Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 22:50, курсовая работа
Целью работы ставилось выявление особенностей ценообразования на продукцию одного из ведущих предприятий ОПК.
Достижение цели, поставленной в работе, обеспечивалось решением совокупности частных задач:
уточнением сущности понятия «оборонно-промышленный комплекс»;
определением роли места ОПК в системе национальной безопасности;
выявлением факторов, влияющих на функционирование ОПК и его структурного предприятия;
рассмотрение теоретических основ ценообразования и их практической реализации в деятельности конкретного предприятия.
ВВЕДЕНИЕ……………..…………………………………………………….….…3
ГЛАВА I. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ
ЦЕНЫ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1. Предприятие в условиях рыночной среды…..………………….….5
1.2. Типы рыночных систем…………………………...……………….11
ГЛАВА II. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1. Формирование себестоимости на предприятии……….…….……17
2.2. Ценовая политика предприятия…………………………………….25
2.3. Методы ценообразования……………….…………..………...……28
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА…………….…30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..………………37
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….38
На федеральном уровне, в современных условиях, когда объем ГОЗ не обеспечивает загрузки всех производственных мощностей предприятия ОПК, на повестке дня не просто корректировка основной производственной деятельности, а существенное изменение общей стратегии и переход в сферу непривычного гражданского рынка, диверсификации производства при одновременном сохранении и совершенствовании его военной составляющей.
Сохраняет свою актуальность и региональный аспект. Многие предприятия ОПК являются градообразующими, вносят значительный вклад в совокупный объем промышленного производства региона и влияют на формирование бюджета. В то же время нет примеров, когда региональные бюджеты через целевые программы и напрямую оказывают финансовую поддержку предприятию.
Больше всех в отечественном ОПК зарабатывает концерн ОАО «ГКСБ «Алмаз-Антей»1, выручка от реализации которого составила 62.17 млрд.руб. Относительно низкая доля экспорта указывает на то, что КБ, в отличие от большинства других предприятий, работает не только на экспорт, но и в интересах Министерства обороны РФ. Это свидетельствует о пока редкой для российских предприятий хорошей сбалансированности бизнеса.
Рассмотрим краткую характеристику предприятия.
Как следует из аудиторского заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности за 2007 г., «…основным содержанием деятельности ОАО «ГКСБ «Алмаз-Антей» являются: выполнение работ по созданию сложных систем ВВТ в интересах обеспечения обороны Российской Федерации; разработка и изготовление гражданской продукции широкой номенклатуры и товаров народного потребления; разработка и реализация инвестиционных, научно-технических и социальных программ, связанных с развитием Организации и ее дочерних предприятий» [23].
ОАО «ГКСБ «Алмаз-Антей» образовано Указом Президента РФ №142 от 23.04.2002 г. Численность предприятия составляет свыше 2 тыс.чел., место нахождения – г.Москва, Ленинградский проспект, д.80, к.16 [24].
Стоимость имущества 11236379 тыс.руб., в т.ч. основных средств – 350911 тыс.руб. (прил.7). С 2008 г. на предприятии предпринята попытка планирования экономической деятельности в форме долгосрочного, среднесрочного и текущего планирования:
- с учетом высокой динамичности военно-политических и социально-экономических процессов, протекающих в Российской Федерации, сложности их прогноза, продолжительность долгосрочного планирования составляет 10 лет;
- исходя из конституционного периода сменяемости высших органов военно-политического руководства Российской Федерации (Президент - 6 лет, депутаты ГД – 5 лет), обеспечения преемственности руководства военным строительством, а также создания устойчивой кооперации организаций и предприятий, участвующих в разработке и производстве ВВТ глубина среднесрочного планирования составляет 5 лет;
- на основании принятой в Российской Федерации системы формирования ежегодного федерального бюджета, глубина текущего планирования составляет один год, в дальнейшем будет возможен переход к 3-х летнему периоду планирования.
Особенностью данной системы планирования является принцип "скользящего" планирования. Это реализуется в проведении ежегодной корректировки ранее разработанных планов на предстоящий финансовый год и определении объемов необходимых расходов в соответствие развитию ВС и других войск. «Скользящее» планирование позволяет оперативно откликаться на изменение различных факторов (внешних опасностей и угроз, экономической ситуации в стране, научно-технических достижений для использования в военной области и др.) и своевременно вносить необходимые коррективы в ранее разработанные планы, тесно увязав их с системой федерального ежегодного финансирования. Однако на сегодняшний день данная программа претерпевает серьезные изменения.
Производственная деятельность.
Концерном разработан целый ряд технических средств нового поколения, предназначенных для замены морально устаревшей техники, находящейся в эксплуатации в системах Организации Воздушного движения:
Поэтому механизм
ценообразования рассматриваетс
Для полного представления о себестоимости изделия необходимо иметь представление об основных стадиях изготовления, сырье и ресурсах, используемых при производстве продукции. На предприятии введена в действие усовершенствованная схема ЛМС-07, где основными стадиями производства являются: компьютерная разметка печатных плат; изготовление печатных плат напылением (травлением); роботизированная линия сборки модульных единиц (ЛСМЕ); поточная сборка и настройка рабочих модулей (цех СРМ); монтаж и стендовая доводка изделия (цех ССД).
Конвейерная сборка и настройка рабочих модулей, монтаж и стендовая доводка изделий как самые ответственные и трудоемкие стадии производственного цикла осуществляются цехом ССД. Поэтому целесообразно рассмотреть перечень месячных затрат на его содержание (прил.8).
На рассмотренном в качестве примера предприятии ОПК - ОАО «ГКСБ «Алмаз-Антей» - используется затратный метод ценообразования (метод, в основе которого содержатся фактические затраты предприятия на производство и реализацию продукции), т.е. все затраты, подтвержденные документами бухгалтерии, включаются в себестоимость.
