Государственная политика в области формирования информационного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 07:34, контрольная работа

Описание работы

В рамках государственной информационной политики заложены основы для решения таких задач, как формирование единого информационного пространства России и се вхождение в мировое информационное пространство, обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, формирование демократически ориентированного массового сознания, становление отрасли информационных услуг, расширение правового поля регулирования общественных отношений, в том числе связанных с получением, распространением и использованием информации. Государственная информационная политика должна способствовать укреплению связи Федерального центра и регионов, укреплению федерализма и целостности страны.

Файлы: 1 файл

Informatsionnoe_gotovoe (Автосохраненный).docx

— 227.11 Кб (Скачать файл)

 Информация  как объект гражданских прав  и предмет гражданско-правовых  договоров регулируется ГК РФ (ст. 128, 139, гл. 37, 38, 54 и др.).

 Основополагающими  специальными нормативными актами  в рассматриваемой области являются  федеральные законы от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации  и защите информации" (далее - Закон  об информации), от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном  информационном обмене"- *( источник № 900), от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (далее - Закон о коммерческой тайне)- *( источник № 901), от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов"- *( источник № 902), от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронно-цифровой подпᴎϲи"- *( источник № 903), Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне"- *( источник № 904).

 Среди  иных законодательных актов следует  назвать также федеральные законы "О рекламе", "О бухгалтерском  учете", "О рынке ценных бумаг", "О конкуренции и ограничении  монополᴎϲтической деятельности на товарных рынках", "Об акционерных обществах", "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", НК РФ и др.

 Информационные  отношения регулируются большим  количеством подзаконных нормативных  правовых актов - указами Президента  РФ, постановлениями Правительства  РФ, актами федеральных органов  исполнительной власти в области  экономики, статᴎϲтики, финансов, налогов и др. К наиболее важным среди них можно отнести указы Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера"- *( источник № 905) и от 30 ноября 1995 г. (в ред. от 3 марта 2005 г.) N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне"- *( источник № 906), постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 870 "Об утверждении правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности"- *( источник № 907) и др.

 Как  уже отмечалось, ГК РФ признает  информацию самостоятельным объектом  правоотношений (ст. 128). Так как информация  относится к нематериальным благам, то в качестве объекта гражданских  прав она может выступать лишь  в том случае, если имеет внешнюю, объективированную форму выражения, т.е. закреплена (зафиксирована) на каком-либо  материальном носителе (бумаге, кассете, диске и др.)- *( источник № 908).

 В  связи с этим законодательство  рассматривает в качестве объекта  правового регулирования только  информацию, представленную в виде  документа, в документированной  форме.

 Единого  понятия документированной информации (документа) не выработано в российской  юридической науке.

Так, согласно ст. 2 Закона об информации документированная информация (документ) - это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

 Федеральные  законы "Об обязательном экземпляре  документов" (ст. 1), от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле"- *( источник № 909) (ст. 1), от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в РФ"- *( источник № 910) (ст. 3) определяют документ как материальный носитель с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозапᴎϲи (фонограммы), изображения или их сочетания, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования.

Так, постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 "О едином государственном реестре юридических лиц"- *( источник № 913) устанавливает, что государственный реестр содержит запᴎϲи о государственной регистрации при создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, запᴎϲи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц; документы, представленные в регистрирующий орган (п. 4).

 В  соответствии с Федеральным законом  от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной  регистрации прав на недвижимое  имущество и сделок с ним"- *( источник № 914) Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях (п. 2 ст. 12).

15. Информационное правоотношение. Понятие, содержание, структура. Классификация информационных правоотношений.

Информационно-правовые отношения- отношения, складывающиеся в информационно- правовой сфере, регулируемые правовыми нормами.

Информационные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в информационной сфере и регулируются информационно-правовыми нормами. Являясь разновидностью правовых отношений, они выражают все основные признаки правового отношения

Под информационным правоотношением следует понимать урегулированное информационно-правовой нормой информационное общественное отношение, стороны которого выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных информационно-правовой нормой.

 

Правоотношение является средством перевода общих установлений правовых норм (объективного права) в конкретные (субъективные)права и обязанности участников общественных отношений. Право в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, определяющих содержание прав и обязанностей персонально неопределенного круга объектов. В них содержатся предписания, относящиеся ко множеству лиц, находящихся в сфере действия правовой нормы. Право в субъективном смысле – индивидуализированное право. В нем общие юридические права и обязанности становятся принадлежностью конкретных лиц и таким образом переводят его в плоскость правоотношений.

 

К основным элементам информационного правоотношения относятся:

1)субъекты, вступающие в правоотношения  при осуществлении информационных  процессов;

 

2) поведение(действия, бездействие) субъектов при осуществлении ими информационных правоотношений (например, приобретение исключительных прав, передача имущественных прав, купли-продажи информационных объектов, тиражирование и распространение информационных объектов и другие аналогичные действия);

 

3) объекты, в  связи с которыми субъекты  вступают в информационные правоотношения;

 

4) право, обязанность  и ответственность субъектов  правоотношений при осуществлении  информационных процессов. Классификация  информационных правоотношений:

 

1) информационные  правоотношения, возникающие при  осуществлении поиска, получения  и потребления информации, информационных  ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг;

 

2) информационные  правоотношения, возникающие при  производстве, передаче и распространении  информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных  услуг;

 

3) информационные  правоотношения, возникающие при  создании и применении информационных  систем, их сетей, средств обеспечения;

 

4) информационные  правоотношения, возникающие при  создании и применении средств  и механизмов информационной  безопасности.

