Стратегическое планирование на предприятии ОАО «Ижевский хлебозавод № 5

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – на основании анализа внешней и внутренней среды организации сформулировать миссию, цели и стратегию организации. Для достижения цели поставлен ряд задач:
- дать общую характеристику организации;
- описать внешнюю и внутреннюю среду организации;
- проанализировать стратегические возможности предприятия.
Объектом исследования курсовой работы выступает ОАО «Ижевский хлебозавод № 5».

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 55.52 Кб (Скачать файл)

 

Как показывают данные таблицы 6, влияние научно - технической среды  оказывает положительное влияние  на деятельность предприятия.

Появление «технологических прорывов» способствует совершенствованию  производственного процесса, равно  как и повышение удельного  веса компьютерных технологий в производстве.

Повышение требований к научно - технологическому уровню производства обеспечивает повышение конкурентоспособности  организации среди конкурентов  в отрасли.

 

2.2 Анализ факторов  операционного окружения

 

Проведем анализ покупателей  предприятия, поставщиков, конкурентов.

В процессе анализа выявим угрозы и возможности субъектов  операционного окружения и возможные  стратегии по отношению к ним.

Дадим анализ структуры покупателей  ОАО «Ижевский хлебозавод № 5».

Для этого воспользуемся  данными рисунка 2.

 

Рисунок 2 - Структура потребителей ОАО «Ижевский хлебозавод № 5»

 

Как показывают данные рисунка 2, среди основных потребителей составляют 48% жители г. Ижевска, 40% - жители Удмуртии, 8% - соседние регионы, 4% - прочие потребители.

Основными потребителями  является сеть магазинов г. Ижевска и города республики: Воткинск, Глазов, Сарапул, Можга. А также города других регионов такие как Пермь, Агрыз, Башкирия, Уфа, Краснокамск, Татария.

Дадим анализ основных поставщиков  предприятия. Для этого воспользуемся  данными таблицы 7.

Таблица 7 - Основные поставщики сырья

Поставщики

ЗАО «Ижмолоко»

ООО «Сарапульская птицефабрика»

ООО «Айкай»

ЗАО Сарапульский дрожжевой пивной завод

ООО «ТД УХК»

ОАО Увинский маслозавод


 

Как показывают данные таблицы 7, поставщиками сырья являются только местные предприятия, а это позволяет  судить о зависимости организации  от конкретного поставщика.

Дадим анализ конкурентов  предприятия на рынке г. Ижевска (таблица 8).

 

Таблица 8 - Конкуренты предприятия  на рынке г. Ижевска

Ассортиментная группа

Конкуренты

Конкурентные преимущества

Недостатки

Хлебобулочные изделия

Хлебозавод № 3

Широкий рынок сбыта, высокое  качество продукции

Высокие цены

Торты

ООО «Лучано»

ООО «Торты»,

«Шоколадная долина»

Широкий рынок сбыта

Низкий технологический  уровень

Высокие цены

 

«Прод - экспресс»

ЧП Жихарева,

Ветошкина

Широкий ассортимент продукции

Низкий технологический  уровень

Высокие цены

 

«ИЭМЗ Купол»

«Гостиный двор»

Более широкая возможность  индивидуального подхода

Низкий технологический  уровень

Узкий рынок сбыта


 

Как показывают данные таблицы 8, на рынке г. Ижевска действует многочисленное число производителей тортов.

По производству хлебобулочных  изделий конкурентов практически  нет. Таким образом, по данной позиции  предприятие конкурирует лишь с  хлебозаводом № 3.

Удерживать свои рыночные позиции предприятие должно за счет технологических преимуществ, позволяющих  обеспечивать высокое качество продукции.

Кроме того, дополнительные конкурентные преимущества должно обеспечить использование экологически чистых материалов.

3. Анализ внутренней  среды организации

 

3.1 Организационная  структура

 

Предприятие имеет линейно-функциональную организационную структуру (Приложение).

Достоинством организационной  структуры является наличие эффективных  вертикальных связей, к слабой стороне  организационной структуры следует  отнести отсутствие горизонтальных связей.

Возглавляет предприятие  генеральный директор, который назначается  и утверждается на эту должность  решением учредителей.

Генеральный директор подчиняется  Совету учредителей предприятия, участвует  в проводимых им регулярных совещаниях и отчитывается по всем вопросам, связанным  с деятельностью предприятия.

 

3.2 Анализ финансового  состояния

 

Финансовое состояние  предприятий, его устойчивость во многом зависят от оптимальности структуры  источников капитала (соотношения собственных  и заемных средств) и от оптимальности  структуры активов предприятия  и в первую очередь от соотношения  основных и оборотных средств, а  также от уравновешенности активов  и пассивов предприятия по функциональному  признаку. Анализ соотношения собственных  и заемных средств проведем на основе расчета коэффициентов финансовой устойчивости.

