Разработка и адаптация процессно-ориентированной бизнес-модели управления страховой компанией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 13:28, автореферат

Описание работы

Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в разработке комплекса методических экономико-организационных мероприятий, направленных на построение и адаптацию процессно-ориентированной бизнес-модели управления страховой компанией, поиска инновационных технологий решения задач управления посредством мониторинга результативности функционирования страхового бизнес-процесса.

Файлы: 1 файл

Автореферат_чистый.doc

— 279.50 Кб (Скачать файл)

Научная новизна диссертационного исследования. Новизна состоит в разработке механизма построения и адаптации процессно-ориентированной бизнес-модели управления страховой организацией на основе сетевой модели бизнес-процесса, отличающейся  от существующих бизнес-моделей двойственным выходом в виде страхового продукта и страховой услуги, а также в моделировании типового регламента управления страховым бизнес-процессом и механизма его мониторинга, что в совокупности позволяет принимать эффективные управленческие решения.

Элементы научной новизны характеризуются следующими положениями:

- расширено определение «бизнес-модель управления организацией», предложена его экономическая, математическая и графическая интерпретация, позволяющая тестировать существующую бизнес-модель управления национальных операторов страхового рынка, действующих на территории Ростовской области, а также построить новую модель управления страховой организацией;

  • представлена технология построения процессно-ориентированной бизнес-модели управления страховой организацией, которая позволяет повысить эффективность горизонтальных связей между функциональными подразделениями, оптимизировать проведение комплексной диагностики организации для выявления необходимых изменений в ее деятельности;
  • предложена модель сквозного бизнес-процесса страховой компании, как базовой платформы принятия управленческих решений, отличающейся двойственным характером выходов страхового бизнеса, выраженным в продаже страховщиком страховых продуктов и оказании при наступлении страхового случая страховых услуг;
  • обоснована комплексная методика определения деформационных разрывов в бизнес-модели управления страховой компанией «как есть», отличающаяся ранжированием управленческих решений в отношении функционирующих бизнес-процессов филиальной сети, а также базированием на экспертной оценке работы страхового бизнес-процесса и построении матрицы взаимовлияний оценок важности и проблемности;
  • разработан шаблон универсального регламента управления страховым бизнес-процессом, отличающийся высокой степенью интегрированности управленческих решений и инвариативностью данного метода по отношению к размеру и видам реализуемых страховых продуктов; применение универсального регламента управления страховым бизнес-процессом обеспечивает внедрение системы менеджмента качества согласно действующим национальным стандартам;
  • предложена система показателей результативности работы сквозного страхового бизнес-процесса, отличающаяся возможностью эффективного мониторинга и аудита страхового бизнес-процесса всей страховой организации, что позволяет принимать управленческие решения, связанные с постоянным улучшением и совершенствованием страхового бизнес-процесса, а также, при необходимости, внедрять корректирующие и предупреждающие меры превентивного характера.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

1. Выводы и предложения развивают  ряд аспектов теории управления  социально-экономическими системами  и могут служить теоретико-методологической  основой для реализации проектов разработки и адаптации процессно-ориентированной бизнес-модели управления страховой компанией.

2. Положения и рекомендации диссертационного  исследования могут применяться  в системе подготовки специалистов  по страховому делу, в высшей школе при чтении учебных курсов «Менеджмент страховых организаций», «Современные методы управления: контроллинг, реинжиниринг», «Инструментарные средства управления» для студентов и магистрантов.

3. Отдельные результаты исследования  могут быть использованы операторами национального рынка для построения и адаптации процессно-ориентированной бизнес-модели управления страховой компании с целью повышения эффективности ее функционирования и прозрачности протекающих в ней бизнес-процессов. Ряд положений работы реализован в практической деятельности страховых компаний Ростовской области, что подтверждается соответствующими документами о внедрении.

Апробация результатов  исследования. Методологические и научные положения и рекомендации, полученные в ходе исследования, были апробированы автором в ходе докладов и выступлений: на научно-практических конференциях молодых ученых Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону, РГУ (ЮФУ) 2005-2007); на 1 Летней школе Российского журнала менеджмента (факультет менеджмента СПбГУ, г. Санкт-Петербург, 2006); на XIII международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2006» (г. Москва, МГУ, 2006); на международной научно-практической конференции (г. Ростов-на-Дону, РГУ, 2006); на методических семинарах, проводимых ООО СК «Ингосстрах-ЛМТ» (г. Ростов-на-Дону, 2006); на научно-практической конференции «Инновационная деятельность в условиях глобализации» (Ростов-на-Дону, Южный федеральный университет, 2007); на научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного управления: теория и практика» (г. Москва, 2007); на научно-практической конференции «Современные тенденции развития теории и практики управления отечественными предприятиями» (г. Ставрополь, 2007); на международной научно-практической конференции «Развитие России в глобализирующейся мировой экономике»  (г. Ростов-на-Дону, 2008)

