Содержание
Стр.
Введение ……………………………………………………………………. 3-4
Глава 1.История
социальной работы со взрослыми в домах
интернатного типа………………………………………………………….
5
1.1 Понятийный аппарат исследования
………..………………………. 5-6
1.2 Церковно-государственная помощь в XIV-первой
половине XVII в. …………………………………………………………..
7-8
1.3 Государственное призрение
во второй половине XVII –
первой половине XIX в.
…………………………………………………. 8-11
1.4 Общественное и частное призрение
второй половины XIX в.
по 1917г.
………………………………………………………………..
11-12
1.5 Государственное обеспечение
с 1917 по 1991гг. …………………… 12-14
Вывод по главе
I ………………………………………………………….
14
Глава II.Аналитическая характеристика
предполагаемой базы эмпирического исследования
(исторический аспект)
…………………………………. 15-17
Вывод по главеII ............................................................................................
17
Заключение ……………………………………………………………….
18
Список использованной литературы ……………………………………...
19-20
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Исследование
посвящено проблеме - история становления
социальной работы с пожилыми людьми
в домах интернатного типа. В соответствии
с классификацией Всемирной организации
здравоохранения к пожилому возрасту
относится население в возрасте от 60 до
74 лет, от 75 до 89 лет - к старому, а 90 лет
и старше - это долгожители.В настоящее
время пожилые люди стали наиболее социально
незащищенной категорией общества. Уровень
малообеспеченности растет с каждым месяцем,
а доходы пожилых граждан остаются практически
одни и те же. Поэтому данная проблема
особо актуальна на сегодняшний
день.
Картина положения
старого человека в обществе, как свидетельствует
история человечества, резко менялась:
она была полна блеска в одни периоды и
наполнена мраком в другие. В давние времена
старые люди не умирали естественной смертью,
так как в тогдашних, с трудом себя содержащих
сообществах людей не оставалось места
для тех, кто по причине физической немощи
переставал быть полноценным участником
добычи пропитания. На вопрос, когда перестали
умерщвлять стариков, нельзя ответить
даже приблизительно: угасание этого жестокого
обычая связано с хозяйственным прогрессом
и, стало быть, у разных народов наступало
в различные времена.
Со временем, по мере
улучшения бытовых условий, формируется
новая, более гуманная мораль. Стариков
не только перестают уничтожать, но они
становятся предметом высшего уважения
со стороны младших поколений. Долго сохранявшийся
престиж старости начал рушиться с развитием
индустрии. В результате двух революций
- промышленной и демографической - ряды
людей преклонного возраста стали множиться,
но одновременно позиции их начали слабеть.
Положение старых людей
значительно ухудшилось в последнее время,
особенно во второй половине 20 в. Положение
стариков во многих западных странах стало
несносным, если не с материальной точки
зрения, то с моральной. «.. .Уважение к
возрасту, бывшее еще правилом в прошлом
столетии, сегодня исчезает, уступая место
безразличию или даже известному виду
вражды по отношению к старым людям».В
отличие от еще не столь далекого прошлого,
когда старому человеку, оставившему работу,
был уготован «милостивый хлеб» семьи
или, что было еще хуже, доживание в нечеловеческих
условиях приюта для стариков, сегодня
граждане развитых стран пользуются юридически
гарантированным обеспечением старости
в виде пенсий.
Концептуальные взгляды
мирового сообщества на новую модель старости,
место и роль пожилых людей в обществе
получили концентрированное выражение
в Принципах ООН в отношении пожилых людей
«Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного
возраста», которые были приняты Генеральной
Ассамблеей ООН в 1991 г., резолюция 46/91.Пожилым
людям свойственно обладать многими качествами,
схожими с представителями других поколений.
Но у пожилых людей есть одно, которого
нет и не может быть у других. Это - мудрость
жизни, знаний, ценностей. Именно мудрость,
свойственная пожившему достаточно долго
на этой земле человеку, может явиться
мощнейшим стимулом и фактором развития
общества.
Учитывая актуальность данной
проблемы мы сформулировали тему курсовой
работы: «История становления социальной
работы с пожилыми людьми в домах интернатного
типа».
