Контрольная роабота по "Ценообразованию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 07:02, контрольная работа

Описание работы

Ценообразование возникло задолго до того, как появились металлические и тем более бумажные деньги. История ценообразования берет свое начало с того момента, как люди стали прибегать к натуральному обмену - обмену одного товара на другой. В то время цена одного товара выражалась в определенном количестве другого товара.

Содержание работы

1.Теоретическая часть 3
1.1.Этапы развития ценообразования в России. 3
1.2. Цены и кредитные отношения 11
2.Задача. 16
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

ценообразование вариант 30.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)


Ценообразование

 

 

Вариант №30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретическая  часть.

1.1.Этапы развития  ценообразования в России.

Наша страна, в силу специфики исторического развития, обладает уникальным опытом ценообразования в самых разнообразных социально-экономических условиях. Этот опыт включает и жесткое централизованное управление всем финансовым хозяйством с государственным установлением цен, охватывающим подавляющую часть товарооборота, и попытки избавиться от денежного хозяйства, отменив деньги, и периоды безбрежной свободы цен.

Ценообразование возникло задолго до того, как появились  металлические и тем более  бумажные деньги. История ценообразования  берет свое начало с того момента, как люди стали прибегать к натуральному обмену - обмену одного товара на другой. В то время цена одного товара выражалась в определенном количестве другого товара.

Известно, что в древней  Руси роль денег выполняли скот, меха. Имеется свидетельство посетившего  Россию в 1253 г. монаха Рубриквиса, что у русских деньги представляли собой маленькие кусочки кожи, помеченные краской. В таких деньгах, исчислялась дань, взимались штрафы, измерялись ценности при товарообмене.

Металлическое обращение  начинается с использования слитков, которые оценивались по весу. В свое время серебряные слитки определенного веса как металлические деньги конкурировали с кунами.

Чеканные металлические  деньги впервые появляются еще при  Владимире под влиянием внешней  торговли, когда стали обмениваться по арабской системе серебряные и золотые монеты, не получившие распространения во внутреннем товарообороте.

После падения Киевского  государства, в наступивший период феодальной раздробленности, обращение  металлических денег и чеканка  их, уже имевшая место в Киевской Руси, на какой-то период сокращаются. Сокращается также и денежное обращение; данные об изготовлении металлических денег в XII-XIII вв. отсутствуют.

В центральные русские  княжества серебро в основном привозили из-за границы. Однако Новгород осуществлял добычу серебра и пользовался им главным образом во внешней торговле. Используемые в обращении слитки различались по форме и по весу. В Новгороде в 1420 г. была предпринята попытка выпуска серебряных денег. Этим промыслом занимались так называемые денежники. Но так как чеканка серебряных монет осуществлялась без всякого контроля, денежники качали выпускать монеты с пониженным содержанием серебра, и монеты обесценивались, что вызывало недовольство населения, причиной которого послужило обесценивание денег (повышение цен). Чеканка денег "вольными денежниками" была прекращена. Пришлось также изъять из обращения неполноценные монеты. После этого в Новгороде был создан монетный двор, где под строгим контролем работали пять денежников. Их производительность, по-видимому, удовлетворяла потребности торговли в металлических (серебряных) монетах.

С XIV века начинается чеканка  монет в Московском княжестве. При  Иване III чеканка денег удельными  князьями прекращается, но сохраняется  двойственность монетной системы - наличие московских и новгородских монет.

В 1646 г. был введен соляной  налог - по две гривны с пуда соли. В результате удвоилась рыночная цена соли (что свидетельствует о  влиянии налогового законодательства на динамику цен).

В 1654 г. правительство  приняло решение выпускать вместо серебряных монет медные деньги. При этом был установлен принудительный курс: одна мелкая копейка должна была приниматься за серебряную того же веса. Иными словами, курс медной монеты в 100 раз превышал ее реальную стоимость. Однако, несмотря на принятые меры, реальная стоимость медных денег падала, а цены на товары завышались. С 1667 г. стали выпускать только серебряные деньги.

Характеризуя этот период истории денежного обращения  и ценообразования, нельзя не отметить возникновение в начале XVII в. первого опыта в отечественной истории государственного регулирования цен. В результате жестокого неурожая 1601 г. в стране начался голод. Положение осложнялось тем, что появились скупщики зерна, которые захватили в свои руки обращение хлеба на рынках и путем сговора искусственно поднимали цены на хлеб. В этих условиях появился указ Бориса Годунова, запрещавший скупку зерна. Указ устанавливал цену на обязательную продажу зерна и предусматривал наказание за спекуляцию хлебом.

В конце XVIII в., еще при Петре I, государство стало прибегать к усиленному выпуску медной монеты, что привело к росту цен.

