Государственное регулирование цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 19:58, реферат

Описание работы

Во всех странах мира государство воздействует на ценообразование - регулирует их. Имеются факты положительного и негативного воздействия государственных органов на цены. Регулирование цен - есть норма современной экономики всех стран мира. Все государства регулируют цены. Например: США, Франция, Бельгия, Швейцария, Япония, доля регулируемых цен составляет от 25% до 40%, в Китае более 50%. Большинство стран регулирует (устанавливает) цены на топливно-энергетические ресурсы, продукцию машиностроения и сельского хозяйства. Что же касается розничных цен, то набор регулируемых цен меньше и складывается от обстоятельств.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………3
1. Цена, ее виды и функции ………………………………… …………………………4
1.1 Функции цены………………………………………………………………………..5
1.2 Этапы ценообразования……………………………………………………………..9
2. Роль и место государства в ценообразовании……………………………………….10
3. Методы влияния государства и их особенности……………………………………14
3.1 Функции и задачи государственного воздействия цены …………………. ……. 16
3.2 Опыт государственного воздействия на цены за рубежом …………………… ...18
4. Особенности регулирования цен в условиях глобализации………………... ……..23
5. Особенности регулирования цен в Российской Федерации………………………..26
Заключение ……………………………………………………………………………. ..29
Список используемой литературы ……………………………………………………. 31

Файлы: 1 файл

гос рег цен.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

В теории рыночного равновесия действительно доказывается, что в условиях свободной конкуренции максимальное извлечение прибыли каждой фирмой ведет к достижению наиболее эффективного использования ресурсов в точке равновесия, к которой экономическая система  приходит самостоятельно. Подчеркнем, что главным условием, без которого эта точка не может быть достигнута, является  свободная конкуренция. При этом по мере приближения к точке равновесия норма прибыли каждой фирмы стремится к нулю. Наиболее эффективному  распределению ресурсов  соответствуют оптимальные цены, при которых  норма прибыли всех свободно конкурирующих друг с другом фирм становится равной нулю.

Этот теоретический  научный результат легко интерпретируется в терминах экономической политики. Действительно, если на рынке соблюдается принцип свободной конкуренции и ни  одна из фирм не может влиять на рыночные цены, то главным способом максимизации прибыли становится снижение издержек. Поскольку все фирмы действуют таким образом, происходит повышение эффективности и снижение цен вплоть до исчерпания технико-экономических возможностей совершенствования производства продукции. Соответственно снижается и средняя норма прибыли, которая  у отдельных фирм может повышаться только путем сокращения издержек за счет внедрения новых технологий.

За 15 лет рыночных реформ в российской экономике ни разу не было замечено снижения цен. Это следствие  банального отсутствия свободной конкуренции  на российском рынке. Даже на рынках с  огромным количеством участников фирмы  согласованно повышают  цены для получения монопольной  сверхприбыли за счет потребителей. В результате - снижение и уровня жизни населения, и эффективности экономики. Действительно, вместо внедрения новых технологий и снижения издержек, основным способом повышения прибыли становится простое завышение цен.

Именно так ведут  себя частные фирмы в отсутствие антимонопольного регулирования рынка  со стороны государства. Максимизация прибыли - естественный мотив деятельности фирмы, которая для этого пытается использовать наиболее легкие способы. Фирмы просто договариваются между собой о разделе рынка и согласованном завышении цен. Именно так устроен российский рынок нефти и нефтепродуктов, который территориально разделен между крупными нефтяными кампаниями, ведущими себя как типичный картель. В каждом регионе действует один крупный монополист, который фактически диктует цены потребителям, пользуясь сезонными колебаниями спроса. Как правило, он повышает цены на солярку перед посевной и уборочной кампаниями в сельском хозяйстве, на бензин – весной перед выездом автомобилистов с зимних гаражей, на мазут – осенью перед отопительным сезоном. Норма прибыли нефтяных монополий зашкаливает за 100%, в то время как нормальной на этом рынке, согласно общемировой практике, считается рентабельность продукции в пределах 10-15%. Все, что сверх этого – монопольная сверхприбыль, получаемая за счет потребителей и природной ренты.

Если фирм на рынке  много, то для достижения монопольного положения необходимо либо договориться с местными органами власти или с организованной преступностью о блокировании доступа на рынок конкурентов. В России такие сговоры стали нормой.

