Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 13:28, автореферат
Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в разработке комплекса методических экономико-организационных мероприятий, направленных на построение и адаптацию процессно-ориентированной бизнес-модели управления страховой компанией, поиска инновационных технологий решения задач управления посредством мониторинга результативности функционирования страхового бизнес-процесса.
Научная новизна диссертационного исследования. Новизна состоит в разработке механизма построения и адаптации процессно-ориентированной бизнес-модели управления страховой организацией на основе сетевой модели бизнес-процесса, отличающейся от существующих бизнес-моделей двойственным выходом в виде страхового продукта и страховой услуги, а также в моделировании типового регламента управления страховым бизнес-процессом и механизма его мониторинга, что в совокупности позволяет принимать эффективные управленческие решения.
Элементы научной новизны характеризуются следующими положениями:
- расширено определение «бизнес-модель управления организацией», предложена его экономическая, математическая и графическая интерпретация, позволяющая тестировать существующую бизнес-модель управления национальных операторов страхового рынка, действующих на территории Ростовской области, а также построить новую модель управления страховой организацией;
Теоретическая и практическая значимость исследования.
1. Выводы и предложения
2. Положения и рекомендации
3. Отдельные результаты
Апробация результатов исследования. Методологические и научные положения и рекомендации, полученные в ходе исследования, были апробированы автором в ходе докладов и выступлений: на научно-практических конференциях молодых ученых Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону, РГУ (ЮФУ) 2005-2007); на 1 Летней школе Российского журнала менеджмента (факультет менеджмента СПбГУ, г. Санкт-Петербург, 2006); на XIII международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2006» (г. Москва, МГУ, 2006); на международной научно-практической конференции (г. Ростов-на-Дону, РГУ, 2006); на методических семинарах, проводимых ООО СК «Ингосстрах-ЛМТ» (г. Ростов-на-Дону, 2006); на научно-практической конференции «Инновационная деятельность в условиях глобализации» (Ростов-на-Дону, Южный федеральный университет, 2007); на научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного управления: теория и практика» (г. Москва, 2007); на научно-практической конференции «Современные тенденции развития теории и практики управления отечественными предприятиями» (г. Ставрополь, 2007); на международной научно-практической конференции «Развитие России в глобализирующейся мировой экономике» (г. Ростов-на-Дону, 2008)
Основные выводы диссертационного
исследования опубликованы в 15 печатных
работах, общим объемом 5,85 п.л., в
том числе 3 статьи в научных журналах,
рекомендованных ВАК для
Структура диссертации. Диссертационная работа (200 страниц) состоит из введения, трех разделов, 9 параграфов, заключения, списка используемой литературы, включающего 161 наименование, и 5 приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
1. Предложен механизм
перехода бизнес-модели
Современное управление основано на
использовании разнообразных
Внутренняя архитектора
Целью проектирования бизнес-модели управления организацией с одной стороны является создание целостного образа деятельности и адекватного ему состояния внутренней среды компании, с другой – выявление и согласование противоречивых требований к организации компании, ее развитию. Проектирование бизнес-модели организации позволяет проанализировать ее деятельность как системы с целью выявления причин мешающих достижению организацией своих целей и разработке рекомендаций по их ликвидации и улучшению деятельности компании в целом.
Процессно-ориентированная бизнес-модель управления ориентируется на стоимостной подход, направлена на повышение управляемости организацией в силу назначения ответственных за ее выход, обеспечивает оптимальное сочетание централизованного и децентрализованного управления путем устранения функциональных барьеров между различными подразделениями компании. Построение процессно-ориентированной бизнес-модели управления организацией включает в себя целый комплекс задач, которые необходимо решить руководству для построения новой системы управления. Предлагаемый автором типовой алгоритм разработки и адаптации процессно-ориентированной бизнес-модели управления организацией заключается в выполнении ряда методико-прикладных этапов (рисунок 2): организационно-методического; описание модели организации «Как есть»; анализ модели «Как есть»; описание модели «Как должно быть»; выбор методического подхода к процессному управлению.
Данные этапы могут
2. Обосновано, что существующими
базовыми принципами
Исследование развития страхового рынка России показало, что в настоящее время можно отметить выравнивание предложения страховых продуктов по ассортименту, качеству и стоимости и конкуренция из продуктовой сферы начинает перемещаться в область построения эффективных систем управления страховой компанией с целью качественного осуществления страховых услуг.
