Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 19:58, реферат
Во всех странах мира государство воздействует на ценообразование - регулирует их. Имеются факты положительного и негативного воздействия государственных органов на цены. Регулирование цен - есть норма современной экономики всех стран мира. Все государства регулируют цены. Например: США, Франция, Бельгия, Швейцария, Япония, доля регулируемых цен составляет от 25% до 40%, в Китае более 50%. Большинство стран регулирует (устанавливает) цены на топливно-энергетические ресурсы, продукцию машиностроения и сельского хозяйства. Что же касается розничных цен, то набор регулируемых цен меньше и складывается от обстоятельств.
Введение …………………………………………………………………………………3
1. Цена, ее виды и функции ………………………………… …………………………4
1.1 Функции цены………………………………………………………………………..5
1.2 Этапы ценообразования……………………………………………………………..9
2. Роль и место государства в ценообразовании……………………………………….10
3. Методы влияния государства и их особенности……………………………………14
3.1 Функции и задачи государственного воздействия цены …………………. ……. 16
3.2 Опыт государственного воздействия на цены за рубежом …………………… ...18
4. Особенности регулирования цен в условиях глобализации………………... ……..23
5. Особенности регулирования цен в Российской Федерации………………………..26
Заключение ……………………………………………………………………………. ..29
Список используемой литературы ……………………………………………………. 31
Гарантированные (контрольные) цены устанавливает конгресс. При этом Министерство сельского хозяйства разрабатывает на каждый год программу с указанием цены на продукцию, которую она может заплатить фермерам, а фермеры решают, участвовать в этой программе или нет. Если решение фермера положительное, то тогда министерство определяет размеры посевной площади и оплачивает всю стоимость будущей реализованной продукции по гарантированным ценам, то есть дает заем на финансирование производства. Если осенью рыночные цены окажутся выше гарантированных, то фермер может продать зерно на рынке, вернуть деньги, взятые взаймы, с процентами. При этом он получит доход. Если же рыночные цены опустятся ниже гарантированных, фермер может сдать урожай государству по гарантированным ценам, расплачиваясь за заем и получая при этом выручку.
Таким же образом регулируются цены в молочной промышленности. Конгресс определяет уровень гарантированных (контрольных) цен на молоко, сыр, масло. Если рыночные цены снижаются ниже этого уровня, то продукция скупается государством. Она используется на бесплатные завтраки для школьников, для помощи беднякам, на продовольственную помощь слаборазвитым государствам и др.
Кроме того, в США государство поддерживает соотношение между ценами на фермерскую продукцию и товары, приобретаемые фермерами.
Антитрестовские управления Министерства юстиции и Федеральная торговая комиссия осуществляют в целом контроль за ценами, а на уровне штатов – контроль за тарифами на электроэнергию.
В целом в США регулируется около 10 % цен.
Таким образом, в развитых странах с рыночной экономикой осуществляется государственное регулирование цен. Полной свободы в области ценообразования нет ни в одной из этих стран. При этом регулирование цен направлено не на ограничение сферы действия рыночного механизма, а на повышение его эффективности. За рубежом проводится экономически обоснованное регулирование уровня цен, практикуется фиксирование цен, осуществляется контроль за ценообразованием на внутреннем рынке, существует государственная монополия на производство и реализацию отдельных видов товаров, продукции, услуг, активно идет борьба с проявлением монополизма. Эти действия касаются не только отраслей государственного сектора, но и частных предпринимателей, если государство считает целесообразным проводить ограничительную ценовую политику с точки зрения интересов экономики страны в целом. Причем политика государства в области цен не является чем-то постоянным, а представляет собой гибкую систему регулирования, приспосабливающуюся к меняющимся условиям производства и реализации. Очевидно, опыт регулирования цен и контроля за их соблюдением нужно использовать и в России. Это будет способствовать дальнейшему совершенствованию механизма управления рыночной экономикой.
4 Особенности ценообразования в условиях глобализации
Глобализация определяется как особая стадия развития интернационализации в современных условиях. Глобализация вносит изменения во все процессы и явления, которые существуют в мировой и национальной экономиках, в том числе и в ценообразование. Рассматривается влияние глобализации на формирование цен в российской экономике.
Глобализация шагает по планете, и это уже признано исследователями. Содержание и последствия глобализации стали предметом активных изысканий и серьезных политических и научных дискуссий. Основными субъектами глобализации исследователи рассматривают национальные государства и транснациональные корпорации (ТНК). Особая роль отводится в системе регулирования мировой экономики международным экономическим организациям. Именно эти три субъекта и определяют современный процесс ценообразования. У каждого из них свои функции в определении цен.
