Системный подход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 19:44, реферат

Описание работы

Цель исследования: анализ результатов действия системного подхода к управлению.
Задачи исследования:
1. Выявление сущности, структуры, принципов функционирования системного подхода к управлению.
2. Обоснование факторов и условий эффективного функционирования системного подхода.

Файлы: 1 файл

курсач.rtf

— 2.43 Мб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На сегодняшний день качество производимой продукции и услуг стало неотъемлемой частью нашей жизни. В условиях конкурентной борьбы качество становится стратегией, новым способом снижения затрат, повышения производительности, эффективности и результативности труда и роста благосостояния.

Всеобщее управление качеством - это новая идеология и методология управления, которая помогает решать важнейшие проблемы предприятия.

Современный менеджер должен знать всеобщее управление качеством и активно использовать его в своей трудовой деятельности.

В данном исследовании рассматривается один из принципов TQM - системный подход - на примере конкретной организации.

Цель исследования: анализ результатов действия системного подхода к управлению.

Задачи исследования:

Выявление сущности, структуры, принципов функционирования системного подхода к управлению.

Обоснование факторов и условий эффективного функционирования системного подхода.

Разработка научно-практических рекомендаций.

Объект исследования - отдел по потребительскому рынку Администрации Кировского района города Екатеринбурга.

Предмет исследования - системный подход к управлению отделом по потребительскому рынку.

В качестве методов исследования были выбраны:

Наблюдение;

Анализ работы организации;

Изучение нормативных документов;

Опрос сотрудников организации.

В данной работе изложены принципы работы отдела по потребительскому рынку на основе системного подхода, выявлены проблемы отдела, а также разработаны необходимые рекомендации для дальнейшего внедрения принципов TQM.

 

 

1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

 

1.1 Принципы TQM

 

В настоящее время уже очевидно, что конкурентоспособность любого предприятия, независимо от формы его собственности и размеров, зависит в первую очередь от качества его продукции и соизмеримости ее цены с предлагаемым качеством, то есть от того, в какой степени продукция предприятия удовлетворяет запросам потребителя.

Сегодня рынок быстро сбил цену, и потребитель с трудом разбирается среди обилия добротных и качественных товаров, конкурирующих между собой. Он переориентирован главным образом на удовлетворение нужд и пожеланий потребителя, и рынок производителя трансформировался в рынок потребителя.

Наиболее эффективной рабочей моделью качества в настоящее время является модель всеобщего управления качеством.

Требуемое рынком качества продукта (услуги) и его стоимость позволяет обеспечить TQM. В то же время, возможности TQM значительно шире, чем просто обеспечение качества продукта или услуги.

TQM - это принципиально новый подход к управлению любой организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха через удовлетворение требований потребителей и выгоды, как для членов организации, так и общества.

Сильное и настойчивое руководство, процессы обучения, подготовки (тренировки) всех членов организации являются существенными факторами для успешной реализации приведенного подхода.

Существует 8 принципов стратегии TQM:

Акцент на потребителя

Постоянное улучшение всех областей деятельности

Вовлечение работников в процесс улучшения качества

Партнерство с поставщиками

Процессный подход

Системный подход

Лидерство и поддержка со стороны руководства

Принятие решений, основанное на фактах.

Кратко рассмотрим каждый из принципов.

Акцент на потребителя

Качество оценивается только потребителем и поэтому должно быть поставлено в зависимость от его нужд и пожеланий. Это значит, что потребитель является участником процесса, осуществляемого производителем, и заинтересован в конечном результате, являясь главным арбитром в его оценке.

Постоянное улучшение

Необходимо осуществлять постоянное улучшение качества всех процессов, приводящих к улучшению качества выходного продукта. Непрерывное улучшение качества является одним из основных элементов успеха стратегии качества.

Вовлечение всех

Для того, чтобы стратегия качества была успешной, как внутренний, так и внешний потребитель должны быть не только удовлетворены и вовлечены в процесс, обеспечивающий это удовлетворение, но и принимать непосредственное участие в непрерывном улучшении качества этого процесса.

Взаимовыгодные отношения с поставщиками

Поставщик - участник процесса, он обеспечивает входы процесса. Организация и ее поставщики взаимосвязаны и отношения взаимной выгоды обеспечивают эффективность и результативность деятельности.

Процессный подход

Удовлетворение потребителя качественным продуктом является первостепенной задачей каждого производителя. В то же время, качество продукта является результатом качества процессов, выход которых он осуществляет. Поэтому для обеспечения качественного выхода производитель/поставщик должен обеспечить соответствующее качество самого процесса.

Лидерство и поддержка со стороны руководства

Стратегия качества в организации должна предусматривать постоянное, непрерывное и личное участие высшего руководства в вопросах, связанных с качеством. Руководители обеспечивают единство цели и направления организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.

Темой курсовой работы выбран системный подход, поэтому рассмотрим его более подробно.

 

1.2 Системный подход

системный подход управление потребительский рынок

Системный подход - это методология рассмотрения разного рода комплексов, позволяющая глубже и лучше осмыслить их сущность (структуру, организацию и другие особенности) и найти оптимальные пути и методы воздействия на развитие таких комплексов и систему управления ими.

Системный подход является необходимым условием использования математических методов, однако его значение выходит за эти рамки. Системный подход - это всеобъемлющий комплексный подход. Он предполагает всесторонний учет специфических характеристик соответствующего объекта, определяющих его структуру, а, следовательно, и организацию.

