Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 15:19, курсовая работа
В нелегкие времена радикальных экономических преобразований довольно сложно из всего огромного комплекса реформаторских мероприятий по становлению рыночной экономики выделить приоритетные, первоочередные. При этом не берется во внимание, какой именно фондовый рынок служит одним из факторов стабилизации и развития общественного производства. В подтверждение этого существуют финансовые кризисы, которые периодически повторяются и детонаторами которых являются ценные бумаги, рыночная стоимость которых не отвечает реальности. Образно говоря, система оборота денег и ценных бумаг - это своеобразная система кровеносного оборота всего экономического организма страны. Итак, сложно это или нет, но формирование фондового рынка нужно осуществлять одновременно со стабилизационными мероприятиями в сфере производства.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Корпоративные ценные бумаги………………………………………4
Корпоративные ценные бумаги: понятие, сущность…………………4
Перспективы развития рынка корпоративных облигаций в России…..5
Глава 2. Рынок корпоративных ценных бумаг………………………………...7
2.1. Рынок акций………………………………………………………………....7
2.2. Рынок корпоративных облигаций………………………………………….8
2.3. Принципы и направления формирования правовой системы регулирования рынка…………………………………………………………...10
Глава 3. Государственное регулирование фондового рынка………………...14
3.1. Фондовая политика……………………………………………………...….14
3.2. Механизм регулирования…………………………………………………..14
3.3. Контрольная функция государства………………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………….17
Список используемой литературы……………………………………………...18
В рассматриваемый период
лидирующей торговой площадкой на рынке
корпоративных акций стала
Анализ структуры торгов акциями на основных биржевых площадках показывает, что на ММВБ доля акций РАО “ЕЭС России” составила в 2003 г. 81% (в 1999 г. - 88%); ОАО “НК “ЛУКойл” - 5% (в 1999 г. - 3,4%); ОАО “Ростелеком” - 2%; ОАО “Сургутнефтегаз” - 2%; ОАО “Тюменская нефтяная компания” - 1,3%; РАО “Норильский никель” - 0,7%; Сбербанка России - 1,6%; Внешторгбанка - 0,7%.
В целом становление российского рынка корпоративных акций во многом повторяет путь развития рынков корпоративных ценных бумаг, характерный для стран с переходной экономикой.
2.2. Рынок корпоративных облигаций
На развитие относительно
нового для России сектора фондового
рынка - рынка корпоративных облигаций,
возникшего в середине 1999 г., влияли
различные факторы, но главными среди
них являются факторы, стимулирующие
спрос на инвестиционные ресурсы
и создание эффективных механизмов
хозяйствования предприятий-эмитентов.
Пока, на начальном этапе становления
рынка корпоративных облигаций,
инвестиционные настроения его участников
в целом можно охарактеризовать
как выжидательные. В течение 2003
г. развитие конъюнктуры рынка
Особенностью российского
рынка корпоративных ценных бумаг
является практическое совпадение основных
эмитентов акций и облигаций,
среди которых доминируют РАО
“ЕЭС России”, ОАО “Магнитогорский
металлургический комбинат”, ОАО “Газпром”,
ЗАО “Алмазы России - Саха” и
ряд других. Это позволяет эмитентам
облигаций использовать взаимосвязь
рынков: перед тем как размещать
на первичном рынке облигационные
займы, эти компании активизируют свою
деятельность на рынке акций. Они
начинают котировать свои акции на
вторичном рынке с целью
На первичном рынке
корпоративных облигаций
В рассматриваемый период на рынке были представлены купонные и дисконтные облигации. Купонная ставка по обращающимся выпускам варьировалась от 5 до 10% годовых при сроках обращения облигаций 3-4 года. Дисконтные облигации в течение года размещались по ценам 72,7-91,7% от номинала в зависимости от срока до погашения, что соответствует доходности к погашению 18-35% годовых.
С точки зрения срочности
данного инструмента
Если первичное размещение
корпоративных облигаций в
Основной биржевой площадкой на рынке корпоративных облигаций являлась ММВБ. Ежедневный объем торгов был подвержен значительным колебаниям. На вторичном рынке торговались облигации всех эмитентов, и оборот рынка во втором полугодии 2003 г. увеличился, а за год в целом составил 2,2 млрд. рублей. Средний ежедневный объем операций в 2003 г. был равен 14,6 млн. рублей.
Наиболее торгуемыми инструментами в течение рассматриваемого периода были облигации ОАО “Тюменская нефтяная компания” - их доля составляла 29% от общего объема операций. Затем следуют облигации Внешторгбанка - 18%. На третьем месте по объему операций находятся облигации РАО “ЕЭС России” - 10% от общего объема вторичного рынка корпоративных облигаций. Доли облигаций ОАО “Михайловский ГОК” и ЗАО “Алмазы России - Саха” составили соответственно 7 и 8%.
