Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 07:02, контрольная работа
Ценообразование возникло задолго до того, как появились металлические и тем более бумажные деньги. История ценообразования берет свое начало с того момента, как люди стали прибегать к натуральному обмену - обмену одного товара на другой. В то время цена одного товара выражалась в определенном количестве другого товара.
1.Теоретическая часть 3
1.1.Этапы развития ценообразования в России. 3
1.2. Цены и кредитные отношения 11
2.Задача. 16
Список литературы 18
Все это привело к уменьшению порайонных разрывов цен, к изменению соотношения цен промышленных и сельскохозяйственных товаров в сторону приближения этого соотношения к довоенному.
Для успешного проведения НЭПа нужна была обоснованная политика цен и устойчивая денежная реформа, которая и была проведена в стране в 1922-1924гг.
Был начат выпуск новой денежной единицы - червонцев, имевших золотое содержание и курс в золоте. Возродилась кредитная система.
Весь последующий период
до конца нэпа вопрос ценах
продолжал оставаться стержнем
государственной
К концу 1923 г. резко повысились цены на промышленные товары в ущерб ценам на сельскохозяйственные товары.
Основными причинами повышения цен на промышленные товары к осени 1923 года были следующие:
1. Рост издержек производства в промышленности по сравнению с 1913г.
2. Нездоровая практика
отдельных трестов и
синдикатов, которые, злоупотребляя
своим монопольным положением, вступили
на путь необоснованного
3. Господство частника в розничной торговле и значительный удельный вес в оптовой торговле.
4. Крупные недочеты
в практике кредитования
К середине 20-х годов были приняты меры по снижению себестоимости и ограничению прибылей в государственной промышленности, тарифов на грузовые перевозки. Были установлены стабильные цены в отраслях тяжелой промышленности, снижены оптовые и розничные цены на ряд товаров. Обращение полностью перешло на устойчивую червонную валюту, а функции комиссии внутренней торговли были переданы Наркомату внутренней торговли с широкими правами в сфере нормирования цен. Принятые меры оказались успешными: оптовые цены на промышленные товары снизились, а цены на продукцию сельского хозяйства заметно повысились (до уровня 1922г), «ножницы» цен фактически были ликвидированы.
Ценовая политика в 30е - 50е годы.
Этот период характеризуется ростом розничных цен. В 1931 году была организована коммерческая торговля по повышенным ценам, а общая торговля была ограничена введением карточной системы.
В марте 1936 года была проведена
реформа отпускных цен в
В основу новых отпускных цен был положен принцип безубыточности отраслей и их ведущих предприятий. При построении новых отпускных цен также учитывались различия в качестве изделий - на лучшие сорта устанавливались более высокие цены; необходимость соответствия цен на одинаковую продукцию, выработанную разными отраслями; стимулирование производства высоких сортов изделий, заменяющих импортную продукцию, и, наконец, необходимость сохранения конкурентоспособности торфа по отношению к другим видам топлива. Соблюдался принцип одинаковости отпускных цен на одни и те же предметы широкого потребления.
Уже в 1938 году тяжелая промышленность снова стала убыточной. В связи с этим оптово-отпускные цены были снова увеличены в 1939-1940 гг., что дало возможность тяжелой промышленности в 1940 е. гг. Свести свой баланс к безубыточному. Однако, такие отрасли как угольная и лесная, производство строительных материалов, черная металлургия перед ВОВ были убыточными.
Убыточность названных отраслей отчасти была связана с недостатками в практике планирования цен, поскольку при пересмотрах оптово-отпускных цен планирующими органами принимался базисный уровень себестоимости, и переоценивалась возможность ее снижения.
Механизм ценообразования в этот период использовался для перераспределения национального дохода в пользу тяжелой промышленности за счёт сельского хозяйства, на продукцию цены были относительно низкими.
Одновременно с денежной реформой(1947г) была отменена карточная система и осуществлен переход к свободной торговле по единым ценам. Уменьшилась поясная дифференциация цен. По ряду товаров вместо поясных были введены единые цены.
С января 1949г была проведена реформа оптовых цен на средства производства, отменена государственная дотация промышленности и транспорту. С 1949г началось планомерное снижение розничных цен.
Осуществлению этой политики способствовало два важных мероприятия. Первое - государственные займы восстановления и развития народного хозяйства, которые проводились перед началом каждого года на сумму, равную примерно сумме снижения цен.
И второе немаловажное обстоятельство - сдерживался рост заработной платы путем повышения норм выработки при сохранении тарифных расценок. Это обеспечивало значительное превышение роста производительности труда над ростом заработной платы.
Немаловажное значение, обеспечивающее снижение розничных цен. имело поддержание на очень низком уровне закупочных цен.
Реформа оптовых цен 1967 года и пересмотр цен в 1982 году.
Нужны были очередные
меры по совершенствованию
Очередной пересмотр оптовых цен был в 1973г Он был вызван повышением закупочных цен на продукцию сельского хозяйства и ростом затрат на производство в добывающих отраслях промышленности.
В 1976-1977гг существенно снижены оптовые цены на продукцию электронной и радиотехнической промышленности. Очередной этап пересмотра оптовых цен был в 1981г. Он был вызван необходимостью обеспечить рентабельность добывающих отраслей, где продолжали расти затраты, и подготовить базу для проведения реформы финансирования промышленности.
Общий уровень оптовых цен не уменьшался, но повысились цены в добывающих отраслях. Последний пересмотр оптовых цен был подготовлен к 1991г, но не был осуществлён в связи с либерализацией цен, которая коренным образом перестроила и систему цен, и методологию ценообразования.
