Факторы, определяющие уровень и динамику мировых цен. Виды цен мирового рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 16:19, контрольная работа

Описание работы

В процессе реализации формирования мирового рынка возникают сложные отношения обмена между участниками международной торговли, опосредуемые такой экономической категории, как цена. Необходимо иметь в виду, что как ценообразование, так и динамика цен в международной торговле существенно отличаются по своему характеру от ценообразования и динамики цен внутри отдельных стран. Это обусловлена тем, что на механизм ценообразования и динамику цен в международной торговле влияют факторы, действие которых выходит за рамки одной страны и, следовательно, за границы влияния ее внутренней ценовой политики.

Содержание работы

Теоретическая часть
Практическая часть
Список литературы

Файлы: 1 файл

Ценообразование.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

           Цена с последующей фиксацией – это цена, фиксируемая в ходе исполнения контракта. В этом случае в контракте оговариваются условия фиксации и принцип определения уровня цены. Например, цена может устанавливаться по договоренности сторон перед поставкой каждой предусмотренной контрактом партии товара, а при долгосрочных поставках – перед началом каждого календарного года. Покупателю может быть предоставлено право выбора момента фиксации цены в течение срока исполнения сделки с оговоркой, какими источниками информации о ценах ему следует пользоваться для определения уровня цен. Так, при сделках на биржевые товары оговаривается, по котировкам какой биржи и по какой рубрике котировочного бюллетеня будет определяться цена, а также срок, в течение которого покупатель обязан уведомить продавца о своем желании зафиксировать цену в контракте. Такие сделки называются онкольными.

           При  определении уровня цены в  контракте обычно ориентируются  на два вида цен: публикуемые  и расчетные цены поставщика.

           Публикуемые  цены – это цены, сообщаемые  в специальных фирменных источниках информации. Они, как правило, отражают уровень мировых цен. К публикуемым ценам относятся справочные цены, биржевые котировки, цены аукционов и торгов, цены статистических справочников, цены фактических сделок, цены предложения крупных фирм, цены прейскурантов, каталогов и проспектов.

           Справочные  цены представляют собой цены  товаров во внутренней оптовой  или внешней торговле промышленно  развитых стран, публикуемые в  различных печатных изданиях. Источниками  справочных цен являются экономические  газеты, журналы, специальные бюллетени, фирменные каталоги и прейскуранты. Эти цены могут быть либо чисто номинальными, не связанными с реальными коммерческими операциями (запросы или неуторгованные предложения продавцов), либо отражающими прошлые операции, совершенные за истекшую неделю или месяц.

           Справочные  цены по некоторым товарам  играют роль лишь отправной  точки, с которой начинается  согласование цен при заключении  сделки, поэтому они являются  ценами продавцов, а не ценами  фактических сделок. В справочных ценах всегда предусматривается определенный запас на уторговывание, что затрудняет возможность их использования в информационных целях. Эти цены применяются при ценообразовании на сырье, материалы, топливо, прокат металлов, химическую продукцию. Иногда справочные цены используются для определения уровня цены с последующей фиксацией, подвижной или скользящей цены.

           Справочные цены в большинстве случаев представляют собой так называемые базисные цены, т. е. цены товара определенного качества и количества, спецификации, размеров, химического состава, в том или ином заранее установленном географическом пункте ( так называемом базисном пункте). Справочные цены подразделяются на цены экспортеров и импортеров. Справочные цены экспортеров обычно формируются на условиях «фоб» и характерны для сырьевых товаров. Справочные цены импортеров формируются на условиях «сиф» или «сип» и характерны для готовой продукции. Справочные цены фактически выступают в виде оптовых цен.

           Биржевые  котировки – это цены товаров, которые являются объектами биржевой торговли и отражают фактические сделки. В тех случаях, когда биржевые котировки не имеют за собой конкретных сделок, при их публикации перед ценой ставится буква Н, означающая номинальность котировки. Биржевые цены рассчитываются и публикуются котировочной комиссией биржи в биржевых бюллетенях, информационными и телеграфными агентствами, а также в массовых периодических изданиях.

           Биржевые  котировки (цены) распространяются  в основном на сырьевые товары. В настоящее время публикуются главным образом официальные биржевые котировки, по которым в рамках сессии прошло наибольшее число фактических сделок на фьючерсной основе. Это обусловлено тем, что на современных биржах подавляющее число сделок совершается не ради купли – продажи реального товара, а с целью заключения контрактов на покупку и продажу товаров в спекулятивных целях и в целях хеджирования. Однако традиционным остается отражение базисных условий в официальных биржевых котировках, когда сделки на бирже заключаются только ради реального товара.

