Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 12:54, курсовая работа
Цена – это один из критериев, определяющих покупательские восприятия. Она влияет на решение о покупке товаров, оказывает влияние на прибыль торгового предприятия и находится в тесном взаимодействии с факторами рынка. Цена в условиях рынка выступает как действительное средство в конкурентной борьбе за покупателей, предопределяет объемы производства и продажи товаров, влияет на поведение покупателей и их платежеспособности .
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Формирование цены в условиях совершенной конкуренции.……………..7
2. Формирование цены в условиях монополистической
конкуренции………….………………………………………..…………….14
3. Формирование цены в условиях олигополии…………………………….19
4. Формирование цены в условиях чистой монополии ……………………...21
Заключение………………………………………………………………………..23
Список используемой литературы……………………………………………….25
Муниципальное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Институт права и экономики
Кафедра финансы и кредиты
на тему: «Формирование цен с учетом конкуренции»
Группа ЭФЗ-11-1
Принял:
преподаватель Пахомова Л.А.
Липецк
2012 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
конкуренции………….……………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………….
Введение
Суть рыночных отношений состоит в том, что производители и продавцы должны действовать на свой страх и риск, ориентируясь лишь на рыночные регуляторы (цены, налоги, процентные ставки, курсы, дивиденды и др.). Цена играет первостепенную роль в этой системе. Если цена - это денежное выражение стоимости товара, то стоимость товара - овеществленный в нем труд. При совпадении спроса на товар с его предложением в условиях товарно-денежных отношений цена соответствует стоимости.
Цена – это один из критериев, определяющих покупательские восприятия. Она влияет на решение о покупке товаров, оказывает влияние на прибыль торгового предприятия и находится в тесном взаимодействии с факторами рынка. Цена в условиях рынка выступает как действительное средство в конкурентной борьбе за покупателей, предопределяет объемы производства и продажи товаров, влияет на поведение покупателей и их платежеспособности1.
В условиях рыночных
отношений ценообразование
В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие составляющие. С одной стороны это сами цены, их структура, величина, динамика изменения, а с другой - ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование выступает активной, задающей частью ценового механизма. Оно собственно, и предопределяет величину цены.
Перед каждым предприятием стоит проблема назначения цен на товары (работы, услуги), которые он предлагает реализовать на рынке.
Прежде чем приступить к вопросу формирования цены, необходимо осознать, что ценовая политика продавца зависит от типа рынка, на котором он осуществляет (или будет осуществлять) свою предпринимательскую деятельность. Поскольку рыночная система предполагает свободную рыночную конкуренцию, то типы товарных рынков необходимо рассматривать в зависимости от конкуренции на них:
1) с точки зрения предпринимателя;
2) с точки зрения структуры рынков в общегосударственном масштабе, т.е. в масштабе рыночной экономики страны2.
Задачи и действия отдельных предпринимателей и государства на рынках различных типов не совпадают. Предпринимателя интересует тот тип рынка, на котором он осуществляет свою деятельность. Поэтому ему необходимо знать тип своего рынка, его специфику и особенности. В частности, предпринимателя будут интересовать возможности входа на рынок определенного типа и выхода из него, характер поведения продавцов и покупателей, особенности ценообразования.
Кроме того, сам механизм
предпринимательской
В зависимости от степени свободы конкуренции различают четыре основных типа рынка:
Данная работа состоит из четырех глав. В первой главе раскрывается понятие совершенной конкуренции, ее основные признаки, достоинства и недостатки, а также формирование цены на этом рынке.
Вторая глава раскрывает понятие монополия и монополистическая конкуренция, ее основные признаки, достоинства и недостатки, а также формирование цены в условиях монополистической конкуренции.
Третья глава знакомит нас с понятием олигополия и олигополистической конкуренцией, раскрывает ее основные признаки, достоинства и недостатки, а также формирование цены в условиях олигополистической конкуренции.
И наконец, в четвертой главе раскрывается понятие чистая монополия, механизм образования цены на данном рынке.
Данная работа написана
мною в виде сравнительных глав,
где четко видно как
Подытоживая все вышесказанное, не остается сомнений в актуальности данной темы. Поэтому целью данной контрольной работы является, прежде всего, рассмотрение формирование цены на различных рынках конкуренции.
Исходя из цели, можно поставить следующие задачи:
Для достижения этих целей необходимо провести анализ литературы, изучить взгляды специалистов на данный вопрос.
1. Формирование цены в условиях совершенной конкуренции
Совершенная конкуренция – это конкурентная структура рынка, на котором множество относительно мелких, независимых производителей (продавцов) предлагают стандартный продукт, покупаемый множеством покупателей.
Поскольку продукт стандартный, то покупателю безразлично у кого из продавцов его покупать. Поэтому на таком рынке нет оснований для ценовой конкуренции.
Признаки рынка совершенной конкуренции:
Достоинство:
Недостатки:
Если фирма действует в условиях совершенной конкуренции, то каждую единицу товара она продает по одинаковой рыночной цене. Это означает, что каждая дополнительно проданная единица товара будет добавлять к совокупному доходу (TR) фирмы одну и ту же величину предельного дохода (MR), равную цене (P) товара. Следовательно, для отдельной фирмы, действующей в совершенно конкурентном рынке, величины средней (AR) и предельной выручки совпадают и представляют собой одну и ту же горизонтальную линию, проведённую на уровне цены товара, то есть, во всех рыночных структурах максимизация прибыли происходит на основе равенства предельных издержек (ТС) и предельного дохода (MR) (рис.1), но только в условиях совершенной конкуренции соблюдается равенство предельных издержек, предельного дохода и цены:
Рис. 1. Спрос на продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренции
Предельные издержки МС определяются дополнительным расходом ресурсов в случае изменения объема выпуска продукции на одну единицу.
Средний доход AR – усредненный доход фирмы, получаемый от реализации единицы продукции.
Предельный доход MR – прирост дохода фирмы от продажи дополнительной единицы продукции
Однако существуют правила,
применяемые к любой рыночной
структуре и носящие
На краткосрочном временном интервале совершенно конкурентная фирма, принимая решение об увеличении количества продаж, не имеет достаточно времени для того, чтобы увеличить объём производства. В результате фирма пытается приспособить свой объём производства для максимизации прибыли или минимизации убытков. И для этого существует два пути. Первый состоит в том, что фирма сравнивает получаемый ею валовой(общий) доход и валовые(общие) издержки. Второй же предполагает сравнение предельного дохода и предельных издержек. Если сопоставление валового дохода и валовых издержек обеспечивает проверку общей прибыльности для оптимального выпуска в краткосрочном временном периоде, то сопоставление предельного дохода и предельных издержек предполагает проверку предельной прибыльности5.
Следует вспомнить, что именно разница между валовым доходом и валовыми издержками представляет собой прибыль.
Соответственно максимальная
прибыль может быть получена при
таком выпуске продукции, при
котором валовой доход
Однако фирма не закроется, и будет осуществлять производство, если сумма убытка будет меньше на какую-то величину её совокупных постоянных издержек. Наконец, если рыночная цена опустится так низко, что при всех уровнях производства убытки будут превышать стоимость постоянных издержек, то фирме стоит остановить производство. Осуществляя в этом случае производство, фирма понесёт большие потери, чем при её закрытии.