На основе анализа тенденций развития страхового рынка Ростовской области, было выявлено увеличение доли страховых компаний, зарегистрированных на территории г. Москва и Московской области с одной стороны, и снижения доли страховых компаний, зарегистрированных непосредственно на территории г. Ростов-на-Дону и Ростовской области (рисунок 3).
Рисунок 3 – Доля и динамика развития ростовских страховых компаний по отношению к иногородним компаниям и филиалам, действующим на территории Ростовской области3
Данная тенденция связана с тем, что в основе конкурентоспособной бизнес-модели управления страховой компанией лежит сетевой принцип и крупные страховые компании стремятся развить филиальную сеть.
Проведенный анализ позволил выявить, что в основе системы управления современных страховых компаний лежит линейно-функциональный принцип, дающий, с одной стороны, возможность специализации сотрудников и простоту формирования организационно-штатной структуры, с другой – стагнацию обмена информацией как внутри организации, так и с внешней средой. В страховой практике модель организационной структуры страховой компании, построенной по функциональному принципу, дает наглядную картину тех многочисленных задач, которые решаются при осуществлении страхования. Так, можно выделить следующие направления деятельности страховой компании: управление; материально-техническое и кадровое обеспечение; сбыт страховых продуктов; предоставление страховых услуг; административно-хозяйственная деятельность; финансирование.
Однако, наличие линейно-функциональной структуры построения сдерживает растущий потенциал страховых организаций и не позволяет реализоваться ему в полной мере, поскольку в линейно-функциональной системе управления подразделения воспринимают команды, поступающие сверху по вертикали, а отдельные подразделения работают на достижение своих функциональных целей. Объединение сетевой и линейно-функциональной структур построения бизнес-модели страховых организаций приводит к стагнации информационного пространства, как самих страховых компаний, так и всего страхового рынка.
3. Построена модель страхового бизнес-процесса и обоснован двойственный характер ее выходов
Страховая деятельность носит вероятностный характер, поскольку обязанность страховщика по осуществлению страховой выплаты возникает только при наступлении страхового случая. Исходя из этого, выход бизнес-модели страховой компании носит двойственный характер в виде страховых продуктов и страховых услуг. Под страховым продуктом понимается результат деятельности страховой компании, выраженный в разработке конкретного вида страхования и представленный набором соответствующих документов. Страховые услуги рассматриваются как оценка материальных потерь и возмещение убытков пострадавшим лицам, а так же выгодоприобретателям в форме выплаты страховой суммы. В этом случае, под страховым бизнес-процессом следует понимать процесс привлечения клиента с целью продажи страховых продуктов и обслуживания договора страхования в части предоставления страховых услуг при наступлении страхового случая (рисунок 4).
Как видно из рисунка, клиентами страхового бизнес-процесса могут являться физические и юридические лица, испытывающие потребность в защите своих имущественных интересов. Основными ресурсами, обеспечивающими страховой бизнес-процесс, являются информация и сотрудники, осуществляющие продажи страховых продуктов и обеспечение предоставления страховых услуг в части оценки ущерба в случае возникновения страхового случая и его возмещения. Мониторинг страховых компаний национального рынка позволил выявить типовую модель сквозного бизнес-процесса страховой компании, а на ее основе определить особенности функционирования всей бизнес-модели управления страховой компанией национального рынка (рисунок 5).
Данная модель строилась исходя из выделения в компании административного, основного и вспомогательного бизнес-процессов организации.
Административный бизнес-процесс включает в себя различные уровни управления компанией как единым целым, а страховой – множество подпроцессов. Первым звеном в цепочке является страховой маркетинг, когда исследуются потребности рынка и на основании полученных данных делаются предварительные оценочные расчеты (андеррайтинг). Данные расчеты используются для разработки страховых продуктов. Перестрахование же состоит в защите прямого страховщика от возможных финансовых потерь, связанных с осуществлением страховых выплат. В модели перестрахование и андеррайтинг рассматриваются как отдельная отрасль. На следующем этапе осуществляется продажа страховых продуктов, а далее в случае наступления страхового случая – оценка ущерба и осуществление страховой выплаты заинтересованным лицам, т.е. предоставление страховых услуг. Исходя из двойственного характера страхового бизнес-процесса, на этапе продажи страховых продуктов и далее к основному бизнес-процессу начинают подключаться элементы управления финансовыми ресурсами (административный бизнес-процесс). Это связано с прямой зависимостью между уровнем запаса платежеспособности компании и эффективностью инвестирования как средств страховых резервов, так и собственного капитала страховщика.