Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 19:58, реферат
Во всех странах мира государство воздействует на ценообразование - регулирует их. Имеются факты положительного и негативного воздействия государственных органов на цены. Регулирование цен - есть норма современной экономики всех стран мира. Все государства регулируют цены. Например: США, Франция, Бельгия, Швейцария, Япония, доля регулируемых цен составляет от 25% до 40%, в Китае более 50%. Большинство стран регулирует (устанавливает) цены на топливно-энергетические ресурсы, продукцию машиностроения и сельского хозяйства. Что же касается розничных цен, то набор регулируемых цен меньше и складывается от обстоятельств.
Введение …………………………………………………………………………………3
1. Цена, ее виды и функции ………………………………… …………………………4
1.1 Функции цены………………………………………………………………………..5
1.2 Этапы ценообразования……………………………………………………………..9
2. Роль и место государства в ценообразовании……………………………………….10
3. Методы влияния государства и их особенности……………………………………14
3.1 Функции и задачи государственного воздействия цены …………………. ……. 16
3.2 Опыт государственного воздействия на цены за рубежом …………………… ...18
4. Особенности регулирования цен в условиях глобализации………………... ……..23
5. Особенности регулирования цен в Российской Федерации………………………..26
Заключение ……………………………………………………………………………. ..29
Список используемой литературы ……………………………………………………. 31
В теории рыночного равновесия действительно доказывается, что в условиях свободной конкуренции максимальное извлечение прибыли каждой фирмой ведет к достижению наиболее эффективного использования ресурсов в точке равновесия, к которой экономическая система приходит самостоятельно. Подчеркнем, что главным условием, без которого эта точка не может быть достигнута, является свободная конкуренция. При этом по мере приближения к точке равновесия норма прибыли каждой фирмы стремится к нулю. Наиболее эффективному распределению ресурсов соответствуют оптимальные цены, при которых норма прибыли всех свободно конкурирующих друг с другом фирм становится равной нулю.
Этот теоретический
научный результат легко
За 15 лет рыночных реформ в российской экономике ни разу не было замечено снижения цен. Это следствие банального отсутствия свободной конкуренции на российском рынке. Даже на рынках с огромным количеством участников фирмы согласованно повышают цены для получения монопольной сверхприбыли за счет потребителей. В результате - снижение и уровня жизни населения, и эффективности экономики. Действительно, вместо внедрения новых технологий и снижения издержек, основным способом повышения прибыли становится простое завышение цен.
Именно так ведут себя частные фирмы в отсутствие антимонопольного регулирования рынка со стороны государства. Максимизация прибыли - естественный мотив деятельности фирмы, которая для этого пытается использовать наиболее легкие способы. Фирмы просто договариваются между собой о разделе рынка и согласованном завышении цен. Именно так устроен российский рынок нефти и нефтепродуктов, который территориально разделен между крупными нефтяными кампаниями, ведущими себя как типичный картель. В каждом регионе действует один крупный монополист, который фактически диктует цены потребителям, пользуясь сезонными колебаниями спроса. Как правило, он повышает цены на солярку перед посевной и уборочной кампаниями в сельском хозяйстве, на бензин – весной перед выездом автомобилистов с зимних гаражей, на мазут – осенью перед отопительным сезоном. Норма прибыли нефтяных монополий зашкаливает за 100%, в то время как нормальной на этом рынке, согласно общемировой практике, считается рентабельность продукции в пределах 10-15%. Все, что сверх этого – монопольная сверхприбыль, получаемая за счет потребителей и природной ренты.
Если фирм на рынке много, то для достижения монопольного положения необходимо либо договориться с местными органами власти или с организованной преступностью о блокировании доступа на рынок конкурентов. В России такие сговоры стали нормой.
Вместо государства регулированием рынка часто занимается организованная преступность. Прикрываемая коррумпированными чиновниками и даже правоохранительными органами, она фактически хозяйничает на продовольственных рынках российских городов и наживается за счет граждан.Подтверждением многократного завышения цен криминальными монополиями, контролирующими розничную сеть в крупных городах, являются цены в некоторых сверхкрупных московских супермаркетах, которые вдвое ниже цен в сетях «неорганизованной» розничной торговли.
Если даже на рынках с десятками тысяч участников очевидны массовые злоупотребления монополий, то что говорить о естественных монополиях, опекаемых коррумпированными чиновниками. По некоторым данным тарифы на электроэнергию втрое превышают себестоимость выработки и доставки электроэнергии, еще больше завышены тарифы на тепло. Сверхприбыли посреднических структур на рынке железнодорожных перевозок свидетельствуют о существенном завышении тарифов на свои услуги.
Примеры монополизации
российского рынка можно
Вместо выполнения важнейшей государственной функции по антимонопольному регулированию и обеспечению добросовестной конкуренции правительственные чиновники, не желая ссориться с монополистами, списывают инфляцию на денежную политику, пытаясь гасить рост цен ограничением денежной массы, то есть снижением конечного спроса. При этом правительственные экономисты шокируют публику абсурдными заявлениями.
Изменения в системе цен производителей в первую очередь ухудшают конкурентноспособность отечественной продукции. Наиболее высокие темпы прироста цен – на 60 процентов, отмечены в отраслях, ориентированных на экспорт: в черной металлургии, в нефтяном комплексе угольной промышленности. Вскоре эта инфляционная волна, порожденная монополистами в сырьевом секторе, накроет и потребительский рынок.
Заключение
В первой главе мы выяснили, в чем заключается сущность государственного регулирования цен, а также его цели. Мы выяснили различия между прямым и косвенным регулированием цен, и что эффективность государственного регулирования цен во многом зависит от его взаимосвязи с другими мерами воздействия на экономику. Так, например, блокирование цен, введение фиксированных цен, изменение налоговых ставок на прибыль, как правило, должны сочетаться с регулированием заработной платы.
Рассмотрев вводную часть, мы перешли ко второй главе, рассказывающей о понятии цены. Мы дали определение данному термину, рассказали о том, что цена собой представляет, рассмотрели рыночный механизм ценообразования, перечислили все функции и виды цены.
В третьей главе было проанализировано воздействие государства на цены. Мы отметили меры и методы воздействия государства на цены, а также его функции и задачи.
В главе было упомянуто
о государственном
Рассмотрев третью главу, мы перешли к следующему пункту, рассказывающему об истории государственного регулирования цен в мире. Опыт ценообразования зарубежных стран позволяет понять методы, законы и закономерности данного процесса и использовать этот опыт в России.
В пятой главе было
рассмотрено государственное
Изложенное в пятой главе свидетельствует, что в настоящее время сложилась не вполне определенная ситуация с регулированием цен. Необходим более жесткий вариант законодательного решения данного вопроса. Пока существуют лишь отдельные нормы, регулирующие ценообразование, которые необходимо учитывать в практической деятельности.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что государственное регулирование цен играет большую роль в функционировании как российской, так и зарубежных экономик.
Список используемой литературы
1. Тарасевич А.С. Экономика. - М., 2006.
3. Шуляк П.Н. Ценообразование. - М., 2008.
4. Виноградов В.В. Экономика России. - М., 2005.
5. Салимжанов И.К.
6. Кушлин В.И. Государственное
регулирование рыночной
7. Чудаков А.Д. Цены и ценообразование. - М.: Из-во РДЛ, 2004
9. Гражданский кодекс РФ 4.1 31.07.2000г.
10. Ларионов И.К. Экономическая теория. Общие основы и особенности России. - М., 2008.