Печать
(газеты, еженедельники, журналы, альманахи,
книги) приобрела особое место в системе
СМИ. Вышедшая из-под печатного станка
продукция несет информацию в виде напечатанного
буквенного текста, фотографий, рисунков,
плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических
форм, которые воспринимаются читателем-зрителем
без помощи каких-либо дополнительных
средств (тогда как для получения радио
– телевизионной ин-формации нужны телевизор,
радиоприемник, магнитофон и т.д.). Печатные
издания легко иметь «при себе» и обращаться
к “извлечению" информации в удобное
время, не мешая окружающим, и в обстоятельствах,
не позволяющих или мешающих слушать радио
или смотреть телепередачи (в поезде, метро,
автобусе, самолете и т.д.).
При этом
чтение текста и восприятие
изобразительного печатного материала
проходит в соответствии с
желанием избирательно, в том
порядке, темпе и ритме, которые
устанавливает сам читатель. Он может
обращаться к одному и тому же произведению
несколько раз, хранить нужное, подчеркивать,
делать пометки на полях (маргиналии) и
т.д. и т.п. Все это определяет множество
положительных сторон при контакте с печатными
изданиями, что делает их на настоящий
период незаменимыми и важными носителями
массовой информации.
Однако и
у печати есть свойства, по
которым она проигрывает другим
средствам коммуникации. Если
телевидение и особенно радио
способны передавать информацию
практически непрерывно и в
высшей степени оперативно, то
печать самой технологией обречена
на дискретность выпуска номеров
и книг. В настоящее время частота
выпуска печатной периодики колеблется
от ежедневного (газета) до ежегодного
(альманах). Конечно, можно делать выпуски
газет, особенно с экстренной информацией,
и несколько раз в сутки (так часто случалось
в условиях неразвитости других средств
коммуникаций), но это связано с трудностями
печати и доставки, и поэтому с распространением
радио и телевидения такая практика почти
прекратилась.
Таким образом,
пресса проигрывает в оперативности
информирования. Вторым по времени появления
средством массовой коммуникации является
радиовещание. Наиболее характерной его
чертой является то, что носителем информации
в данном случае оказывается только звук
(включая и паузы). Радиосвязь (использующая
радиоволны - эфирное вещание, осуществляемая
по проводам -- проводное вещание) позволяет
мгновенно передавать информацию на неограниченные
расстояния, причем получение сигнала
происходит в момент передачи (или -- при
передаче на очень большие расстояния
-- с небольшой задержкой). Отсюда возможность
такой оперативности радиовещания, когда
сообщение поступает практически в момент
свершения события, чего невозможно в
принципе добиться в прессе. Кроме того,
радио очень популярно среди автолюбителей,
поскольку нет возможности обращаться
к печатным изданиям и телевидению.
Характерным
для радио является вне визуальность
- (лат. viceo «видение»). На первый взгляд
это недостаток радио, на самом же деле,
составляя глубокую основу специфики
радио, вне визуальность позволяет реализовать
возможности звука в такой мере, в какой
не позволяет сделать это телевидение.
Если первоначально радио было способно
транслировать только речевые сообщения,
то по мере совершенствования передающей
и принимающей радиотехники стала возможной
передача звука всех типов - звучащей речи,
музыки, шумов. Но “монополия" звука,
разумеется, ограничивает возможности
для аудитории “увидеть”, как и кем создается
“звуковая картина”.
Влияние информации
на культуру
Искусство,
разделенное до этого на две
не слишком связанные между
собой части - элитарное и массовое,
стало растягиваться в шкалу,
каждый участок которой с удалением
от элитарного полюса адресовался
все более широкому кругу “потребителей”.
Малообразованные, но уже попавшие
в сферу воздействия СМИ, слои
населения получают свою моду,
бытовой дизайн, городской романс,
бульварные газеты, “романы для
кухарок” и другие составляющие
быстро разворачивающейся масс-культуры.
С точки зрения элитарных критериев, этот
поток состоял из эрзац и деструктивных
компонентов, разрушающих мораль и культивирующих
“дурной вкус”. Симбиоз большого
искусства и высших классов строился до
эпохи СМИ в основном на отношениях "предложение-заказ"
и в значительно меньшей степени на форме
"товар-рынок". С культурной перестройкой,
начавшейся под влиянием развития СМИ,
новое, неэлитарное, искусство стало формироваться
под знаком чисто рыночных отношений,
причем рынка массового - низкая цена,
большой тираж и качество “под клиента”.