Международные экономические организации определяют общие, универсальные нормы, стандарты и правила поведения субъектов в процессе формирования цен. Например, Международная торговая палата как организация международного бизнеса формирует типовые договоры, которые бизнес любой страны может использовать в процессе организации конкретных сделок. В этих договорах даются и общие условия определения цен на товары, услуги.Транспортная составляющая цены играет очень важную роль в процессе ценообразования.
Национальные государства по-прежнему являются реальными субъектами процесса ценообразования, определяя государственную ценовую политику и национальное законодательство о ценообразовании. Целью ценовой политики в данном случае является обеспечение благосостояния нации и регулирование деятельности экономических субъектов. Однако в условиях глобализации государство регулирует национальную экономику как открытую систему, что предполагает учет международных норм, правил, определяемых международными экономическими организациями, а также истории развития страны, ее национальных традиций и обычаев, выражаемых как в формальных, так и нефор-
мальных нормах и правилах поведения субъектов. Такое противоречивое положение национальных государств приводит к тому, что каждое из них должно решить - сколько будет «международного», а сколько «национального» в процессе ценообразования. Государство определяет степень проникновения глобализации в определение цен через законодательство своей страны. В России это, прежде всего, Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, закон «О защите прав потребителей», закон «О защите конкуренции» и т.д. Законодательство выстраивается на основе международного права, использования опыта законотворческой деятельности отдельных развитых стран. Через систему высшего образования студенты получают знания о методиках расчета цен, используемых транснациональными корпорациями. Таким образом, процесс глобализации ограничивает деятельность национального государства в определении ценовой политики и ее реализации. В то же самое время унифицированные правила поведения государства, принятые в мировой экономике, позволяют быстро совершенствовать ценообразование, постепенно приводя его в соответствие с международными стандартами.
Международные экономические организации и национальные государства формируют внешнюю среду для бизнеса, которая характеризуется одновременным развитием двух процессов: стандартизации и дифференциации, требующей от бизнеса адаптации. Транснациональные корпорации (ТНК), являясь главным субъектом ценообразования на микроуровне мировой экономики, в своей деятельности реализуют эти процессы. Соотношение стандартизации и адаптации зависит от многих объективных и субъективных факторов. В частности, С. Холленсен отмечает факторы, способствующие развитию стандартизации - это формирование экономии на масштабах, развитие глобальной конкуренции, конвергенция потребительских предпочтений, централизация менеджментом корпораций международных действий, концепция стандартизации, используемая конкурентами. Это - экономия на масштабах в рамках национального государства, развитие локальной конкуренции, дифференциация потребительских предпочтений, децентрализация менеджмента в разных странах, концепция адаптации, используемая конкурентами.
Учитывая названные факторы, каждая транснациональная корпорация формирует свое сочетание стандартизации и адаптации в процессе проникновения в национальную экономику. И чем больше корпорация делает упор на стандартизацию, тем более глубоким является развитие глобализации в данном производстве товаров, услуг. Возникает и находит все более широкое применение и особая терминология, описывающая данные процессы: глобальная компания, глобальный товар, глобальное качество, глобальная цена и т.д. Для транснациональных корпораций, использующих высокую степень стандартизации, например Соса-Со1а и др., особенно важным является формирование гомогене-зированного спроса, который основывается на одинаковых предпочтениях и примерно одинаковом уровне доходов потребителей разных наций так называемого среднего класса. Такой спрос в современных условиях формируется объективно, на основе повышения благосостояния наций, и субъективно, через реакцию на международную рекламу. Гомогенизация в поведении потребителей начинает формироваться прежде всего в развитых странах, когда «золотой миллиард» удовлетворяет свои потребности на сформированном транснациональным капиталом уровне. Ориентация на унифицированные процессы потребления оказывает противоречивое влияние на затраты корпораций. С одной стороны, международная реклама требует достаточно больших затрат. С другой - экономия затрат осуществляется на основе использования стандартных методов привлечения потребителей разных стран.
Тем не менее гомогенизация в системе потребления наций имеет свои противоречия. Потребители могут отрицательно относиться к единообразию товаров и услуг, т.к. лишаются своей индивидуальности. Гомогенизация может также уничтожать национальные традиции и обычаи или изменять их в нежелательном направлении. В связи с этим государства, общественные организации должны участвовать в процессе формирования гомогенезированного спроса и находить оптимальные для национальной экономики сочетания глобального и национального в поведении потребителей. Например, на российском телевидении до сих пор не решен вопрос, когда и сколько времени посвящать иностранным кинофильмам и российским.
Практика показывает, что гомогенезированный спрос начинает ограничивать деятельность западных компаний. Исследователи обращают внимание на то, что существуют границы рынка глобальных компаний в качестве максимального объема продаж, который доступен им в соответствии с покупательной способностью потребителей товаров и услуг. В связи с этим возникает насущная необходимость формирования потребителей, имеющих возможность покупать товары и услуги транснациональных корпораций. Предполагается, что Россия, Китай, Индия, Индонезия, Бразилия, Мексика должны стать локомотивами развития следующего поколения потребителей. Формирование «второго золотого миллиарда» не может быть только задачей ТНК.
