В настоящее
время разграничена компетенция в регулировании
цен между федеральными органами исполнительной
власти и органами исполнительной власти
субъектов Федерации. Так, на федеральном
уровне сохраняется регулирование цен
и тарифов в электроэнергетике, газораспределительной
сети, на железнодорожном транспорте,
на основные услуги связи, учитывая естественную
монополию этих отраслей, а также на продукцию,
закупаемую исключительно или преимущественно
государством.
Политика
регулирования цен в сфере естественных
монополий является важнейшим условием
для поддержания низкого уровня инфляции
в промышленности и создания условий для
экономического роста — повышения конкурентоспособности
отечественной продукции путем снижения
затрат на производство.
На продукцию,
товары и услуги локальных, то есть местных,
естественных монополий государственное
регулирование цен и тарифов осуществляют
органы исполнительной власти субъектов
Федерации. Сюда относятся электро- и теплоэнергия,
отпускаемые региональными энергоснабжающими
организациями (тарифы регулируются региональными
энергетическими комиссиями), газ природный
и сжиженный, реализуемый населению, перевозки
пассажиров и багажа всеми видами общественного
транспорта в городском и пригородном
сообщении, коммунальные услуги (водоснабжение
и канализация), услуги почтовой и электрической
связи по утвержденному перечню, торговые
надбавки на лекарственные средства и
изделия медицинского назначения.
Имеется
перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых
и торговых организаций, по которым органам
исполнительной власти субъектов Федерации
предоставляется право вводить государственное
тарифов и надбавок. Это снабженческо-сбытовые
и торговые надбавки к ценам на продукцию
и товары, реализуемые в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях
с ограниченными сроками завоза грузов;
наценки на продукцию, реализуемую на
предприятиях общественного питания при
общеобразовательных школах, профтехучилищах,
средних специальных и высших учебных
заведениях; торговые надбавки к ценам,
на продукты детского питания, перевозки
пассажиров и багажа железнодорожным
транспортом в пригородном сообщении
по согласованию с Министерством путей
сообщения (железными дорогами) при условии
возмещения убытков, возникающих вследствие
регулирования тарифов, за счет соответствующих
бюджетов субъектов Федерации, перевозки
пассажиров и багажа автомобильным транспортом
по внутриобластным и межобластным маршрутам,
включая такси и др.
В целом
перечень товаров и услуг, по которым допускается
прямое регулирование цен, за последние
годы существенно сокращен. Права органов
исполнительной власти в части регулирования
цен в значительной степени увязаны с
возможностями их бюджетов.
Расширение
прав предприятий по самостоятельному
установлению цен и тарифов происходит
с одновременным использованием экономических
рычагов воздействия на цены, имеющихся
в распоряжении исполнительной власти
(налоги, льготные кредиты, арендная плата
и т.д.), с тем чтобы не допускать их необоснованного
завышения, полнее учесть платежеспособный
спрос населения и возможности бюджета.
Государство
не только определяет перечень продукции,
цены на которую подлежат регулированию,
сферы применения такого регулирования,
но и определяет органы государственной
власти, осуществляющие этот контроль.
К органам
контроля цен относятся: на федеральном
уровне — Министерство экономики РФ, на
уровне субъектов РФ — орган исполнительной
власти субъекта РФ, осуществляющий контроль
за ценами в пределах своей компетенции,
на местном уровне — орган местного самоуправления.
Кроме того, финансовые и антимонопольные
органы, органы регулирования естественных
монополий и государственной налоговой
службы, государственные торговые инспекции
и другие имеют право осуществлять контроль
за соблюдением порядка применения цен
и тарифов.
Нарушение
порядка применения цен и тарифов — это
несоблюдение субъектом предпринимательской
деятельности установленных цен или условий,
их ограничивающих, непредставление в
срок по требованию органа контроля цен
документов и иной информации, необходимой
для проведения проверки.