Таблица 9- Расчет показателей  финансовой устойчивости

Показатель

Формула расчета показателя по данным отчетности

Рекомендуемые значения коэффициента, тенденции

2005 г.

2006 г.

Абсолют.

изменение,

2006/

2005

1.Коэффициент автономии

Стр.490 / Стр.700

более 0,5

0,512

0,577

0,065

2.Коэффициент заемного  капитала

1 минус значение коэффициента  автономии

менее 0,5

0,488

0,423

-0,065

3.Коэффициент финансовой  зависимости

(Стр.590 + стр.690 -стр.640 - стр.650) / Стр.490

менее 0,7 Превышение означает потерю финансовой устойчивости

0,896

0,680

-0,216

4.Коэффициент обеспеченности  собственными средствами

(Стр.490 - стр. 190)/ Стр.290

Чем выше показатель (около 0,5), тем лучше финансовое состояние  предприятия

0,25

0,33

0,08

5.Коэффициент маневренности

(Стр.490 -стр. 190 + стр.5 10) /Стр.490

0,2 - 0,5

0,34

0,40

0,05


 

По данным таблицы 9, коэффициент  автономии в 2005 г. составлял 0,512, в 2006 г.- 0,577. Таким образом, более 50% активов  предприятия сформированы за счет собственного капитала.

Коэффициент финансовой зависимости  составляет в 2005 г.- 0,90, в 2006 г.- 0,68. Это  означает, что на 1 рубль собственного капитала предприятие привлекало от 90 до 68 копейки заемного капитала, то есть кредиторы участвуют в финансировании предприятия. Но, зависимость предприятия  от внешних источников снижается.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами составил в 2005 г.- 0,25, в 2006 г.- 0,33. Значение коэффициента находится ниже рекомендуемого.

В то же время достаточно высокое значение имеет коэффициент  маневренности, составивший соответственно - 0,34 и 0,40.

Таким образом, по результатам  анализа финансовой устойчивости можно  сделать вывод, что предприятие  несколько зависит от внешних  источников, хотя и обладает финансовой устойчивостью.

 

Таблица 10 -Анализ продолжительности  оборота оборотного капитала

Показатель

2005 год

2006 год

Абсолют.

изменение 2005/

2006

Относит.

изменение, % 2006/2005

Общая продолжительность  оборота оборотного капитала, дни

84,58

85,64

+1,1

1

В том числе в:

       

запасах и затратах

53,52

52,26

-1,3

-2

дебиторской задолженности

13,28

14,34

+1,1

8

денежной наличности

15,61

16,86

+1,25

8

краткосрочных вложениях

2,18

2,18

-

-


 

Данные таблицы 10 показывают, что за 2006 год отмечается замедление деловой активности предприятия, что  может в дальнейшем отрицательно сказаться на его финансовом состоянии.

 

Таблица 11 - Расчет показателей  оценки платежеспособности и ликвидности

Показатель

Формула расчета показателя по данным баланса

Рекомендуемые значения, тенденции

2005 год

2006 год

Изменение, 2006/2005

1

2

3

4

5

6

1.1. Коэффициент текущей  платежеспособности

(Стр.290 - стр.216) / (Стр.690 - стр.640 - стр.650)

от 1 до 2

1,45

1,68

0,23

1.2. Коэффициент промежуточной

(Стр.290 -стр.210 ) / (Стр.690 - стр.650)

0,7 - 0, 8

0,56

0,70

0,14

1.3. Коэффициент абсолютной  ликвидности

(Стр.260 + стр.250)/ (Стр.690 - стр.640 -

- стр.650)

0,2 - 0,3

0,31

0,38

0,07


 

Как показывают данные таблицы 11 предприятие платежеспособно. Все  оценочные показатели в 2006 г. находятся  в пределах нормы.

 

3.3 Анализ производственного  потенциала

 

В процессе анализа производственного  потенциала исследуем состояние  оборудования основного производства. Данные представим в виде таблицы 12.

 

Таблица 12 - Состояние оборудования основного производства

Тип оборудования

Средний процент износа,%

Средний возраст

Тестомесилки

25

5

Жарочные шкафы

15

8

Стеллажи под формы

20

6

Конвейер

30

10

Котлы

10

5

Взбивалочные машины

12

7

Средний процент износа по всему оборудованию

20

-

Средний возраст всего  оборудования, лет

-

5


 

Средний процент износа по всему оборудованию составляет 20%.

Таким образом, средний процент  износа оборудования не превышает 20%, что  говорит о достаточно хорошем  состоянии производственного парка.

 

3.4 Анализ кадрового  потенциала

 

На 01.01.2007 года численность  работающих в организации составляет 474чел.

Проанализируем динамику движения персонала. Для этого рассчитаем следующие показатели:

Коэффициент оборота по приему кадров (Кпр):

 

Кпр = Количество принятого на работу персонала (1)

 

Среднесписочная численность  персонала

Коэффициент текучести кадров (Кт):

 

Кт = Количество уволившихся  работников (2)

 

Среднесписочная численность  персонала

Коэффициент постоянства  кадров (Kп):

 

Kп = Количество проработавших весь год (3)

 

Среднесписочная численность  персонала

 

Таблица 13 - Динамика показателей  движения персонала

Показатель

2005 г.

