Государственная ценовая политика в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 14:18, контрольная работа

Описание работы

Если бы рынки обладали только одними достоинствами, и у них не было бы серьёзных недостатков, то не было бы и необходимости их регулирования со стороны государства. Между тем рынок не обязательно гарантирует оптимальную и высокую эффективность, а потому нуждается в постоянном контроле и регулировании. Вмешательство в экстремальные экономические ситуации, угрожающие обществу; устранение нарушений, вносимых несовершенством рынка; поддержка отдельных субъектов экономики; наконец, сбор налогов; необходимых для нормального функционирования современного общества, – вот далеко не полный перечень основных мотивов вмешательства государства в установление рыночного равновесия.

Содержание работы

Введение
1) Сущность государственного регулирования цен
2) Виды стабилизации цен, относительная стабилизация цен и контроль за ценами
3) Прямые и косвенные методы регулирования цен
4) Органы контроля за ценообразованием в Казахстане, их функции и задачи
Заключение

Файлы: 1 файл

Контр работа по ЦЕНООБРАЗОВАНИЮ.docx

— 46.98 Кб (Скачать файл)

4. Субсидировать производство, находящееся под контролем государства,  защитить отсталые отрасли экономики  от иностранной конкуренции (в  первую очередь сельское хозяйство), содействовать внешнеэкономической  деятельности.

5. Мобилизовать бюджетные  средства, необходимые для проведения  социально-экономических мероприятий.

Некоторые экономисты утверждают, что регулирование цен со стороны  государства в условиях рынка  недопустимо. Однако опыт стран с  рыночной экономикой убедительно показывает, что государство не устранялось  и не устраняется от контроля за ценами на внутреннем рынке, но решает эти задачи методами, присущими рыночному механизму.

Государственное регулирование  цен является попыткой государства  с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий  воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному  развитию экономической системы  в целом, т.е. через цены нивелировать циклические колебания процессов  воспроизводства. В зависимости  от конкретной хозяйственной конъюнктуры  регулирование цен носит антикризисный  и (или) антиинфляционный характер.

Известно, что система  цен – один из важнейших элементов  рыночной экономики, и она, естественно, связана с другими элементами рыночного механизма и реагирует  на их изменения. Государственное регулирование  экономики через изменение бюджетных  расходов, налогов, процентных ставок за кредит и других экономических  рычагов проявляется в изменении  издержек и цен на продукцию и  воздействует на процессы воспроизводства.

В Казахстане в условиях серьезной разбалансированности экономики роль государства заключается в создании рыночных структур в целях обеспечения нормальных условий развития рынка: формировании предпринимательства, принятии антимонопольного законодательства и т.д. Проведение государством, в частности, антимонопольной политики должно обеспечить снятие искусственных ограничений и развертывание конкуренции во всех отраслях и секторах экономики, ее поддержку и всяческое поощрение и развитие на этой основе рыночного ценообразования.

Следует отметить, что либерализация  цен не ослабляет, а напротив, повышает роль государства в осуществлении  политики ценообразования. Она заключается  не в установлении конкретных цен, а в воздействии с помощью экономических мер на принятие товаропроизводителями оптимальных решений по ценам, в оказании им методологической и методической помощи, разработке правовых норм по ценообразованию.

Цели государственного регулирования  заключаются в том, чтобы не допустить  инфляционного роста цен в  результате возникновения устойчивого  дефицита, резкого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо, монополизма производителей, в том, чтобы создать нормальную конкуренцию, способствующую внедрению в производство достижений научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в частности, поддержание достойного прожиточного минимума, предоставление людям возможности приобретать в достаточном количестве товары первой необходимости.