Органам
контроля цен предоставлены достаточные
полномочия для осуществления своих контрольных
функций. Они беспрепятственно проверяют
действующие на территории, находящейся
в их ведении, все субъекты предпринимательской
деятельности в отношении соблюдения
ими порядка применения цен и тарифов;
принимают решения о финансовых санкциях
и взыскании сумм штрафа в установленном
размере; в ходе проверки или после нее
дают предписания, обязательные для исполнения,
об устранении нарушений порядка применения
цен и тарифов; привлекают к административной
ответственности в виде предупреждения
или штрафа руководителей предприятий,
виновных в нарушении порядка применения
цен и тарифов.
Полномочия
органов контроля цен местного самоуправления
распространяются только на субъекты
предпринимательской деятельности, находящиеся
в муниципальной собственности.
Проверяемые
предприятия обязаны представить всю
необходимую информацию органам контроля.
Сведения, составляющие коммерческую
тайну и полученные органами, осуществляющими
контроль за соблюдением порядка применения
цен, не подлежат разглашению.
При выявлении
нарушений порядка применения цен и тарифов
размер финансовых санкций определяется
как разница между фактически примененной
ценой и ценой, сформированной в соответствии
с действующим законодательством и нормативными
актами, в пересчете на объем реализованной
продукции.
Если предприятие
само выявило несоблюдение установленных
цен или условий, их ограничивающих, оно
самостоятельно осуществляет перерасчет
с потребителями или в случае невозможности
такого перерасчета вносит в бюджет сумму
разницы между фактически примененными
ими ценами и ценами, сформированными
в соответствии с действующим законодательством,
в перерасчете на объем реализованной
продукции.
По итогам
проверки составляются акты проверки,
которые, в свою очередь, являются основанием
для принятия органами контроля решений
о применении финансовых санкций и взыскании
сумм штрафа. Взыскание названных санкций
и штрафа по решению органов контроля
цен осуществляют налоговые органы. Решения
органов контроля цен могут быть обжалованы
предприятиями в суде или арбитражном
суде.
Тестовое задание:
Перечислите методы косвенного регулирования
а) налогообложение;
б) оплата труда;
в) регулирование
денежного обращения ;
г) кредитная политика;
д) регулирование
государственных расходов;
е) установление
норм амортизации;
ж) антимонопольное
законодательство;
з) поддержка малого
предпринимательства;
2. Основными принципами ценообразования
являются:
- научность обоснования цен;
- целевая направленность цен;
- непрерывность процесса ценообразования;
- единство процесса ценообразования и контроля
за соблюдением цен.
- Основными характеристиками рыночной
цены являются:
а) конкурентность, неизменность, ориентация
на затраты в сфере производства;
б) динамичность, конкурентность, зависимость
от конъюнктуры рынка;
в) зависимость от государственного регулирования,
постоянность, возможность прогнозирования;
г) формирование конечного уровня на
стадии производства, динамичность, конкурентность;
д) зависимость от конъюнктуры рынка,
постоянность, возможность прогнозирования.
Ответ: б) динамичность, конкурентность,
зависимость от конъюнктуры рынка
Договорная цена на строительный объект
состоит из следующих элементов:
а) сметная стоимость + прибыль + налог
на добавленную стоимость;
б) сметная стоимость + прейскурантная
цена + прибыль;
в) прейскурантная цена + прибыль + налог
на добавленную стоимость;
г) сметная стоимость + налог на добавленную
стоимость
д) сметная стоимость + прибыль.
Ответ: г) сметная стоимость
+ налог на добавленную стоимость
- Сумма прибыли, включаемая в цену, если
известна рентабельность продукции, рассчитывается
по формуле:
а)
б)
в)
г)
д)
где: П - величина прибыли в цене, руб.;
Rпрод – рентабельность продукции, %;
Спол. – полная себестоимость изделия,
руб.; Спроизв. – производственная себестоимость
изделия, руб.
Ответ: а)
Определить долю влияния факторов производства
на формирование себестоимости
изделия позволяет группировка расходов:
а) по отношению к технологическому процессу;
б) по отношению к объемам производства;
в) по экономическим элементам;
г) по способу включения в себестоимость.
