Реформа жилищно-коммунальной сферы РФ и проблемы жилищно-коммунального хозяйства в условиях рыночной экономики, пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить особенности жилищно-коммунального хозяйства, необходимость его реформирования, рассмотреть проблемы жилищно-коммунальной сферы и найти пути их решения.
Данная цель предполагает следующие задачи исследования:
раскрыть теоретические основы жилищно-коммунального хозяйства в условиях рыночной экономики;
определить необходимость реформирования жилищно-коммунального хозяйства;
рассмотреть реформу жилищно-коммунальной сферы РФ;
проанализировать состояние жилищно-коммунального хозяйства России на современном этапе;
выявить проблемы жилищно-коммунального хозяйства в условиях рыночной экономики и найти пути их решения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...............3
Глава 1. Теоретические основы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в условиях рыночной экономики……………………………………….5
1.1. Сущность, состав и структура жилищно-коммунального хозяйства в условиях рыночной экономики………………………………………………5
1.2. Необходимость реформирования жилищно-коммунального хозяйства: основные задачи и направления…………………………….......9
Глава 2. Реформа жилищно-коммунальной сферы РФ и проблемы жилищно-коммунального хозяйства в условиях рыночной экономики, пути их решения……………………………………………………………………………..15
2.1. Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства России на современном этапе…………………………………………………………..15
2.2. Переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг….17
2.3. Проблемы жилищно-коммунального хозяйства в условиях рыночной экономики и пути их решения………………………………………………….….21
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников и литературы……………………………...31

Файлы: 1 файл

курсовая по системе ГМУ.docx

— 67.27 Кб (Скачать файл)

В различных регионах России сегодня работают около 50 тыс. малых, многоотраслевых унитарных и акционерных предприятий. Они обслуживают города и поселки, занимаясь решением сложных проблем, начиная от ремонта жилья, дорог, теплоснабжения, заканчивая банно-прачечными и ритуальными услугами населению.

Жилищно-коммунальная сфера поглощает все больше материальных и финансовых средств, не подкрепленных достаточным финансированием из бюджета. Сложилась такая ситуация, что цена услуг для населения оказалась ниже себестоимости. Разница должна покрываться из бюджета. Практически бюджет выделяет 60-70% потребности в бюджетном финансировании. Промышленные предприятия также имеют задолженность за потребляемые услуги. По коммунальным услугам оплачивается 81%, по ремонтно-эксплуатационным предприятиям - 90% [12, с. 95].

Изменение политико-экономических отношений, административных структур управления на всех уровнях власти, отсутствие адекватных преобразований в системе управления ЖКХ, необходимых источников финансирования предприятий ЖКХ, как обязательного условия устойчивого функционирования объектов ЖКХ, предопределяет необходимость реформирования ЖКХ. Это становится не только экономической, но и политической проблемой. Важнейшей тенденцией нынешнего этапа явилась нарастающая роль государства в формировании жилищно-коммунальной политики принятие пакета законов о доступном жилье и модернизации коммунальной инфраструктуры. Проблема обеспечения населения доступным жильем приобрела федеральное значение и привела к созданию национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» [12, с. 16].

Вступление в силу Жилищного кодекса РФ, федеральных законов «О концессионных соглашениях» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» открывает перспективы для развития конкурентных отношений и привлечения в отрасль бизнес-структур на основе государственно-частного партнерства; крупные управляющие компании переходят от краткосрочных договоров к долгосрочным инвестициям и расширяют масштаб своей деятельности, охватывая все большее количество регионов и муниципальных образований. Привлечение частного бизнеса к управлению и инвестированию в коммунальный комплекс должно обеспечиваться при преимущественном сохранении региональной (муниципальной) собственности на коммунальную инфраструктуру. Особенно это касается систем тепло- и водоснабжения, где за счет ресурсосберегающих мероприятий может быть достигнут серьезный экономический эффект [30, ст. 15].

Комплекс основных задач по реформированию жилищно-коммунального комплекса включает:

1. повышение качества и доступности жилищно-коммунальных услуг на основе институциональных преобразований и развития рыночных отношений, включающих реструктуризацию органов управления в сфере жилищно-коммунального обслуживания; системное построение договорных отношений и повышение эффективности конкурентных принципов, привлечение частного бизнеса, акционирование предприятий ЖКХ, развитие института профессиональных управляющих жилищным фондом, формирование механизма их отбора на конкурсной основе, содействие в реализации схем самоуправления жителей в жилищной сфере;

2. обеспечение финансового оздоровления ЖКХ на основе повышения эффективности использования бюджетных расходов и адресной поддержки реально нуждающихся граждан в предоставлении определенного стандарта жилищно-коммунального обслуживания, оптимизации соотношения тарифного и бюджетного финансирования, а также увеличения инвестиционной составляющей в тарифах на услуги ЖКХ;

3.регулирование деятельности коммунального комплекса с целью консолидации теплоэнергетических активов в муниципальном образовании и проведения органами муниципального управления единой политики по обеспечению его устойчивого функционирования, надежности и безопасности предоставляемых услуг, модернизации сетей, сооружений и оборудования и повышения на этой основе ресурсной эффективности производства и качества услуг [13, с. 16].

