Особенности ценообразования при различных типах рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Цена была и остается важнейшим критерием принятия потребительских решений. Для государств с невысоким уровнем жизни, для бедных слоев населения, а также применительно к товарам массового спроса это характерно. Но за последнее время получили широкое развитие иные, неценовые факторы конкуренции.

Содержание работы

Введение 3
1. Цена: понятие и функции. Процесс и методы ценообразования
1.1 Понятие, сущность, роль цен и ценообразования в рыночной экономике 4
1.2 Виды и функции цен 7
1.3 Процесс и методы ценообразования 11
2. Характеристика различных типов рынка
2.1 Свободная конкуренция14
2.2 Монополистическая конкуренция 15
2.3 Олигополистическая конкуренция17
2.4 Чистая монополия 19
3. Особенности ценообразования при различных типах рынка
3.1 В условиях свободной конкуренции 20
3.2 В условиях олигополии 22
3.3 В условиях монополии23
Заключение25
Список использованных источников27

Файлы: 1 файл

Курсач ценообразование.docx

— 83.09 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение                                                                                                                  3

1. Цена: понятие и функции. Процесс и методы ценообразования

1.1 Понятие, сущность, роль  цен и ценообразования в рыночной  экономике  4

1.2 Виды и функции цен                                                                                        7

1.3 Процесс и методы ценообразования                                                              11                                             

2. Характеристика различных  типов рынка

2.1 Свободная конкуренция                                                                                 14

2.2 Монополистическая конкуренция                                                                15

2.3 Олигополистическая конкуренция                                                                17

2.4 Чистая монополия                                                                                          19

3. Особенности ценообразования  при различных типах рынка

3.1 В условиях свободной конкуренции                                                            20

3.2 В условиях олигополии                                                                                  22

3.3 В условиях монополии                                                                                   23

Заключение                                                                                                            25

Список использованных источников                                                                  27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями встает задача назначения цены на свои товары и услуги. В условиях рынка ценообразование является весьма сложным процессом и подвержено воздействию многих факторов.

Цена была и остается важнейшим критерием принятия потребительских решений. Для государств с невысоким уровнем жизни, для бедных слоев населения, а также применительно к товарам массового спроса это характерно. Но за последнее время получили широкое развитие иные, неценовые факторы конкуренции. Тем не менее, цена сохраняет свои позиции как традиционный элемент конкурентной политики. Оказывает очень большое влияние на рыночное положение и прибыль предприятия.

Каждый предприниматель самостоятельно устанавливает цену за свой товар. Имеется два подхода к рыночному ценообразованию: установление индивидуальных цен либо единых цен. Первая формируется на договорной основе в результате переговоров между покупателем и продавцом, обеспечивающих согласование интересов сторон. Вторая характерна тем, что все покупатели приобретают товар по одинаковой цене. Внедрение единых цен для всех потребителей связано обычно с особенностями рынка конкретного товара или с технической сложностью и крупными издержками при дифференциации цен. Единые цены важны там, где предприниматель предлагает рынку стандартизированный продукт серийного производства.

Одним из важных факторов успешности предприятия является его ценовая политика. Установка максимально возможных цен для данного уровня спроса на товар не всегда возможна. Причиной этого может служить как вероятность введения государственного регулирования, так и нежелание привлекать конкурентов в освоенную сферу деятельности производства товаров. Кроме того, благодаря невысоким ценам возникает реальная возможность овладения всеми сегментами рынка и увеличение объема продаж. Выбор ценовой политики и методов ценообразования предприятия зависит от типа рынка.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Особенности ценообразования при различных типах рынка» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.

Цель данной работы – рассмотреть как общие аспекты ценообразования, так и особенности ценообразования в зависимости от типа рынка.

Исходя из цели работы, необходимо решить следующие задачи:

1. дать определение таким  понятиям как цена и ценообразование.

2. рассмотреть основные  функции цен.

3. охарактеризовать процесс  и методы ценообразования.

