Развитие малого бизнеса в России, проблемы и решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 12:49, контрольная работа

Описание работы

Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.
Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора.

Содержание работы

Введение.
Что такое малый бизнес.
Развитие малого бизнеса в России.
Проблемы малого бизнеса в России и их решение.
Литература.

Файлы: 1 файл

малый бизнес в россии антоненко.docx

— 37.21 Кб (Скачать файл)


 

Федеральное агентство по образованию

Волгоградский филиал

ФЕДЕРАЛЬНОГО государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Российский Государственный Университет ТУРИЗМА И Сервиса»

 

 

 

Кафедра «Общетехнических дисциплин»

 

 

 

Задания для контрольной работы

На тему «Развитие малого бизнеса в России, проблемы и решения»

по дисциплине «Сервисная деятельность»

для студентов заочной формы обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент:  Панин М. Г.

Преподаватель: Антоненко В. В.

 

 

 

 

Волгоград, 2013/2014 учебный год

Содержание

 

Введение.

Что такое малый бизнес.

Развитие малого бизнеса в России.

Проблемы малого бизнеса в России и их решение.

Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

   Опыт ведущих стран  современного мира со всей  очевидностью доказывает необходимость  наличия в любой национальной  экономике высокоразвитого и  эффективного малого предпринимательского  сектора. Поэтому возрождение России  невозможно осуществить без соответствующего  этому развитию данного сектора  экономики, так как именно он  является тем локомотивом, который  буквально тащит за собой экономическое  и социальное развитие.

   Хозяйственная практика  в малом бизнесе находится  в причинно-следственной зависимости  углубляющейся специализацией общественного  производства и дифференциацией  товаров и услуг. Экономическая  маневренность, гибкость принятия  решений, территориально-пространственная  мобильность делает малый бизнес  необходимым в современном, постиндустриальном  обществе.

   Разработке проблем  становления и функционирования  малых предпринимательских структур  посвящены исследования отечественных  и зарубежных экономистов: Мягкова  П., Зяблюка М., Хайера В., Эрхарда Л., Аллена Л., Брокхауса А., Дынкина А., Стерлина А., Ниндайка Р., Лукьянова Ю., Рубе В., Горбунова Э., Иорданской Э., Медведева А., Татаркина А., Фегенно Е. и др. Ими обоснована необходимость изучения проблем малого бизнеса, исследованы основные направления реализации государственной политики поддержки малых фирм, выявлены некоторые особенности развития малого производства, определены подходы к оценке инвестиционных проектов и разработке бизнес-планов и т.д.

   Но в то же  время недостаточно внимания  уделено изучению влияния малого  предпринимательства на структурные  преобразования региональной экономики; формированию рациональной структуры  индустриальных центров на основе  развития малого бизнеса; разработке  экономического взаимодействия  территориальных органов власти  и малого бизнеса; методологии  комплексной оценки предпринимательских  проектов и проведению их экспертизы  в отдельных городах и регионах  нехарактерных для промышленно  развитых стран условиях, условиях  переходного периода, переживаемого  Россией.

 

Что такое малый бизнес.

 

    Малый бизнес - это предпринимательская деятельность в относительно небольших масштабах. Более широкое определение этому понятию можно дать так: система экономически обособленных малых и средних предприятий, ориентированных на рынок, формирующих структуру и объем производства под воздействием покупательского спроса на товары и услуги, административно не зависимых от государственных и иных учреждений.

Как показывает мировая практика, основным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм[4] относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является:

численность персонала;

размер уставного капитала;

величина активов;

объем оборота (прибыли, дохода).

    На сегодняшний день, в России под субъектами малого бизнеса понимают коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период на превышает предельных уровней:

в промышленности - 100 человек;

в строительстве - 100 человек;

на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве - 60 человек;

в научно технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

    А также под субъектами малого бизнеса понимаются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

    Предпринимательство - это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее. Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей - результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

    Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента - будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий - это тоже инновационные моменты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развития малого бизнеса в России.

 

История малого предпринимательства в России связана с широким распространением кооперативов и трудовых артелей. На начало 1917 года действовало около 50 тысяч кооперативов, причем коллективная собственность распространялась на все этапы - от закупки средств и предметов труда до продажи изготовленного продукта. Артели обладали особой мобильностью, их состав постоянно менялся, сохранялось лишь ядро из четырех-пяти человек.

    В период военного коммунизма предпринимательская деятельность переместилась в теневую сферу. В середине 1920-х годов в условиях НЭПа (1921-1928 гг.) 73% торговцев приобрели патенты на торговлю с лотков и киосков, на их долю приходилась треть всего частного товарооборота; 23% торговцев открыли магазины, где были заняты главным образом сами владельцы и члены их семей, доля наемного труда не превышала 25%; и лишь 4% торговых заведений основывались на наемном труде.