При Екатерине II (в 1769 г.) были образованы два разменных банка  в Москве и Петербурге. Созданные  банки получили право выпуска  ассигнаций за счет вкладов, осуществляемых в виде металлической монеты. Банковские ассигнации свободно обменивались на медную монету. Стоимость ассигнаций уже не была связана с депозитами; ассигнации по мере их избыточного выпуска начали падать в цене. Соответственно на все товары повысились цены, исчисляемые в ассигнациях. С этих пор денежное обращение России приходило во все больший упадок (вплоть до 1843 г.).

В конце царствования Николая I (в 1839-1843 гг.) была проведена  реформа, которая предусматривала  изъятие ассигнаций и введение твердой валюты. Россия со своими крепостническими порядками все более отставала от промышленно развитых капиталистических стран, в том числе и от второстепенных. Продукция, выпускаемая промышленностью, была низкого качества, а цены на нее чрезмерно высокими. Низкая покупательная способность населения, а также господство натурального хозяйства затрудняли сбыт промышленной продукции на внутреннем рынке.

После крестьянской реформы  многие крестьянские хозяйства оказались  неплатежеспособными. Отсюда - дифференциация крестьянства, разорение, уход в отхожие промыслы, пролетаризация. В первое десятилетие крестьянам помогала высокая рыночная конъюнктура, но падение цен в 80-90-х гг. резко ухудшило их положение. В последующие за крестьянской реформой годы стала быстро расти задолженность помещиков.

Во второй половине 70-х  и с начала 80-х годов под  влиянием вывоза зерна из России и  заокеанских стран произошло  падение мировых цен на зерно  и наступил продолжительный мировой  кризис сельского хозяйства. Самого низкого уровня цены достигли в 1894 г. - в этот период они составляли лишь половину цен 70-х гг. Падение мировых цен отразилось и на ценах российского экспорта.[4,с.102]

Тенденция и  динамика цен в России в период с 1915-1917гг.

Конец XIXвека  российская хозяйственная конъюнктура отличалась пониженным уровнем цен. Правительственные круги, опасаясь обесценения бумажно-кредитного рубля, всячески сдерживали его эмиссию, из-за чего в экономическом обороте часто возникала нехватка денег. Итогом было соответствующее воздействие на цены товаров и услуг. Напротив, после денежной реформы происходило довольно устойчивое повышение цен. Всего к началу первой мировой войны цены выросли почти в 1,5 раза.

Рост  цен,  начавшаяся  инфляция  привела  к  обнищанию  государства. Правительство

попытались  решить  данную  проблему  путем  внутренних  займов.  Однако,  займы  не  имели большого успеха у населения, так как инфляция превышала выплачиваемые  по займу проценты.

В 1914г возникает система  указных цен, согласно которой цены на важнейшие продукты, закупаемые государственными органами, стали назначаться государством. Кроме того, в  конце 1915  года  Государственной  думой  были  введены  твердые  закупочные  цены  на  рожь  и пшеницу.

Указные цены не следует  отождествлять с твердыми ценами. Они преследовали разные цели.

Указные цены были введены  для защиты государственного бюджета. Отказываясь от повышения налоговых  ставок, государство предприняло  попытку включить налог в систему  цен как разницу между рыночной и указной ценой. Поэтому указные цены не только не уничтожали, а, напротив, подразумевали  продажу  не  закупаемой  государством  части  продуктов  по  рыночным  ценам.

Твердые же цены были задуманы как способ борьбы с ростом потребительских  цен на хлеб путем регулирования закупочных цен. На деле твердые цены на хлеб привели к массовому стремлению крестьян  уклониться  от  хлебных  заготовок.  В  то  время  как  в  деревне  скапливались  огромные хлебные  излишки,  город  испытывал  всё  возрастающую  нехватку  хлеба. В связи с этим Государственная дума была вынуждена принять меры, направленные на ограничение потребления продовольствия  населением.  В конечном  счёте,  твёрдые цены  только  подстегнули начавшуюся инфляцию.

Поэтому  в 1916г  между  правительственными  и  думскими  органами  началась  борьба  по вопросам политики цен. Начало этой борьбе положил министр внутренних дел А.Д. Протопопов, выдвинувший  осенью 1916г  законопроект,  смысл  которого  сводился  к  возвращению  свободного ценообразования на хлебном рынке. Тогда Дума легко отвергла этот законопроект, мотивируя тем, что он способен задержать подвоз хлеба крестьянам в решающие для заготовок месяцы.

Однако  зимой 1916/17  г  борьба  разгорелась  с  новой  силой.  Назначенный  в  ноябре 1916г министром  земледелия  малоизвестный  до  этого  А.А.  Риттих  решился  ввести  на  территории губернии  хлебную  принудительную  разверстку.  Но  главное,  на  что  решился  Риттих  и  что послужило  толчком  для  конфликта, -  это  поломать  систему  твердых  закупочных  цен.