Субъектами этих отношений являются лица, наделенные информационными правами и обязанностями:

Индивидуальные субъекты ( физические лица);

Коллективные субъекты ( юридические лица)- органы государственной власти и МСУ, предприятия, учреждения, общественные объединения.

Объектом являются действия сторон , а предметом выступает информация в виде сведений независимо от формы представления и документированная информация, т.е. зафиксированная на материальном носителе с определенными реквизитами.

Информационные отношения носят двусторонний характер.

Могут подразделяться на:

Регулятивные и охранительные;

Материальные и процессуальные

Регулятивные правоотношения связаны с волевой деятельностью по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации. Например, доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам.

Охранительные правоотношения возникают в связи с совершением правонарушения в информационной сфере. Например, когда возникают незаконные ограничения прав средств массовой информации. Материальные складываются по поводу реализации прав и обязанностей субъектов данных отношений. Например, в результате реализации права гражданина или организации на опровержение, не соответствующих действительности и, порочащих их честь и достоинство сведений.

 Процессуальные складываются по поводу процедуры их возникновения, изменения и прекращения. Например, при оформлении граждан на допуск к сведениям особой важности.

По соотношению прав и обязанностей участников информационно-правовые отношения делятся на две группы:

- вертикальные - в них один из участников  подчинен другому (например, между  вышестоящими и нижестоящими  органами государственной власти, между соподчиненными должностными  лицами, а также когда акт одного  субъекта информационного правоотношения  в соответствии с законодательством  является обязательным для другого  субъекта);

- горизонтальные - участники не находятся в  подчиненных отношениях.

Характерным для вертикальных информационно-правовых отношений является то, что они возникают на основе одностороннего волеизъявления, исходящего от наделенного полномочиями органа или должностного лица. Они могут возникать помимо или даже вопреки воле другого субъекта правоотношения.

 Горизонтальные  информационные правоотношения  складываются между несоподчиненными органами государственной власти, предприятиями, учреждениями, объединениями, а также между гражданами. Они возникают в связи с реализацией гражданами прав в информационной сфере.

 По характеру юридических  фактов, порождающих информационные правоотношения, их можно классифицировать следующим образом: порожденные правомерными фактами и порожденные неправомерными фактами (которые именуются деликтными).

 По направлениям деятельности  в информационной сфере существуют  информационные правоотношения  в следующих областях:

- владение, пользование и распоряжение информационными  ресурсами;

- сбор, обработка, передача, хранение и распространение  информации;

- обеспечение  безопасности информации и информационных  ресурсов;

- права интеллектуальной  собственности;

- функционирование  информационной инфраструктуры.

К полномочиям субъектов информационного права относится право создавать информацию; право владеть информацией( знать ее содержание);

Применять информацию в собственной деятельности; тиражировать, распространять информацию.

Среди субъектов выделяются следующие категории:

Производитель;

Обладатель;

Потребитель

16. Источники информационного права. Информационно-правовые нормы в составе актов других отраслей права. Нормы об ответственности за правонарушения в информационной сфере

Источники информационного права - внешние формы выражения информационно-правовых норм. Основу источников информационного права  составляют НПА информационного законодательства.

По уровню принятия НПА информационного законодательства и их действию в пространстве можно выделить:

Федеральные акты, акты субъектов РФ, акты органов МСУ.

Федеральный уровень источников информационного права представляется  информационно-правовыми нормами КРФ, ФКЗ, ФЗ, указы и  нормативные распоряжения Президента РФ, постановления и нормативные распоряжения Правительства РФ, НПА федеральных министерств и ведомств. На уровне субъектов РФ- законы и иные НПА высших органов государственной власти субъектов РФ, НПА органов исполнительной власти субъектов РФ.

Источники информационного права на уровне органов МСУ представляются НПА этих органов, принимаемыми в порядке применения норм федерального уровня и уровня субъектов РФ.

Структура информационного законодательства может быть представлена следующей совокупностью информационно-правовых  и актов информационного законодательства:

 Информационно-правовые  нормы международных актов;

Информационно-правовые нормы КРФ;

НПА отрасли информационного  законодательства;

Информационно-правовые  нормы в составе др. отраслей законодательства.

 Информационно-правовые  нормы КРФ( ч.3 ст.15, ст.23, ст.24, ст.29, ст. 33, ч.3ст.41, ст.42, ст.43, ст.44, ст.45, ст.55, ч.3 ст.56)

Свое продолжение информационные права и свободы нашли в КРФ.

Ст.2 Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита  прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства.

 Ст.18 Права и свободы  человека и гражданина являются  непосредственно действующими. Оно  определяют смысл, содержание и  применение законов, деятельность  законодательной и исполнительной  власти, местного самоуправления  и обеспечиваются правосудием.

Ст.45 Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется.

Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Ст.Ст.55,56

Основной объем информационных прав и свобод содержится в ст.29КРФ.

1. Каждому гарантируется  свобода мысли и слова.

       2. Не  допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

       3. Никто  не может быть принужден к  выражению своих мнений и убеждений  или отказу от них.

       4. Каждый  имеет право свободно искать, получать, передавать, производить  и распространять информацию  любым законным способом. Перечень  сведений, составляющих государственную  тайну, определяется федеральным  законом.

Информация о работе Государственная политика в области формирования информационного общества