           Биржевые котировки по основным  видам сырья и топлива формируются  обычно на условиях «фоб». Это  обусловлено тем, что данная  группа товаров имеет довольно  широкую сферу применения и  реализуется в больших объемах. Продавец доставляет товар лишь до базисных пунктов, и поэтому основная транспортная составляющая в структуру цены не входит. По мере сужения сферы использования товара биржевые условия котировки формируются на других условиях, например, «сиф», когда продавец принимает на себя большую часть расходов (товар имеет более узкую сферу применения и транспортируется в сравнительно ограниченном количестве). Официальные котировки международных товарных бирж являются наилучшем источником информации о мировых ценах, поскольку в наибольшей степени соответствуют всем признакам мировой  цены.

           Цены аукционов и торгов близки к котировкам бирж, так как они отражают реальные сделки. Международными аукционами обычно являются крупные акционерные компании, монополизировавшие торговлю конкретным товаром. Эти компании скупают товар у производителей и затем перепродают его оптовым посредникам. Другой формой организации аукциона являются специализированные брокерские фирмы, занимающиеся перепродажей товаров на условиях комиссии по поручению своих клиентов, т. е. продавцов и покупателей. Клиенты в аукционе не участвуют, а лишь выплачивают брокерам вознаграждение. Организаторы аукционной продажи получают вознаграждения в виде разницы цен покупки и продажи товара или комиссионного процента от цены общего объема проданного товара.

           Ценами международных аукционов и торгов являются цены при специализированной форме международной торговли, которая основана на выдаче заказов на поставку товаров или сдачу подрядов на проведение определенных работ. Во многих случаях этот вид цен регулируется со стороны государства. Характерно, что ценовая информация аукционов и торгов является, как правило, нерегулярной и закрытой.

           Средние экспортные и импортные  цены статистических справочников, исчисленные на основе данных  внешнеторговой статистики путем  деления стоимости товара на его количество, являются более показательными, чем справочные цены, хотя и отражают не столько цены фактически совершенных в данный период экспортно – импортных сделок, сколько экспорт или импорт, осуществленный в соответствующий отрезок времени. Это смещение во времени имеет особенно большое значение в тех отраслях, где наблюдается большой разрыв между сезоном продаж и фактическим экспортом, как в торговле пиломатериалами.

           Цены фактических сделок являются  наиболее реальным критерием для определения уровня цены в контракте. Однако эти цены, как правило, регулярно не публикуются, а появляются в печати эпизодически лишь по отдельным операциям. Тем не менее, сопоставление цен фактических сделок со сравнительными дает возможность более правильно установить уровень цены в контракте. Свежая информация о ценах фактических сделок составляет коммерческую тайну. Поэтому при отсутствии информации об абсолютных уровнях цен необходимые ценовые величины определяют расчетным путем. Для этого используют публикуемые в международных статистических сборниках средние и удельные показатели трудоемкости, материалоемкости, фондоемкости и нормы прибыли по отраслям. При этом нельзя оперировать только локальными ценовыми показателями (даже самыми новыми), а необходимо анализировать динамические ряды цен. Тем самым будет повышаться корректность и объективность ценовых показателей. Это имеет особое значение тогда, когда они являются не ценами фактических сделок, а ценами продавцов. Анализ цен за продолжительное время позволяет полнее определить ценовой «навес» продавца и нивелировать спекулятивные колебания цен. Если товар реализуется на нескольких рынках, то необходимо сопоставить и проанализировать цены всех  форм организации торговли. В частности, многие виды продукции (например, сырьевые товары) реализуются через биржи и по прямым контрактам. В этом случае подвергаются анализу как биржевые котировки, так и справочные цены.

           Цены предложений крупных фирм  менее представительны, чем цены  фактических сделок прежде всего потому, что цены предложений по существу имеют характер справочных цен. Это связано с тем, что первоначально определенный уровень цены при заключении сделок в результате уторговывания обычно понижается. Данные цены разрабатываются на изделия мелкосерийного и индивидуального производства. Информация об уровне этих цен передается потенциальным потребителям. Эти цены могут публиковаться в рекламных проспектах, бюллетенях, в отраслевых периодических изданиях. В ряде случаев цены предложений могут не публиковаться, а информация о них непосредственно высылается по прямым каналам заказчику.

           Цены предложений в отличие  от прейскурантных характеризуются  меньшей агрегированностью, усредненностью  и имеют более адресный характер. При формировании этих цен в первую очередь учитывается не конъюнктура рынка, а внутрипроизводственные условия. Цены предложений могут формироваться на основе затрат на производство продукции, могут использоваться параметрические, нормативно – параметрические, экспертные методы, а также методы с учетом полезного эффекта продукции.

