Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 14:33, реферат
Одним из важнейших направлений маркетинговой деятельности любой, как коммерческой, так и нонпрофитной, организации является сегментирование (сегментация) рынка1.
Под сегментированием рынка физкультурно-спортивных услуг следует понимать выделение типологических групп реальных и/или потенциальных потребителей, сходным образом реагирующих на демонстрируемые характеристики услуги (пакета услуг) и побудительные стимулы маркетинга. Такие группы называются сегментами рынка.
СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ УСЛУГ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД, ТЕХНОЛОГИЯ, ПРИМЕРЫ
Ключевые слова: сегментирование, рынок, потребители, физкультурно -спортивные услуги, маркетинг.
Одним из важнейших направлений маркетинговой деятельности любой, как коммерческой, так и нонпрофитной, организации является сегментирование (сегментация) рынка1.
Под сегментированием рынка физкультурно-спортивных услуг следует понимать выделение типологических групп реальных и/или потенциальных потребителей, сходным образом реагирующих на демонстрируемые характеристики услуги (пакета услуг) и побудительные стимулы маркетинга. Такие группы называются сегментами рынка.
Как показывает практика, сегментирование рынка позволяет физкультурно -спортивным организациям:
- более четко и целенаправленно
проводить работу по
- получить возможность
работать с отдельной
- выбрать оптимальный
вариант маркетинговой
- сконцентрировать свою
физкультурно-спортивную и
- более обоснованно и
дифференцированно подходить к
разработке пакетов или
- повысить как собственную
конкурентоспособность, так и
конкурентоспособность
- упростить свою организационно-
- повысить эффективность своей физкультурно-спортивной, хозяйственной и рыночной деятельности.
Как показали результаты собственных исследований, сегментация рынка услуг отрасли "физическая культура и спорт" - это разновидность его комплексного исследования, затрагивающая потенциальных и реальных потребителей, внешнюю (в первую очередь, конкурентную) и внутреннюю среду физкультурно-спортивной организации, ассортимент, качество, условия предоставления и оплаты физкультурно-спортивных услуг, а также возможности и ресурсы (материально-технические, кадровые, финансовые, временные и др.) самой организации. Предполагаемая в ходе сегментации рынка информационно -аналитическая работа огромна и требует применения широкого спектра исследовательских методов и процедур; наиболее типичные из них приведены в табл.1.
Рынок физкультурно-спортивных
услуг может быть сегментирован
по широчайшему спектру критериев
(табл. 2). При этом могут быть использованы
как традиционные для маркетинга
критерии, так и критерии, отражающие
особенности физкультурно-
Таблица 1. Основные этапы и методы сегментации рынка физкультурно-спортивных услуг
Этапы сегментации |
Основные методы и процедуры маркетингового исследования |
1. Определение приоритетов
в отношении признаков |
Анализ и контент-анализ вторичной информации о рынке, экспертный опрос (групповое обсуждение), методы генерирования новых идей (мозговой штурм, метод Дельфи, фокус-группы и т. п.) |
2. Определение характеристик
реальных и потенциальных |
Анкетирование, личное или телефонное интервью, наблюдение (в т. ч. с ислользованнем записывающих устройств), совершение экспериментальных покупок или их имитация, методы психологии и психофизиологии, фокус-группы с участием потребителей, групповые обсуждения, анамнез, антропометрия, соматоскопия, педагогическое тестирование и т. п. |
3. Разработка профилей групп потребителей - проведение разбивки рынка в соответствии с выбранными критериями |
Группировка и математико-статистическая обработка полученных материалов (применяются: метод средних величин, корреляционный, факторный, кластерный виды анализа, метод корреляционных плеяд, многомерное шкалирование и т. п.), интерпретация полученных данных (выделенных факторов, кластеров, корреляционных плеяд и т. п.): экспертная оценка, групповое обсуждение, мозговой штурм, фокус-группы и т. п. |
4. Оценка привлекательности
и выбор одной или нескольких
типологических групп в |
Определение характера, динамики
и тенденции изменения |
5.Оценка перспектив конкурентной борьбы за избранные рыночные сегменты | |
6.Разработка общих черт и планирование стратегии маркетинга для каждого целевого сегмента |
Типичными примерами специфических , свойственных лишь рынку физкультурно-спортивных услуг, критериев сегментации могут служить:
- основные антропометрические показатели (рост, вес, пропорции и компоненты массы тела),
- медико-биологические
- уровень развития основных
физических качеств (быстроты, силы,
скоростно-силовых
- уровень технико-тактической подготовленности (спортивного мастерства),
- психосоциологические характеристики (прилежание, психологическая настроенность на данный вид спорта, интеллектуальный уровень, самоустановка на будущее - стать хорошим спортсменом) реальных и потенциальных занимающихся.
