Теоретические
вопросы:
- Ценовые последствия налоговых
изменений. Выбор оптимального варианта цены.
Чаще всего изменение размера налогов
вызывает изменение в спросе: когда спрос
эластичен (т. е. нельзя резко поднять цены
из-за опасения резкого падения выручки),
основную тяжесть повышения налога несет
производитель. Если же налог уменьшается,
то предпринимателю в условиях высокой
эластичности спроса выгоднее снижать
цену, ибо это вызовет увеличение спроса
и выручка возрастет.
Но если спрос неэластичен, т.е. увеличение
цены не вызывает резкого изменения спроса,
существуют три варианта поведения предпринимателя
при снижении налогового пресса:
- снизить цены. Спрос не будет резко расти
из-за неэластичности; увеличение выручки
от реализации весьма проблематично. Однако
в наших условиях уже сам факт снижения
цены может стать прекрасной рекламой
и резко стимулировать спрос;
- оставить цены прежними. Это, пожалуй,
наиболее приемлемый вариант, так как
снижение налога равнозначно (при данном
спросе) увеличению доли выручки от реализации,
остающейся у производителя;
-
повысить цены. При очень аккуратном обращении
и хорошем анализе это может дать наибольшее
увеличение выручки, поскольку цена увеличивается
при одновременном снижении налога. Важно
только не переборщить с ценой. В противном
случае, как уже было показано, спрос катастрофически
падает, а предприятие делает себе плохую
рекламу.
Ценовая
политика фирмы — важнейшая часть ее общей хозяйственной
политики, обеспечивающая адаптацию фирмы
к меняющимся экономическим условиям.
В условиях рыночной экономики коммерческие
организации имеют реальную возможность
проводить собственную хозяйственную
политику, в том числе ценовую.
Анализ особенностей развития процессов
ценообразования при переходе российской
экономики к рыночным условиям показал,
что в результате снижения инфляции, возрастания
уровня конкуренции за счет увеличения
объема импорта, резкого падения производственного
и потребительского спроса была практически
вытеснена модель инфляционного ценообразования.
Начали применяться принятые в мировой
практике принципы экономических отношений.
Это требует, чтобы российские фирмы выбирали
соответствующие формы и методы организации
предпринимательской деятельности, освоения
большого арсенала методов и приемов рыночного
ценообразования.
Отечественные
фирмы стоят перед решением следующих
важнейших вопросов в области ценообразования:
освоение и
эффективное использование новых моделей
рынков и ценовой
политики фирмы, обобщающих современную
практику и объясняющих мотивы поведения рыночных
контрагентов
учет влияния
на цены всех возможных последствий процесса
интернационализации
рынков, имеющего место в Европе и активно
проникающего на экономическое пространство
Российской Федерации и ближнего зарубежья
обеспечение
гибкого подхода к процессу ценообразования
в зависимости
от изменения фаз развития рынка и характера продаваемого
продукта
разработка
эффективной ценовой стратегии и выбор
наиболее целесообразных
методов ценообразования в зависимости
от целей, избранных фирмой, и реальных рыночных условий
разработка
ценовой тактики с учетом постоянно меняющейся
экономической
конъюнктуры.
Ценовые стратегии — обоснованный выбор
цены (или перечня цен) из нескольких вариантов,
направленный на достижение максимальной
(нормативной) прибыли для фирмы в планируемом
периоде.
Ценовой
стратегический выбор — выбор стратегий
ценообразования, основанный на оценке
приоритетов деятельности фирмы.
В практике современного ценообразования
используется разветвленная система ценовых
стратегий. В общем виде она представлена
на рис. 1.
Рис. 1. Разветвленная
система ценовых стратегий
Обобщение и анализ опыта разработки
ценовых стратегий в странах с развитыми
рыночными отношениями свидетельствуют
о серьезном подходе к принятию ценовых
решений. Практика показывает, что грамотно
сформированная ценовая стратегия — одна
из слагаемых коммерческого успеха фирмы,
обеспечения ее конкурентоспособности.
Успех и результативность ценовой стратегии
зависят, в частности, от того, насколько
правильно с самого начала организован
процесс ее создания.
Для разработчиков ценовой стратегии
необходимо составление схем и соответствующих
тестов-вопросников.
