Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 21:53, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследовать специфику ценообразования туристского предприятия.
Объект исследования - цена и ценообразование.
Предмет исследования - механизм и стратегия ценообразования в туризме.
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
1.1 Понятие и механизм ценообразования………………………………………6
1.2 Основные цели и политика ценообразования……………………………….8
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Факторы ценообразования…………………………………………………..14
2.2 Особенности ценообразования туристского предприятия………………..19
ГЛАВА III. МЕТОДЫ И СТРАТЕГИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ
3.1 Постановка целей ценообразования…………………………………….….26
3.2 Выбор метода ценообразования…………………………………………….28
3.3 Определение и реализация ценовой стратегии…………………………….31
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы………………………………………………………………42
Ценовая стратегия "снятия сливок". При использовании этой стратегии фирмы устанавливают на свои товары высокие цены. Здесь предпринимаются попытки привлечь к товару внимание не всего рынка, а лишь некоторых его сегментов с более высоким уровнем дохода, поэтому стратегия носит название "снятия сливок". Результатами использования данного подхода являются высокая прибыль и более быстрая окупаемость затрат на разработку и продвижение продукта. Стратегия способствует привлечению конкурентов на рынок.
Ценовая стратегия прочного внедрения на рынок. Это стратегия проникновения, когда продавец устанавливает как можно низшую цену на продукт с целью большего проникновения на рынке. Низкие цены делают продукт доступным потребителям с различным уровнем дохода, поэтому продавцы достаточно быстро получают большую долю рынка. При использовании этой стратегии в ценообразовании первоначальная цена становится постоянной ценой продукта. Результатами использования стратегии являются медленное возмещение издержек и высокий уровень продаж для покрытия издержек.
Цены турфирм отражаются в прайс-листах. Прайс-лист составляется на весь сезон и содержит цены на тур на весь сезон. Однако возможны изменения их в зависимости от сроков поездки, цены и условий проживания. В идеале прайс-лист должен отвечать требованиям всех сегментов рынка. Должна также быть дифференциация цен в зависимости от уровня дохода, возраста, количества туристов.
Хороший прайс-лист дает потребителю возможность: наглядно сравнить цены фирмы с ценами конкурентов; проанализировать рост и падение цен в зависимости от сезона; дома рассчитать и спланировать свою предстоящую поездку по каталогу.25
Для успешного продвижения на рынок новых туристских продуктов могут использоваться и другие стратегии ценообразования.
Одной из них является стратегия престижных цен. Престижные цены представляют собой намеренно высокие цены, предназначенные для привлечения потребителей, которые более обеспокоены качеством продукта, его уникальностью или статусом, чем ценой. В качестве примера приведем стоимость размещения в лучших в Европе номерах класса «люкс». Стратегия престижных цен эффективна, если можно свести к минимуму конкуренцию (через патентную защиту, приверженность торговой марке и т.д.).
Стратегия «следования за лидером» предполагает соотнесение фирмой цен на свои продукты с движением и характером цен лидера на данном рынке. Однако это не означает установления цены на новые продукты в строгом соответствии с уровнем цен ведущей фирмы на рынке. Речь идет о необходимости учета ее политики цен. Цена на новый продукт может отклоняться от цены фирмы-лидера, но только в известных пределах, которые обусловлены качественным превосходством тех или иных продуктов. Чем меньше различий в новых продуктах по сравнению с большинством предлагаемых на рынке, тем ближе уровень цен к «стандартам», установленным лидером.
Подобный подход внешне весьма привлекателен и удобен для фирм, не желающих или не имеющих возможности проводить свои собственные разработки ценовой стратегии. Однако, чрезвычайно сковывая ценовую инициативу фирмы, он может привести к серьезным ошибкам и просчетам (например, лидер проводил ошибочную политику или предпринял обманный ход и т.д.).
В практической деятельности ценовые стратегии в отношении новых туристских продуктов используются не обособленно, а в комплексе, при наложении одних подходов на другие, в зависимости от конкретной ситуации на рынке и общих стратегических задач предприятия.
По отношению к туристским продуктам сформировавшегося рынка сбыта также может быть использовано несколько вариантов ценовых стратегий.
Стратегия скользящей падающей цены является логическим продолжением стратегии «снятия сливок» и эффективна при тех же условиях. Применяется в том случае, когда предприятие надежно застраховано от конкуренции. Суть состоит в том, что цена последовательно скользит по кривой спроса. Для того чтобы стимулировать спрос и оградить предприятие от конкуренции, необходимо разрабатывать новые модели продуктов.