Целью исследования: является
определение исторических этапов становления
социальной работы с пожилыми людьми .
Объект исследования: социальная
работа с пожилыми людьми в домах интернатного
типа
Предмет исследования: история
становления социальной работы с пожилыми
людьми в домах интернатного типа.
В соответствии с объектом и предметом
мы определили следующие задачи исследования:
Определить своеобразия становления
социальной работы на различных исторических
этапах.
Выявить закономерности, особенности,
тенденции развития социальной работы
с пожилыми людьми.
Представить и описать материалы
предполагаемой базы эмпирического исследования
Определение выводов
исследования.
Методы исследования: изучить
характеристику предполагаемой базы эмпирического
исследования (исторический аспект), констатировать
анализ документов.
Теоретическая значимость
исследования: систематизация материалов по проблеме
исследования.
Структура исследования: курсовая
работа, состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы.
Глава I. История социальной работы с пожилыми людьми в России
Понятийный аппарат исследования
Благотворительность- проявление сострадания к ближнему,
негосударственная форма помощи и поддержки.В
XX веке до 90-х годов данное понятие интерпретируется
как форма классового манипулирования
общественным сознанием в капиталистическом
обществе;сегодня под благотворительностью
понимается некоммерческая деятельность,направление
на оказание помощи нуждающимся (3).
Богадельня- заведение для призора дряхлых,
увечных и неисцелимо нищих;божий дом,
божий приют (6).
Гуманизм- система воззрений,которая
признает ценность человека как личности,
его право на свободу, на счастье развитие
и проявление своих способностей,считающая
право человека критерием оценки социальных
институтов, а принципы равенства, справедливости,человечности-желаемой
нормой отношений между людьми (9).
Дом-интернат -
медико-социальное учреждение, предназначенное для постоянного
пребывания в нем престарелых и инвалидов,
нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском
обслуживании. Сравнительно недавно стало
практиковаться создание в домах-интернатах
отделение для временного проживания
старых и нетрудоспособных людей. Они
могут проживать в этом учреждении от
2 до 6 месяцев в связи, например, с выездом
их родственников в длительные командировки
или продолжительной болезнью. Сюда же
помещаются по направлению врача одинокие
старые люди, которые прошли курс лучения
в больнице, но ещё недостаточно окрепли
и для полного выздоровления нуждаются
в уходе и медицинском наблюдении (20).
Призрение - попечение ,забота или «призиранье»
неимущих, дряхлых, сирых, больных (1).
Приход- земская и церковная
единица общественного управления; церковная
община,принадлежащая к одной церкви (19).
Стоглав- сборник решений Стоглавного
собора 1551 года;состоит из ста глав.Название
утвердилось с конца XVI века. Решение сборника
касаются как религиозно-церковных,так
и государственно-экономических вопросов
в свете ожесточенных споров того времени
о церковном землевладении;содержит разъяснения
о соотношении норм государственного
, судебного, уголовного права с церковным
правом.(18).
Социальное обеспечение-
система обеспечения и обслуживания
престарелых и нетрудоспособных граждан,
а также семей,где есть дети.В России система
социального обеспечения включает:пенсии;пособия
работающим (по временной нетрудоспособности,по
беременности и родам и т.д),многодетным
и одиноким матерям содержание и обслуживание
престарелых и инвалидов в специальных
учреждениях(домах-интернатах для престарелых
и инвалидов ,для детей-инвалидов и т.д)
(19).
1.2. Церковно-государственная помощь в XIV - первой половине XVII века.
Для этого
времени характерны три формы поддержки
и защиты нуждающихся: монастырская система
помощи, государственная система защиты
и первые светские проявления благотворительности, социальная
работа с пожилыми людьми в домах интернатного
типа.
Об участии
государства в деле социальной помощи
бедным и больным свидетельствует ряд
установлений, принятых в годы правления
Ивана III (1462 - 1505) и Василия III (1505- 1533). «...Иоанн
Васильевич, низложив иго татарское, положил
начало самодержавию в России и был истинным
его возобновителем.В царствование его
в 1498 и 1499 годах собраны все прежние грамоты,
установление и описание обрядов и обычаев,
изданы и новые законы, в коих, между прочим,
заключались положения именно по имуществу,
определенному монастырям, церквам и на
содержание бедных...» (6).