Протянувшись  до  Февральской  революции,  этот  конфликт  парализовал  правительственную политику  цен.  Тем  временем  борьба  с  рынком  продолжалась  на  местном  уровне.  Со  второй половины 1916  г  губернаторы  стали  запрещать  вывоз  из  своих  губерний  сельскохозяйственных продуктов  и  сырья. Стали  складываться  местные  цены. Практически  к 1917г.  той  системы  цен, которая  была  накануне  войны,  уже  не  существовало,  поскольку  в  стране  царствовали  разруха  и спекуляция. Вместе с нарушением ценообразования было нарушено и денежное обращение.

Политика цен  в период военного коммунизма и при  переходе к НЭПу. Денежная реформа 1922-1924гг.

Особенно  актуальной  задачей  после  Октябрьской  революции  было  установление  цен  на хлеб.  В  связи  с  тяжелым  положением  со  снабжением  городского  населения  хлебом  Советское правительство объявило в начале 1918 года хлебную монополию. Это значило, что всякий лишний пуд  хлеба  должен  отбираться  в  руки  государства.  Но не  бесплатно,  а по  твердым ценам, установленным государством.  Установление  цен на  хлеб  было  возложено на  Комиссариат продовольствия.

Были национализированы крупные  предприятия важнейших  отраслей  промышленности;  это  дало  возможность  реализации  промышленной продукции по единым ценам. Особо важное  значение имел декрет Совнаркома «Об организации снабжения»,  которым  предусматривалось  установление  Комитетом  цен  ВСНХ  фабричных, оптовых и розничных цен.

Одним  из  первых  вопросов,  обсуждавшихся  Комитетом  цен,  был  вопрос  о  составе  цены. Было  определено,  что цена  устанавливается  в  составе  себестоимости продукции и начислений  в пользу  предприятий  и  государства.  Таким  образом,  с  самого  начала  было  определено,  что расчетной базой цены является себестоимость продукции.  Что касается  начислений  в пользу  государства,  то  Комитет цен определил размер начислений в 10% с себестоимости.

Однако  объективные  условия  не  были  благоприятными  для  действия  твердых  цен. Гражданская  война  и  иностранная  интервенция  резко  ухудшили  работу  промышленности  и транспорта. Война отвлекла значительное число рабочих, промышленные предприятия работали с значительной нагрузкой, некоторые предприятия вовсе не работали. Объем производства быстро сокращался.

Происходила  натурализация  отношений  между  предприятиями  и  государством.

Что  касается  предметов  широкого  потребления,  то  на  них,  наряду  с  твердыми  ценами, устанавливаемыми централизованным путем, действовали цены частного рынка, которые были во много  раз  выше  цен,  установленных  в  директивном  порядке.  При  том  они  росли  с  каждым месяцем.

Причины роста цен 1918- 1921 г.

- Падение  производительности  труда;

- Натурализация  хозяйственных   отношений  и  сохранение  низких  твердых  цен  в  сфере обобществленной торговли;

- Развитие  безналичных  расчетов;

- Стремительный  рост  эмиссии   бумажных  денег,  необходимых   в  первую  очередь  для  покрытия неотложных нужд  государства  в условиях ведения войны.

Происходила  все большая  натурализация  хозяйственных  отношений,  но  сопоставление  всех  элементов  народного хозяйства  могло  быть  производимо  только  в  деньгах.  Кроме  того,  практика  ценообразования  в этот  период  стимулировала  разработку,  хотя  и  не  совершенную,    методики    калькулирования себестоимости,    норм  амортизационных  отчислений  и  выработала  некоторый  опыт государственного регулирования цен.

Вступление в период НЭПа и легализация  частной торговли существенно изменили характер ценообразования,  так  как  закон  стоимости  стал  действовать  в  иных  условиях.  В  относительно короткий  срок  был  изжит  острый  недостаток  предметов  потребления,  объяснявшийся  падением производства  на  много  ниже  тех  размеров,  которые  соответствовали  бы  исторически сложившемуся  уровню  жизни  городского  и  деревенского  населения.  Быстро  восстановился транспорт. Потребительская  кооперация  была  снята  с  государственного  снабжения и переведена на  хоз.  расчеты.  Была  ликвидирована бесплатная  выдача  населению продовольствия,  отменена бесплатность  коммунальных  услуг.  Национализированные предприятия получили  право купли-продажи товаров на рынке. Государство, используя командные высоты народного хозяйства, стало активно воздействовать на цены путем налоговой, тарифной и финансовой политики.

Информация о работе Контрольная роабота по "Ценообразованию"