Рынок корпоративных облигаций
значительно отставал от рынка акций,
как по обороту биржевых торгов,
так и по количеству участников.
Однако, учитывая долговой характер инструмента,
а также меньший срок развития
рынка корпоративных облигаций,
можно рассчитывать на ускорение
его роста. Важными условиями
реализации такого сценария развития
являются совершенствование
2.3. Принципы и направления формирования правовой системы регулирования рынка
По итогам первой половины 90-х гг. прогресс России в области нового законодательства и правовых институтов оценивался относительно невысоко - как “некоторый по законодательству и незначительный по институтам”. Россия заметно отставала от лидеров - стран первой группы (Польша, Словения, Венгрия, Хорватия, Македония, Чехия, Словакия) со “значительным прогрессом по законодательству и институтам”.
К концу 90-х гг. ситуация изменилась
довольно существенно. Россия “по степени
охвата” своего хозяйственного законодательства
фактически вышла в группу лидеров.
Гораздо большее отставание сохраняется
по показателю “эффективности” хозяйственного
законодательства. В итоге по данной
классификации Россия занимает промежуточные
позиции среди стран с
В целом федеральный закон “О рынке ценных бумаг” от 22 апреля 1996 г. отвечает потребностям современного рынка ценных бумаг. Ключевым понятием закона является “эмиссионная ценная бумага” - любая ценная бумага, которая отвечает следующим признакам:
· закрепляет совокупность
имущественных и
· размещается выпусками;
· имеет равный объем, и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.
К видам профессиональной деятельности на РЦБ отнесены:
· брокерская (по поручению клиентов);
· дилерская (от своего имени и за свой счет);
· деятельность управляющего по управлению ценными бумагами (доверительное управление ценными бумагами, денежными средствами для инвестирования в ценные бумаги, денежными средствами и ценными бумагами, полученными в процессе управления);
· по определению взаимных обязательств (клиринг);
· депозитарная деятельность;
· по ведению реестра владельцев ценных бумаг, в том числе функции номинального держателя ценных бумаг;
· по организации торговли на рынке ценных бумаг.
В законе также регулируются вопросы: фондовая биржа, процедуры эмиссии и ее этапы, обращение ценных бумаг, раскрытие информации о ценных бумагах для эмитентов и профессиональных участников, использование служебной информации. Значительная часть закона посвящена регулированию деятельности профессиональных участников РЦБ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и саморегулируемым организациям профессиональных участников РЦБ.
Вместе с тем, по оценкам, окончательный вариант закона содержат и противоречия. Так, например, ст. 2 закона прямо противоречит статье 25 закона РФ “Об акционерных обществах”. Очевидны те преимущества, которые предъявительские акции дают профессиональным операторам рынка в условиях имеющейся неразвитой инфраструктуры. Вместе с тем следствием этого противоречия может стать волна конфликтов между держателями таких акций и эмитентами в силу возможного аннулирования выпуска акций.
Вместе с тем следует
отметить, что в законе практически
не реализованы возможности, связанные
с применением мер
В целом современное состояние
правовой базы РЦБ можно охарактеризовать
как находящееся на этапе первоначального
формирования и требующее дальнейшего
совершенствования и развития в
целях осуществления и
- замена ранее принятых
нормативных актов на более
совершенные, отвечающие
- в новых областях, где
требуется законодательно
На современном этапе
развития правовой базы РЦБ требуется
новый - системный - подход в разработке
и обновлении законодательства и
проведение работ по упорядочению состава
и систематизации федерального законодательства.
Принципиально назрела
К основным принципам развития нормативной правовой базы РЦБ должны относиться:
- развитие нормативной правовой базы рынка как часть проводимой в России правовой реформы;
- преемственность в развитии
нормативной правовой базы
- декларирование политики
в области совершенствования
нормативной правовой базы
- использование гражданского
права как основы для развития
специальной нормативной
- преимущественная и
- введение административной
и уголовной ответственности
за наиболее опасные
- создание разнообразных
форм компенсаций, систем
- обеспечение инвесторов
полной и достоверной
- усиление государственного
контроля за соблюдением
- создание равных условий
и обеспечение конкуренции при
осуществлении
- создание системы независимого
общественного контроля
Среди основных направлений развития нормативной правовой базы РЦБ необходимо выделить:
- ужесточение требований
по капитализации
- ужесточение требований
к профессиональной
- развитие и закрепление
в законодательных и иных
Информация о работе Государственное регулирование фондового рынка