История социальной работы с пожилыми людьми в домах интернатного типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования: является определение исторических этапов становления социальной работы с пожилыми людьми .
В соответствии с объектом и предметом мы определили следующие задачи исследования:
Определить своеобразия становления социальной работы на различных исторических этапах.
Выявить закономерности, особенности, тенденции развития социальной работы с пожилыми людьми.
Представить и описать материалы предполагаемой базы эмпирического исследования

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………. 3-4

Глава 1.История социальной работы со взрослыми в домах
интернатного типа…………………………………………………………. 5
1.1 Понятийный аппарат исследования ………..………………………. 5-6
1.2 Церковно-государственная помощь в XIV-первой
половине XVII в. ………………………………………………………….. 7-8
1.3 Государственное призрение во второй половине XVII –
первой половине XIX в. …………………………………………………. 8-11
1.4 Общественное и частное призрение второй половины XIX в.
по 1917г. ……………………………………………………………….. 11-12
1.5 Государственное обеспечение с 1917 по 1991гг. …………………… 12-14
Вывод по главе I …………………………………………………………. 14
Глава II.Аналитическая характеристика предполагаемой базы эмпирического исследования (исторический аспект) …………………………………. 15-17
Вывод по главеII ............................................................................................ 17
Заключение ………………………………………………………………. 18

Список использованной литературы ……………………………………... 19-20

Файлы: 1 файл

КР№1.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

Именно в петровское время начинает активно формироваться законодательная база государственного призрения, в которой нашли отражение основные проблемы этой сферы управления. В 1701 г. Петром I были изданы указы, предусматривавшие назначение «кормовых денег» для части нищих, больных и престарелых и устройство остальных в «домовые Святейшего Патриарха богадельни».

Целям создания сети заведений государственного призрения служил указ от 31 января 1712 г., которым повелевалось «по всем губерниям учинить гошпитали для самых увечных... также и зело престарелых».(9) И позднее глава государства настойчиво требовал от светских властей постоянно держать в поле зрения «устроение больниц, богаделен, сиротских домов» и др. на основании его установлений Сенат ввел в инструкцию городским магистратам (из указа 23 октября 1723) специальную статью, обязывавшую эти органы управления «.. .Из... слепых, дряхлых, увечных и престарелых, которые ни в чем работать не могут, ни стеречь, а кормятся миром, а чьи они были, не помнят, тех отдавать в богадельни, понеже для таковых по состоявшемуся его величества именному указу определено в 1712 году по всем губерниям учинить шпиталеты, о чем его же величества указом 1718 году подтверждено дабы престарелых и увечных отсылать в богадельни...». (4).

Усилия петровской администрации не были безрезультатными. В 1718г. только в Москве действовало 90 богаделен различного профиля, в которых содержалось около 4 тыс. нуждавшихся.

Определены новые направления церкви в деле общественного призрения, строительство при церквах  лазаретов, где предписано было собирать «престарелых и здравия весьма лишенных, кормиться собою немогущих...».

В регламенте от 16 января 1721 г. указаны основные институты призрения: «смирительные дома», предназначенные для людей «непотребного жития»; «гошпитали» для призрения сирых, больных, увечных, убогих, «престарелых людей обоего пола».

Важные практические меры по созданию системы государственного призрения были приняты правительством Екатерины II. Составным элементом административной реформы 1775 г. стало учреждение специальных губернских приказов общественного призрения. Организация таких учреждений была предусмотрена в 33 губерниях, а в первой четверти XIX в. они были сформированы еще в 9 губерниях.

Екатерининским установлением об управлении губерниями Приказу. Общественного призрения поручалось «попечение и надзирание» народных школ, сиротских домов, госпиталей и больниц, богаделен для «убогих, увечных и престарелых», «особого дома для неизлечимо больных», «дома для сумасшедших», «работных домов для обоего пола» (5).

К 1862 г. сложилась определенная структура институтов помощи: лечебные заведения (больницы, дома для умалишенных); заведения призрения (богадельни, инвалидные дома, дома для неизлечимых больных); учебно-воспитательные заведения (воспитательные дома, сиротские дома, училища для детей канцелярских служащих); институт пансионеров, местные благотворительные общества.