Основные выводы диссертационного исследования опубликованы в 15 печатных работах, общим объемом 5,85 п.л., в  том числе 3 статьи в научных журналах, рекомендованных ВАК для публикации основных результатов диссертации  на соискание ученой степени кандидата экономических наук.

Структура диссертации. Диссертационная работа (200 страниц) состоит из введения, трех разделов, 9 параграфов, заключения, списка используемой литературы, включающего 161 наименование, и 5 приложений.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

1. Предложен механизм  перехода бизнес-модели управления  организацией на процессно-ориентированную.

Современное управление основано на использовании разнообразных моделей, позволяющих описать деятельность организации на всех этапах ее  жизненного цикла, а так же отдельные функциональные сферы. Это касается объектов управления различной организационно-правовой формы, организационных структур и целей их существования, будь то производство продукции или оказание услуг. В ходе исследования было определено авторское видение  понятия «бизнес-модель управления организацией». Автор рассматривает бизнес-модель управления организацией как модель, которая описывает внутреннюю архитектуру компании, необходимую для достижения корпоративных целей и преобразующую входы в выходы (рисунок 1).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 –  Графическая бизнес-модель управления  организацией1

 

Внутренняя архитектора организации  включает корпоративную миссию и стратегии, стратегические цели и задачи, бизнес-процессы, организационно-штатную структуру, систему документооборота, информационные технологии,  систему показателей результативности сквозного бизнес-процесса, на базе которой осуществляется принятие управленческих решений относительно дальнейшего управления им, а так же обратная связь с клиентами. К входам организации относят различного рода ресурсы, в том числе и информацию, к выходам – товары, работы, услуги, информацию.

Целью проектирования бизнес-модели управления организацией с одной стороны является создание целостного образа деятельности и адекватного ему состояния внутренней среды компании, с другой – выявление и согласование противоречивых требований к организации компании, ее развитию. Проектирование бизнес-модели организации позволяет проанализировать ее деятельность как системы с целью выявления причин мешающих достижению организацией своих целей и разработке рекомендаций по их ликвидации и улучшению деятельности компании в целом.

Процессно-ориентированная бизнес-модель управления ориентируется на стоимостной подход,  направлена на повышение управляемости организацией в силу назначения ответственных за ее выход, обеспечивает оптимальное сочетание централизованного и децентрализованного управления путем устранения функциональных барьеров между различными подразделениями компании. Построение процессно-ориентированной бизнес-модели управления организацией включает в себя целый комплекс задач, которые необходимо решить руководству для построения новой системы управления. Предлагаемый автором типовой алгоритм разработки и адаптации процессно-ориентированной бизнес-модели управления организацией заключается в выполнении ряда методико-прикладных этапов (рисунок 2): организационно-методического; описание модели организации «Как есть»; анализ модели «Как есть»; описание модели «Как должно быть»; выбор методического подхода к процессному управлению.

Данные этапы могут проводиться  как  последовательно, так и параллельно, что зависит от размеров организации и масштабности предполагаемых изменений. Безусловным фактом является то, что необходимо привлечение внешних консультантов с целью критического рассмотрения текущего состояния дел в организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 –  Технология внедрения процессно-ориентированной         бизнес-модели управления организацией2

 

2. Обосновано, что существующими  базовыми принципами построения  бизнес-модели управления страховой  компанией являются сетевой и              линейно-функциональный методы

Исследование развития страхового рынка России показало, что в настоящее время можно отметить выравнивание предложения страховых продуктов по ассортименту, качеству и стоимости и конкуренция из продуктовой сферы начинает перемещаться в область построения эффективных систем управления страховой компанией с целью качественного осуществления страховых услуг.

На основе анализа тенденций  развития страхового рынка Ростовской области, было выявлено увеличение доли страховых компаний, зарегистрированных на территории г. Москва и Московской области с одной стороны, и снижения доли страховых компаний, зарегистрированных непосредственно на территории г. Ростов-на-Дону и Ростовской области  (рисунок 3).

