Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 12:54, курсовая работа
Цена – это один из критериев, определяющих покупательские восприятия. Она влияет на решение о покупке товаров, оказывает влияние на прибыль торгового предприятия и находится в тесном взаимодействии с факторами рынка. Цена в условиях рынка выступает как действительное средство в конкурентной борьбе за покупателей, предопределяет объемы производства и продажи товаров, влияет на поведение покупателей и их платежеспособности .
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Формирование цены в условиях совершенной конкуренции.……………..7
2. Формирование цены в условиях монополистической
конкуренции………….………………………………………..…………….14
3. Формирование цены в условиях олигополии…………………………….19
4. Формирование цены в условиях чистой монополии ……………………...21
Заключение………………………………………………………………………..23
Список используемой литературы……………………………………………….25
Таким образом, мы познакомились с рынком несовершенной конкуренции, в частности монополией и монополистической конкуренцией, выявили его достоинства и недостатки, а также проанализировали ценообразование на этом рынке.
3. Формирование цены в условиях олигополии
Еще одной формой разновидности несовершенной конкуренции является олигополия.
Олигополия – рыночная
структура, состоящая из небольшого
числа фирм и некоторые из них
имеют большие размеры
Коэффициент концентрации – показатель, измеряющий концентрацию рынка. Он показывает процент продаж, приходящихся на данном отраслевом рынке на долю четырёх (или восьми) крупнейших фирм.
Индекс Герфиндаля позволяет учесть степень влияния доминирующей фирмы. Он рассчитывается путём возведения в квадрат процентных долей рынка каждой из фирм и суммирования полученных результатов.
Олигополистическое поведение на рынке подразделяется на олигополию на соглашении и олигополию доминирующей фирмы.
Соглашение – согласование между несколькими фирмами о разделе рынка и ценах. Выделяют открытое соглашение и тайное (молчаливое) соглашение. Если соглашение является открытым и оформленным и вовлекает всех или большую часть производителей на рынке, его результатом является картель. Его цель – максимизировать прибыль путём фиксации цен и ограничения объёмов выпуска продукции. Но поскольку открытое соглашение в настоящее время является незаконным в большинстве стран (согласно антитрестовским законам), то олигополисты часто ищут пути к тайному сотрудничеству, исключающему открытое соглашение, к согласованию без соглашения.
Олигополия доминирующей фирмы определяет организацию рынка, при которой на нём господствует крупная фирма, цены которой являются базовыми для всех остальных продавцов. Вариантом олигополии доминирующей фирмы выступает ценовое лидерство. Одной единственной фирме отводится ведущая роль в формировании цены, тем самым, исключая необходимость тайного сговора.
Соперничающие фирмы могут не только договариваться о сотрудничестве в погоне за прибылью, но и вести сознательное соперничество или войны цен. Ценовая война предполагает цикл последовательных снижений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Война цен продолжается до тех пор, пока цена не падает до уровня средних издержек. Снижение цены ниже этого уровня приводит к убыткам.
Равновесие «изгибающейся»
кривой спроса для олигополистов
очень стабильно. В отличие от
чистого монополиста олигополис
Таким образом, как видно из нашего анализа олигополия , являясь одной из форм несовершенной конкуренции заметно отличается от других ее форм. Несмотря на свои достоинства и недостатки, ценообразование на этом рынке идет с заметным отличием, относительно других рынков.
4. Формирование цены в условиях чистой монополии.
Противоположностью чистой конкуренции является чистая монополия - это рыночная ситуация, когда единственный продавец продает стандартизированный продукт, не имеющий близких заменителей большому количеству покупателей.
Основные признаки чистой монополии:
- один продавец и множество покупателей,
- продукт отрасли уникален, отсутствует необходимость затрат на рекламу,
- вступление в отрасль заблокировано экономическими, техническими, юридическими и другими барьерами,
- монополист обладает рыночной властью: определяет рыночную цену, объем предложения и спроса.
При чистой монополии на рынке существует один продавец. Монополистом может быть государственная организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия. В каждом из перечисленных случаев ценообразование складывается по-разному.
Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать достижение различных целей. Цена может быть установлена ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть назначена с расчетом на покрытие издержек или получение средних доходов. Наконец, может быть установлена очень высокая цена для сокращения потребления того или иного товара (такая ситуация возможна, например, при установлении цен на алкогольные или табачные изделия).
В случае регулируемой монополии государство разрешает предприятию устанавливать расценки и тарифы, обеспечивающие получение «справедливой нормы прибыли», которая дает возможность поддерживать производство, а при необходимости расширять его.