Заключение
Современное политическое и экономическое развитие многих стран в условиях интеграции мирохозяйственных связей сталкивается с необходимостью обеспечения защиты национальных интересов и собственной безопасности, в т.ч. путем увеличения военно-экономического потенциала страны. Это во многом определяется состоянием предприятий оборонно-промышленного комплекса страны.
Оборонно-промышленный комплекс России как важнейшая составляющая национальной экономики играет уникальную роль, обеспечивает обороноспособность страны и поднимает технологический уровень ее экономического развития. При этом состояние ОПК определяется состоянием его структурных элементов – предприятий ОПК.
Анализ ценообразования на предприятии ОАО «ГКСБ «Алмаз-Антей» показывает, что система цен - это дифференцированная система, состоящая из отдельных блоков и находящаяся в тесной взаимозависимости и взаимодействии. Изменение цен в одном из основных блоков быстро передается по цепочке во все другие. Формированию эффективного ценообразования в России мешает ряд факторов, таких, как высокие налоги, сборы, платежи в фонды, импортные и экспортные пошлины, завышенные цены естественных монополий, отсутствие квалифицированных специалистов в этой области на предприятии. Российская система цен еще не сформирована, поэтому целесообразно использовать опыт зарубежных коллег.
Пока для подавляющего большинства отечественных производителей вооружений актуальна задача овладения грамотными методами затратного ценообразования в сочетании с жестким управление этими затратами. И здесь отечественным экономистам вполне можно воспользоваться опытом зарубежных фирм, в практике которых затратное ценообразование применяется пока довольно широко. На первый взгляд, для стран с развитыми рыночными механизмами подобная ситуация удивительна, т.к. с точки зрения современной экономической теории такой подход к обоснованию цен совершенно неприемлем: не обеспечивает учет условий формирования спроса и экономической ценности товара (цена определяется исходя из заданного объема продаж, хотя этот объем в силу законов спроса сам зависит от цены); опирается на бухгалтерские, а не на полные (экономические) затраты и использует как основу определения цен средние переменные, а не предельные затраты. Но затратное ценообразование продолжает широко использоваться, и для этого есть следующие веские причины:
1. Затратное ценообразование опирается на доступные данные, которые для использования данной методики, можно получить на предприятии на основе бухгалтерской отчетности и документов, регламентирующих величину наценок; отсутствие необходимости исследования рынка или опросы покупателей возможность быстрого принятия решения о ценах.
2. Не каждое предприятие ОПК сегодня располагает специалистами, владеющими более совершенными методами ценообразования. Современные подходы к обоснованию цен сочетают в себе как научные элементы, так и творчество. Сегодня затратное ценообразование считается основным в данной отрасли. Поэтому специалисты не считают нужным осваивать иные подходы к обоснованию цен, зная, что лидеры рынка тоже идут от затрат и наценки.
3. Затратное ценообразование воспринимается специалистами ОАО «ГКСБ «Алмаз-Антей» как наиболее обоснованное и справедливое, поскольку формирование цен на основе затрат уходит корнями в седую старину, своего рода традиция, освященная веками коммерции. Следует признать, что в основе затратного ценообразования лежит вполне разумная идея о том, что «товаропроизводитель» должен иметь возможность возместить свои затраты и получить нормальную прибыль в вознаграждение за его усилия. Руководство предприятий ОПК, применяя затратный метод ценообразования, воспринимает его как метод не просто закономерный, но и имеющий куда более реальную основу, чем методы, основанные на идеях маркетинга.
Список используемой литературы
Анализ
содержания понятийного аппарата
Военно-промышленные комитеты (ВПК) - в России буржуазного периода 1-й Мировой войны 1914-1918 гг. организации для объединения представителей торговли и промышленности, снабжавших армию боеприпасами и военным снаряжением, для мобилизации промышленности на военные нужды и продолжения военных действий; политического давления на царское правительство и подчинения рабочего класса влиянию буржуазии [Большая Советская Энциклопедия. Т.5. - М.: Изд. «Советская Энциклопедия», 1971. - С.237].
Военно-промышленный
комплекс – агрессивный союз крупнейших монополий,
милитаристской верхушки и их прямых ставленников
в государственном аппарате капиталистических
стран; часть общей системы государственно-
Военно-промышленный
комплекс – сложившееся в ряде капиталистических
стран специфическое объединение производящих
военную продукцию монополий, представителей
Вооруженных Сил, части государственно-
Военно-промышленный комплекс – часть промышленного комплекса страны (группы стран), специализирующаяся на научной разработке и производстве оружия, военной техники, обеспечения ими Вооруженных Сил и других вооруженных формирований государства [Военный Энциклопедический Словарь. - М.: Воениздат, 1983. - С.144].
Военно-промышленный комплекс
- специфическое объединение
Военно-промышленный комплекс – часть промышленного комплекса страны (группы стран), специализирующаяся на научной разработке и производстве оружия, военной техники, обеспечения ими Вооруженных Сил и других вооруженных формирований государства [Военный Энциклопедический Словарь. - М.: Изд. «ОНИКС 21 век», 2002. - С.274].
Оборонно-промышленный комплекс – совокупность научных, исследовательских, испытательных организаций и предприятий (заводов) промышленности, выполняющих государственный оборонный заказ, т.е. производящих продукцию и услуги в интересах обороны для российских силовых структур и обеспечения поставок вооружений и военной техники иностранным государствам в рамках военно-технического сотрудничества [Война и мир в терминах и определениях. - М.: Издательский дом «ПоРог», 2004. - С.291].
Информация о работе Особенности ценообразования на продукцию оборонно-промышленного комплекса