При Иване
IV проблема государственного призрения
была предметом обсуждения Собора русской
церкви («Стоглава») в 1551 г. В своих постановлениях
Собор высказался за то, чтобы государь
«повелел» произвести перепись всех «прокаженных
и престаревшихся», открыть в каждом городе
«богадельни мужския и женския», содержать
их за счет благотворительных пожертвований
с финансовым участием государства (20).
Монастыри-вотчины
предоставляли посадскому человеку или
крестьянину прибежище «на старости лет
под монашеской рясой или в качестве бельца,
живущего в тиши монастырской ограды»,
играя роль своеобразных страховых учреждений
не только по случаю смерти, но и по старости.
Тенденции
благотворительности проявляются в организации
благотворительных обществ и благотворительных
заведений. Благотворительных обществ
до XVIII в. в Европейской России было - 4,
в Прибалтийском крае - 3, в Привислинском
- 1; благотворительных заведений соответственно
- 13, 8, 41. Большинство заведений - 54 - предназначалось
для престарелых, убогих, неизлечимых
больных.
В середине
XVII в. для России наступили тяжелые времена:
борьба с Польшей за Малороссию, эпидемия,
неурожай, падение курса медных денег.
В эти тяжелые годы стоял близко к царю
- Алексею Михайловичу человек, который
показал, как можно соединить частную
благотворительность с общественной,
построить устойчивую систему благотворительных
учреждений. Это был Ф.М. Ртищев, ближний
постельничий, обер-гофмейстер при дворе
царя Алексея Михайловича, а потом его
дворецкий, то есть министр двора (3).
Для престарелых
, слепых и других калек, страдавших неизлечимыми
недугами, Ртищев купил дом, тратя на их
содержание свои последние доходы. Этот
дом под именем «Больницы Федора Ртищева»
существовал и после его смерти, поддерживаемый
пожертвованиями.
Со времени
царя Федора Алексеевича (1661 - 1682 гг.)...
устраиваются благотворительные заведения.
Была произведена разборка московских
нищих: действительно беспомощных велено
содержать на казенный счет в особом приюте,
а здоровым лентяям - дать работу, может
быть, в задуманных тогда работных домах.
Социально-административное,
или реформистское, направление мысли
в области общественного призрения на
первых этапах включало в себя вопросы
организации институтов поддержки и контроля.
Переломным моментом в «концепции милосердия»,
оформляющим ее в концепцию «призрения»,
когда государство в основу берет светские
ориентации и гуманистические традиции
помощи и поддержки нуждающихся мировой
цивилизации, «как в Еуропских странах»,
можно считать проект 1682 г. «О мерах государственного
призрения указ». С этого документа и начинается
государственный этап социальной помощи
в России.
Указ состоит
из трех больших частей: «об бедных, увечных
и старых людях...», об организации призрения
нищих, о нищенских детях.
В первой
части Указа выделены группы нуждающихся,
на которых распространяется особое внимание
государства. К ним относили бедных, увечных,
«старых людей», нищих. Что касается клиентов,
не имеющих родственников «увечных и старых
людях», предполагалось «по смерть их
кормить» (6).
Вывод: Таким
образом к концу XVII в. происходит переориентация
социальной политики в государстве. Появляются
первые постановления о помощи нуждающимся,
открываются благотворительные общества,
богадельни.
1.2. Государственное призрение
во второй половине XVII - первой половине
XIX вв.
Во время
правления Петра I появляются первые указы
о деятельности губерний в деле призрения,
где им велено устраивать «гошпитали» для увечных, престарелых, «зазорных младенцев».
Важно
подчеркнуть, что Петр I являлся сторонником
организации государственной социальной
помощи, ориентировался на учреждения
«закрытого призрения», не поощрял традицию
безразборчивой подачи милостыни, стремился
подчинить установлениям государства
общественную и частную благотворительность.