Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 14:18, контрольная работа
Если бы рынки обладали только одними достоинствами, и у них не было бы серьёзных недостатков, то не было бы и необходимости их регулирования со стороны государства. Между тем рынок не обязательно гарантирует оптимальную и высокую эффективность, а потому нуждается в постоянном контроле и регулировании. Вмешательство в экстремальные экономические ситуации, угрожающие обществу; устранение нарушений, вносимых несовершенством рынка; поддержка отдельных субъектов экономики; наконец, сбор налогов; необходимых для нормального функционирования современного общества, – вот далеко не полный перечень основных мотивов вмешательства государства в установление рыночного равновесия.
Введение
1) Сущность государственного регулирования цен
2) Виды стабилизации цен, относительная стабилизация цен и контроль за ценами
3) Прямые и косвенные методы регулирования цен
4) Органы контроля за ценообразованием в Казахстане, их функции и задачи
Заключение
4. Субсидировать производство,
находящееся под контролем
5. Мобилизовать бюджетные
средства, необходимые для проведения
социально-экономических
Некоторые экономисты утверждают, что регулирование цен со стороны государства в условиях рынка недопустимо. Однако опыт стран с рыночной экономикой убедительно показывает, что государство не устранялось и не устраняется от контроля за ценами на внутреннем рынке, но решает эти задачи методами, присущими рыночному механизму.
Государственное регулирование
цен является попыткой государства
с помощью законодательных, административных
и бюджетно-финансовых мероприятий
воздействовать на цены таким образом,
чтобы способствовать стабильному
развитию экономической системы
в целом, т.е. через цены нивелировать
циклические колебания
Известно, что система
цен – один из важнейших элементов
рыночной экономики, и она, естественно,
связана с другими элементами
рыночного механизма и
В Казахстане в условиях серьезной разбалансированности экономики роль государства заключается в создании рыночных структур в целях обеспечения нормальных условий развития рынка: формировании предпринимательства, принятии антимонопольного законодательства и т.д. Проведение государством, в частности, антимонопольной политики должно обеспечить снятие искусственных ограничений и развертывание конкуренции во всех отраслях и секторах экономики, ее поддержку и всяческое поощрение и развитие на этой основе рыночного ценообразования.
Следует отметить, что либерализация цен не ослабляет, а напротив, повышает роль государства в осуществлении политики ценообразования. Она заключается не в установлении конкретных цен, а в воздействии с помощью экономических мер на принятие товаропроизводителями оптимальных решений по ценам, в оказании им методологической и методической помощи, разработке правовых норм по ценообразованию.
Цели государственного регулирования
заключаются в том, чтобы не допустить
инфляционного роста цен в
результате возникновения устойчивого
дефицита, резкого роста цен на
эксплуатируемое сырье и
Меры воздействия на производителей
со стороны государства могут
быть как прямыми – путем
Кроме того, в рыночной экономике возрастание затрат на покупки неизбежно влечет за собой снижение нормы сбережений. В переходный период возможна и такая ситуация, когда растут и спрос, и сбережения – дефицит товаров не позволяет истратить ту сумму денег, которую покупатель накопил на данный момент времени.
В Казахстане в последние годы спрос значительно превышал предложение. В связи с этим проблема решалась путем увеличения импорта товаров. С одной стороны, радикально не перестраивающаяся экономика не может дать и не дает устойчивого, стабильного прироста требуемых товаров. С другой стороны, если цены недостаточно высоки, то они не заинтересовывают производителей в изготовлении необходимой продукции в нужном объеме и в относительно короткие сроки.
3) Прямые и косвенные методы регулирования цен.
Различают прямое и косвенное воздействие государства на цены. Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры, соотношений и динамики цен, установления определенных правил ценообразования. В условиях рыночной экономики регулируемые цены, как и свободные цены, устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Государственное воздействие на такие цены осуществляется путем методического и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе и по отраслям народного хозяйства.
Государство в лице своих органов управления определяет порядок исчисления уровня затрат — калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий- монополистов. Решение о необходимости регулирования цен принимается на основе анализа деятельности субъектов ценообразования с учетом стимулирующей роли соответствующих методов регулирования в повышении качества производимой продукции и в удовлетворении спроса на нее.
Можно выделить следующие
формы прямого вмешательства
государства в процесс
1. Общее замораживание
цен (оно применяется при
2. Установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены с твердо установленной величиной формируются по решению соответствующих органов власти и управления и ими же утверждаются. Решению о введении фиксированных цен предшествует процедура определения прибыли (рентабельности), включаемой в такие цены, а также разрешения споров в случаях, когда фиксированные цены не обеспечат отдельным предприятиям (независимо от форм собственности) и гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, нормативной прибыли. Субъекты ценообразования в случае введения фиксированных цен обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены. Фиксированные цены стали одним из основных видов цен, применяемых при заключении государственных контрактов. В этом случае фиксированная цена устанавливается на стадии заключения контракта, обладает определенной степенью жесткости, то есть не изменяется при исполнении контракта. Предварительная фиксация цены предполагает ограниченный контроль за затратами в ходе выполнения контракта со стороны заказчика. Предприятие-изготовитель в данном случае принимает на себя хозяйственный риск и получает широкие возможности получения дополнительной прибыли за счет экономии затрат.
3. Установление предельных
цен или коэффициентов,
4. Установление предельного
норматива рентабельности. В этом
случае в цене при ее расчете
учитывается прибыль в размере
предельного норматива
5. Установление фиксированных
или предельных размеров
6. Для биржевой торговли и вне биржевого оборота может быть введен предельный уровень котировальных цен на товары, поступившие из государственного сектора, и прогрессивное налогообложение прибыли продавцов этих товаров по рыночным ценам, превышающим предельные уровни цен.
7. Декларирование цен.
По решению органов
Органы ценообразования
вправе принимать решение о
С момента регистрации
цены субъекты ценообразования, производящие
продукцию, на которую введено обязательное
декларирование оптовых цен, обязаны
заключать с потребителями
8. Установление рекомендательных
цен по важнейшим видам
Косвенное воздействие на
формирование цен осуществляется с
помощью разнообразных
•с помощью мер, направленных на изменение величины затрат, включаемых в себестоимость товаров, услуг;
•путем регулирования доходов производителей продукции, продавцов и покупателей;
•путем использования и применения совокупности разных способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке;
•путем регулирования налогов как на производимую, так и потребляемую продукцию (система льготного налогообложения).
•путем льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета, государственного финансирования НИР на разработку и создание новых видов продукции снижаются затраты на производство, что является основой стабилизации или снижения цен для потребителей.
Государственное субсидирование
— важное условие поддержки
Субсидирование цен широко используется через систему компенсационных выплат производителям конкретного вида товара в целях возмещения потерь от реализации продукции по ценам, не покрывающим издержки их производства, либо не приносящим определенного уровня дохода.
Что касается дотаций, то, как правило, дотируются низкорентабельные и убыточные производства, важные для экономики в целом. Широко распространены дотации сельскохозяйственному производству.
Органы государственной
власти могут заключать с юридическим
или физическим лицом договор
о введении фиксированных цен
на реализуемую ими продукцию
или услуги, а также могут поощрять
заключение соглашений между производителями
и потребителями продукции в
части принятия производителями
продукции односторонних
К формам косвенного регулирования
цен также можно отнести
Информация о работе Государственная ценовая политика в Казахстане