местными органами управления;
  6. обеспечить комплексное, координированное включение бюджетно-налоговых и денежно-кредитных инструментов в механизм достижения стратегических задач;
  7. даёт возможность деловому миру страны получить представление о конъюнктуре на внутреннем и мировом рынках, тенденциях на них и подключиться, реализуя свой интерес, к выполнению федеральных и региональных программ.

 

 

 

 

2. Стратегическое планирование  как процесс практической деятельности  общества

Планирование занимает особое место  в системе управления и регулирования  социально-экономическими процессами, происходящими в обществе, в обеспечении нормального функционирования коммерческих организаций. Разрабатываемые в стране на всех уровнях национальной экономики прогнозы, программы и планы являются важнейшими инструментами реализации политики соответствующих субъектов управления. Именно они позволяют организовать чёткую, продуманную, всесторонне обоснованную работу по достижению задач, поставленных перед обществом и хозяйствующими субъектами.

Сущность любого явления или  процесса проявляется через его  функции. Двойственная функция управление подготовки и принятия управленческого решения означает прежде всего практическую работу по постановке целей и задач, которые преследует субъект управления, и разработку мер, обеспечивающих их достижение. По своему содержанию такая деятельность и есть не что иное, как планирование.

Таким образом процесс подготовки управленческих решений, касающихся различных  аспектов жизнедеятельности общества, его отдельных подсистем и  структурных элементов, направлен  на формирование соответствующих целей и определение оптимальных путей их достижения, обеспечивающих эффективное использование всех требующихся для этого ресурсов. Следовательно, планирование – это специфическая форма общественной практики людей, являющаяся приоритетной функцией управления, состоящей в подготовке различных вариантов управленческих решений в виде прогнозов, проектов программ и планов, в обосновании их оптимальности и в обеспечении возможности выполнения и контроля за их выполнением.

Для того чтобы успешно управлять  развитием национальной экономики, экономики субъектов федерации, а также деятельностью местных хозяйственных органов и коммерческих организаций и регулировать  разнообразные процессы, происходящие в обществе, необходимо всем субъектам управления точно и правильно намечать цели, подготавливать научно обоснованные  меры, обеспечивающие достижение этих целей. Все эти проблемы и решаются в процессе планирования.

Поскольку планирование это элемент  управления, причём занимающий в системе центральное место, необходимо обратится к объективным основам возникновения потребности в управлении. Управление – это свойство, присущее обществу на любой ступени его развития, оно имеет всеобщий характер и обусловлено тем, сто для производства товаров и оказания услуг, осуществления других видов жизнедеятельности люди должны общаться, обмениваться продуктами своей деятельности, создавать трудовые коллективы. Но трудовой коллектив немыслим без организованности, порядка, определения места каждого работника в коллективе, его функций. Следовательно, управление совместным трудом есть не что иное, как установление согласованности, координация усилий работников, совместно осуществляющих производство товаров или услуг, обеспечение необходимого порядка и регулярности производственного процесса, а также расширенного производства.

Вывод: общественное разделение труда  и его кооперация являются объективной  основой возникновения потребности  в управлении производством.

Для управления характерна планомерность, сущность которой состоит в том, что люди сознательно определяют цели своих действий и соразмеряют свои действия с ресурсами, учитывая при этом прямое и косвенное воздействие внешней по отношению к ним среды. Планомерность свойственна каждому трудовому акту и формируется по мере развития самого общества, углубления разделения и кооперации труда.

Вывод: Управление и планирование внутренне присуще коммерческим структурам, осуществляющим производство материальных благ и услуг.

Перечислим другие объективные  обстоятельства, обуславливающие потребность  макроэкономического планирования в рыночном хозяйстве:

- неспособность механизма свободного  рынка обеспечить макроэкономическую  устойчивость национальной экономики,  преодолеть циклические колебания  производства, валового дохода, занятости  и др.

- систематический рост доли коллективного или общественного потребления в общем объёме потребления;

- рост масштабов антропогенного  воздействия человеческой деятельности  на среду обитания;

- появление более сложных и  важных форм взаимодействия друг  с другом хозяйствующих субъектов и целых секторов экономики  в результате расширения интеграционных процессов;

- обострение глобальных проблем  современности, обуславливающих  усиливающийся интерес общества, государства к проблемам долгосрочного  развития;

- возникновение чрезвычайных  ситуаций, активизирующих активность в области планирования.

Стратегическое планирование –  это разработка стратегических решений, предусматривающих таки цели и стратегии  поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды. Характерные черты стратегического планирования:

- направленность на средне- и  дальнесрочную перспективы (более  1 года);

- ориентация на решение ключевых для планируемой системы целей, от достижения которых зависят её выживание, социально-экономический прогресс;

- органическая увязка намеченных  целей с объёмом и структурой  требующихся для их достижения  ресурсов;

- учёт позитивного или негативного  влияния воздействия на планируемый объект многочисленных внешних факторов, разработка мероприятий, ослабляющих или нейтрализующих негативное воздействие внешних факторов либо использующих их позитивное влияние для успешного решения стратегических задач планируемой системы;

- адаптивный характер, т.е. способность  предвидеть изменения внешней  и внутренней среды планируемого  объекта и приспособить к ним  процесс его функционирования.

Стратегическое планирование имеет  содержание, охватывающее его сущность и форму, и раскрываемое посредством процедуры планирования.

Основными процедурами стратегического  планирования являются стратегическое прогнозирование, разработка стратегических программ, подготовка проектов стратегических планов различных уровней национальной экономики.

Под стратегическим прогнозом понимается эмпирическое или научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта прогнозирования в будущем, об альтернативных путях и сроках осуществления.

Стратегическое прогнозирование  выступает в качестве связующего звена между теорией и практикой регулирования всех областей жизни общества, коммерческих структур, и выполняет две важные функции: предсказательную(описательную) и предписательную(предуказательную).

Предсказательная функция стратегического  прогнозирования заключается в описании возможных или желательных перспектив, состояний объекта прогнозирования в будущем.

Предписательная функция – это  подготовка проектов решений по различным  проблемам планирования на основе имеющейся  информации о направлениях деятельности определённых субъектов управления

Процедура стратегического программирования. Программирование является второй ступенью в процедурах стратегического планирования. Оно базируется на прогнозных разработках  и имеет своей целью составление  проектов целевых комплексных программ решения важнейших проблем развития национальной экономики страны, межотраслевых, отраслевых, региональных и локальных проблем.

Под программой в макроэкономическом стратегическом планировании понимают научное предвидение состояния какого –либо локального объекта управления через 5, 10, 15 лет и более, основанное на чётком определении цели и системы мероприятий, обеспечивающих достижение этой цели, согласованных между собой по ресурсам, срокам исполнения и исполнителям.

Цель программы, в конечном счёте – удовлетворение определённых общественных потребностей путём соответствующего преобразования используемых ресурсов.

Целевые комплексные программы (ЦКП) федерального уровня имеют важное значение при решении проблем развития национальной экономики. На основании ЦКП осуществляется:

1) глубокое и всестороннее обоснование  стратегических решений по глобальным  проблемам развития национальной  экономики;

2) планомерная концентрация ресурсов, необходимых для решения важнейших  задач перспективного развития;

Информация о работе Предмет теории стратегического планирования