Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 12:20, контрольная работа
Целью данной работы является изучение и анализ комплекса экономических знаний о составе и структуре цены. Основные задачи: теоретические и практические. Теоретические: изучить государственное регулирование цен и ценообразование в системе страхования. Практическая – решения задач.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 4
1.1 Государственное регулирование цен 4
1.1.1 Цели и задачи государственного регулирования цен 4
1.1.2 Формы и методы воздействия государства на цены 5
1.1.3 Регулирование цен в зарубежных странах 6
1.1.3.1 Греция 8
1.1.3.2 Испания 9
1.1.3.3 США 10
1.1.3.4 Швеция 11
1.1.3.5 Япония 13
1.2 Ценообразования в системе страхования 14
1.2.1 Страховой тариф как элемент системы цен 14
1.2.2 Тарифная ставка и методы ее расчета, элементы тарифной ставки 15
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 17
2.1 Задача 1 17
2.2 Задача 2 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
ЛИТЕРАТУРА 21
В связи с вступлением Испании в ЕС ценообразование в области сельского хозяйства строится с учетом рекомендаций и директивных указаний соответствующих органов ЕС, согласно принципам единой сельскохозяйственной политики Общего рынка.
Правовой основой государственного регулирования цен являются антитрестовские законы. Органами, осуществляющими контроль за ценами (контроль за сговором по ценам и за действиями по ценовой дискриминации), являются Антитрестовское управление Министерства юстиции США и Федеральная торговая комиссия.
Подавляющая часть цен в США устанавливается компаниями в условиях конкурентно-рыночного механизма. Вместе с тем сохраняются государственные цены в отраслях с естественной монополией/Это — энергетика, система связи. Государством регулируется 5-10% цен.
В некоторых штатах их администрации предоставлено право введения тарифов на электроэнергию, междугородные автомобильные и железнодорожные перевозки.
Важное значение имеет система регулирования фермерских цен (введена в практику в 1933 г.). Центральное место в ней занимают залоговые цены и залоговые операции Товарно-кредитной корпорации. Залоговые цены (ставки) выполняют функцию минимальных гарантированных цен. Они защищают фермеров в условиях, когда рыночные фермерские цены падают ниже их уровня, гарантируя минимальный уровень дохода от реализации сельскохозяйственной продукции на рынке.
Залоговые операции Товарно-кредитной корпорации означают предоставление фермерам кредита под залог продукции. В случае снижения рыночных цен фермеры могут передавать заложенную продукцию в собственность Товарно-кредитной корпорации, и тогда залоговая цена становится минимальной ценой реализации. При уровне рыночных цен выше залоговых фермеры могут получить заложенную продукцию обратно, вернуть ссуду и проценты по ней и реализовать продукцию на свободном рынке.
Правительство США оказывает определенное воздействие на цены через стандарты, экономические требования. Под контролем государства находятся также процентные ставки за кредит, оказывающие влияние на издержки производства и цены.
В настоящее время упор делается на активное использование рыночных рычагов и методов косвенного регулирования цен, оказывающих стабилизирующее воздействие на движение цен. Сюда можно отнести следующее: рестриктивную кредитно-денежную политику, регулирование учетной ставки федеральных резервных банков, сокращение дефицита госбюджета, федеральные закупки товаров и услуг, налоговая политика. Эти направления государственной политики оказывают влияние на изменение соотношения спроса и предложения на внутреннем рынке и таким образом определяют базовые пропорции обмена и уровня цен. г
Страна имеет значительный опыт государственного регулирования цен. Правовым обеспечением регулирования цен является Закон о регулировании цен (1956 г.), который определяет условия вмешательства государства в процесс ценообразования и устанавливает в качестве исключительной формы замораживание цен. Последнее возможно по двум причинам: в случае войны или опасности ее возникновения либо в случае угрозы значительного повышения цен. Наиболее активно замораживание цен использовалось в период 1970-1978 гг. как средство уменьшения темпов резко возросшей инфляции. В 1980-е гг. замораживание цен использовалось сравнительно редко: например, в 1989 г. (с марта по май) под предлогом переговоров правительства с профсоюзами, оптовиками, промышленниками, руководителями торговли по вопросам недопущения снижения жизненного уровня населения и сдерживания инфляционных процессов в стране и укрепления курса шведской кроны.
Предоставлено право осуществлять общее замораживание цен товаров и услуг, включая квартирную плату, или выборочно, по отдельным товарам. Предусмотрена возможность установления государством максимального уровня цен для отдельных товаров и введения порядка, при котором повышение цен производится только после предварительного уведомления и обоснования размера повышения цен. Кардинальные решения по вопросам регулирования цен, конкуренции и доходов принимает парламент — рикстаг.
Воздействие на уровень цен осуществляется через государственную монополию и государственные предприятия. Государственная монополия существует на винно-водочные изделия, почтовые услуги, некоторые виды телекоммуникационных услуг, на аптечную торговлю.
Государственные предприятия определяют цены на свою продукцию исходя из рыночных условий, но в некоторых случаях их цены находятся под прямым государственным воздействием. Так, правительство устанавливает тариф на базисный вид услуг — стоимость отправки писем, норму прибыли на государственный энергетический концерн («Ваттеефаль»), в зависимости от которой этот концерн устанавливает тариф на поставку электроэнергии.
Местные органы самоуправления (коммуны) имеют монополию на определенные виды деятельности (водоснабжение, канализация, мусоросбор, чистка дымоходов и т. д.) и обладают соответствующими правами в области ценообразования.
Государство жестко регулирует закупочные цены на важнейшие виды сельскохозяйственной продукции (зерно, молоко, мясо, яйца и ряд других продуктов питания и сельскохозяйственного сырья) с учетом интересов фермеров. Ежегодно правительство, ведя переговоры с объединениями сельскохозяйственных производителей с участием представителей потребителей, устанавливает уровень цен на продовольственные товары.
Постоянное наблюдение и контроль за ценами ведет специальный орган — Государственное управление цен и конкуренции, подчиненное Министерству гражданской администрации. Во всех 23 губерниях Швеции и Стокгольме имеются структуры, осуществляющие наблюдение за ценами, численность которых составляет от 2 до 10 человек.
Применение тех или иных форм контроля за ценами в Швеции зависит от экономической ситуации и движения цен.
В Японии прямое вмешательство государства в ценообразование минимально. Более того, государство проводит курс на ограничение любых форм контроля над оптовыми и розничными ценами со стороны корпораций. Основная законодательная база, ограничивающая участие субъектов рынка и государства в ценообразовании, — это Антимонопольный закон (1947 г.), Закон о регулировании рынка продовольственных товаров, Закон о стабилизации цен на продукты животноводства. Специальный орган — Комиссия по справедливым сделкам — следит за соблюдением этих законов.
Основой ценообразования в Японии является взаимодействие спроса и предложения. Однако это не означает, что государство отказывается от воздействия на цены на отдельные виды товаров. Существует Бюро цен при Управлении экономического планирования, учрежденное в 1973 г., которое является правительственным органом, осуществляющим значительную деятельность в области ценообразования: контроль за соблюдением антимонополистического законодательства, изучение тенденций спроса, предложения и ценообразования, поддержание спроса и цен на необходимом уровне путем проведения соответствующей фискальной и финансовой политики. Административно в Японии регулируется примерно 20% потребительских цен, в том числе на рис, пшеницу, мясные и молочные продукты, воду, тарифы на электроэнергию, газ, железнодорожные тарифы, стоимость образования и медицинского обслуживания.
Объектом пристального внимания со стороны правительства является ценообразование на сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары. Объясняется это тем, что без вмешательства государства разорилась бы основная часть фермеров, затраты которых выше, чем во многих развитых странах из-за небольших размеров хозяйств, высокой стоимости рабочей силы, кормов и т. д. Поэтому государство применяет такие методы поддержки, как количественное ограничение на импорт ряда товаров сельскохозяйственного производства, устанавливает «рекомендательные» цены, проводит закупку в буферные запасы в периоды спада цен и распродает товары из этих запасов в периоды роста цен (мясные и молочные продукты).
«Рекомендательные» цены устанавливаются на важнейшие сельхозпродукты и их «добровольно» придерживаются торговцы. В процесс ценообразования на товары широкого потребления государство практически не вмешивается. Наплыв дешевых товаров ширпотреба, в первую очередь из азиатских стран, видоизменение сети их распределения позволили уменьшить степень контроля над розничными ценами со стороны крупных компаний.
Страховой рынок — это особая социально-экономическая структура, специфическая сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает услуга по страховой защите.
Обязательным условием функционирования страхового рынка является наличие страховщиков, способных удовлетворить такого рода потребности. Страховой рынок в условиях рыночной экономики предлагает широкий выбор страховых услуг. Свобода ценообразования, реализуемая в тарифных ставках на те или иные страховые услуги, создает условия для конкуренции между страховщиками, что стимулирует повышение эффективности деятельности в этой сфере.
Рынок обеспечивает органическую связь между страховщиком и страхователем, а на рынке происходит общественное признание страховой услуги. Участники страхового рынка: продавцы, покупатели, посредники. Продавцы — страховые компании, специализированные организации, проводящие операции страхования. Это обособленные структуры, осуществляющие заключение договоров страхования и их обслуживание. Покупатели — страхователи — физические и юридические лица, решившие оформить договор страхования с тем или иным продавцом. Посредники - страховые агенты и страховые брокеры, которые выступают между продавцами и покупателями и своими услугами содействуют заключению договора страхования.
Специфический товар, предлагаемый на страховом рынке, — страховая услуга. Она имеет потребительную стоимость и стоимость. Потребительной стоимостью является обеспечение страховой защиты. Страховое возмещение — сумма, причитающаяся к выплате страхователю в случае наступления страхового события. Стоимость страховой услуги — это затраты труда, которые находят денежное выражение в цене страховой услуги (страховой тариф).
Страховой тариф (тарифная ставка) — выраженная в рублях плата с единицы страховой суммы или процентная ставка от совокупности страховой суммы. Страховая сумма представляет собой размер денежных средств, на который фактически застраховано имущество, жизнь, здоровье.
Тарифная ставка представляет брутто-ставку, которая состоит из нетто-ставки и нагрузки. Нетто-ставка предназначена для покрытия ущерба в пределах той ответственности, которую взял на себя страховщик, т.е. предназначена для выплат страхового возмещения. Основу нетто-ставки составляет убыточность страховой суммы.
Рисковая надбавка вводится для того, чтобы формировались средства для выполнения обязательств перед страхователями на случай, если фактическая убыточность страховой суммы превысит прогнозируемый уровень.
Нетто-ставка целиком предназначена для создания фонда выплат страхователям. Она должна обеспечивать эквивалентность взаимоотношений между страховщиком и страхователем. Страховая компания обязана собрать, по крайней мере, столько страховых взносов, сколько потом предстоит выплатить страхователям. Но на практике происходят отклонения в ту или иную сторону. Если образовался остаток нетто-ставки, не израсходованный по прямому назначению, он направляется в резервный фонд. Эти средства будут использованы при неблагоприятных условиях.
Нагрузка — часть брутто-ставки, за счет которой возмещаются накладные расходы страховщика, связанные с проведением страхования, отчислениями в запасные фонды, и обеспечивает их прибыль.
Факторы, влияющие на размер тарифной ставки:
Дано. Анализ рынка справочно-правовых систем г.Санкт-Петербурга показывает, что на нем действует 10 заметных фирм. Из них «Консультант +» занимает по доле продаж 45% рынка, «Гарант» - 30%, «Кодекс» - 10, «Юристконсульт» - 2, «Юсис» - 4, «Дело и право» - 2, «Эталон» - 2, «ИНЭК», «АРБТ» и «Легион» - по 1%. На основании представленных данных рассчитайте:
а) индекс концентрации для трех крупнейших фирм;
б) индекс Линда для трех крупнейших фирм;
в) индекс Херфиндаля- Хиршмана.
Сделайте выводы.
Решение
1) Индекс концентрации характеризует долю нескольких (трех, пяти, десяти и т.п.) крупнейших фирм в общем объеме рынка в процентах. /1/ Определяется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке, формула (1) расписана на примере трех фирм.
,
где ki – доля i-й фирмы в отрасли, %.
2) Индекс Линда применяется в Европе. Этот индекс, как и индекс концентрации, рассчитывается лишь для нескольких крупнейших фирм и, следовательно, также не учитывает ситуацию на «окраине» рынка. Однако индекс Линда все же ориентирован на учет различий в «ядре» рынка. Индекс Линда для трех крупнейших фирм находим по формуле (2)
(2)
3) Индекс Херфиндаля-Хиршмана рассчитывается по формуле (3), как сумма квадратов рыночных долей (в %) всех субъектов рынка в общем его объеме. Данный индекс используются в США в качестве ориентира для определения возможности слияния фирм. Максимальное значение соответствует ситуации, когда рынок полностью монополизирован одной фирмой (HHI=100%2=10000). Если HHI<1000, рынок считается неконцентрированным, и слияние бесприпятственно допускается, Если 1000<HHI<1800 – рынок умеренно концентрированный. Если HHI>1800 – рынок высококонцентрированный.