Формирование цен в 90-е гг.
В 1992г. указом президента
РФ было предоставлено право
Либерализация цен рассматривалась в качестве основного средства преобразования экономики, перевода ее на рыночные отношения.
Либерализация цен и валютных сделок, начавшись в 1992г., привела к тому, что курс рубля и доллара стал определяться исходя не из их золотого содержания, а на основе рыночных факторов, прежде всего соотношения цен на внутреннем рынке России. Старый масштаб цен практически перестал существовать, обесценивание рубля привело к тому, что по уровню цен новый рубль уже не мог выполнять свою роль измерения цен других товаров. Исчезли и копейки из обращения, их покупательная способность в новых условиях была практически равна нулю. На 1 руб. и тем более на 1 коп. купить ничего нельзя.
Инфляция, начавшись в 1992г., “съела” не только сбережения и накопления населения и предприятий, но и масштаб цен. Рубль перестал играть роль денежной единицы, а копейки вообще исчезли из обращения. Покупательная способность рубля снизилась, и его авторитет на денежном рынке резко упал.
С 1 января 1998г. постановлением Правительства РФ в соответствии с указом Президента РФ от 4 августа 1997г. №822 произведен пересчет всех оптовых и розничных цен на товары и работы, тарифов на услуги, закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, а также надбавок, наценок и скидок исходя из нового масштаба цен – 1000 руб. в деньгах старого образца 1 руб. в новых деньгах.
Масштаб цен устанавливает государство. Это действительно технический способ измерения цен, и для населения новый масштаб цен будет и удобнее, и привычнее.
Но цены на товары и услуги устанавливают частные фирмы, удельный вес цен, регулируемых государством, невелик, и решающего влияния на динамику новых цен они не оказывают. Частные фирмы, естественно (в силу законов рыночной экономики), стараются округлить цены в свою пользу, а местные власти оказываются не в состоянии осуществить контроль за каждой ценой на конкретный товар, которая ежедневно меняется. Цены растут и при новом масштабе цен, и в силу действия других объективных факторов.
Всплеск инфляционного роста цен в 1998 – 1999гг. произошел и вследствие увеличения денежной массы в обращении. Государство, рассчитываясь по долгам за невыплаченную заработную плату, увеличивает спрос населения, тогда закономерно вырастают цены.
Таким образом, либерализация цен не оказала такого влияния на экономику, как рассчитывали реформаторы. Следствием либерализации цен явилось зарождение новой системы цен, адекватной новым рыночным отношениям в обществе, а борьба с инфляцией стала центральной проблемой правительственных органов.[1,с.26-35]
1.2. Цены и кредитные отношения
Единство системы стоимостных
категорий в экономике
Цены определяют структуру производства, оказывают решающее воздействие на движение материальных потоков, распределение товарной массы, уровень благосостояния населения, денежный и кредитный рынки (выступают составной частью любой экономической системы). Виды кредита: банковский, коммерческий, потребительский, государственный, ипотечный.
Коммерческий кредит - это кредит, выдаваемый предприятиями друг другу. Коммерческий кредит имеет целью ускорение реализации товаров и заключенной в них прибыли. Он предоставляется в виде продажи товаров с отсрочкой платежа.
Банковский кредит - это кредит, выдаваемый кредитно- финансовыми учреждениями любым хозяйственным субъектам в виде денежных ссуд.
Государственный кредит разделяется на собственно государственный кредит и государственный долг. В первом случае кредитные институты государства кредитуют различные секторы экономики. Во втором случае государство заимствует денежные средства у банков и других кредитно-финансовых институтов на рынке капиталов для финансирования бюджетного дефицита и государственного долга.
Каждый вид кредита
эффективен при стимулировании сферы
экономической деятельности. Взаимодействие ценообразования и кредита
в современных условиях проявляется под воздействием спроса
и предложения на банковские услуги, обострения
конъюнктуры на товарном, фондовом и валютном
рынках; усилении инфляционных процессов
в экономике в связи с девальвацией рубля.
Большое внимание на данную зависимость
оказывает политика самого банка в области
определения степени доходности тех или
иных его услуг, и в первую очередь — доходности
предоставляемых ссуд. Важным в деятельности
банка является исследование порядка
расчета платы за выделенные им ссуды.
Эта плата приобретает форму цены кредита.
Цена кредита — норма процента, или процентная ставка
(она также называется ссудным процентом,
или ссудной ставкой). Она является отношением
дохода от предоставленного кредита к
величине этого кредита. Ссудный процент
представляет собой своеобразную цену
ссуженой во временное пользование стоимости.
Он возникает там, где отдельный собственник
передает другому определенную стоимость
во временное пользование с целью ее производительного
потребления. Эта стоимость обладает чертами
товара. Ее потребительская стоимость
состоит в производстве прибыли, которая,
с одной стороны, составляет доход производителя;
с другой - кредитора (в форме процента).
При сложившемся уровне дохода на инвестиции норма процента на денежном рынке формируется соотношением спроса и предложения денежных средств. Одновременно при неизменной норме процента уровень дохода в производственном секторе определяется объемом сбережений и инвестиций. Денежная сфера и производственный сектор тесно взаимосвязаны. Изменения в соотношении спроса и предложения денежных средств ведет к колебанию процента, который в свою очередь действует на формирование спроса на инвестиции и, в конечном счете, - на уровень дохода. Увеличение или уменьшение доходности осуществляемых вложений, напротив, определяет размер денежного спроса и, следовательно, уровень ссудного процента.
Информация о работе Контрольная роабота по "Ценообразованию"