Государственная ценовая политика в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 14:18, контрольная работа

Описание работы

Если бы рынки обладали только одними достоинствами, и у них не было бы серьёзных недостатков, то не было бы и необходимости их регулирования со стороны государства. Между тем рынок не обязательно гарантирует оптимальную и высокую эффективность, а потому нуждается в постоянном контроле и регулировании. Вмешательство в экстремальные экономические ситуации, угрожающие обществу; устранение нарушений, вносимых несовершенством рынка; поддержка отдельных субъектов экономики; наконец, сбор налогов; необходимых для нормального функционирования современного общества, – вот далеко не полный перечень основных мотивов вмешательства государства в установление рыночного равновесия.

Содержание работы

Введение
1) Сущность государственного регулирования цен
2) Виды стабилизации цен, относительная стабилизация цен и контроль за ценами
3) Прямые и косвенные методы регулирования цен
4) Органы контроля за ценообразованием в Казахстане, их функции и задачи
Заключение

Файлы: 1 файл

Контр работа по ЦЕНООБРАЗОВАНИЮ.docx

— 46.98 Кб (Скачать файл)

•создание условий для  развития здоровой конкуренции и  предпринимательства. Так, для повышения  эффективности производства предприятий  естественных монополий Правительством РК намечено постоянно проводить анализ обоснованности затрат монополистов, организовывать торги по закупке продукции, используемой предприятиями естественных монополий;

•разработка специальных  правительственных программ по развитию производства товаров народного  потребления, расширению услуг, оказываемых  населению, увеличению жилищного строительства  за счет государственных и бюджетных  ассигнований;

•государственное стимулирование привлечения в страну иностранных  инвестиций, создания совместных предприятий;

•эффективное использование  таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин для стимулирования товарной интервенции по тем видам продукции, по которой в стране дефицит или  она предназначена для социально  незащищенных групп населения.

4) Органы контроля за ценообразованием в Казахстане, их функции и задачи.

Необходимость регулирования  цен в Казахстане возникла еще  в начале 90-х годов, когда Казахстан  находился на стадии перехода к рынку.

В республике не получила должного развития обрабатывающая промышленность, выпускающая конечную продукцию, от реализации которой как раз и  получается реальная прибыль. Поэтому  Казахстан завозит с уже установленной  поставщиком отпускной ценой. К  ней прибавляются таможенные тарифы, посреднические , транспортные и прочие расходы, определяющие издержки обращения и окончательную цену товара.

Наша экономика скооперирована в основном с Россией. Она поставляла нам нефть, нефтепродукты, газ природный  и сжиженный, электроэнергию. Такое  кооперирование повлияло на формирование внутренних цен в республике за тепло- и электроэнергию, коммунальные услуги.

В условиях экономических  преобразований без регулирующей роли государства в процессах управления народным хозяйством не обойтись. В  качестве одной из антиинфляционных мер Кабинет Министров РК принял постановление (от 29.09.92 г. № 814) "О государственном регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, регулируемую по свободным рыночным ценам".

Нельзя забывать и о  том, что на уровень потребительских  цен большое влияние оказывают  услуги торговых организаций и других посредников в сфере обращения  товаров, которые материализуются  в торговых и снабженческо-сбытовых надбавках.

Постановлением (от 2.09.92 г. № 735) предоставило государственным торговым и снабженческо-сбытовым организациям право самостоятельно определять размеры  надбавок с ограничением рентабельности: оптовой торговли - 3, розничной -5% к  товарообороту; снабженческо-сбытовых организаций - 40% к издержкам обращения.

Напрашивается вывод, что  сложившаяся практика в сфере  ценообразования нуждалась в  корректировке. Поскольку крайности  в степени либерализации цен  являлись негативными, необходимо было найти оптимальное соотношение  между достаточной самостоятельностью предприятий при установлении цен  на реализуемую продукцию и государственным  регулированием цен. Перестановка акцента  на государственное регулирование  цен отнюдь не означает возврата к  командно-административным методам  управления. Следует лишь дополнить  рыночные механизмы плановыми методами управления экономикой.