Истоки Совета императорского Человеколюбивого Общества можно найти в деятельности «Благотворительного общества», основанного в 1802г. императором Александром I. Программа общества, утвержденная в 1804 г., определяла следующие направления деятельности: «1) домовое призрение бедных больных; 2) диспенсарии в разных частях города; 3) вспоможение подвергнувшимся нечаянно какому-либо несчастному случаю на улицах; 4) особенные больницы для страждущих прилипчивыми болезнями; 5) призрение искаженных природою или случаем, воспитание глухонемых и т.п.

За годы царствования Александра I, Обществом было основано 10 богоугодных заведений в Петербурге и учреждено 6 попечительных комитетов в Москве и других городах. Помощь, которую оно оказывало, носила не только временный, но и постоянный характер. Такие учреждения, как богадельни, заведения бесплатных и дешевых квартир, воспитательно -образовательные, оказывали помощь на постоянной основе. К учреждениям Общества временной помощи можно отнести ночлежные приюты, дешевые столовые, медицинские учреждения и др.

В 1807 г. основано епископом Коссаковским Виленское Человеколюбивое Общество, удостоенное Высочайшего утверждения в 1809 г. Целью общества постановлено было: 1) подавать руку помощи неспособным снискивать пропитание, обремененным семейством и стыдящимся просить милостыню; 2) доставлять приличную работу тем, кои в состоянии трудится; 3) пользовать неимущих больных; 4) воспитывать сирот, и 5)примирять ссорящихся (3).

Одним из основателей организованного в 1847 г. «Общества посещения бедных» был кн. В. Ф. Одоевский. Основу деятельности Общества составляли следующие направления помощи: поддержка престарелых увечных и больных, не могущих содержать себя собственными трудами, сирот и детей бедных родителей; вспоможение деньгами, одеждою, дровами и т.п.; помощь больным, лечение, отпуск лекарств. В первый же год своего существования, в марте 1847 г., учредило «общую квартиру», нечто вроде богадельни, где старухи могли бы ожидать вакансий в существующих городских богадельнях.

  Как известно, Российская империя - страна крестьянская, поэтому сельское и волостное призрение играли существенную роль в деле общественного призрения. Однако законодательство, по сути, закрепило за ними архаические способы помощи. Престарелые, дряхлые, увечные, не могущие приобретать себе пропитание трудом, призревались родственниками. В том случае, если их не было, они призревались за счет крестьянской общины.

Участие к бедным односельчанам выражается в крестьянских обществах разнообразными способами. Наиболее распространенной формой его является поочередное кормление по домам, а также простая подача милостыни.

Чтобы дополнить картину положения общественного призрения в селениях, остается коснуться сообщений об особых заведениях для призреваемых, как, например, богадельнях, домах призрения, приютах для детей.

По вопросу о наилучшем способе призрения лиц крестьянского сословия нельзя не отметить заключения смоленского совещания, которое единогласно признает, что дело призрения обеспечивается лучше всего выдачею призреваемым денежного пособия. «Старики, получающие 3 руб. в месяц, как показала практика, находят себе легко приют в семье, где оплата их содержания является серьезным подспорьем, а сохранение полной свободы в распоряжении своим временем, возможность проживать среди обычной обстановки, иметь связь с семьей, в которой такое лицо проживает, а иногда участвовать наравне со всеми прочими в общей работе, помогая около двора, плетя лапти, присматривая за домом и детьми, делает такое лицо членом семьи и счастливцем в глазах прочих нуждающихся в призрении». (1)

Вывод: Таким образом, условно можно выделить следующие основные тенденции в общественной мысли в области социальной помощи:

-социально-административные или реформистские;

-социально-философские;

-социально-медицинские.

1.3. Общественное и частное призрение второй половины XIX в. по 1917 г.

В 1862 г. княгиней Надеждой Борисовной Трубецкой было основано Московское Братолюбивое Общество. Забота о призрении лиц престарелых среди жилиц вызвала особый вид благотворительности, устройство даровой богадельни, и Братолюбивое Общество осуществило эту задачу благодаря специальному пожертвованию, не затрачивая своего капитала.