Рисунок 3 – Доля и  динамика развития ростовских страховых  компаний по отношению к иногородним компаниям и филиалам,  действующим на территории Ростовской области3

Данная тенденция связана с  тем, что в основе конкурентоспособной  бизнес-модели управления страховой  компанией лежит сетевой принцип и крупные страховые компании стремятся развить филиальную сеть.

Проведенный анализ позволил выявить, что в основе системы управления современных страховых компаний лежит линейно-функциональный принцип, дающий, с одной стороны, возможность специализации сотрудников и простоту формирования организационно-штатной структуры, с другой –  стагнацию обмена информацией как внутри организации, так и с внешней средой. В страховой практике модель организационной структуры страховой компании, построенной по функциональному принципу, дает наглядную картину тех многочисленных задач, которые решаются при осуществлении страхования. Так, можно выделить следующие направления деятельности страховой компании: управление; материально-техническое и кадровое обеспечение; сбыт страховых продуктов; предоставление страховых услуг; административно-хозяйственная деятельность; финансирование.

Однако, наличие линейно-функциональной структуры построения сдерживает растущий потенциал страховых организаций и не позволяет реализоваться ему в полной мере, поскольку в линейно-функциональной системе управления подразделения воспринимают команды, поступающие сверху по вертикали, а отдельные подразделения работают на достижение своих функциональных целей. Объединение сетевой и линейно-функциональной структур построения бизнес-модели страховых организаций приводит к стагнации информационного пространства, как самих страховых компаний, так и всего страхового рынка.

3. Построена модель  страхового бизнес-процесса и  обоснован двойственный характер ее выходов

Страховая деятельность носит вероятностный характер, поскольку обязанность страховщика по осуществлению страховой выплаты возникает только при наступлении страхового случая.  Исходя из этого, выход бизнес-модели страховой компании носит двойственный характер в виде страховых продуктов и страховых услуг. Под страховым продуктом понимается результат деятельности страховой компании, выраженный в разработке конкретного вида страхования и представленный набором соответствующих документов. Страховые услуги рассматриваются как оценка материальных потерь и возмещение убытков пострадавшим лицам, а так же выгодоприобретателям в форме выплаты страховой суммы.  В этом случае, под страховым бизнес-процессом следует понимать процесс привлечения клиента с целью продажи страховых продуктов и обслуживания договора страхования в части предоставления страховых услуг при наступлении страхового случая (рисунок 4).

Как видно из рисунка, клиентами  страхового бизнес-процесса могут являться физические и юридические лица, испытывающие потребность в защите своих имущественных интересов. Основными ресурсами, обеспечивающими страховой бизнес-процесс, являются информация и сотрудники, осуществляющие продажи страховых продуктов и обеспечение предоставления страховых услуг в части оценки ущерба в случае возникновения страхового случая и его возмещения. Мониторинг страховых компаний национального рынка позволил выявить типовую модель сквозного бизнес-процесса страховой компании, а на ее основе определить особенности функционирования всей бизнес-модели управления страховой компанией национального рынка (рисунок 5).


 

где Р –  выполняемые работы в ходе реализации страхового бизнес-процесса

Рисунок 4 –  Модель страхового бизнес-процесса4 

 

Данная модель строилась исходя из выделения в компании административного, основного и вспомогательного бизнес-процессов организации.

 
















Рисунок 5  – Модель сквозного бизнес-процесса страховой компании5

 

Административный бизнес-процесс включает в себя различные уровни управления компанией как единым целым, а страховой – множество подпроцессов. Первым звеном в цепочке является страховой маркетинг, когда исследуются потребности рынка и на основании полученных данных делаются предварительные оценочные расчеты (андеррайтинг). Данные расчеты  используются для разработки страховых продуктов. Перестрахование же состоит в защите прямого страховщика от возможных финансовых потерь, связанных с осуществлением страховых выплат. В модели перестрахование и андеррайтинг рассматриваются как отдельная отрасль. На следующем этапе осуществляется продажа страховых продуктов, а далее в случае наступления страхового случая – оценка ущерба и осуществление страховой выплаты заинтересованным лицам, т.е. предоставление страховых услуг. Исходя из двойственного характера страхового бизнес-процесса, на этапе продажи страховых продуктов и далее к основному бизнес-процессу начинают подключаться элементы управления финансовыми ресурсами (административный бизнес-процесс). Это связано с прямой зависимостью между уровнем запаса    платежеспособности     компании и    эффективностью инвестирования как средств страховых резервов, так и собственного капитала страховщика.

Информация о работе Разработка и адаптация процессно-ориентированной бизнес-модели управления страховой компанией