Основные направления реформирования ЖКХ [Приложение 1].

Финансовое оздоровление предприятий ЖКХ, включает в себя инвентаризацию, реструктуризацию и ликвидацию накопившейся многолетней задолженности.

Предусматривается переход на полную оплату всеми категориями потребителей затрат на содержание и ремонт жилья и на предоставление коммунальных услуг. Вместо дотирования предприятий ЖКХ введена система адресных жилищных субсидий, зачисляемых на персонифицированные счета граждан. При этом устанавливается единый показатель для получения жилищных субсидий - доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Федеральным стандартом эта доля установлена в размере 22%, однако субъекты РФ могут понижать ее для отдельных категорий домохозяйств за счет использования средств местных бюджетов [14, с. 21].

Разделение функций собственника, управляющего жилищным фондом и обслуживающих организаций на основе договорных отношений между ними, позволит демонополизировать систему управления многоквартирными домами, их обслуживания и ремонта, обеспечить замену административных отношений в данной сфере на рыночные, создать конкурентную среду в сфере управления и обслуживания жилищного фонда, создать предпосылки для повышения качества ЖКУ.

Изменение тарифной политики включает в себя введение государственного регулирования тарифов на услуги естественных монополий (электроэнергию и природный газ) и ежегодное установление федеральным законом предельной стоимости ЖКУ на один квадратный метр жилой площади дифференцированно по субъектам РФ. На все виды ЖКУ должны быть установлены экономически обоснованные тарифы, обеспечивающие покрытие текущих затрат эксплуатирующих организаций и затрат на ремонты. При этом должны быть созданы эффективные механизмы целевого использования собственных средств предприятий, и в первую очередь амортизационных отчислений на цели модернизации и ремонта [24, с. 156].

Особо важным и серьезным шагом в реформировании жилищно-коммунального комплекса является передача управления многоквартирными домами с разным набором собственников от муниципальных органов к собственникам помещений. При этом собственники на общем собрании обязаны самостоятельно выбрать способ управления многоквартирным домом и управляющую организацию и нести полную ответственность за текущее содержание и ремонт домовладения.

Важнейшим элементом повышения эффективности управления муниципальным ЖКХ является обеспечение общественного надзора не только со стороны собственников жилья и контролирующих организаций, но и с участием саморегулируемых организаций в сфере ЖКХ, что позволит бизнесу выработать и принять критерии, которым должен соответствовать хозяйствующий субъект для участия в жилищно-коммунальной деятельности, разработать и принять правила и стандарты, повысить ответственность субъектов рынка жилищно-коммунальных услуг перед потребителями путем выработки механизмов коллективной ответственности за эксплуатацию жилищного фонда и предоставление коммунальных услуг [26, с. 180].

 Проанализировав необходимость реформирования ЖКХ, выделив основные направления государственной политики, можно сделать вывод, что необходим тщательный ценовой контроль органов власти по вопросам регулирования и утверждения тарифов предприятий естественных локальных монополий [15, с. 9].

В современных условиях это осуществляется децентрализованным порядком местными органами власти. Там, где он рационально организован, где четко определены полномочия специализированных органов администрации, уровень жилищно-коммунальных услуг потребителям выше и надежнее.

Кроме того, по мнению специалистов, эффективное развитие жилищной сферы возможно лишь на основе общественной поддержки и привлечения населения к непосредственному участию в данной работе. Речь идет, прежде всего, об информировании горожан о содержании проводимых мероприятий и принимаемых направлений развития. Важным элементом деятельности органов федеральных органов власти, органов субъектов РФ, а также органов муниципальных образований является развертывание инновационно-инвестиционной деятельности [16, с. 112].

Таким образом, сделаем вывод по первой главе: жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных отраслей народного хозяйства Российской Федерации, охватывающей многоотраслевой производственно-технический комплекс, потребность в продукции которого практически не ограничена. Жилищно-коммунальное хозяйство следует рассматривать как взаимосвязанную подсистему в общей системе хозяйственного комплекса страны, которой присущ ряд общесистемных, а также особенных свойств.