Принцип “под клиента” заслуживает специального
рассмотрения, поскольку он всегда играл
важную роль и в элитарном искусстве, хотя,
как правило, не был определяющим, поскольку
культурный уровень заказчика заставлял
его обычно считаться с ориентирами самого
искусства. Однако массовому “клиенту”
эти ориентиры не были понятны или даже
знакомы.
Его шкала
приоритетов определялась реакциями
психики на “прямое” воздействие”.
Достаточно вспомнить о классическом
принципе “хлеба и зрелищ”,
обеспечивавшего социальный баланс
на основе “прямого воздействия“
еще задолго до зарождения
современных СМИ и масс-культуры.
Именно таковы законы, на основе которых
рынок формирует дешевую культуру под
клиента с недостаточно устойчивой надстройкой
и минимальным уровнем эстетических оценок.
Таким образом,
СМИ играют большую роль в
возникновении и развитии массовой
культуры, но все сказанное выше
не учитывает еще один важный
фактор формирования высокой
и низкой культур: социальный
заказ, который еще совсем недавно
считался основной силой, определяющей
доминанты развития искусства
и даже науки. Текущий контекст
- господствующая идеология, мораль,
законы - формировавший ориентиры
и шкалу оценок, определялись, в
конечном счете, социальным заказом.
Высокое искусство
во все эпохи должно было прежде
всего подчеркнуть право заказчика на
власть. Основной же для искусства критерий
- “сделайте мне красиво” - мог рассматриваться
как вторичный, поскольку (а) обычно является
компонентом оформления величия власти
и (б) более важен в тех областях, которые
реже входили в основной набор атрибутов
власти (литература, театр, и т.п.).
На низкое
же искусство до эпохи СМИ
влиять сверху можно было скорее
кнутом, т.е. запретами на нежелательные
элементы, чем поощрением желательных.
Появление СМИ начинает процесс
становления новой масс-культуры, все
больше выполняющей заказ сверху: поучительные
и религиозные тексты, пропаганда незыблемости
устоев, морализующие и патриотические
олеографии. С какого-то этапа эволюции
масс-культуры фактор рынка начинает играть
все большую, а в конце концов основную
роль, все больше отождествляя ее с китчем.
При этом общие ориентиры культуры в целом
остаются за высоким искусством.
Влияние информации
на политику
Информация играет
в политической жизни общества существенную
роль, имея самое непосредственное отношение
к его жизнедеятельности и выполняя
репродуктивную (отображают политику
через радио, телевидение и прессу) и продуктивную
(творящую) функции, поэтому они в той же
степени, что и творцы политики несут ответственность
за происходящие в обществе процессы.
Объединение
наций в сильные централизованные
государства часто оказывалось
возможным во многом благодаря
появлению прессы, которая создала
новый вид социальной общности
- публику отдельно взятой газеты.
Члены этой агрегации разделены
расстояниями, но объединены потребляемой
информацией. Пресса ускорила
и поставила на «поток» выработку
единых символов и значений
в национальном масштабе. Сегодня
СМИ не только непрерывно воспроизводят
этот процесс, но и выводят
его на глобальный уровень.
Хотя масс-медиа призваны решать
определенные задачи в политической
системе и обществе, в реальной
жизни они достаточно самостоятельны,
имеют, собственные, часто расходящиеся
с потребностями общества цели
деятельности и используют для
их достижения различные методы.
Политическое влияние информации
осуществляют через воздействие на разум
и чувства человека.
В демократических
государствах явно преобладает
рациональная модель массовых
коммуникаций, рассчитанная на убеждение
людей с помощью информирования
и аргументации, построенной в
соответствии с законами логики.
Эта модель соответствует
сложившемуся там типу менталитета
и политической культуры людей.
Она предлагает состязательность
различных информаций в борьбе за внимание
и доверие аудитории. В этих государствах
запрещено законом использование информации
для разжигания расовой, национальной,
классовой и религиозной ненависти и вражды,
однако в них различные политические силы
для пропаганды своих идей и ценностей
широко применяют методы преимущественно
эмоционального воздействия, что особенно
ярко проявляется в периоды избирательных
кампаний., которое нередко может затмить
рациональные доводы и аргументы. Этим
широко пользуется тоталитарные, авторитарные
и особенно этнократические режимы, обильно
насыщая свою политическую пропаганду
эмоциональным содержанием, подавляющим
разум человека. Здесь информацию широко
используют методы психологического внушения,
основанные на страхе и вере, для разжигания
фанатизма, недоверия или ненависти к
политическим оппонентам, лицам других
национальностей и всем неугодным.