4. дать характеристику  типов рынка и условия ценообразования  в них.

1. Цена: понятие и функции. Процесс и методы ценообразования.

 

1.1 Понятие, сущность, роль цен и ценообразования в рыночной экономике

 

Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров.

В самом общем виде цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. В условиях рыночной экономики цена является характеристикой товара на рынке. В ней концентрируются такие основные понятия рыночной экономики, как потребность, запросы, спрос, предложение и т. д. Цена - монетарное выражение ценности. Но, как пишет Голубков Е.П., цена не всегда выражается в денежной форме. Бартер, например, представляет собой очень древнюю форму натурального обмена, которая в России, вследствие ограниченности оборотных средств у предприятий, используется чрезвычайно широко [1].

Цена является конечным показателем, характеризующим товар, она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена - производителей и потребителей.  
          В отличие от цены ценообразование представляет собой процесс формирования цены на товар или услугу. Имеют место в основном две системы ценообразования:

1) централизованная (плановая), которая предполагает формирование цен государственными органами на основе издержек производства и обращения.

2) рыночная, основанная на базе взаимодействия спроса и предложения.  [2]

1) Плановое ценообразование – это централизованное управление ценами, когда цены базируются не на взаимодействии рыночного спроса и предложения, а формируются государственными органами под непосредственным воздействием централизованной системы управления экономикой.

Централизованное плановое руководство процессами ценообразования возможно лишь при наличии определённых условий и предпосылок. Во-первых, плановые цены выступают носителями государственной (или иначе, так называемой, общенародной) собственности, когда подавляющее большинство товаров производятся не частными организациями, а государственными фирмами. Во-вторых, по плановым ценам обращаются товары, с одной стороны, между государственными предприятиями, а с другой – между государством и населением. В-третьих, плановое управление ценами возможно лишь в системе централизованного планового руководства, где цены выступают активным экономическим инструментом реализации всего хозяйственного механизма. Наконец, плановые цены обязательны для производителей и потребителей.

Роль цен в системе планового управления, прежде всего, определяется тем, что только с помощью цен может быть определена эффективность производства, плановых и хозяйственных решений.

В условиях централизованного планового ведения хозяйства проводится единая государственная политика цен, а руководство процессами ценообразования возлагается на специальные государственные органы.

Одной из важнейших составляющих плановой цены выступает себестоимость – затраты на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме и складывающиеся в реальной хозяйственной деятельности.

2) Рыночное ценообразование базируется на взаимодействии рыночного спроса и предложения.

В рыночных условиях цены на товары устанавливают не госорганы, а предприниматели – собственники хозяйствования.

Основные принципы формирования цен в условиях рынка:

1. Глубоко и тщательно  анализировать ценообразующие факторы и причины конъюнктурного характера.

Цена – сердцевина рыночных отношений. Отсюда формирование рыночных цен невозможно без тщательного изучения рынка и ценообразующих факторов. При разработке и обосновании рыночной цены должны учитываться интересы как производителя, так и потребителя продукции. Рыночная цена, как известно, в  значительной степени категория конъюнктурная. Это предполагает изучение конъюнктурных факторов и анализ показателей, количественно характеризующих происходящие на рынке изменения.

2. Всесторонняя  обоснованность цены.

Рыночная цена многомернее и сложнее плановой. Рыночная информация всегда богаче в отношении тенденции развития и путей преобразования экономики. К тому же рынок свободен от идеологических представлений и иллюзорных прогнозов, а поэтому более реалистичен, чем план.

3. Процесс формирования  цены должен предшествовать процессу  производства товара.

Предприятие должно обоснованно наметить к производству то, в чём испытывает потребность покупатель, а не пытаться, во что бы то ни стало сбыть то, что уже выпустило предприятие. Сначала следует решить, что предприятие может произвести для рынка, обосновать цену на товар и только затем организовать производство и выходить на рынок.

4. Непрерывность  ценообразования.