Меры воздействия на производителей со стороны государства могут  быть как прямыми – путем установления определенных правил ценообразования, так и косвенными – через такие  экономические механизмы, как финансово-кредитный механизм, оплата труда, налогообложение и др. Разработка цен в рыночных условиях осуществляется товаропроизводителями самостоятельно, но с учетом законов, принятых правительством. При этом отклонение от установленных норм экономического поведения в отработанной системе рыночных отношений легко может быть обнаружено в процессе взаимодействия товаропроизводителей со своими партнерами либо через финансово-кредитную систему, налогообложение и т.п. В США за установление чрезмерно высоких цен предусмотрена уголовная ответственность. Но задача государства здесь сводится не к насильственному контролю за ценами, а скорее к выступлению в роли арбитра. В период инфляции спрос может расти одновременно с повышением цены. Потребитель не верит в стабильность рынка и, невзирая на цены, увеличивает спрос.

Кроме того, в рыночной экономике  возрастание затрат на покупки неизбежно  влечет за собой снижение нормы сбережений. В переходный период возможна и такая  ситуация, когда растут и спрос, и  сбережения – дефицит товаров  не позволяет истратить ту сумму  денег, которую покупатель накопил  на данный момент времени.

В Казахстане в последние годы спрос значительно превышал предложение. В связи с этим проблема решалась путем увеличения импорта товаров. С одной стороны, радикально не перестраивающаяся экономика не может дать и не дает устойчивого, стабильного прироста требуемых товаров. С другой стороны, если цены недостаточно высоки, то они не заинтересовывают производителей в изготовлении необходимой продукции в нужном объеме и в относительно короткие сроки.

3) Прямые и косвенные  методы регулирования цен.

Различают прямое и косвенное  воздействие государства на цены. Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры, соотношений и динамики цен, установления определенных правил ценообразования. В условиях рыночной экономики регулируемые цены, как и свободные цены, устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Государственное воздействие на такие цены осуществляется путем методического и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе и по отраслям народного хозяйства.

Государство в лице своих  органов управления определяет порядок  исчисления уровня затрат — калькуляции  себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий- монополистов. Решение о необходимости регулирования цен принимается на основе анализа деятельности субъектов ценообразования с учетом стимулирующей роли соответствующих методов регулирования в повышении качества производимой продукции и в удовлетворении спроса на нее.

Можно выделить следующие  формы прямого вмешательства  государства в процесс ценообразования.

1. Общее замораживание  цен (оно применяется при чрезвычайно  сильном инфляционном развитии  экономики), или замораживание цен  на отдельные группы товаров  (отдельные товары), или временный  или частичный запрет на изменение  цен. 

    2. Установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены с твердо установленной величиной формируются по решению соответствующих органов власти и управления и ими же утверждаются. Решению о введении фиксированных цен предшествует процедура определения прибыли (рентабельности), включаемой в такие цены, а также разрешения споров в случаях, когда фиксированные цены не обеспечат отдельным предприятиям (независимо от форм собственности) и гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, нормативной прибыли. Субъекты ценообразования в случае введения фиксированных цен обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены. Фиксированные цены стали одним из основных видов цен, применяемых при заключении государственных контрактов. В этом случае фиксированная цена устанавливается на стадии заключения контракта, обладает определенной степенью жесткости, то есть не изменяется при исполнении контракта. Предварительная фиксация цены предполагает ограниченный контроль за затратами в ходе выполнения контракта со стороны заказчика. Предприятие-изготовитель в данном случае принимает на себя хозяйственный риск и получает широкие возможности получения дополнительной прибыли за счет экономии затрат.

3. Установление предельных  цен или коэффициентов, пределов  возможного изменения (роста)  цены за определенный период  времени или предельного уровня  цены, то есть максимального или  минимального уровня цены, выше  или ниже которого цена не  может подниматься. Такое регулирующее  мероприятие очень важно в  условиях дефицита, так как рост  свободных цен, в конечном счете ведет к сокращению производства.

