Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 07:02, контрольная работа
Ценообразование возникло задолго до того, как появились металлические и тем более бумажные деньги. История ценообразования берет свое начало с того момента, как люди стали прибегать к натуральному обмену - обмену одного товара на другой. В то время цена одного товара выражалась в определенном количестве другого товара.
1.Теоретическая часть 3
1.1.Этапы развития ценообразования в России. 3
1.2. Цены и кредитные отношения 11
2.Задача. 16
Список литературы 18
Ценообразование
Вариант №30
Содержание
Наша страна, в силу
специфики исторического
Ценообразование возникло задолго до того, как появились металлические и тем более бумажные деньги. История ценообразования берет свое начало с того момента, как люди стали прибегать к натуральному обмену - обмену одного товара на другой. В то время цена одного товара выражалась в определенном количестве другого товара.
Известно, что в древней
Руси роль денег выполняли скот,
меха. Имеется свидетельство
Металлическое обращение начинается с использования слитков, которые оценивались по весу. В свое время серебряные слитки определенного веса как металлические деньги конкурировали с кунами.
Чеканные металлические деньги впервые появляются еще при Владимире под влиянием внешней торговли, когда стали обмениваться по арабской системе серебряные и золотые монеты, не получившие распространения во внутреннем товарообороте.
После падения Киевского государства, в наступивший период феодальной раздробленности, обращение металлических денег и чеканка их, уже имевшая место в Киевской Руси, на какой-то период сокращаются. Сокращается также и денежное обращение; данные об изготовлении металлических денег в XII-XIII вв. отсутствуют.
В центральные русские княжества серебро в основном привозили из-за границы. Однако Новгород осуществлял добычу серебра и пользовался им главным образом во внешней торговле. Используемые в обращении слитки различались по форме и по весу. В Новгороде в 1420 г. была предпринята попытка выпуска серебряных денег. Этим промыслом занимались так называемые денежники. Но так как чеканка серебряных монет осуществлялась без всякого контроля, денежники качали выпускать монеты с пониженным содержанием серебра, и монеты обесценивались, что вызывало недовольство населения, причиной которого послужило обесценивание денег (повышение цен). Чеканка денег "вольными денежниками" была прекращена. Пришлось также изъять из обращения неполноценные монеты. После этого в Новгороде был создан монетный двор, где под строгим контролем работали пять денежников. Их производительность, по-видимому, удовлетворяла потребности торговли в металлических (серебряных) монетах.
С XIV века начинается чеканка монет в Московском княжестве. При Иване III чеканка денег удельными князьями прекращается, но сохраняется двойственность монетной системы - наличие московских и новгородских монет.
В 1646 г. был введен соляной налог - по две гривны с пуда соли. В результате удвоилась рыночная цена соли (что свидетельствует о влиянии налогового законодательства на динамику цен).
В 1654 г. правительство приняло решение выпускать вместо серебряных монет медные деньги. При этом был установлен принудительный курс: одна мелкая копейка должна была приниматься за серебряную того же веса. Иными словами, курс медной монеты в 100 раз превышал ее реальную стоимость. Однако, несмотря на принятые меры, реальная стоимость медных денег падала, а цены на товары завышались. С 1667 г. стали выпускать только серебряные деньги.
Характеризуя этот период истории денежного обращения и ценообразования, нельзя не отметить возникновение в начале XVII в. первого опыта в отечественной истории государственного регулирования цен. В результате жестокого неурожая 1601 г. в стране начался голод. Положение осложнялось тем, что появились скупщики зерна, которые захватили в свои руки обращение хлеба на рынках и путем сговора искусственно поднимали цены на хлеб. В этих условиях появился указ Бориса Годунова, запрещавший скупку зерна. Указ устанавливал цену на обязательную продажу зерна и предусматривал наказание за спекуляцию хлебом.
В конце XVIII в., еще при Петре I, государство стало прибегать к усиленному выпуску медной монеты, что привело к росту цен.