Стратегия преимущественной цены является продолжением стратегии цен проникновения на рынок. Она применяется при опасности вторжения конкурентов в область деятельности предприятия. Суть данной стратегии -достижение преимущества перед конкурентами по издержкам (тогда цена устанавливается ниже цен конкурентов) или по качеству (тогда цена устанавливается выше цен конкурентов, чтобы продукт оценивался как уникальный и престижный). 26
Стратегия цены сегмента рынка заключается в наиболее полном приспособлении туристского предприятия к заранее определенным различиям в спросе. Каждое решение по формированию цены должно учитывать реальные ожидания и запросы потребителей, а также их желание и возможность уплатить определенную сумму за туристские услуги. В качестве примера влияния сегментации рынка на стратегию ценообразования можно привести цены на поездки для пожилых людей. Анализ показывает, что в основном они ниже уровня цен аналогичных поездок для других возрастных категорий. Данный факт объясняется особенностями указанного сегмента: во-первых, наибольшее число поездок пожилые люди совершают в несезонный период, а значит, покупают туры по сниженным ценам; во-вторых, люди 50-65 лет довольно чувствительны к ценам и предпочитают размещение на базах самообслуживания, что значительно дешевле; в-третьих, они пользуются специальными скидками, предоставляемыми авиакомпаниями и гостиницами.
Стратегия ценовых манипуляций является одним из средств повышения ценности услуги в глазах клиентов. При этом несколько повышенная цена на продукт воспринимается потребителями как индикатор ценности самой услуги. Ценовые манипуляции могут использовать принцип контраста, когда на примерно одинаковые туристские продукты устанавливаются разные цены. Это создает условия для улучшения восприятия клиентами несколько более дорогих услуг. Когда разница в таких ценах не слишком велика, у клиентов складывается устойчивое мнение о необходимости приобретения более дорогих продуктов, качество которых гарантируется более высокой ценой. 27
Следует подчеркнуть, что в настоящее время известно множество вариантов применения ценовых манипуляций. Однако использоваться они должны осмотрительно. Например, завышение цены сверх ценности продукта с точки зрения клиента неизменно ведет к сокращению объема продаж. В то же время установление цены ниже допустимого клиентами уровня проявляется в снижении размера получаемой предприятием прибыли.
Реализация ценовой стратегии предполагает детальный учет стадий жизненного цикла туристского продукта. На стадии внедрения цена, как правило, устанавливается на основе изучения среднерыночных цен и спроса. Внедрение товара может производиться и по низкой цене, которая достигается не только низким уровнем прибыли. Для туризма характерно включение в стоимость тура одной или двух услуг с предоставлением остальных видов услуг за наличный расчет в месте пребывания туриста. На стадии роста продаж, когда потребители уже знакомы с товаром, цены обычно немного поднимаются (если позволяет конкуренция). На стадии зрелости рост продаж замедляется, затем постепенно начинает снижаться. Тогда пытаются удержаться на рынке путем различных модификаций, усовершенствований, дополнительных услуг. Попытки сделать это за счет уменьшения цены в туристской отрасли довольно опасны, поскольку психологически данный товар воспринимается потребителями как продукт со сниженным качеством (например, сокращение программы). На стадии спада необходимо сохранить оптимальный уровень продаж по реальным ценам в рамках определенного сегмента.
Таким образом, цена представляет собой один из важнейших элементов при работе на рынке, но это лишь одно из средств. Активное использование гибкого ценообразования способствует значительному расширению рынка сбыта и повышает конкурентоспособность реализуемых турпродуктов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях рыночной экономики производитель туристского продукта должен иметь обоснованный уровень цен на этот продукт. С этой целью разрабатывается политика цен, которая является существенным элементом общей стратегии сбыта продукции.
Политика цен - это система стандартных правил определения цен для типовых сделок продажи туристского продукта фирмы. По существу, она представляет собой общее руководство по установлению цен и включает в себя основные принципы и правила, используемые для установления цен.
Политика цен в туризме вытекает из стратегии сбыта туристского продукта. Исходя из стратегии принципы деятельности турфирмы по установлению цен могут быть различными. Например, не снижать цены на какие-либо компоненты туристского продукта ниже общей суммы затрат на их производство; стремиться к сдерживанию цен ниже уровня конкурентов; следовать за рыночной ценой, ориентируясь на цены конкурентов; устанавливать более высокие цены, чем у конкурентов, для установления и сохранения престижной цены; увеличивать объем реализации туристского продукта за счет низких цен; ориентироваться на цены какого-либо одного конкурента; устанавливать цены, обеспечивающие получение определенного процента дохода от объема инвестиций; использовать цены для увеличения массы прибыли от всего туристского продукта, а не от отдельных видов услуг туризма; обеспечивать стабильность и устойчивость рынка сбыта туристского продукта и т.д.
Политика цен может разрабатываться как на длительный срок, так и приспосабливаться к меняющимся условиям рынка.
Целесообразно использовать гибкий подход к ценообразованию, так как это позволяет более эффективно добиваться поставленных целей долгосрочной стратегии развития.
Разработка политики цен осуществляется с учетом внешних и внутренних факторов развития туристской фирмы.
Внешние факторы: состояние покупательскогоспроса; платежеспособность покупателей, их интересы, привычки, вкусы, поведение конкурентов, экономическая политика государства, политическая ситуация и др.
Внутренние факторы включают: увеличение прибыли от производства и реализации туристского продукта; желание туроператора уклоняться от обвинения в монополизации; заинтересованность туроператора и турагента в увеличении своей доли на рынке или темпов роста производства и реализации туристского продукта, даже за счет снижения доходов; стремление избежать банкротства, желание поднять свой имидж (престиж), а не увеличить доход и др.
Цена является важным средством повышения конкурентоспособности туристского продукта на рынке сбыта. Однако ее необходимо рассматривать не изолированно, а в сочетании с другими составляющими маркетингового комплекса и потребительскими характеристиками предлагаемых туристских услуг.
При определении цены на услуги туризма следует исходить из следующих принципов: цена должна возместить туристской фирме затраты на производство, реализацию, организацию потребления услуг туризма и обеспечить такой размер прибыли, который позволил бы ей функционировать на принципах самофинансирования; цена должна соответствовать спросу на данные услуги, который во многом определяется сезонностью туризма; цена должна быть гибкой, т.е. обладать маневренностью и динамичностью.
По отношению к туристским продуктам сформировавшегося рынка сбыта также может быть использовано несколько вариантов ценовых стратегий: стратегия скользящей падающей цены, стратегия преимущественной цены, стратегия цены сегмента рынка, стратегия ценовых манипуляций.
Реализация ценовой стратегии предполагает детальный учет стадий жизненного цикла туристского продукта. На стадии внедрения цена, как правило, устанавливается на основе изучения среднерыночных цен и спроса.
Таким образом, цена представляет собой один из важнейших элементов при работе на рынке, но это лишь одно из средств. Активное использование гибкого ценообразования способствует значительному расширению рынка сбыта и повышает конкурентоспособность реализуемых услуг туристскими предприятиями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аристархова М. Необходимость
и возможность отражения
2. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2008.
3. Белый Е., Романова И. Ценообразование на образовательные услуги в государственных вузах // Маркетинг в России и за рубежом. -2003. - №3. - С. 48-52.
4. Дурович А.П. Маркетинг в туризме.- Мн.: Новое Знание, 2007.
5. Завьялов П. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2008.
6. Квартальнов В.А. Туризм.- М.: Финансы и статистика, 2008.
7. Маркетинг/ Под ред. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008.
8. Михайлова Е. Ценовые стратегии: современные мировые тенденции // Маркетинг в России и за рубежом. -2000. -№ 5.- С 32-35.
9. Методические рекомендации по разработке ценовой политики // Маркетинг в России и за рубежом. -2007. -№ 1.- С. 24-25.
10. Резуев Е.В. Роль цены в конкурентной борьбе // Маркетинг и маркетинговые исследования. -2005. -№ 1.- С. 16-18.
11. Скляренко В. Формирование цен на товары и услуги // Справочник экономиста. -2005.- № 12. -С. 36-37.
12. Светлов В., Слинько В. Тарифная
политика оператора связи в
условиях инфокоммуникационой
13. Хлебович Д.И. Сфера услуг.- М.: КноРус, 2010.
14. Цена и ценообразование / Под ред.В.Е.Есипова.- СПб : Питер. 2007.
15. Уэбстер Ф. Стратегия ценообразования
// Маркетинг и маркетинговые
1 Цена и ценообразование / Под ред.В.Е.Есипова.- СПб : Питер. 2007. С. 28.
2 Маркетинг/ Под ред. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. - С. 264.
3 См. там же. С. 265
4 Уэбстер Ф. Стратегия ценообразования // Маркетинг и маркетинговые исследования. -2005. -№ 1.С. 21.
5 Завьялов П. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах : учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2008.
6 Хлебович Д.И. Сфера услуг.- М.: КноРус, 2010. С. 144.
7 Михайлова Е. Ценовые стратегии: современные мировые тенденции // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 5.
8 Хлебович Д.И. Сфера услуг.- М.: КноРус, 2010. С. 145.
9 Скляренко В. Формирование цен на товары и услуги // Справочник экономиста. -2005.- № 12. С. 36-37.
10 Маркетинг/ Под ред. А.Н.Романова. - М.:, Юнити, 2008. С. 287-289.
11 Методические рекомендации по разработке ценовой политики // Маркетинг в России и за рубежом. -2007. -№ 1.- С. 24-25.
12 Дурович А.П. Маркетинг в туризме.- Мн.: Новое Знание, 2007. С. 277.
Информация о работе Ценовая политика туристского предприятия