В условиях кризисной ситуации степень государственного регулирования  цен должна быть значительной. Резкий переход к новым условиям хозяйственной  деятельности при отмене практически  всех ранее действовавших нормативных  актов, как союзных, так и республиканских, привели к тому, что ряд возникающих  в экономической практике ситуаций оказался не предусмотренным действующим  законодательством. По принципу "все, что не запрещено, - разрешено", в  разряд разрешенных попали и несогласованные экономические действия, не дающие видимой эффективности обществу. При рассмотрении разногласий возникают трудности из-за разночтений законов.

Действующая система законодательных  актов открывается Законом "О  ценообразовании", который предусматривает, наравне со свободным ценообразованием, также и государственное вмешательство  в установление цен. Практически  на данный момент сфера применения государственных фиксированных  цен включает хлеб, нефтепродукты, услуги связи, электроэнергию и коммунальные услуги. По этим ценам реализуется 10-15% товарной продукции республики. Закон  предусматривает возможность противодействия  недобросовестной конкуренции со стороны  предприятий-монополистов.

Действие постановление  № 814 резко ограничивало рост оптовых (отпускных) цен на продукцию и  товары, вырабатываемые государственными предприятиями-моноподистами. Однако же эти товары оптом скупали лица, пользующиеся правами частного предпринимателя. Они присваивали себе разницу между регулируемой и свободно устанавливаемой ими ценой. Ни население, ни другие конечные потребители продукции ничего от такого регулирования цен не выигрывали. Ограничение прибыли монополистов лишь увеличивало прибыль дельцов "теневой экономики" за счет государственного сектора.

В период, предшествующий либерализации  цен, при относительно стабильных ценах, постепенном отпуске цен на отдельные  товары (в первую очередь товары первой необходимости) можно было бы постепенно создать рыночный механизм функционирования экономики.

При одновременном же отпуске  цен произошло как бы ценовое  стимулирование производства всех товаров, при этом без учета реального  спроса на них. Поскольку доходы населения  выросли в гораздо меньшей  степени, чем уровень цен, то произошло  снижение спроса, тогда как рыночный механизм регулирования предполагает увеличение цен именно в результате повышения спроса.

Сейчас сформировался  экономический механизм, в котором каждое предприятие вынуждено вести себя как монополист: повышать цены и сокращать производство, чтобы обеспечить необходимый уровень заработной платы и прибыли. Именно этот процесс роста цен является основной причиной инфляции.

Преодоление отрицательных  тенденций в функционировании экономики  и ее стабилизация требуют проведения комплексных мер, связанных с  изменениями в кредитно-денежном, налоговом регулировании. Центральным  же моментом является переход к комплексному регулированию цен.

Многими экономистами и политиками переход к комплексному государственному регулированию цен воспринимается как отход от перехода к рыночной экономике, возврат к централизованно-административной системе управления экономикой. В  действительности же все обстоит  наоборот. Сохранение свободных цен  не создает и не может создать  условий для нормального функционирования экономики и ее стабилизации.

Как известно, в той или  иной степени цены регулируются во всех странах с рыночной экономикой. Это осуществляется двумя путями: во-первых, поддержанием конкурентной среды, не приводящей к разрушительной конкуренции; во-вторых, непосредственным регулированием цен прямым или косвенным  путем, когда конкуренция невозможна или грозит разрушительными тенденциями  в экономике.

В наших условиях государственное  регулирование цен должно быть направлено на формирование конкурентной среды, так  и на обеспечение эффективного функционирования отраслей естественных монополистов. Это взаимосвязанные процессы. При  отсутствии конкурентного или регулируемого  ценообразования в отраслях-немонополистах резко снижается эффективность государственного регулирования цен в отраслях-монополистах.

Комплексное государственное  регулирование цен явится одним  из важнейших факторов, который должен стабилизировать экономику, подавить инфляцию и создать нормальные условия  для функционирования предприятий.

Принципиальный подход к  государственному регулированию цен  заключается в том, чтобы исключить  или ограничить до минимума возможность  каждому производителю определять цены.