Несмотря на
важность эмоционального воздействия,
все же главное влияние на
политику информации осуществляют
через информационный процесс. Основными
этапами этого процесса являются получение,
отбор, препарирование, комментирование
сведений. От того, какую информацию, в
какой форме и с какими комментариями
получают субъекты политики, очень во
многом зависят их последующие действия.
Они не только отбирают сведения, поставляемые
информационными агентствами, но и сами
добывают и оформляют их, а также выступают
их комментаторами и распространителями.
Поток информации в современном мире настолько
разнообразен и противоречив, что самостоятельно
разобраться в нем не в состоянии ни отдельный
человек, ни даже группа специалистов.
Информированность граждан, в том числе
политиков, прямо зависит от того, как,
с какими целями и по каким критериям отбирается
информация, насколько глубоко она отражает
реальные факты после ее препарирования
и редукции, осуществленных газетами,
радио телевидением, а также от способа
и форм подачи информации.
Заключение
В современный
период развития российского
общества успешное решение политических,
экономических и социальных задач
все больше зависит от действия
такого субъективного фактора
как социальная активность личности.
Важную роль в формировании
активности играют средства массовой
информации. О возрастающей роли
печати, радио и телевидения в
общественной жизни страны свидетельствуют
их бурный рост, распространенность
и доступность массовой информации.
Печатное и устное слово, телевизионное
изображение способны в кратчайшие сроки
достигнуть самых отдаленных районов,
проникнуть в любую социальную среду.
Информацию в
настоящее время оказывает большое влияние
на культуру. У этого влияния есть свои
положительные и отрицательные стороны.
Например, повышение уровня образования
все более широких слоев населения тесно
связанно с зарождением информации, т.е.
с ростом тиражей печатного слова - книг,
а затем журналов и газет. Но, в то же время,
расширение сферы контакта населения
с искусством и наукой посредством информации
вызвало целый комплекс последствий и
для всех социальных слоев и для самой
культуры.
Средства массовой
информации - мощная сила воздействия
на сознание людей, средство
оперативного донесения информации
в разные уголки мира, наиболее
эффективное средство влияния
на эмоции человека, способное
убеждать реципиента наилучшим
образом. Особенно четко это
проявляется в отношении электронных
информаций. По мере расширения технических
возможностей их роль возрастает. А по
эмоциональному воздействию на чувства
и сознание людей они остаются пока непревзойденными
и собирают самую большую аудиторию. В
средствах массовой информации, а особенно
на телевидении вопросы повышения эффективности
выступлений тесно связаны с уровнем организации
творческого процесса, форм и средств
социально-политического воспитания журналистского,
художественного и технического персонала.
Прежде всего, это отбор проблем, решение
которых может быть поддержано и подсказано
аудиторией, и создание перспективных
планов работы информации, их включающих.
Список использованной
литературы:
1. Журналистика — реклама
— паблик рилейшнз . Журналистика в 1994
году. Ч. 1.М., 2005, с. 42-45.
2. Из истории связей с общественностью.
Журналистика конца XX-го столетия: уроки
и перспективы. Воронеж, 1998, с. 142-143.
3. Реклама в прессе // Вести.
Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. М., 1993,
№ 3, с. 9-
4. Комаровский В. С. Государственная
Служба и СМИ. – Воронеж. Издательство
ВГУ, 2003. С. 30
5. Пугачев В.П "Политология.
Справочник студента". М. 2001
6. Чачановский А.А. “Инстанция
истины: СМИ и жизнь: возможность, поиск,
ответственность”.М:
Политиздат, 2007.
7. Прохоров Е. П. "Введение
в теорию журналистики". М.,2005.
8. Корконосенко С. Г. "Основы
теории журналистики". СПб. 2002
9. Шишкин А.Ф. "Экономическая
теория". М., Гамунит.изд. центр Владос,1996-1997,с.176
10. В.П. Пугачев, А.И. Соловьев
"Введение в политологию". М. 2006 г.