Перечисленные критерии, которые могут быть обозначены как спортивно-педагогические, реализуются в сфере физической культуры и спорта через фактическое или юридическое введение запретов, ограничений или, наоборот, приоритетов, предпочтений в отношении потенциальных или реальных клиентов.
В качестве традиционных маркетинговых критериев применяются те же группы признаков, что и для любых социально-культурных услуг, а именно: географические (территориальные), социально-демографические и поведенческие признаки.
Как видно из приведенных
данных, система критериев сегментации
довольно разветвленная. Для рынка
физкультурно-спортивных услуг ведущими
критериями являются социально-демографические
и спортивно -педагогические (уровень
здоровья, физического развития и физической
подготовленности, спортивного мастерства
и т. п.) переменные, тесно взаимодействующие
с поведенческими характеристиками, прежде
всего - мотивационного плана (потребности,
предпочтения, амбиции, целевые установки,
мотивы и стимулы к занятиям физическими
упражнениями и спортом).
Для иллюстрации приведенных положений приведем примеры сегментации рынка физкультурно-спортивных услуг.
Итогом работы по сегментированию рынка должен стать выбор наиболее перспективных (в том числе экономически выгодных) для организации сегментов. Приведем основные критерии оценки и выбора целевых сегментов рынка физкультурно-спортивных услуг:
1) количественные параметры сегмента: количество потенциальных потребителей, а значит, необходимых человеко-мест; компактность размещения потенциальных клиентов; требуемое количество человеко-часов (человеко-дней, месяцев, лет) занятий;
2) доступность сегмента для физкультурно -спортивной организации и, наоборот, спорторганизации для потребителей, составляющих данный сегмент, с точки зрения его местоположения, уровня и стоимости транспортного обслуживания, наличия мест парковки автомобилей и т. п., а также каналов продвижения физкультурно-спортивных услуг;
3) существенность сегмента: его устойчивость (постоянство параметров спроса потребителей, составляющих данный сегмент), а также наличие перспектив для роста и развития;
4) потенциальная рентабельность (прибыльность) работы физкультурно-спортивной организации на выделенном сегменте;
5) совместимость сегмента с рынками основных конкурентов: потенциальные организации-конкуренты в данном сегменте; достоинства и недостатки конкурентов; возможные действия конкурирующих спорторганизаций в отношении избранного сегмента (готовность поступиться данным сегментом, вступить в кооперацию или в жесткую конкуренцию с учетом уровня своей защищенности);
6) возможность эффективной работы на избранном сегменте рынка с учетом традиций спорторганизации, ее потенциала (инновационного, технологического, производственного, сбытового и др.) и ресурсов (материально-технических, кадровых, финансовых, временных и т. п.).
Таблица 2. Основные факторы сегментации рынка физкультурно-спортивных услуг и рекомендуемые значения для формирования сегментов
Факторы, переменные |
Рекомендуемые значения для формирования сегментов |
Географические | |
Расположение спортивной базы относительно места жительства, учебы или работы |
5-6 категорий (в месте
учебы, работы), в 5-10 мин ходьбы,
в 10-20 мин ходьбы, в получасе
езды на транспорте и т. п.