4. Установление предельного  норматива рентабельности. В этом  случае в цене при ее расчете  учитывается прибыль в размере  предельного норматива рентабельности. В Казахстане этот метод регулирования цен получил наибольшее распространение. Он применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти (например на вывоз бытовых отходов, ритуальные услуги и т. д.). Чаще всего предельные уровни рентабельности утверждаются на продукцию предприятий-монополистов. Размер их может быть дифференцирован по отраслям и группам продукции. Цены на продукцию, по которой фактическая рентабельность превышает установленный уровень, должны пересматриваться предприятиями в сторону снижения. Дальнейшая реализация этой продукции должна производиться по сниженным ценам с рентабельностью не выше предельного уровня.

5. Установление фиксированных  или предельных размеров снабженческо-сбытовых  и торговых надбавок, наценок,  скидок. Органам исполнительной  власти на местах разрешено  устанавливать предельные уровни  снабженческо-сбытовых и торговых  надбавок, наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления. Решение об установлении предельного уровня названных надбавок и наценок может распространяться на всю продукцию, реализуемую в пределах соответствующей территории.

6. Для биржевой торговли  и вне биржевого оборота может быть введен предельный уровень котировальных цен на товары, поступившие из государственного сектора, и прогрессивное налогообложение прибыли продавцов этих товаров по рыночным ценам, превышающим предельные уровни цен.

7. Декларирование цен.  По решению органов исполнительной  власти может вводиться декларирование  оптовых (отпускных) цен на  отдельные виды продукции. При  этом все субъекты предпринимательской  деятельности, производящие и реализующие  такую продукцию, обязаны представлять  в органы ценообразования декларации  относительно применяемых цен  для заявительной регистрации.

Органы ценообразования  вправе принимать решение о регистрации  декларируемой цены, либо отказать в ее регистрации, либо принять решение  об обоснованном изменении размера  декларируемой цены с уведомлением предприятия-декларанта о причинах изменения, если при формировании декларируемой  цены допущены нарушения действующего законодательства.

С момента регистрации  цены субъекты ценообразования, производящие продукцию, на которую введено обязательное декларирование оптовых цен, обязаны  заключать с потребителями договоры на поставку продукции, оплачиваемой по цене, не выше зафиксированной в  декларации.

8. Установление рекомендательных  цен по важнейшим видам продукции.  Такая практика имеет место  в некоторых странах, например  в США, Японии. Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам, превышающим рекомендованные.

Косвенное воздействие на формирование цен осуществляется с  помощью разнообразных способов:

•с помощью мер, направленных на изменение величины затрат, включаемых в себестоимость товаров, услуг;

•путем регулирования  доходов производителей продукции, продавцов и покупателей;

•путем использования  и применения совокупности разных способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке;

•путем регулирования  налогов как на производимую, так  и потребляемую продукцию (система  льготного налогообложения).

•путем льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета, государственного финансирования НИР на разработку и создание новых  видов продукции снижаются затраты на производство, что является основой стабилизации или снижения цен для потребителей.

Государственное субсидирование — важное условие поддержки малодоходных, но важных для национальной экономики  отраслей, а также предприятий, находящихся в состоянии реконструкции или кризиса, что в свою очередь может оказать влияние на стабилизацию уровня цен на товары первой необходимости.

Субсидирование цен широко используется через систему компенсационных  выплат производителям конкретного  вида товара в целях возмещения потерь от реализации продукции по ценам, не покрывающим издержки их производства, либо не приносящим определенного уровня дохода.

Что касается дотаций, то, как  правило, дотируются низкорентабельные и убыточные производства, важные для экономики в целом. Широко распространены дотации сельскохозяйственному производству.

Органы государственной  власти могут заключать с юридическим  или физическим лицом договор  о введении фиксированных цен  на реализуемую ими продукцию  или услуги, а также могут поощрять заключение соглашений между производителями  и потребителями продукции в  части принятия производителями  продукции односторонних обязательств, направленных на ограничение роста  цен.

К формам косвенного регулирования  цен также можно отнести различные  мероприятия и программы, разрабатываемые  государственными органами:

Информация о работе Государственная ценовая политика в Казахстане