Нерегулируемая монополия осуществляет значительный контроль над ценой и может диктовать цену рынку. Однако предприятие-монополист не всегда устанавливает максимальную цену. Это объясняется рядом факторов: опасение введения государственного регулирования, нежелание привлекать конкурентов, а также стремление расширить возможный объем сбыта за счет снижения цен.
В реальной экономической ситуации любой из указанных типов рынка определить в чистом виде довольно сложно. Предприятие может с одним товаром выступить на рынке чистой монополии, а с другим – на конкурентном рынке. Сложнее обстоит дело с олигополией, в недрах которой возможно появление, как монополий, так и свободной конкуренции. Следует помнить, что анализ конкурентной структуры рынка сам по себе не может дать готовых рецептов установления цен; он необходим, прежде всего, для определения закономерностей ценообразования в зависимости от соотношения спроса и предложения13.
Заключение
В данной работе с позиции новичка в такой дисциплине как ценообразование, я попыталась раскрыть тему «Формирование цены в условиях конкуренции». Вопрос был рассмотрен, насколько представлялось возможным, достаточно подробно. Проанализированы и изучены труды специалистов в данной области, а также проштудирована литература по этой теме.
В начале я познакомила с понятием цена, конкуренция, а также ее раскрыла ее основные виды. В первой главе я раскрыла понятие совершенной конкуренции, ее основные признаки, достоинства и недостатки, а также формирование цены на этом рынке.
Во второй главе я рассмотрела понятие монополия и монополистическая конкуренция, ее основные признаки, достоинства и недостатки, а также формирование цены в условиях монополистической конкуренции.
Третья глава познакомила нас с понятием олигополия и олигополистической конкуренцией, раскрывает ее основные признаки, достоинства и недостатки, а также формирование цены в условиях олигополистической конкуренции.
И наконец, в четвертой главе я раскрыла понятие чистая монополия, механизм образования цены на данном рынке.
Данная работа была написана мною в виде сравнительных глав, где четко видно как формируется цена на том или ином рынке, в какой рынок необходимо «идти» продавцу с его товаром и какие риски он может встретить на своем пути.
В целом, как представляется, в работе удалось раскрыть заданную тему. По моему мнению, изучение формирования цены в условиях конкуренции очень интересная тема как для продавцов, так и для покупателей. Это своего рода выбор, который каждый продавец делает, выходя на рынок. Зная механизмы образования цены на том или ином рынке, его достоинства и недостатки, продавец может выбрать тот рынок, который ему наиболее выгоден. В свою очередь покупатель, приходя на данный рынок либо за товаром, либо за услугой, благодаря таким знаниям будет знать у какого продавца ему приобретать тот или иной товар.
Список используемой литературы
2004 г.,345 с.
В.В. Герасименко, – М.: «ЮНИТИ» 1997 г., 543 с.
2002 г., 324 с.
4. Экономика предприятия: учебник/ под ред. проф.Н. А. Сафронова, – М.: «Юристъ», 1998 г. 567 с.
5. Экономическая теория: конспект лекций/под ред. Т.А. Фроловой - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009 г., 388 с.
6. Курс экономической теории: Учебник/под. Ред. А.В.Сидоровича. - М.:МГУ, Издательство “ДИС”, 1997 г., 471 с.
1 Ценообразование: учеб./ под ред. И.В. Липсица, – М.: Экономистъ, 2004 г.
2 Ценообразование: учеб./ под ред. И.В. Липсица, – М.: Экономистъ, 2004 г.
3 Ценообразование: учеб./ под ред. И.В. Липсица, – М.: Экономистъ, 2004 г.
4 Основы экономики: учеб./ под ред. В.Д. Камаева, – М: изд. Владос, 2002 г.
5 Эффективное ценообразование: рыночные ориентиры: учеб./ под ред. В.В. Герасименко, – М.: «ЮНИТИ» 1997 г.
6 Основы экономики: учеб./ под ред. В.Д. Камаева, – М: изд. Владос, 2002 г.
7 Основы экономики: учеб./ под ред. В.Д. Камаева, – М: изд. Владос, 2002 г.
2 Экономическая теория: конспект лекций/под ред. Т.А. Фроловой - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009 г.
9 Основы экономики: учеб./ под ред. В.Д. Камаева, – М: изд. Владос, 2002 г.
10 Курс экономической теории: Учебник/под. Ред. А.В.Сидоровича. - М.:МГУ, Издательство “ДИС”, 1997 г.
11 Ценообразование: учеб./ под ред. И.В. Липсица, – М.: Экономистъ, 2004 г.
12 Ценообразование: учеб./ под ред. И.В. Липсица, – М.: Экономистъ, 2004 г.
13 Экономика предприятия: учеб./ под ред. Н. А. Сафронова, – М.: «Юристъ», 1998 г.