Переход к непосредственному  установлению цен государством нецелесообразен. Более приемлемым является комплексное  государственное регулирование  цен, обеспечивающее равноправные экономические  условия функционирования всех предприятий. Механизм государственного регулирования  цен должен быть таким, чтобы обеспечить плавное введение рыночного механизма  регулирования экономики с постоянным и постепенным наращиванием эффективности  национальной экономики.

Одновременно нужно учитывать, что без активного вмешательства  государства в регулирование  цен не смогут быть приостановлены разрушительные процессы в экономике  и социальном развитии общества.

И немного о системе  органов ценообразования. Проведение в жизнь концепции о ненужности государственного регулирования цен  в условиях рыночной экономики привело  к резкому сокращению системы  органов ценообразования и лишению  их не только прав по установлению цен, но и функций контроля за ценами. До реформы в систему органов ценообразования республики, кроме возглавлявшего ее государственного комитета цен, входили местные органы ценообразования и контроля за ценами. В 1991 г. комитет утратил самостоятельный статус, функции контроля и соответствующий аппарат были переданы государственной налоговой инспекции. Отделы цен в местных органах государственного управления подверглись значительному сокращению, причем часть их утратила самостоятельноть. В настоящее время функции ценообразования рассредоточены между различными экономическими органами республики (Министерство финансов, Антимонопольный комитет и др.). Это привело к ослаблению работы по проведению единой ценовой политики, контроля за государственной дисциплиной цен и защиты интересов республиканского рынка и потребителя.

Целесообразно усилить государственное  регулирование цен в затянувшийся переходный период к рынку. Назрела  необходимость воссоздать республиканскую  систему органов ценообразования, включая права и функции контроля за ценами, имея в виду, что контроль не является изолированной от разработки цен операцией. Это единый технологический процесс ценообразования. В процессе проверок выявляются ошибки разработчиков, резервы предприятий и прочие полезные делу атрибуты.

Основными задачами системы  являются разработка и реализация организационных  и экономических механизмов регулирования  цен и тарифов, социальной защиты населения через контроль за соблюдением государственной политики ценообразования и дисциплины цен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Государственная политика цен  — это действия органов государственной  власти, местного самоуправления и  субъектов ценообразования, направленные на осуществление регулирования  цен в народном хозяйстве, сфере  услуг и контроля за их соблюдением.

Она содействует развитию рыночных отношений, служит средством  защиты частной, государственной, муниципальной  и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению  ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время способствуя развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.

На федеральном уровне в составе Министерства экономического развития и торговли РК функционируют специализированные структуры, занимающиеся вопросами ценообразования — департамент цен и государственных закупок, а также департамент тарифного регулирования и мер защиты внутреннего рынка.

На уровне субъектов РК вопросами ценообразования занимаются законодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов, органы местного самоуправления.

Регулирование цен и их соотношений на микроэкономическом уровне осуществляется на основе спроса и предложения (устанавливаются  равновесные цены), на макроуровне регулирование цен должно осуществляться государством.

Различают прямое и косвенное  воздействие государства на цены. Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры, соотношений и динамики цен, установления определенных правил ценообразования.

В Казахстане в последние годы спрос значительно превышал предложение. В связи с этим проблема решалась путем увеличения импорта товаров. С одной стороны, радикально не перестраивающаяся экономика не может дать и не дает устойчивого, стабильного прироста требуемых товаров. С другой стороны, если цены недостаточно высоки, то они не заинтересовывают производителей в изготовлении необходимой продукции в нужном объеме и в относительно короткие сроки.

Государство не только определяет перечень продукции, цены на которую  подлежат регулированию, сферы применения такого регулирования, но и определяет органы государственной власти, осуществляющие этот контроль. К органам контроля цен относятся: Министерство экономического развития и торговли РК, орган исполнительной власти субъекта РК, осуществляющий контроль за ценами в пределах своей компетенции, орган местного самоуправления. Кроме того, финансовые и антимонопольные органы, органы регулирования естественных монополий и государственной налоговой службы, государственные торговые инспекции и другие имеют право осуществлять контроль за соблюдением порядка применения цен и тарифов.

Информация о работе Государственная ценовая политика в Казахстане