Государственная политика в области формирования информационного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 07:34, контрольная работа

Описание работы

В рамках государственной информационной политики заложены основы для решения таких задач, как формирование единого информационного пространства России и се вхождение в мировое информационное пространство, обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, формирование демократически ориентированного массового сознания, становление отрасли информационных услуг, расширение правового поля регулирования общественных отношений, в том числе связанных с получением, распространением и использованием информации. Государственная информационная политика должна способствовать укреплению связи Федерального центра и регионов, укреплению федерализма и целостности страны.

Файлы: 1 файл

Informatsionnoe_gotovoe (Автосохраненный).docx

— 227.11 Кб (Скачать файл)

Защита прав и свобод в информационной сфере в условиях информатизации

 

По третьему направлению Конституция РФ защищает от угроз информационной безопасности следующие информационные права и свободы.

 

«Статья 29 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» .

 

«Статья 33 Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».

 

«Статья 29 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова».

 

«Статья 44 1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

 

2. Каждый имеет право на участие  в культурной жизни и пользование  учреждениями культуры, на доступ  к культурным ценностям».

 

«Статья 29 «3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них».

 

Отдельные положения конституционных норм развиваются нормами Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации».

 

23. Правовой режим коммерческой  тайны. Охрана коммерческой тайны  в трудовых отношениях. Права  и обязанности органов государственной  власти и органов местного  самоуправления в отношении коммерческой  тайны. Защита прав на коммерческую  тайну.

СМОТРЕТЬ ФЗ «О Коммерческой тайне»

Ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" определяет, что под коммерческой тайной понимается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации.

Режим коммерческой тайны образует совокупность правовых, организационных, технических и иных мер по охране ее конфиденциальности.

Цель режима коммерческой тайны – защита права на добросовестную конкуренцию и использование своих интеллектуальных способностей.

Правовой режим коммерческой тайны определяется нормами, устанавливающими:

  • порядок документирования информации;

  • право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах;

  • категорирование информации по уровню доступа к ней;

  • порядок правовой защиты информации, составляющей коммерческую тайну.

Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, следующих мер:

  1. определения перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

  1. ограничения доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

  1. учета лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

  1. регулирования отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

  1. нанесения на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если:

  • исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя;

  • обеспечивается возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.

Информация, составляющая коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, считается полученной незаконно, если ее получение осуществлялось с умышленным преодолением принятых обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности этой информации, а также если получающее эту информацию лицо знало или имело достаточные основания полагать, что эта информация составляет коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, и что осуществляющее передачу этой информации лицо не имеет на передачу этой информации законного основания.

Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений (ст. 5 закона):

  1. содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

  1. содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

  1. о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

  1. о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

  1. о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

  1. о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

  1. о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

  1. об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

  1. о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

  1. о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

  1. обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, а также органы государственной власти, получившие такую информацию, обязаны предоставить эту информацию по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве.

Охрана коммерческой тайны в трудовых отношениях

Обязательства по соблюдению установленного работодателем режима коммерческой тайны возлагаются на работника, которому коммерческая тайна становится известна в соответствии с условиями трудового договора (контракта) или в соответствии с соглашением о соблюдении режима коммерческой тайны, заключенным в период трудовых отношений.

Допуск работника к коммерческой тайне осуществляется с его согласия и предусматривает:

ознакомление с положениями законодательства РФ о коммерческой тайне, предусматривающими ответственность за нарушение режима коммерческой тайны;

принятие обязательств перед работодателем по соблюдению режима коммерческой тайны;

ознакомление с перечнем сведений, которые составляют коммерческую тайну работодателя и к которым работник имеет право доступа;

установление размера оплаты труда работника с учетом выплаты компенсации за взятые им на себя обязательства о соблюдении режима коммерческой тайны. Размер такой компенсации устанавливается соглашением между работником и работодателем.

После прекращения трудовых отношений работодателя и работника, которому коммерческая тайна стала известна в силу этих отношений, обязательства работника о неразглашении коммерческой тайны сохраняют силу в течение двух лет после увольнения работника, если иной срок не установлен трудовым договором (контрактом). В течение указанного срока такое лицо не вправе без согласия бывшего работодателя разглашать и (или) использовать известную ему информацию, составляющую коммерческую тайну работодателя, и (или) содействовать в ее получении другим лицам, которым данная информация неизвестна.

После прекращения трудовых отношений бывший работник обязан вернуть по требованию бывшего работодателя все имеющиеся в распоряжении работника носители коммерческой тайны.

Права и обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении коммерческой тайны.

Статья 18. Права органов государственной власти и органов местного самоуправления

по доступу к коммерческой тайне и их обязанности по ее охране

  1. Органы государственной власти  и органы местного самоуправления  имеют право доступа к коммерческой  тайне в пределах своей компетенции  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

  Коммерческая тайна, полученная  органом государственной власти  или органом местного

самоуправления, охраняется как служебная тайна в соответствии с законодательством

Российской Федерации.

  2. Лица, обладающие коммерческой  тайной, обязаны предоставить ее  органам

государственной власти и органам местного самоуправления по их требованию в пределах

компетенции этих органов в случаях, устанавливаемых законодательством Российской

Федерации.

3. Органы государственной власти  не вправе требовать от обладателя  обязательного

представления принадлежащего ему на законном основании ноу-хау за исключением случаев, предусмотренных статьей 19 настоящего Федерального закона.

Защита прав на коммерческую тайну.

Ответственность за нарушение прав на коммерческую тайну. Нарушение прав на коммерческую тайну влечет за собой дисциплинарную, 'административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Лицо, которому в силу трудовых отношений с обладателем коммерческой тайны - работодателем стала известна коммерческая тайна, в случае умышленного или неосторожного разглашения коммерческой тайны при отсутствии в действиях такого лица состава преступления несет дисциплинарную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления несут перед обладателем коммерческой тайны гражданско-правовую ответственность за разглашение или неправомерное использование коммерческой тайны должностными лицами таких органов, которым она стала известна в связи с выполнением ими служебных обязанностей.

Лицо, использовавшее коммерческую тайну и не имевшее достаточных оснований считать использование данной информации незаконным, в том числе получившее доступ к ней в результате случайности или ошибки, не может быть привлечено к ответственности.

Невыполнение законных требований должностных лиц органон государственной власти, иных государственных органов или органон местного самоуправления по доступу к коммерческой тайне, а равно воспрепятствование осуществлению этими должностными лицами возложенных на них служебных обязанностей влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Информация о работе Государственная политика в области формирования информационного общества