Выявление понимания взаимосвязанных процессов как системы содействует эффективности и результативности работы организации при достижении цели.

Система (от греческого - образование, составление) - это организованное множественное число взаимоувязываемых компонентов и элементов, которые взаимодействуют между собой и внешней средой в процессе достижения поставленной цели.

Элемент системы - это самостоятельная (отдельная) ее часть, которая имеет свою специфическую черту, свойства и особенное назначение, и проявляет присущие ей свойства лишь при взаимодействии с другими элементами.

С помощью системного подхода организация рассматривается как состоящая из элементов, взаимосвязанных и взаимообусловленных. Примерами такой системы являются:

Общая структура предприятия - совокупность подразделений одного предприятия;

Организационная структура предприятия - совокупность органов управления предприятием.

На каждом предприятии существует технологическая схема производства, которую можно представить в виде совокупности взаимосвязанных процессов.

Системный подход рассматривается как своеобразный инструмент, с помощью которого можно объяснить сложные процессы и обосновать управленческие решения.

Система обладает следующими свойствами:

Целостность - это не интегральное, а совершенно новое свойство системы. Отсутствие какого-то одного элемента нарушает это свойство. Нет целостности - нет системы.

Структурность - все элементы размещены в пространстве и во времени, а связи и отношения между элементами зафиксированы.

Иерархичность - это возможность ранжирования, упорядочения, деления системы на части, подсистемы и элементы. Определяет соподчиненность элементов системы.

Взаимозависимость - все элементы системы прямо или опосредствовано связанные друг с другом, и изменение их состава меняет отношение между остальными элементами; система может потерять свои свойства. Система не обязательно улучшается, если совершенствуется и становится эффективнее лишь какой-то ее элемент. Эффект при этом может быть обратным.

Синергизм - все элементы системы в их совокупности обеспечивают высшую эффективность, чем суммарная эффективность части, взятой отдельно.

Адаптивность - способность системы адекватно реагировать на смену внешней среды и приспосабливаться к ней. Трансформационные процессы в системе происходят как отзыв на сигналы внешнего окружения.

Гомеостатичность - поддержание существенно важных для системы параметров в допустимых пределах.

Руководитель должен четко представлять, из каких подразделений, элементов, процессов состоит его производственная система - предприятие, и его задача - разрушать функциональные барьеры между подразделениями. Убрать функциональные барьеры между подразделениями возможно только с помощью установления взаимоотношений: внутренний поставщик - внутренний потребитель. Только при системном подходе к управлению станет возможным использование обратной связи с потребителями.

Системный подход предполагает наличие особого единства системы со средой, которая определяется как совокупность внешних элементов, оказывающих влияние на взаимодействие элементов системы.

Взаимодействие организации с внешней средой может быть описано такой последовательностью:

1. Поступление информации о состоянии рынка, на котором работает организация.

2. Поступление информации о внутренней составляющей организации.

3. Анализ руководством полученной информации и принятие решений.

4. Послание распоряжений, приказов, работникам организации, относительно действий, которые следуют выполнить, чтобы достичь поставленной цели.

5. Мотивирование работников.

6. Выполнение работниками определенного объема работы.

7. Достижение цели.

8. Влияние цели на смену рыночной ситуации и ее внутренней среды.

Значение системного подхода заключается в том, что менеджеры могут проще согласовывать свою конкретную работу с работой организации в целом, если они понимают систему и свою роль в ней. Это особенно важно для генерального директора, потому что системный подход стимулирует его поддерживать необходимое равновесие между потребностями отдельных подразделений и целями всей организации. Он заставляет его думать о потоках информации, проходящих через всю систему, а также акцентирует внимание на важности коммуникаций. Системный подход помогает установить причины принятия неэффективных решений, он же предоставляет средства и технические приемы для улучшения планирования и контроля.

Современный руководитель должен обладать системным мышлением, так как:

менеджер должен воспринимать, перерабатывать и систематизировать огромный объём информации и знаний, которые необходимы для принятия управленческих решений;

руководителю необходима системная методология, с помощью которой он мог бы соотносить одно направления деятельности своей организации с другим, не допускать квазиоптимизации управленческих решений;

менеджер должен видеть за деревьями лес, за частным - общее, подняться над повседневностью и осознавать, какое место его организация занимает во внешней среде, как она взаимодействует с другой, большей системой, частью которой является;

системный подход в управлении позволяет руководителю более продуктивно реализовывать свои основные функции: прогнозирование, планирование, организацию, руководство, контроль.

Системный подход к управлению предполагает рассмотрение управления как процедуры или процесса принятия управленческих решений.

Принятие управленческих решений - это выбор одного курса действия из альтернативных вариантов. Под управленческим решением понимаются действия руководителя с целью выбора оптимального действия при наличии, по крайней мере, двух вариантов. Сложность выбора решений повышается по мере увеличения количества вариантов. Потребность в принятии решений определяется наличием проблем в производственной и коммерческой деятельности фирмы.

Процесс принятия управленческих решений включает следующие этапы:

Анализ вариантов;

Оценка достижений и потерь по каждому варианту;

Оценка фактических результатов осуществляемых решений.

Принятию любого управленческого решения предшествует экономический анализ, направленный на изучение вариантов. Критерием принятия решения является выбор наиболее экономичного варианта.

Информация о работе Системный подход