В 1891 г. на средства, собранные по добровольной подписке, была устроена больница Купеческого общества, названная Александровской. Она предназначалась для бесплатного лечения больных обоего пола без различия званий и состояний, не моложе 16 лет, христианского вероисповедания. На лечение принимались больные, страдающие хроническими болезнями, излечение которых было признано невозможным или сомнительным. Фактически это был приют для хронических и неизлечимых больных, в задачу которого входила разгрузка купеческих богаделен от призреваемых, которые по старости или неизлечимой болезни требовали постоянного ухода и частной врачебной помощи. В 1892 г. число коек в больнице было доведено до 150.

Сейчас в здании бывшей Александровской больницы размещаются различные административные и хозяйственные службы Института им. А.В. Вишневского.

В 1898 г. создается Попечительство Императрицы Марии Федоровны для глухонемых. Его цель - учреждение для глухонемых мастерских, домов трудолюбия, дешевых квартир; призрение престарелых и увечных; открытие для малолетних школ, мастерских, убежищ (6).

При ознакомлении с приходской беднотою нельзя было не обратить внимание на положение тех бедняков, которые, после долгих скитаний в погоне за счастьем, не приобрели возможности окончить свою нерадостную жизнь без мучительной заботы о куске завтрашнего хлеба и теплом угле. Старость в бедности беспомощна, и облегчение ее участи является без сомнения первейшим долгом человеколюбия. «Домашние горести, людское жесткосердие, оскорбления и лишения всякого рода беспрестанно огорчают и без того нелегкую жизнь старухи-простолюдинки. Сколько этих несчастных страдалиц томиться на убогом ложе без всякой помощи, погибая телом, душой и сердцем и призывая смерть как единственную избавительницу от всех их страданий. Облегчение их участи есть высокая христианская добродетель, приветливо протягивающая руку помощи дряхлой старости, отталкиваемой всеми, подающая надежду и утешение бедняку, которому сама природа отказала в средствах продолжать его многотрудное существование. Она берет на себя бремя, от которого отказывается семья, и дает приют человеку, которому нечего ждать, кроме могилы». В деле призрения престарелых Петербургские приходские благотворительные общества и братства располагают 27 богадельнями. Только в четырех из них имеются мужские отделения, с общим числом призреваемых мужчин 29; женщин же призревается, по последним подсчетам, 1040. такая несоразмерность цифры призреваемых мужчин с цифрою призреваемых женщин не случайное явление, а зависит, с одной стороны, от того, что силы женщины ослабевают раньше, чем силы мужчины, а с другой стороны - от того, что мужской труд «состоит в большем спросе и лучшем вознаграждении». Первая приходская женская богадельня заведена была еще о. Гумилевским в 1864 году. В первое время эта богадельня обеспечивала призреваемых только помещением, а пища и одежда доставлялись призреваемым лишь «по мере возможности». В пореформенный период в губерниях общественное призрение представлено в двух своих основных формах: старых - приказах общественного призрения, и новых - земских учреждениях.

Земские учреждения осуществляли дифференцированный подход к проблемам нуждающихся. Здесь существовали не только особые формы призрения в богадельнях, предоставляющих различные виды помощи, но и при выдаче пособий создавались специальные фонды отдельно для ремесленников, «дряхлых и больных», «бедных женщин», «учителям и учительницам». В целом XVIII - первая половина XIX в. были временем становления государственной системы социального призрения, которая действовала под  руководством специальных административно - управленческих органов. Она состояла преимущественно из благотворительных учреждений закрытого типа. Во второй половине XIX в. началось реформирование всей системы социальной помощи нуждающимся гражданам, которое выразилось в децентрализации управления социальной сферы. Губернские и земские органы самоуправления способствовали увеличению богаделен, сиротских домов и др. заведений. В конце XIX в. в ведении земских и городских органов самоуправления на территории земских губерний находилось более 5 тысяч благотворительных учреждений. Как свидетельствуют статистические данные, только в течение одного 1898 года благотворительные общества и заведения оказывали ту или иную помощь 7 миллионам человек, удовлетворили 20 миллионов разовых обращений нуждавшихся. В богадельнях и других благотворительных заведениях постоянно проживало свыше 460 тысяч человек. Нельзя не сказать об огромной роли в этот период - о частной благотворительности. Крупнейшими благотворителями были московские купцы Алексеевы, Бахрушины, Капцовы, Копейкины-Серебряковы, Лепешкины, Лямины, Морозовы, Рукавишниковы, Третьяковы и др., которые жертвовали крупные суммы на больницы, богадельни, училища (3).