При Екатерине II (в 1769 г.) были образованы два разменных банка в Москве и Петербурге. Созданные банки получили право выпуска ассигнаций за счет вкладов, осуществляемых в виде металлической монеты. Банковские ассигнации свободно обменивались на медную монету. Стоимость ассигнаций уже не была связана с депозитами; ассигнации по мере их избыточного выпуска начали падать в цене. Соответственно на все товары повысились цены, исчисляемые в ассигнациях. С этих пор денежное обращение России приходило во все больший упадок (вплоть до 1843 г.).
В конце царствования Николая I (в 1839-1843 гг.) была проведена реформа, которая предусматривала изъятие ассигнаций и введение твердой валюты. Россия со своими крепостническими порядками все более отставала от промышленно развитых капиталистических стран, в том числе и от второстепенных. Продукция, выпускаемая промышленностью, была низкого качества, а цены на нее чрезмерно высокими. Низкая покупательная способность населения, а также господство натурального хозяйства затрудняли сбыт промышленной продукции на внутреннем рынке.
После крестьянской реформы многие крестьянские хозяйства оказались неплатежеспособными. Отсюда - дифференциация крестьянства, разорение, уход в отхожие промыслы, пролетаризация. В первое десятилетие крестьянам помогала высокая рыночная конъюнктура, но падение цен в 80-90-х гг. резко ухудшило их положение. В последующие за крестьянской реформой годы стала быстро расти задолженность помещиков.
Во второй половине 70-х и с начала 80-х годов под влиянием вывоза зерна из России и заокеанских стран произошло падение мировых цен на зерно и наступил продолжительный мировой кризис сельского хозяйства. Самого низкого уровня цены достигли в 1894 г. - в этот период они составляли лишь половину цен 70-х гг. Падение мировых цен отразилось и на ценах российского экспорта.[4,с.102]
Тенденция и динамика цен в России в период с 1915-1917гг.
Конец XIXвека российская хозяйственная конъюнктура отличалась пониженным уровнем цен. Правительственные круги, опасаясь обесценения бумажно-кредитного рубля, всячески сдерживали его эмиссию, из-за чего в экономическом обороте часто возникала нехватка денег. Итогом было соответствующее воздействие на цены товаров и услуг. Напротив, после денежной реформы происходило довольно устойчивое повышение цен. Всего к началу первой мировой войны цены выросли почти в 1,5 раза.
Рост цен, начавшаяся инфляция привела к обнищанию государства. Правительство
попытались решить данную проблему путем внутренних займов. Однако, займы не имели большого успеха у населения, так как инфляция превышала выплачиваемые по займу проценты.
В 1914г возникает система указных цен, согласно которой цены на важнейшие продукты, закупаемые государственными органами, стали назначаться государством. Кроме того, в конце 1915 года Государственной думой были введены твердые закупочные цены на рожь и пшеницу.
Указные цены не следует отождествлять с твердыми ценами. Они преследовали разные цели.
Указные цены были введены для защиты государственного бюджета. Отказываясь от повышения налоговых ставок, государство предприняло попытку включить налог в систему цен как разницу между рыночной и указной ценой. Поэтому указные цены не только не уничтожали, а, напротив, подразумевали продажу не закупаемой государством части продуктов по рыночным ценам.
Твердые же цены были задуманы как способ борьбы с ростом потребительских цен на хлеб путем регулирования закупочных цен. На деле твердые цены на хлеб привели к массовому стремлению крестьян уклониться от хлебных заготовок. В то время как в деревне скапливались огромные хлебные излишки, город испытывал всё возрастающую нехватку хлеба. В связи с этим Государственная дума была вынуждена принять меры, направленные на ограничение потребления продовольствия населением. В конечном счёте, твёрдые цены только подстегнули начавшуюся инфляцию.
Поэтому в 1916г между правительственными и думскими органами началась борьба по вопросам политики цен. Начало этой борьбе положил министр внутренних дел А.Д. Протопопов, выдвинувший осенью 1916г законопроект, смысл которого сводился к возвращению свободного ценообразования на хлебном рынке. Тогда Дума легко отвергла этот законопроект, мотивируя тем, что он способен задержать подвоз хлеба крестьянам в решающие для заготовок месяцы.