    В 1930-е годы малый бизнес снова был вытеснен в теневую сферу. В российской экономической литературе утвердилась концепция, согласно которой крупное производство имело абсолютное преимущество перед мелким, а мелкие производители неизбежно расслаивались и превращались в наемных рабочих. Однако действительность не подтвердила этих выводов. Малый бизнес доказал свою конкурентоспособность в сфере мелкосерийного и индивидуального производства товаров и услуг, особенно инновационных, а также в качестве поставщика комплектующих изделий и услуг для крупного бизнеса.

    Российское малое предпринимательство с 1990-х годов прошло четыре этапа развития.

    Первый этап начался в конце 1980-х годов, когда огромные льготы всех видов, в том числе за счет средств госбюджета, обусловили быстрое накопление капиталов, организацию производства дефицитных товаров широкого потребления и бытовых услуг, развитие розничной торговли, общественного питания и прочее. Массы людей обучались основам предпринимательства в школах научно-технического творчества и полугосударственных малых предприятиях. Первые миллионеры сделали целое состояние, получая ресурсы по фиксированным государственным, а продавая - по рыночным ценам. Отсутствие должного контроля и низкое качество государственного управления усугубили дефицит товаров и сделали необходимой "шоковую терапию". Иначе нельзя было ликвидировать "навес" ничем не обеспеченных денег.

    Второй этап экстенсивного развития малого предпринимательства начался в 1991-1992 годах с либерализацией цен, массовой приватизацией и отменой монополии внешней торговли. В 1991-1994 годах число малых предприятий выросло с 268 до 897 тысяч, а занятость на них - с 5,4 до 8,8 миллионов человек. Число малых научно-технических фирм за один 1993 год выросло в 1,8 раза, несмотря на высокую инфляцию и утрату оборотных средств из-за отсутствия их индексации. Малый бизнес наладил производство многих потребительских товаров (крупные предприятия нередко выдавали их работникам вместо зарплаты). К 1996 году число малых фирм достигло максимума (1040 тысяч).

Однако инфляция привела к обесценению сбережений населения и резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало паралич инвестиционной деятельности и стимулировало малый бизнес лишь в некапиталоемких отраслях с быстрым оборотом средств - в торговле, общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка, а также в сфере услуг и образования. На данном этапе происходило массовое создание бирж, банков, страховых фирм, посреднических импортно-экспортных структур, фирм, обслуживающих бартер, вексельный оборот и так далее.

    Во второй половине 1990-х годов оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие малые предприятия, преимущественно торгово-посреднические и научно-консультационные, либо прекратили свое существование, либо диверсифицировались.

    Третий этап развития малого предпринимательства (с 1996-1997 годов до 2003 года) сопровождался сокращением числа малых предприятий из-за резкого снижения доходности самостоятельной предпринимательской деятельности. Налоги стали отнимать до 80% легального дохода предпринимателей. В итоге в 1990-е годы число малых фирм сократилось до 840 тысяч. Из-за финансового кризиса и потери средств, в банках от трети до половины фирм ушли с легального рынка.

    Правительство не имело реальной стратегии поддержки малого бизнеса, особенно в инновационной и производственной сферах. Созданные в рамках принятого в 1995 году закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" фонды практически не функционировали. Кредиты малому бизнесу выдавались в основном "Европейским банком реконструкции и развития" и другими зарубежными структурами под высокий процент. Не развивался лизинг.

    В 2001-2002 годах число малых предприятий выросло с 842 до 878 тысяч, а их доля в валовом внутреннем продукте - с 9,6 до 10,4%. Это позволило увеличить занятость с 7,23 до 7,78 миллионов человек, то есть создать 550 тысяч рабочих мест. Однако, как подтвердили исследования Российского центра малого предпринимательства, Центра экономических и финансовых исследований и разработок, Института исследований проблем предпринимательства, существенных улучшений в положении малого и среднего бизнеса не произошло. Большая часть малого и среднего бизнеса остается в теневой экономике. В ряде регионов до половины малых предприятий существует не более одного квартала и не ведет реальной хозяйственной деятельности. Число занятых в малом бизнесе даже с учетом индивидуальных предпринимателей составляет всего 17% экономически активного населения. На эту сферу в 2002 году приходилось всего 2,6% инвестиций. С 2003 года российский малый бизнес начал качественно новый, четвёртый, этап своего развития, который продолжается до наших дней.

 

Проблемы малого бизнеса в России и их решение.

 

    Многие характерные особенности становления малого предпринимательства в России напрямую связаны с основными проблемами, мешающими развитию нормальных рыночных отношений и частного предпринимательства в целом.

Так в Резолюции I Всероссийского съезда предпринимателей малых предприятий были выделены следующие проблемы:

Информация о работе Развитие малого бизнеса в России, проблемы и решения