Ответ: в) по экономическим
элементам
Ставка таможенной пошлины в 2 раза выше
базовой (основной) применяется:
а) для товаров, происходящих из слабо
развитых стран;
б) для товаров, происходящих из развивающихся
стран, пользующихся схемой преференции;
в) для товаров, происходящих из стран,
которым Россия представила режим наиболее
благоприятствуемой нации в торгово-экономических
отношениях;
г) если в стране происхождения товара
не предоставлен режим наиболее благоприятствуемой
нации в торгово-экономических отношениях;
д) для товаров, пользующихся повышенным
спросом у населения.
Ответ: г) если в стране происхождения
товара не предоставлен режим наиболее
благоприятствуемой нации в торгово-экономических
отношениях
8. Свободное
конкурентное ценообразование характерно
для рынка:
а) чистой монополии;
б) олигополистической конкуренции;
в) чистой (совершенной) конкуренции;
г) монополистической конкуренции.
Ответ: в) чистой (совершенной)
конкуренции
9. Уровень
цен на рынке олигополистической
конкуренции:
а) рыночный;
б) цена продавца;
в) цена ведущего продавца;
г) фиксированный;
д) широкий.
Ответ: в) цена ведущего продавца
10. Цена при
использовании метода предельных
издержек рассчитывается по формуле:
а)
б)
в)
г)
где: Иполн – полные издержки на единицу
изделия, руб.; Ипер – переменные издержки
на единицу изделия, руб.; Rпрод – рентабельность
изделия, %.
Ответ:
в)
Практические задания:
Задача 1.
Определить
розничную цену на товар, в ходе решения
рассчитать:
а) отпускную
цену предприятия-изготовителя;
б) цену оптового
предприятия и сумму НДС, которую она должна
перечислить в бюджет;
в) уровень торговой
надбавки, если:
себестоимость товара составляет – 2245
руб.;
рентабельность производства – 16%;
В розничной
торговле уровень издержек обращения
составляет 17,5%, планируется иметь рентабельность
продаж в размере 8%.
Решение
А) 2245*(100+16)/100*(100+18)/100=3073
руб.
Б) 3073*100/118*(100+11)/100*(100+18)/100
=3411 руб.
В) Цена приобретения
без НДС = 3411*100/118 = 2891 руб.
Увп= Уио + Рпр= 17,5+8=25,5
%
Утн = Увп/(100-Увп)*100
= 25,5/(100-25,5)*100 =34 %
Ответ:
а) 3073 руб. б) 3411 руб. в) Уровень торговой
надбавки=34%
Задача 2.
Определить
минимальную цену на новое изделие, которую
необходимо установить предприятию, чтобы
не иметь убытков. Внедрение проекта требует
вложений за счет кредита в сумме 812 тыс.
руб., при годовой процентной ставке 16%.
Затраты на производство единицы изделия
(себестоимость) – 596 руб., предполагаемый
объем производства – 4000 единиц.
Решение
Общие затраты =
Вложения за счет кредита+ % по кредиту
/Предполагаемый объем производства +Затраты
на производство
812000*1,16/4000+596= 831 руб.
Ответ: 831 руб.
Задача 3.
Рассчитайте,
как изменится цена 1 банки масляной краски
при оптовой торговле и отправке товара
за рубеж за счет поставщика. Вес 1 банки
– 2 кг., общий вес груза – 10 т. на сумму
10 млн. руб. Груз отправляется в Литву одним
контейнером по железной дороге.
услуги терминала по таможенной обработке
груза:
- заказ ж/д контейнера
– 85.
- доставка
ж/д контейнера с Варшавской товарной
площадки из Санкт-Петербурга – 60.
- доставка
груза автотранспортом на склад
терминала – 10/т.
- доставка
ж/д контейнера на Варшавскую товарную
площадку в Санкт-Петербург – 60.
- таможенная
очистка (декларирование груза) – 60.
ж/д тариф до станции назначения в Литве – 100, охрана груза – 10% от ж/д тарифа.
накладные расходы терминала – 18%.
(Экспорт НДС не облагается)
таможенная пошлина – 20%.
5) Стоимость
таможенных процедур – 0,15%.
Решение
- услуги
терминала по таможенной обработке груза: