Ценообразование в машиностроении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 11:43, контрольная работа

Описание работы

Цена является одним из элементов управления рыночным механизмом хозяйствования и отражает закономерности развития экономики и конъюнктуру товарного рынка. Одновременно цена – важнейший показатель для каждого конкретного предприятия, т. к. предопределяет размер его доходов и прибыли, т. е. финансовое благополучие. Поэтому специалисты высшей квалификации (экономисты, коммерсанты, маркетологи, бухгалтеры, банкиры, риелторы и др.) должны владеть информацией по ценам и ценообразованию и принимать экономически обоснованные ценовые решения.

Содержание работы

1. Введение…..………………………………………………………………………………………………3
2. Функции цены……………………………………………………………………………..……………4
3. Ценообразующие факторы……….………………………………………………………..……9
4. Виды цен на продукцию машиностроения ……………………………………….…13
5. Заключение…………………………………………………………………………………………….16
6. Список используемой литературы…………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

контрольная ценообразование в машиностроении.docx

— 54.40 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Введение…..………………………………………………………………………………………………3
  2. Функции цены……………………………………………………………………………..……………4
  3. Ценообразующие факторы……….………………………………………………………..……9
  4. Виды цен на продукцию машиностроения ……………………………………….…13
  5. Заключение…………………………………………………………………………………………….16
  6. Список используемой литературы…………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Введение.

 

Цена является одним из элементов  управления рыночным механизмом хозяйствования и отражает закономерности развития экономики и конъюнктуру товарного  рынка. Одновременно цена – важнейший  показатель для каждого конкретного  предприятия, т. к. предопределяет размер его доходов и прибыли, т. е. финансовое благополучие. Поэтому специалисты высшей квалификации (экономисты, коммерсанты, маркетологи, бухгалтеры, банкиры, риелторы и др.) должны владеть информацией по ценам и ценообразованию и принимать экономически обоснованные ценовые решения.

Вопросы цен и ценообразования  изучаются в разных дисциплинах: экономической теории, маркетинге, экономике, каждая из которых рассматривает  свои, специфические аспекты цены. Это обусловлено широким спектром ее действия – цена является одной  из сложных экономических категорий, элементом управления и маркетинговой  деятельности, влияет на экономические  показатели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Функции цены.

 

Экономическая сущность цены проявляется  в функциях, которые она выполняет. Функции цены отражают ее роль и  предназначение в хозяйственном  механизме, а также взаимоотношения  с другими экономическими категориями  и явлениями. При всем многообразии теоретических трактовок функций рыночной цены большинство экономистов выделяют следующие:

    • учетно-измерительная (соизмерительная);
    • стимулирующая;
    • балансирования спроса и предложения;
    • распределительная (перераспределительная);
    • как средства рационального размещения производства;
    • информационная.

 

Цена выполняет все присущие ей функции, но их место в иерархии, содержание, способы и степень  реализации зависят от экономической  среды и меняются на каждом конкретном этапе развития экономики, так как  ту или иную функцию цены могут  выполнять и другие элементы хозяйственного механизма – это зависит от принципов системы управления.

Учетно-измерительная  функция вытекает из сущности цены как денежного выражения рыночной стоимости. Цена показывает, во что обходится обществу удовлетворение потребности в той или иной продукции, сколько затрачено труда, сырья, материалов на ее производство и какую прибыль получает предприниматель. То, что цена фиксирует и выявляет не только величину совокупных издержек производства и обращения, но и размер прибыли, вытекает из механизма ценообразования, определяющего отклонение рыночной цены от затрат.

Цена переводит количество и  качество товаров в материально-вещественной форме в адекватные показатели, измеренные в денежном выражении. Благодаря  ей деньги обретают количественную определенность как платежное средство в акте купли-продажи. Кроме того, цена позволяет  соизмерить ценность различных товаров, продукции, услуг – сравнивая  цену, мы определяем более дешевый  или дорогой товар.

Учетная функция состоит в том, что с помощью цены исчисляются  экономические показатели как на уровне макроэкономики, так и на уровне предприятия, так как они имеют стоимостную основу.

Показателями, характеризующими состояние  экономики страны, являются валовой  национальный продукт, размер созданного национального дохода, объем платежеспособного  спроса, покупательная способность  рынка, их динамика и соотношение.

Каждое предприятие на основе цены определяет количественные и качественные показатели своей работы: объем производства, товарооборота, доходов, прибыли, размер и уровень затрат, производительность труда, фондоотдачу, рентабельность и  т. д. В результате производитель (продавец) получает возможность соизмерять затраты и результаты, сравнивать свои показатели с показателем конкурентов, определять эффективность использования ресурсов. Главная задача учета – на основе полученных данных произвести анализ, принять решение, спланировать свою деятельность на перспективу.

Сущность стимулирующей  функции заключается в том, что цена способна воздействовать и на производство, и на потребление как поощряюще, так и сдерживающе. На производителя цена оказывает стимулирующее влияние через величину заключенной в ней прибыли. Рыночная цена не зависит от желаний производителей или продавцов и определяется, как уже отмечалось, средними условиями производства и конъюнктурой рынка, поэтому, чем ниже индивидуальные затраты предпринимателя, тем больше прибыли он получит. Цена стимулирует производителей к снижению затрат, что достигается путем внедрения новых прогрессивных технологий и оборудования, рациональным и полным использованием ресурсов, выбором наиболее эффективных и экономичных методов организации производства и управления. Кроме того, зная рентабельность того или иного товара, систему надбавок или скидок с цены, предприятие оценивает доходность их производства и реализации, следовательно, возникают экономические стимулы пересматривать ассортимент выпускаемых товаров, расширять выпуск тех, где выше прибыль на единицу, или тех, которые пользуются спросом.

С помощью цен осуществляется и  стимулирование потребления как в целом, так и в разрезе отдельных товарных групп: снижение розничных цен приводит к расширению сферы потребления, и наоборот, рост цен сокращает покупательную способность населения (если его доходы не изменяются такими же темпами, как и цены).

Таким образом, с помощью цен  можно стимулировать или тормозить  научно-технический прогресс, экономию ресурсов, изменять структуру производства и потребления, а в масштабах  страны – воздействовать на структурные  пропорции хозяйственного комплекса.

Распределительная функция цены проявляется в распределении и перераспределении доходов и ресурсов. На уровне экономики происходит перераспределение созданного национального дохода между отраслями, регионами, социальными группами населения, фондами накопления и потребления, то есть осуществляется регулирование доходов отраслей, предприятий, населения.

Механизм действия перераспределительной функции заключается в том, что часть стоимости, созданной при производстве одного товара, реализуется в цене другого товара, и тесно связан с политикой государственного регулирования. Перераспределение доходов через цены осуществляется различными путями:

    • с помощью системы налогообложения – в цену входят косвенные налоги, изымаемые в бюджет и распределяемые в дальнейшем в соответствии с нуждами государства;
    • установлением различных цен на одну и ту же продукцию разным потребителям (например, стоимость энергоресурсов для промышленных предприятий и населения) или для предприятий различных форм собственности – государственного или частного сектора.

Перераспределительная функция цены имела очень большое значение в плановой социалистической экономике и служила основным инструментом перераспределения прибыли и доходов: государство устанавливало уровень цен, определяло их соотношение между отраслями и сферами товарного обращения, искусственно занижало или завышало цены на отдельные виды товаров и продукции, решая свои идеологические задачи. Например, на детские и продовольственные товары цены были занижены, а на предметы роскоши (ювелирные изделия, мебель, автомобили) – завышены, тем самым изымалась прибыль у этих отраслей и дотировалось производство продовольствия. Государство с помощью цен регулировало накопления отдельных отраслей, тем самым способствовало их развитию или, наоборот, отставанию – перераспределение доходов из легкой промышленности в другие отрасли (вследствие высокой доли прибыли в цене) привело к серьезным проблемам и отставанию в развитии. Установление низких цен на энергоресурсы способствовало внедрению энергоемких видов производства во всех отраслях, последствия такой экономической и технологической политики наша страна пожинает и в настоящее время, во многом кризисное состояние промышленности обусловлено заложенными ценовыми диспропорциями 60-70-х годов – в настоящее время, когда стоимость энергоресурсов приблизилась к мировым ценам, большинство предприятий оказались не в состоянии оплачивать их.

Цена выполняет распределительную  функцию и в рыночной экономике. В силу объективных причин цены на рынке колеблются, значительно отклоняясь от стоимости, в результате этого  высокие доходы получает тот предприниматель, для которого сложилась выгодная конъюнктура рынка в данный момент, а не тот, кто больше работает. Наличие  монополистических структур также  создает возможности для перераспределения  доходов и прибыли – при  монополизации рынка происходит присвоение прибыли «чужих» отраслей, предприятий, населения.

Таким образом, распределительная  функция присуща цене в любой  системе управления как планово-административной, так и рыночной, но механизм ее действия различен – в условиях свободного ценообразования перераспределение  обусловлено ситуацией на рынке, а при социализме – указаниями органов государственного управления.

Перераспределение доходов имеет  как положительные, так и отрицательные  моменты. Если государство с помощью  цен регулирует накопления отдельных  отраслей, то оно влияет на темпы  их развития, разрешает противоречия между потребителями и изготовителями, между интересами предприятий и  общества, подчиняя деятельность предприятий  общенациональным интересам. Перераспределяя  доходы между социальными группами населения, государство способствует повышению жизненного уровня социально  незащищенных слоев, увеличивает возможности  потребления таких важных услуг, как образование, здравоохранение.

С другой стороны, перераспределение  доходов между отраслями должно быть экономически обоснованно, в противном  случае оно может привести к не конкурентоспособности предприятий  или отраслей.

Функция балансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, спросом и предложением. Цена мгновенно сигнализирует, если в экономике появились диспропорции между сферой производства и сферой обращения, нарушилось равновесие между предложением и спросом – она либо растет, либо падает. Поэтому при появлении этих симптомов цена начинает выполнять свою равновесную (уравновешивающую) функцию:

    • увеличивается или сокращается производство;
    • растет или снижается цена;
    • одновременно происходит и то, и другое.

В рыночной системе равновесие спроса и предложения может возникнуть лишь на какой-то момент, затем баланс нарушается, т. е. спрос и предложение постоянно стремятся сбалансироваться, и делается это на основе цены. В России по мере развития рыночных отношений, предпринимательства, конкуренции эта функция цены будет усиливаться и играть доминирующую роль при формировании цены на товар.

Функция цены как  средства рационального размещения производства проявляется в том, что с помощью механизма цен происходит перелив капиталов и ресурсов в секторы экономики и виды производства с более высокой нормой прибыли. В планово-административной экономике вопросы размещения производства и торговли (какие предприятия строить, сколько производить товаров и каких, какое количество магазинов открыть, что в них продавать и по каким ценам) решало государство. В условиях свободного рынка каждый предприниматель сам определяет сферу своей деятельности, руководствуясь возможностью получения прибыли, и это определяется на основе цены. Таким образом и происходит переток капиталов, который осуществляет само предприятие под воздействием конкуренции и спроса. Эта функция цены будет играть важную роль в рыночной системе и должна получать все большее развитие, но чтобы цена выполняла эту функцию, необходимо определенное условие – стабильность экономики. В настоящее время в России при высокой инфляции, низкой конкуренции, монополизме предприятий возможности перелива капиталов ограничены. Предприниматели избегают инвестиций в производство из-за несовершенства налоговой системы и инфляционных процессов, обесценивающих денежные средства, так как отдача в этой сфере требует длительного времени, и предпочитают заниматься торгово-посреднической деятельностью, обеспечивающей быстрый оборот вложений. Именно поэтому сфера торговли была наиболее популярной в 90-е годы. По мере стабилизации экономики эта функция цены будет играть все большую роль.

Информационная  функция состоит в том, что цена выступает как основной носитель информации и для производителей (продавцов), и для потребителей (покупателей). Данные о ценах, известия об их изменениях являются сигналом к действию или бездействию субъектов рыночной экономики – предприятий, населения.

 

Функции цены тесно взаимосвязаны  и взаимодействуют. Стимулирующая  функция усиливает функцию балансирования спроса и предложения, так как  способствует производству товаров, пользующихся спросом. Распределительная функция  взаимодействует с функцией цены как средства рационального размещения производства, способствуя распределению  ресурсов. Стимулирующая и перераспределительная функции взаимосвязаны, так как обе предполагают дифференциацию чистого дохода в цене. В конечном итоге все функции цены направлены на то, чтобы объединять интересы производителя и потребителя, обеспечивать им условия реализации их интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Ценообразующие факторы.

Информация о работе Ценообразование в машиностроении