2006 г.

Абсолют. изм.,

+/- 2006/2005

Относиизм., % 2006/

2005

Среднесписочная численность, чел.

445

472

27

+6,00

Количество принятых работников

37

8

-29

-78,00

Количество уволившихся  работников

10

6

-4

-40,00

Коэффициент оборота по приему кадров (Кпр)

0,06

0,03

-0,03

-50,00

Коэффициент текучести кадров (Кт)

0,04

0,02

-0,02

- 50,00

Коэффициент постоянства  кадров (Kп)

0,92

0,96

+0,04

+4,00


Данные таблицы 13 показывают снижение коэффициента оборота по приему кадров. В 2006 году данный коэффициент  снизился, ввиду снижения количества принятых сотрудников.

Коэффициент постоянства  кадров увеличился на 4%.

На 01.01.2007 года среднемесячная заработная плата составляла 5120 руб.

 

3.5 Анализ маркетингового  потенциала

 

ОАО «Ижевский хлебозавод № 5» использует следующие виды продвижения  товара:

1. Реклама:

- в СМИ;

- сувениры.

2. Личные продажи:

- наличие торговых представителей, обладающих высоким уровнем коммуникации;

- утвержденный график  посещения торговым представителем  торговой точки.

3. Действует система скидок.

Оценим расходы на рекламу  по годам. Для этого воспользуемся  данными таблицы 14.

 

Таблица 14 -Оценка расходов на рекламу

Наименование

2005 г., тыс. руб.

2006 г., тыс. руб.

Годовые расходы на рекламу

20

30


 

Как показывают данные таблицы 14, за 2 года расходы на рекламу увеличились  на 50%.

Таким образом, предприятие  уделяет достаточное внимание маркетинговой  деятельности.

4. Анализ стратегических  возможностей

 

4.1 Выявление стратегических  проблем

 

Сначала при помощи таблицы 15 определим сильные и слабые стороны отдела.

 

Таблица 15 - Сильные и слабые стороны предприятия «Ижевский  хлебозавод № 5»

Сильные стороны

Слабые стороны

1.Высокий технологический  уровень

2.Широкий круг покупателей

3.Повышение постоянства  кадров

4.Особое внимание к  качеству продукции

1.Отсутствие горизонтальных  связей в производственной структуре

2.Существующая зависимость  от внешних источников финансирования

3.Наличие ограниченного  круга поставщиков


 

Анализируя данные таблицы 15 можно сделать вывод, что проведенный  анализ внутренней среды выявил больше сильных, нежели слабых сторон организации.

 

Таблица 16 - Матрица SWOT-анализа

 

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

 

1.Высокий технологический  уровень

2.Широкий круг покупателей

3.Повышение постоянства  кадров

4. Особое внимание к  качеству продукции

1.Отсутствие горизонтальных  связей в производственной структуре

2.Существующая зависимость  от внешних источников финансирования

3.Наличие ограниченного  круга поставщиков

Возможности (О)

«Сила и возможности»

«Слабость и возможности»

Расширение размеров рынка

Повышение доверия потребителей

Снижение налогов

Повышение общего уровня экономического развития, уровня жизни населения

Повышение уровня образования

1. Расширение размеров  рынка и высокий технологический  уровень производства при достаточном  внимании к маркетингу позволят  увеличить объемы производства.

2. Повышение уровня образования  и высокие требования к образовательному  уровню сотрудников позволят  повысить качество продукции.

3. Повышение уровня экономического  развития и уровня жизни населения  при широком круге покупателей  позволят увеличить объемы реализации

За счет повышения общего уровня экономического развития, снижения налогов удастся снизить зависимость  организации от внешних источников финансирования

1. Снижение общего уровня  экономического развития

2. Снижение уровня жизни  населения

3. Снижение уровня доверия  к бизнесу

4. Повышение уровня вмешательства  государства в бизнес

1. Высокий технологический  уровень, обеспечивающий высокий  уровень качества продукции при  приемлемых ценах позволит не  допустить существенного снижения  уровня реализации при снижении  уровня жизни населения и снижении  доверия к бизнесу

1.Отсутствие горизонтальных  связей в производственной структуре  при снижении общего уровня  экономического развития не позволит  повысить эффективность производства  и преодолеть макроэкономические  трудности

2.Существующая зависимость  от внешних источников финансирования  при снижении общего уровня  экономического развития не позволит  вовремя рассчитываться с кредиторами

3.Наличие ограниченного  круга поставщиков при совокупном  проявлении угроз внешней среды  не позволит обеспечить непрерывность  производственного процесса в  случае ухода с рынка одного  или нескольких поставщиков

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии ОАО «Ижевский хлебозавод № 5