Однако зимой 1916/17 г борьба разгорелась с новой силой. Назначенный в ноябре 1916г министром земледелия малоизвестный до этого А.А. Риттих решился ввести на территории губернии хлебную принудительную разверстку. Но главное, на что решился Риттих и что послужило толчком для конфликта, - это поломать систему твердых закупочных цен.
Протянувшись до Февральской революции, этот конфликт парализовал правительственную политику цен. Тем временем борьба с рынком продолжалась на местном уровне. Со второй половины 1916 г губернаторы стали запрещать вывоз из своих губерний сельскохозяйственных продуктов и сырья. Стали складываться местные цены. Практически к 1917г. той системы цен, которая была накануне войны, уже не существовало, поскольку в стране царствовали разруха и спекуляция. Вместе с нарушением ценообразования было нарушено и денежное обращение.
Политика цен в период военного коммунизма и при переходе к НЭПу. Денежная реформа 1922-1924гг.
Особенно актуальной задачей после Октябрьской революции было установление цен на хлеб. В связи с тяжелым положением со снабжением городского населения хлебом Советское правительство объявило в начале 1918 года хлебную монополию. Это значило, что всякий лишний пуд хлеба должен отбираться в руки государства. Но не бесплатно, а по твердым ценам, установленным государством. Установление цен на хлеб было возложено на Комиссариат продовольствия.
Были национализированы
Одним из первых вопросов, обсуждавшихся Комитетом цен, был вопрос о составе цены. Было определено, что цена устанавливается в составе себестоимости продукции и начислений в пользу предприятий и государства. Таким образом, с самого начала было определено, что расчетной базой цены является себестоимость продукции. Что касается начислений в пользу государства, то Комитет цен определил размер начислений в 10% с себестоимости.
Однако объективные условия не были благоприятными для действия твердых цен. Гражданская война и иностранная интервенция резко ухудшили работу промышленности и транспорта. Война отвлекла значительное число рабочих, промышленные предприятия работали с значительной нагрузкой, некоторые предприятия вовсе не работали. Объем производства быстро сокращался.
Происходила натурализация отношений между предприятиями и государством.
Что касается предметов широкого потребления, то на них, наряду с твердыми ценами, устанавливаемыми централизованным путем, действовали цены частного рынка, которые были во много раз выше цен, установленных в директивном порядке. При том они росли с каждым месяцем.
Причины роста цен 1918- 1921 г.
- Падение производительности труда;
- Натурализация хозяйственных отношений и сохранение низких твердых цен в сфере обобществленной торговли;
- Развитие безналичных расчетов;
- Стремительный рост эмиссии бумажных денег, необходимых в первую очередь для покрытия неотложных нужд государства в условиях ведения войны.
Происходила все большая натурализация хозяйственных отношений, но сопоставление всех элементов народного хозяйства могло быть производимо только в деньгах. Кроме того, практика ценообразования в этот период стимулировала разработку, хотя и не совершенную, методики калькулирования себестоимости, норм амортизационных отчислений и выработала некоторый опыт государственного регулирования цен.
Вступление в период НЭПа и легализация частной торговли существенно изменили характер ценообразования, так как закон стоимости стал действовать в иных условиях. В относительно короткий срок был изжит острый недостаток предметов потребления, объяснявшийся падением производства на много ниже тех размеров, которые соответствовали бы исторически сложившемуся уровню жизни городского и деревенского населения. Быстро восстановился транспорт. Потребительская кооперация была снята с государственного снабжения и переведена на хоз. расчеты. Была ликвидирована бесплатная выдача населению продовольствия, отменена бесплатность коммунальных услуг. Национализированные предприятия получили право купли-продажи товаров на рынке. Государство, используя командные высоты народного хозяйства, стало активно воздействовать на цены путем налоговой, тарифной и финансовой политики.
Информация о работе Контрольная роабота по "Ценообразованию"