Вывод: Таким образом, в данный период наблюдаются следующие основные направления общественной помощи:

-правовое направление;

-теория законодательства в социальных вопросах;

-общественная благотворительность и призрение;

-система организаций помощи;обучение специалистов.

1.4. Государственное обеспечение с 1917 по 1991г.

В 1917г. накануне революционных событий в России при временном правительстве было создано Министерство государственного призрения. С его образованием в России практически осуществилась идея многих поколений о государственном регулировании проблем социальной сферы.

Особое Совещание при министерстве обсуждало вопросы обязательного призрения в России. К нему относились лица «находящиеся в состоянии крайней нужды и не могущие собственными силами, помощью родственников или из иных источников поддерживать свое существование: дети разных категорий, находящиеся в беспомощном положении; калеки и престарелые, нетрудоспособные; хронические больные».

Формирование нового геополитического пространства СССР в период 1917 - 1991 гг. связано с изменением политической и идеологической систем, структуры управления и хозяйствования, с формирование новых общественных отношений. Эти широкомасштабные перемены не могли не затронуть и систему общественного призрения, которая на предшествующем этапе имела тенденцию к объединению, централизации общественных и государственных структур.

Новое законодательство устанавливало основные виды социального обеспечения, на которые могло рассчитывать трудовое население: врачебная помощь, выдача пособий и пенсий (по старости, в связи с потерей трудоспособности, беременным и роженицам).

Сразу после революции был продолжен экспериментальный поиск новой модели социальной поддержки нуждающихся.в ноябре 1917 г. был образован народный комиссариат государственного призрения РСФСР, который принял все дела, имущество и денежные средства прежних благотворительных ведомств и органов общественного призрения. На него были возложены функции социального обеспечения трудящихся во всех случаях нетрудоспособности, охрана материнства и младенчества, попечение об инвалидах войны и их семьях, о престарелых и несовершеннолетних.

Трудовая помощь как средство борьбы против профессионального нищенства оказывается с 1919г. Организуются распределители для нищих, в зависимости от трудоспособности они направлялись в различные типы учреждений. Так, старики и увечные распределялись в убежища, дети - в детские дома, безработные - в отделы распределения рабочей силы, а «тунеядцы - в специальные трудовые коммуны».

В 1922 г. понятие «социальное обеспечение» изменилось на «государственную систему материального обеспечения и обслуживания всех граждан СССР в старости,

в случае болезни, при полной или частичной утрате трудоспособности, а также многодетных семей». Осуществляться оно должно было за счет государственных и общественных средств.

Большое значение имело принятие ЦИК и СНК СССР в августе 1925 г. «положения об обеспечении в порядке социального страхования инвалидов труда и членов семейств, умерших или безвестно отсутствующих инвалидов труда». Право на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности вследствие старости получали нетрудоспособные рабочие и служащие при условии достижения возраста не менее 50 лет и наличия трудового стажа 8 лет.

Разработка законодательства о пенсионном обеспечении по старости как самостоятельном виде социального обеспечения стала проводиться в 1928 -1932 г. Первые пенсии по старости были установлены для рабочих текстильной промышленности постановлением Наркомтруда СССР от 5 января 1928 г. «О предоставлении пенсионного обеспечения престарелым рабочим предприятий текстильной промышленности». Определялся возраст для получения пенсии по старости: для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет; необходимый для назначения пенсий трудовой стаж устанавливался одинаковый для мужчин и женщин - не менее 25 лет. 15 мая 1929 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости», в соответствии с которым пенсионное обеспечение было введено и для рабочих таких ведущих отраслей промышленности, как горная, металлургическая, электропромышленность, железнодорожный и водный транспорт. Сложившееся в 1928 - 1932 гг. законодательство о пенсиях рабочим и служащим было положено в основу развиваемого в последующие годы законодательства о пенсионном обеспечении по старости (21).

Информация о работе История социальной работы с пожилыми людьми в домах интернатного типа