Вместо государства  регулированием рынка часто занимается организованная преступность. Прикрываемая коррумпированными чиновниками  и даже правоохранительными органами, она фактически хозяйничает на продовольственных  рынках российских городов и наживается за счет граждан.Подтверждением многократного завышения цен криминальными монополиями, контролирующими розничную сеть в крупных городах, являются цены в некоторых сверхкрупных московских супермаркетах, которые вдвое ниже цен в сетях «неорганизованной» розничной торговли.

Если даже на рынках с  десятками тысяч участников очевидны массовые злоупотребления монополий, то что говорить о естественных монополиях, опекаемых коррумпированными чиновниками. По некоторым данным тарифы на электроэнергию втрое превышают себестоимость выработки и доставки электроэнергии, еще больше завышены тарифы на тепло. Сверхприбыли посреднических структур на рынке железнодорожных перевозок свидетельствуют о существенном завышении тарифов на свои услуги.

Примеры монополизации  российского рынка можно продолжать до бесконечности. Организованная преступность и коррумпированные чиновники играют на нем доминирующую роль при полном попустительстве со стороны  правоохранительных и антимонопольных органов. Последние сетуют на несовершенство законодательства, оправдывая свою бездеятельность и фактически прикрывая монополистов. Многочисленные попытки местных властей пресечь злоупотребления монополистов и отобрать контроль над рынком у организованной преступности сплошь и рядом наталкиваются на протесты прокуратуры и антимонопольного ведомства.

Вместо выполнения важнейшей  государственной функции по антимонопольному регулированию и обеспечению добросовестной конкуренции правительственные чиновники, не желая ссориться с монополистами, списывают инфляцию на денежную политику, пытаясь гасить рост цен ограничением денежной массы, то есть  снижением конечного спроса. При этом   правительственные экономисты шокируют публику абсурдными заявлениями.

 

 

 Изменения в системе цен производителей в первую очередь ухудшают конкурентноспособность отечественной продукции.  Наиболее высокие темпы прироста цен – на 60 процентов,  отмечены  в отраслях, ориентированных на экспорт: в черной металлургии, в нефтяном комплексе угольной промышленности.  Вскоре эта инфляционная волна, порожденная монополистами в сырьевом секторе,  накроет и потребительский рынок.

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

В первой главе мы выяснили, в чем заключается сущность государственного регулирования цен, а также его цели. Мы выяснили различия между прямым и косвенным регулированием цен, и что эффективность государственного регулирования цен во многом зависит от его взаимосвязи с другими мерами воздействия на экономику. Так, например, блокирование цен, введение фиксированных цен, изменение налоговых ставок на прибыль, как правило, должны сочетаться с регулированием заработной платы.

Рассмотрев вводную  часть, мы перешли ко второй главе, рассказывающей о понятии цены. Мы дали определение данному термину, рассказали о том, что цена собой представляет, рассмотрели рыночный механизм ценообразования, перечислили все функции и виды цены.

В третьей главе было проанализировано воздействие государства на цены. Мы отметили меры и методы воздействия государства на цены, а также его функции и задачи.

В главе было упомянуто  о государственном вмешательстве  в процесс ценообразования, о  воздействии государства на цены, а также о формах государственного регулирования цен, сравнение которых было продемонстрировали в таблице. Наконец, было рассказано о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности.

Рассмотрев третью главу, мы перешли к следующему пункту, рассказывающему об истории государственного регулирования цен в мире. Опыт ценообразования зарубежных стран позволяет понять методы, законы и закономерности данного процесса и использовать этот опыт в России.

В пятой главе было рассмотрено государственное регулирование  цен в Российской Федерации, со свойственной ей спецификой.

Изложенное в пятой  главе свидетельствует, что в  настоящее время сложилась не вполне определенная ситуация с регулированием цен. Необходим более жесткий  вариант законодательного решения  данного вопроса. Пока существуют лишь отдельные нормы, регулирующие ценообразование, которые необходимо учитывать в практической деятельности.

Из всего вышеизложенного  можно сделать вывод, что государственное  регулирование цен играет большую  роль в функционировании как российской, так и зарубежных экономик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

 

1. Тарасевич А.С. Экономика. - М., 2006.

3. Шуляк П.Н. Ценообразование. - М., 2008.

4. Виноградов В.В. Экономика России. - М., 2005.

5. Салимжанов И.К. Ценообразование  и налогообложение. - М., 2007.

6. Кушлин В.И. Государственное  регулирование рыночной экономики. - М., 2010.

7. Чудаков А.Д. Цены  и ценообразование. - М.: Из-во РДЛ, 2004

9. Гражданский кодекс  РФ 4.1 31.07.2000г.

10. Ларионов И.К. Экономическая  теория. Общие основы и особенности России. - М., 2008.




Информация о работе Государственное регулирование цен