Транснациональные корпорации особое значение придают не оценке качества в целом как такового, а оценке каждого отдельного параметра качества, имеющего значение для выбора товара потребителем. Это относится ко всему спектру товаров и услуг, производимых для промежуточного и конечного потребителя. Параметрическое ценообразование играет важную роль при формировании цен транснациональными корпорациями. Немаловажную роль в этом случае играет и государство. Например, в российской экономике Роспотребнадзор от имени государства осуществляет в настоящее время контроль над качеством и ценами на рынках России.
В глобализующейся экономике особую роль играют общественные организации, осуществляющие контроль над деятельностью государств и компаний. Под особый контроль в настоящее время попадают транснациональные корпорации. Качество и цена постоянно находятся под наблюдением членов различных сообществ. Практика развитых стран показывает, что энтузиасты своего дела не только сами грамотно разбираются в проблемах соотношения цены и качества, но и обращаются за помощью к адвокатам, которые специализируются на защите прав потребителей. Через средства массовой информации, через судебные процессы могут разбираться вопросы о необходимости изменения параметров качества или снятии с производства товаров и услуг; об уровне и динамике цен; о структуре цен. В российской экономике гражданское общество еще не оформилось в той степени, в какой оно функционирует в развитых странах. Защита безопасности потребителя, контроль над уровнем цен со стороны общества крайне необходимы. Каждый производитель и торговец должны чувствовать свою ответственность перед потребителем.
5. Особенности регулирование цен в Российской Федерации
В России формировалось особое отношение к ценообразованию со стороны государства и фирм. Предполагалось, что частная собственность и на ее основе формирующиеся рыночные цены разрешат основные противоречия, доставшиеся обществу от социализма. Рынок все отрегулирует. Государство должно значительно уменьшить свои регулирующие функции. Этот романтизм в результате привел к тому, что в течение относительно небольшого периода времени сформировался новый бизнес-класс, который действовал исходя из главной цели - максимизации прибыли и забывая, что в рыночном ценообразовании должна реализовываться и другая закономерность - минимизация затрат. Практика показывала, что российский бизнес не осуществлял свою деятельность как homo economicus.
Помимо рациональных аспектов рыночного ценообразования необходимо также обратить внимание и на этику. В российской экономической системе 90-х гг. XX в. она оказалась ненужной, т.к. принцип «обогащайся, кто может» не предполагает учета нравственных принципов функционирования общества: свободы, справедливости, уважения и др.
Таким образом, обучение молодых людей в условиях, когда действительность далека от теоретических схем, трудно, если вообще возможно.
Современный глобальный экономический кризис показал, что российский бизнес страдает теми же болезнями, что и в 90-е гг. XX в. Кризис ярко проявил все наши недостатки рыночного ценообразования:
- цены растут при падении спроса, в то время как в развитых странах они в подобных условиях падают;
- экономия затрат - это
сложный и противоречивый
- безудержная максимизация
прибыли как главный мотив
деятельности российского бизне
- противоречивые отношения
между участниками каналов
В этих условиях снова возникает проблема преподавания законов рыночного ценообразования. Сравнение деятельности российского бизнеса с западными представителями не в нашу пользу.
Особое внимание следует уделять самому гибкому элементу цены - прибыли. В процессе обучения могут возникать определенные противоречия: преувеличение роли прибыли как финансового показателя в ущерб определению прибыли как социально-экономического явления, не являющегося единственным оценочным показателем деятельности фирмы. Избегать данного противоречия достаточно сложно, так как на практике существуют определенные стереотипы мышления: высокая прибыль может решить все проблемы фирм, государства и домашних хозяйств.
Антимонопольное регулирование – основная функция государства в рыночной экономике. В мире накоплен огромный опыт борьбы со злоупотреблениями монополистов и регулирования рынка в целях обеспечения добросовестной конкуренции. Но в России более чем за десятилетие рыночных реформ этот опыт оказался невостребованным. Мы пережили галопирующую инфляцию, обесценивание сбережений, глубокое расстройство воспроизводственных механизмов вследствие ценового хаоса. Ключевая причина этих кризисных явлений – злоупотребления монополистов.
В отсутствие антимонопольной политики их аппетиты достигли гигантских размеров. Завышение цен в полтора-два раза по отношению к себестоимости продукции в нашей стране стало нормой. Государственная власть смотрит сквозь пальцы на это массовое ограбление потребителей, оправдывая свою бездеятельность рассуждениями о «невидимой руке рынка», которая будто бы сама обеспечит оптимальное распределение ресурсов.