Процесс ценообразования весьма динамичен как во времени, так и в пространстве. Это постоянно работающий механизм, что объясняется изменчивостью рынка, непостоянностью конъюнктуры, конкуренцией и т.д. Важным аргументом в необходимости непрерывной и систематической работы в установлении рыночной цены является учёт жизненного цикла товара.

5. Строгое соблюдение  политики государства в вопросах  ценообразования.

Стабильность обеспечивается мерами государственного регулирования рынка и цен. Такое регулирование с помощью законодательных, административных и экономических мер направлено на цены таким образом, чтобы не допустить их инфляционного роста, нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства, способствовать стабильному развитию экономической системы в целом. Меры воздействия на производителей со стороны государства объективно необходимы и направлены на то, чтобы колебания на рынке не привели к разрушительным последствиям в экономике.

6. Многообразие методов ценообразования.

В каждом конкретном случае методы обоснования цены различны, что зависит от целей и задач фирмы при организации производства и продаже конкретного товара. На основе сформированной ценовой политики выбирается и реализуется конкретный метод ценообразования.

7. Постоянный контроль за конкурентоспособностью товара.

Речь идёт о правильном соотношении цены и потребительских свойств изделия. У предприятия всегда должны быть на вооружении три мощных вида оружия против конкурентов: цена, качество, реклама.

8. Следует более  опасаться завышения цены, чем  её занижения.

Слишком низкая цена делает невозможным для предприятия получение прибыли. Слишком высокая цена на товар приводит к невозможности формирования спроса.

9. Профессионализм  в ценообразовании в значительной  степени предполагает практический  опыт и развитую интуицию.

В каждом конкретном случае должен быть проанализирован весь объём необходимой информации для того, чтобы максимально возможно снизить вероятность возникновения негативной ценовой ситуации. Такое под силу только высокообразованному специалисту. Для профессионала по ценообразованию важен накопленный опыт и обладание чувством интуиции.

10. Реальность процесса  ценообразования.

Во всём, что касается рыночного ценообразования, необходим трезвый, объективный и реальный подход. Недопустимы всякого рода неточности и ошибки в расчётах. Лучше контролировать и исправить оплошность своевременно, сразу, чем потом всё или почти всё переделывать.

11. В процессе ценообразования  важен не только профессиональный, но и общественный фактор.

Речь идёт о формировании единой эффективной команды специалистов, члены которой отличаются единством взглядов, пониманием и доверием, уважительным отношением друг к другу. [3]

 

 

1.2 Виды и функции  цен

 

Классификация цен по различным признакам отражает их подразделение на отдельные виды.

1. Виды цен в зависимости от сфер торговли: оптовые, розничные, закупочные и тарифы.

- Оптовыми называют цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях так называемой оптовой торговли. Система оптовых цен применяется в торгово-сбытовых операциях между предприятиями, а также при реализации продукции через специализированные магазины и сбытовые конторы оптовой торговли, на торговых биржах и в любых других торговых организациях, продающих товары оптом, в значительном количестве.

- Розничными принято называть цены, по которым товары продаются в так называемой розничной торговой сети, то есть в условиях их продажи индивидуальным покупателям, при относительно небольшом объеме каждой продажи. Посредством торговли по розничным ценам чаще всего обслуживаются конечные потребители, домашние хозяйства, граждане.

- Закупочные цены - это цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций, населения. В российской экономической практике были и в определенной степени продолжают быть распространенными государственные закупки сельскохозяйственной продукции у непосредственных производителей по закупочным ценам для продовольственного снабжения городского населения, районов Крайнего Севера, армии и создания государственных резервов.

- Тарифы - цены на услуги, представляющие виды деятельности, при которых не создается продукт в его материально - вещественной форме, но изменяется качество имеющегося продукта. При установлении тарифов на услуги учитывается не только объем работ, но и временной фактор, существенную роль играет качество. Типичными примерами тарифов являются уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг, плата за телефон, за пользование радио и телевидением.

Информация о работе Особенности ценообразования при различных типах рынка