На первом
этапе формирования ценовой стратегии
при сборе исходной информации — работа
ведется по пяти направлениям:
- оценка затрат;
- уточнение финансовых целей фирмы;
- определение потенциальных покупателей;
- уточнение маркетинговой стратегии;
- определение потенциальных конкурентов.
1. Оценка
затрат включает определение состава
и уровня приростных затрат при изменении
объемов продаж, а также определение объемов
производства, способных повлиять на размер
условно-постоянных затрат.
2. Уточнение
финансовых целей фирмы проводится на
основе выбора одного из двух возможных
приоритетов: минимальной прибыли от продажи
соответствующего товара (услуги) или
ориентации на достижение наивысшего
уровня прибыльности (на максимизацию
общего объема прибыли либо на получение
прибыли в зависимости от срока и размера
кредиторской задолженности).
3. Определение
потенциальных покупателей включает выявление
факторов и оценку последствий их влияния
на чувствительность покупателей к уровню
цены и прогнозирование разделения покупателей
на группы (сегменты).
Эта работа
проводится с учетом следующих факторов:
- экономическая ценность реализуемого
товара (услуги);
- трудность сопоставления с аналогами;
- престижность обладания данным товаром;
- ограничение бюджета;
- возможность разделения затрат на покупку.
4. Уточнение
маркетинговой стратегии необходимо разработчикам
ценовой стратегии, поскольку выбор ценовых
решений находится в жесткой зависимости
от избранной фирмой маркетинговой стратегии.
5. Определение
потенциальных конкурентов включает сбор
и анализ данных по следующим направлениям:
выявление фирм — основных конкурентов
на сегодняшний день и в будущем; сравнение
своих цен с ценами фирм-конкурентов, определение
основной цели фирм-конкурентов в сфере
ценообразования; нахождение преимуществ
и слабых сторон деятельности фирм-конкурентов
по соответствующим показателям (объем
ассортимента; удельный выигрыш в цене;
репутация у покупателей; уровень качества
товара).
Второй
этап разработки ценовой стратегии —
стратегический анализ — проводится также
по пяти направлениям:
- финансовый анализ;
- сегментный анализ рынка;
- анализ конкуренции;
- оценка внешних факторов;
- оценка роли государственного регулирования.
1. Финансовый
анализ, проводимый в целях разработки
ценовой стратегии фирмы, включает следующие
направления: определение удельного и
общего выигрыша фирмы от производства
(реализации) товара (услуги) при существующей
цене; определение необходимого темпа
роста объема продаж в случае снижения
цены в целях увеличения общего выигрыша
фирмы; установление допустимого уровня
сокращения объема продаж в случае повышения
цены прежде, чем общий выигрыш фирмы снизится
до существующего уровня; расчет необходимого
темпа прироста объема продаж в целях
компенсации приростных условно-постоянных
затрат, обусловленных внедрением анализируемого
ценового решения; прогнозирование необходимого
объема продаж в целях компенсации приростных
условно-постоянных затрат, обусловленных
внедрением на новый рынок выпускаемого
товара или предполагаемым внедрением
на рынок нового товара.
2. Сегментный
анализ рынка включает прогнозирование
состава покупателей в разных сегментах
рынка; определение способов проведения
границ между сегментами таким образом,
чтобы установление пониженных цен в одном
сегменте не исключало возможности установления
более высоких цен в других сегментах;
разработку аргументации во избежание
обвинений в нарушении действующего законодательства
о защите прав покупателей, о предотвращении
монополистической практики в случае
ценовой дискриминации.
3. При анализе
конкуренции необходимо определить уровень
реализации и прибыльности фирмы с учетом
вероятной реакции конкурентов, а также
возможности фирмы повышать гарантированность
достижения своих целей по объемам и прибыльности
продаж за счет сосредоточения усилий
на соответствующих сегментах рынка, где
устойчивое конкурентное преимущество
будет достигнуто при минимальных усилиях.
4. Оценку
внешних факторов следует проводить по
двум основным направлениям: влияние инфляционных
процессов и влияние цен на сырье и материалы
фирм-поставщиков.