Изменение политико-экономических отношений, административных структур управления на всех уровнях власти, отсутствие адекватных преобразований в системе управления ЖКХ, необходимых источников финансирования предприятий ЖКХ, как обязательного условия устойчивого функционирования его объектов, предопределяет необходимость реформирования ЖКХ.

Глава 2. Реформа жилищно-коммунальной сферы РФ и проблемы жилищно-коммунального хозяйства в условиях рыночной экономики, пути их решения

 

 

2.1. Анализ состояния  жилищно-коммунального хозяйства  России на     современном  этапе

 

Приватизация муниципального и государственного жилья значительно увеличила долю частного жилья. К 2012 г. она составила более 75 % по сравнению с 33 % в 1996 г. [18, с. 3].

Однако в процессе приватизации не было четко определено отношение и ответственность собственников жилых помещений к общему имуществу многоквартирного дома, т.е. к той части, которая является неотъемлемой его составляющей, а так же не была достигнута главная цель - передача многоквартирных домов и принадлежащих земельных участков в целом в реальное управление собственникам.

За годы преобразований проведена передача муниципалитетам государственного и ведомственного жилищного фонда. Государственное (ведомственное) жилье составляет в настоящее время 142,0 млн. кв. м, или 5,1 % от всего жилищного фонда страны [17, с. 136].

Сформированный таким образом рынок жилья и созданная на федеральном уровне правовая база позволили внедрять на местах следующие механизмы улучшения жилищных условий граждан: расселение коммунальных квартир; ликвидацию общежитий; выплату гражданам субсидии на приобретение и строительство жилья; предоставление определенным категориям граждан государственных жилищных сертификатов; предоставление жилищных кредитов (включая ипотечные); выпуск жилищных ценных бумаг (облигаций, векселей, сертификатов, займов).

Новые подходы в жилищной политике, связанные со снятием ограничений инициативы населения, позволили уменьшить (за период 2000-2010 гг.) количество семей, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий, с 10,2 до 3,55 млн. (34,8 %) и увеличить средний показатель обеспеченности жильем по России на 2,6 кв. м (19,1 кв. м жилья на человека) [19, с. 27].

Передача жилищного фонда в муниципалитеты, с одной стороны, позволила сделать предприятия, ранее отвечавшие за его эксплуатацию, более конкурентоспособными, уменьшив затраты на его содержание, с другой - потребовала увеличения затрат у муниципалитетов на его содержание. Такие же проблемы возникли и в отношении других объектов недвижимости ЖКХ, хозяйственное или оперативное управление по которым было закреплено за предприятиями и учреждениями.

Институциональные изменения, происходящие в экономике страны, коснулись коммунальных предприятий. В первую очередь они связаны с их приватизацией и разгосударствлением, что позволило сформировать частный сектор в отрасли (в основном за счет малого бизнеса), а также создать базу для внедрения рыночных отношений. Заметно выросло число муниципальных предприятий, что было обусловлено реализацией постановления Правительства РФ от 07.03.95 № 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность". 

Численность работающих на ведущих предприятиях отрасли составляет порядка 1,5 млн. чел., а с учетом предприятий малого бизнеса - 4,2 млн. чел. Среднесписочная численность ведущих предприятий по сравнению с началом реформ возросла на 24 %, однако к концу 2008 г. наметилось ее снижение в связи с подъемом промышленности, появлением рабочих мест с высокими заработками в других сферах экономики [20,с. 267].

Законом РФ от 24.12.92 № 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" было определено, что отрасль ЖКХ должна перейти на полную самоокупаемость. Здесь кроется основная проблема жилищно-коммунального хозяйства. Перед очередными выборами в Государственную Думу депутаты, не считаясь с принятыми мерами социальной поддержки низкодоходных семей, необоснованно отодвинули время перехода отрасли ЖКХ на самоокупаемость. Одновременно в этот же период была резко расширена система льгот на оплату услуг ЖКХ. Сейчас льготы установлены более чем для 60 % населения России. Создалась система, когда льготы гражданам фактически оплачиваются предприятиями ЖКХ. Все это поставило жилищно-коммунальное хозяйство на грань разрушения [11, ст. 13].

 

 

2.2. Переход на  новую систему оплаты жилья  и коммунальных услуг

 

Итогом организационных преобразований явилась подготовка программ реформирования ЖКХ всеми субъектами Российской Федерации и завершение работ по подготовке муниципальных программ реформирования. Программы реформирования всех субъектов Федерации (в соответствии с Концепцией реформирования) были определены сроком перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг [21, с. 398].

Информация о работе Реформа жилищно-коммунальной сферы РФ и проблемы жилищно-коммунального хозяйства в условиях рыночной экономики, пути их решения