Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 12:45, курсовая работа
В постоянно изменяющихся нестабильных условиях рыночной экономики адаптация к внешней среде является основным условием успешной деятельности любой системы. Поэтому в плане развития должен быть заложен механизм ее реализации, позволяющий гибко реагировать на прогнозируемые и текущие изменения среды для того, чтобы в одном случае извлечь максимальную пользу, а в другом случае - исключить или снизить негативные воздействия этих изменений.
Все это определило актуальность темы данной работы.
Целью настоящей работы является рассмотрение теоретических аспектов стратегического планирования и управления, разработка основных направлений совершенствования системы стратегического планирования на предприятии.
Введение
Зарубежный
и отечественный опыт долгосрочного
планирования позволяет заключить,
что необходимость развития предприятий
в условиях обостряющейся конкурентной
борьбы, является одним из основных
факторов, побуждающих органы управления
заниматься разработкой долгосрочных
задач. Ускоряющиеся и усложняющиеся
процессы развития потребовали координации
усилий множества участников этих процессов
и задания определенного
В современных условиях предприятия
вынуждены проводить все более
сложную политику, искать оригинальные
комбинации различных ее методов
и механизмов, чтобы создать условия
для развития, выдвигать новые
идеи, способные дать толчок для
развития на новом уровне. Чтобы
это обеспечить, производственная
политика должна основываться на долгосрочной
осмысленной программе, затрагивающей
все сферы жизнедеятельности
предприятия. Долгосрочное планирование – относительно
малоизученный в России институт менеджмента,
так как до 90-х годов можно говорить об
отсутствии самостоятельности организаций,
о существовании только государственных
фирм, о навязывании фирмам государственного
плана и об административно-командной
экономике. И следовательно долгосрочное
планирование в рамках отдельной фирмы
как правило «спускалось с выше». В настоящее
же время планирование носит другой характер.
Множества фирм различной правовой организации
борются за рынок, борются в достижении
своих целей в условиях рыночной экономики,
в условиях конкуренции.
В понятие "планирование" входит
определение целей и путей
их достижения. На Западе планирование
деятельности предприятий осуществляется
по таким важным направлениям, как
сбыт, финансы, производство и закупки.
При этом, конечно, все частные
планы взаимосвязаны между собой.
-установление уровня цен с учетом
условий конкуренции;
-поддержание репутации фирмы
у потребителей.
Планирование всегда
В постоянно изменяющихся нестабильных условиях рыночной экономики адаптация к внешней среде является основным условием успешной деятельности любой системы. Поэтому в плане развития должен быть заложен механизм ее реализации, позволяющий гибко реагировать на прогнозируемые и текущие изменения среды для того, чтобы в одном случае извлечь максимальную пользу, а в другом случае - исключить или снизить негативные воздействия этих изменений.
Все это определило актуальность темы данной работы.
Целью настоящей
работы является рассмотрение теоретических
аспектов стратегического планирования
и управления, разработка основных
направлений совершенствования
системы стратегического
1. Теоретические основы долгосрочного планирования в организации
1.1. Понятие планирования
Планирование — один из важнейших факторов функционирования и развития промышленных фирм в условиях рыночной экономики. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров продукции
Сбалансированный внутрифирменный план представляет фирме вполне ощутимые блага: четкую мгновенную программу производственной деятельности, эффективную обратную связь, апробированную стратегию совершенствования производства, высокую трудовую мораль работников и работниц, всеобщую устремленность персонала фирмы к инновациям, сокращение издержек производства.
Ведущими разделами
Содержание внутрифирменного планирования как функции управления крупной промышленной фирмой состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
Таким образом, назначение
Можно выделить
некоторые характерные
— в американских компаниях главное — это объединение стратегий всех подразделений и распределение ресурсов;
— в английских компаниях — ориентация на распределение ресурсов;
— в японских компаниях — ориентация на внедрение новшеств и повышение качества решений.
Планирование
предполагает: обоснованный выбор
целей; определение политики; разработку
мер и мероприятий; методы
Планирование
направлено на оптимальное
Планирование включает в себя определение:
— конечных и промежуточных целей;
— задач, решение которых необходимо для достижения целей.;
— средств и способов их решения;
— требуемых ресурсов, их источников и способа и распределения.
1.2. Долгосрочное планирование и его стадии
Долгосрочный план
обычно охватывает трехлетний или пятилетний
периоды. Он скорее носит описательный
характер и определяет общую стратегию
компании, поскольку трудно предугадать
все возможные расчеты на такой длительный
срок. Долгосрочный план вырабатывается
руководством компании и содержит главные
стратегически цели предприятия на перспектив.
Экономическое прогнозирование
Под экономическим прогнозом понимают многовариантную гипотезу о возможных направлениях и результатах деятельности предприятия в перспективе, а также требуемых для их достижения ресурсах и организационных мерах. Главными функциями экономического прогнозирования являются:
Продолжительность периода долгосрочного прогнозирования позволяет преодолеть инерционность экономических процессов, реализовать принципиальные сдвиги в технике и технологии, изменить сложившиеся тенденции и структуру производства, подчинить их потребностям рынка. Поэтому при долгосрочном прогнозировании следует, как можно шире использовать нормативно-целевой подход, который базируется на определении потребностей и целей развития, а также его в сочетании с дескриптивным походом, основанном на изучении сложившихся тенденций и распространении их на будущее. Особенностью долгосрочного прогнозирования является его вариантность. Прогнозы могут различаться в зависимости от принятых степени обеспечения отдельными видами ресурсов, полного или частичного удовлетворения спроса на определенные товары и др. При экономическом прогнозировании проводят сопоставительный анализ возможностей предприятия с достижениями конкурентов, изучают состояние рынка, особенности отрасли, в пределах которой будет функционировать предприятие.
Стратегическое планирование
Предусматривает разработку прежде всего глобальных целей развития предприятия в отдаленной перспективе с учетом неконтролируемых факторов внешней среды: политических событий, инфляции, безработицы, нарушений торгового баланса, изменений кредитных ставок и т.п. На этой стадии устанавливают главные цели и важнейшие результаты деятельности предприятия при условии сохранения действующей политики. Затем их сравнивают с результатами, которые должны быть получены при достижении уровня установленных целей развития и выявляют резервы. Вырабатывают стратегические решения, позволяющие реализовать эти резервы с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом разрабатывают также новые возможности предприятия, например, расширение производственных мощностей путем строительства новых производств или приобретения оборудования, смена профиля предприятия или радикальное изменение технологии.
Существует несколько
Информация о работе Теоретические основы долгосрочного планирования в организации