           Цены прейскурантов, каталогов и проспектов разрабатываются производителями на базисные виды товаров массового производства, для которых характерным является наличие конкурентных рынков. Вследствие этого при разработке прейскурантных цен прежде всего учитываются цены конкурентов. Прейскурантные цены публикуются в отраслевых изданиях. По причине многочисленности прейскурантных товаров цены публикуются с высокой степенью агрегирования и усреднения. Характерно, что прейскурантные цены не имеют специальной экспортной направленности. Тем не менее на некоторые виды продукции могут существовать специальные экспортные прейскуранты. Поскольку цены прейскурантов, каталогов и проспектов являются ценами продавцов, то в этом состоит их сходство со справочными ценами. Однако в отличие от последних прейскурантные цены бывают как оптовыми (сырье, прокат и т. д.), так и розничными (швейные изделия, легковые автомобили и т. д.).

           Рассмотренные разновидности публикуемых цен носят преимущественно справочный характер и довольно часто существенно отклоняются от фактических цен реализации продукции вследствие широкого применения надбавок и системы специальных скидок. Надбавка к цене устанавливается в зависимости от особых требований покупателя, например, при выполнении специального или индивидуального заказа, за повышение качества товара, предоставление дополнительных сервисных услуг и т. д. Размер скидок зависит от характера сделки, условий поставки и платежа, взаимоотношений с покупателями и от конъюнктуры рынка в момент заключения сделки. В настоящее время в практике международной торговли используется много различных видов скидок.

           Общая (простая) скидка предоставляется  с прейскурантной или справочной цены товара. Простая скидка составляет 20 – 30%,  а в некоторых случаях 40% цены. Такие скидки широко практикуются при заключении сделок на машины и оборудование, в частности, на стандартные виды оборудования. Скидки со справочной цены используются при поставках промышленного сырья и составляют в среднем 2 – 5%  справочной цены или соответствуют размеру ссудного процента, существующего на денежном рынке.

           Скидка за количество или серийность (прогрессивная) предоставляется  покупателю при условии покупки им определенного заранее и увеличивающегося количества товара. Серийные заказы представляют большой интерес для производителей, так как при изготовлении машин одного и того же типа и размера снижаются издержки их производства.

           Скидка за оборот (бонусная) предоставляется постоянным покупателям на основании специальной договоренности. В контракте в этом случае устанавливается шкала скидок в течение определенного срока (обычно один год), а также порядок выплаты сумм на основе этих скидок. П 0 некоторым видам оборудования бонусные скидки достигают 15 – 30% оборота.

           Дилерские скидки предоставляются  производителями своим постоянным  покупателям или посредникам  по сбыту, в том числе заграничным.  Эти скидки широко распространены при продаже автомобилей, тракторов. Дилерские скидки составляют в среднем 15 – 20% розничной цены.

           Специальные скидки предоставляются  привилегированным покупателям,  в заказах которых особо заинтересованы  продавцы. К категории специальных скидок относятся также скидки на пробные партии и заказы.

           Экспортные скидки предоставляются  продавцам при продаже товаров  иностранным покупателям сверх  тех скидок, которые действуют  для покупателей внутреннего  рынка. Они имеют целью повысить конкурентоспособность того или иного товара на внешнем рынке.

           Сезонные скидки предоставляются  за покупку товара вне сезона. Например, по сельскохозяйственным  удобрениям они составляют около  15%.

           Скрытые скидки предоставляются  покупателю в виде скидок на фрахт, льготных или беспроцентных кредитов, путем оказания бесплатных услуг, предоставления бесплатных образцов, количество которых достигает товарного характера.

           Скидки за возврат ранее купленного  товара у данной фирмы в размере 25 – 30% прейскурантной цены предоставляются покупателю при возврате им ранее купленного у фирмы товара устаревшей модели. Такие скидки широко применяются при продаже автомобилей, электрооборудования.

           Расчетные цены поставщика применяются в контрактах на нестандартное специальное оборудование, производимое, как правило, по индивидуальным заказам. Различия такого оборудования в отношении конструкции, эксплутационных свойств настолько велики, что становится невозможным сравнение его с другим аналогичным оборудованием того же назначения. Поэтому цены на спецоборудование рассчитываются и обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа, а в некоторых случаях окончательно устанавливаются лишь после выполнения заказа.

Информация о работе Факторы, определяющие уровень и динамику мировых цен. Виды цен мирового рынка