5. При оценке
роли государственного регулирования
проводятся исследования по оценке влияния
проводимой государством экономической
политики на уровень доходов населения
в целевых сегментах рынка и прогнозирование
возможных последствий, а также по оценке
влияния государственного регулирования
в области цен на намеченное фирмой изменение
цен и прогнозирование возможных последствий.
На третьем
этапе создания ценовой стратегии осуществляется
подготовка проекта ценовой стратегии
фирмы.
Государственное регулирование
цен
В соответствии
со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской
Федерации находятся основы ценовой политики.
На основании этого положения президент
совместно с правительством РФ обеспечивает
реализацию ценовой политики и законодательства
РФ о ценообразовании.
Политика
цен — это действия органов государственной
власти, местного самоуправления и субъектов
ценообразования, направленные на осуществление
регулирования цен в народном хозяйстве,
сфере услуг и контроля за их соблюдением.
Политика
цен осуществляется через анализ практики
формирования цен и их регулирования,
контроля за соблюдением государственной
дисциплины цен, через ограничения негативных
последствий монополистической деятельности
в порядке, предусмотренном антимонопольным
законодательством.
Ценовая
политика является частью экономической
политики государства и в условиях рыночных
отношений имеет особо важное значение.
Она содействует развитию рыночных отношений,
служит средством защиты частной, государственной,
муниципальной и иных форм собственности,
способствует замедлению инфляции и смягчению
ее негативных экономических и социальных
последствий, в то же время способствует
развитию конкуренции, свободному перемещению
товаров, услуг и финансовые средств, свободной
экономической деятельности.
В структуре
органов исполнительной власти предусматриваются
органы, формирующие и реализующие политику
цен. На федеральном уровне — это правительство
Российской Федерации и федеральные органы
исполнительной власти, в частности Министерство
экономики РФ и входящий в его состав Департамент
цен.
Будучи
центральным органом федеральной исполнительной
власти. Департамент цен осуществляет
не только государственное регулирование,
но и межотраслевую координацию цен. Его
основные действия: разработка предложений
по проведению единой в стране государственной
политики цен; совершенствование механизма
ценообразования с целью повышения действенности
цен в развитии рыночных отношений, структурной
перестройке в народном хозяйстве, решении
социальных проблем; систематический
анализ процессов ценообразования в отраслях
народного хозяйства и подготовка на этой
основе предложений по совершенствованию
государственной политики цен; совершенствование
порядка установления и применения регулируемых
рыночных цен и др.
На уровне
субъектов Российской Федерации вопросами
ценообразования занимаются законодательные
и исполнительные органы соответствующих
субъектов Федерации, органы местного
самоуправления. В исполнительных органах
субъектов Федерации имеются специализированные
подразделения по проведению ценовой
политики — управления или комитеты по
ценовой политике.
Органы
ценообразования субъектов Федерации
(республик в составе РФ, краев, областей,
автономных образований) ведут большую
работу по ценообразованию: осуществляют
регулирование цен на местных рынках РФ;
обеспечивают реализацию на местном рынке
политики и законодательства по ценообразованию;
устанавливают на своей территории за
счет средств местного бюджета фиксирование
и регулирование цен на отдельные социально
значимые товары, изготовляемые и реализуемые
на местном рынке; осуществляют контроль
за ценами.
Основные
направления государственной ценовой
политики в России на ближайшую перспективу
определены Указом Президента РФ от 28
февраля 1995 г. «О мерах по упорядочению
государственного регулирования цен (тарифов)»
и постановлением Правительства РФ от
7 марта 1995 г. № 239 по данному вопросу. Самое
главное в названных документах — это,
во-первых, последовательное проведение
либерализации цен и тарифов.
Во-вторых,
осуществление государственного регулирования
цен и тарифов в отраслях, относящихся
к естественным монополиям. В этих отраслях
развитие конкуренции невозможно или
неэффективно. Поэтому, чтобы предупредить
со стороны субъектов естественных монополий
завышение цен и тарифов на свою продукцию
и сокращение объемов производства, нужно
государственное регулирование.
На основе
названных документов, определяющих правовое
обеспечение регулирования, правительство
Российской Федерации принимает решения
о введении государственного регулирования,
осуществляет координацию деятельности
органов исполнительной власти субъектов
России по регулированию цен.