или же рассматриваются |
Социально-демографические | |
Пол |
Мужской, женский |
Возраст |
Количество полных лет |
Принадлежность к социальной группе |
5-12 категории (дошкольники,
студенты, домохозяйки, лица умственного
труда, деловые женщины, |
Уровень личного дохода |
4-8 категорий (например, до 25, 25-50, 50-100, 100-300, 300-1000, свыше 1000 долларов США в месяц) |
Размер и состав семьи |
5-6 категорий (молодые
одинокие, молодая семья без детей,
молодая семья с младшим |
Поведенческие | |
Отношение к занятиям физическими упражнениями и спортом или услугам конкретной спорторганизации |
Восторженное, положительное, нейтральное (безразличное), отрицательное, враждебной |
Статус занимающеюся |
Незанимающийся, бывший занимающийся, потенциальный занимающийся, начинающий, регулярно занимающийся |
Интенсивность (частота) потребления услуг |
Высокая, средняя, низкая |
Степень готовности к восприятию услуг конкретной спортивной организации |
Неосведомленный, осведомленный, хорошо информированный, заинтересованный, желающий, намеревающийся и т. д. |
Степень приверженности к услугам конкретной спортивной организации |
Безоговорочные приверженцы, частичные приверженцы, не выказывающие приверженности |
Предпочитаемый вид спорта |
Плавание, футбол, восточные единоборства и др. |
Потребности и целевые установки на занятия физическими упражнениями и спортом |
5-10 категорий в зависимости
от характера потребностей (в
укреплении Здоровья, формировании
красивой фигуры, достижении высоких
спортивных результатов, |
Ориентация на источники информации |
Средства массовой информации (телевидение, пресса, реклама), информация от специалистов в области физической культуры и спорта (учителей, тренеров-преподавателей, инструкторов по видам спорта и др.), мнение ближайшего окружения (членoв семьи, знакомых, друзей, сослуживцев) и др. |
Соответствие параметрам спроса заинтересованных доноров |
Соответствует, соответствует по ряду аспектов, не соответствует |
Спортивно-педагогические | |
Антропометрические показатели (рост, вес, пропорции и компоненты массы тепа) |
Соответствует, частично соответствует, не соответствует требованиям вида спорта |
Принадлежность к медицинской группе |
Основная, подготовительная, специальная |
Противопоказания к занятиям избранным видом спорта |
Имеются, не имеются |
Уровень проявления основных физических качеств |
Выдающийся, высокий, средний, низкий, недопустимо низкий |
Уровень спортивного мастерства |
Например, хорошо умеющие плавать (не менее 50-75 м спортивным способом плавания), хорошо плавающие "по-своему" (не менее 50-75 м). умеющие плавать (не менее 25-50 м), слабоплавающие (не более 20-25 м), не умеющие плавать. |
Таблица 3. Типологические
группы женщин, систематически занимающихся фи
№ сегмента |
Возраст и род занятий |
Искомые выгоды |
Коэффициент двигательной активности |
Избранные виды физической активности |
1 |
Пенсионерки |
Укрепление здоровья, общение |
0,2 - 0,3 |
Общая физическая подготовка, оздоровительное плавание |
2 |
Лица умственного труда и домохозяйки (до 40 лет), студентки |
Смена обстановки, борьба с лишним весом |
0,3 - 0,4 |
Оздоровительное плавание, аэробика, шейпинг |
3 |
Женщины-юристы, предприниматели, управленцы, представители творческих профессий (25-35 лет) |
Улучшение внешней привлекательности, снятие нервного напряжения, поддержание высокого социального статуса |
0,3 - 0,4 |
Аква-аэробика, шейпинг, дайвинг, теннис, индивидуальные занятия на тренажерах |
4 |
Школьницы - дети и подростки (10-16 пет) |
Достижение высоких спортивных результатов |
0,4 - 0,5 |
Спортивное плавание, прыжки в воду, гандбол |
5 |
Старшеклассницы, студентки, государственные служащие (15-35 лет) |
Оптимизация двигательного режима, улучшение настроения, общего самочувствия, досуг |
0,4 - 0,5 |
Оздоровительная аэробика, волейбол, занятия на тренажерах в группе |
6 |
Домохозяйки (20-55 лет) с детьми дошкольного возраста |
Совместные занятия с детьми |
0,5 - 0,6 |
Обучение плаванию |
7 |
Представительницы педагогических специальностей, гостиничные служащие, продавцы (35-55 лет) |
Приобщение к здоровому стилю жизни (стремление "начать новую жизнь") |
0,6 - 0,7 |
Оздоровительное плавание, аква-аэробика |