Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 17:45, контрольная работа
Цена и ценообразование являются основными элементами рыночной экономики. В самом общем виде цена - это сумма денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. Его характеристикой в условиях рыночной экономики является именно цена. Она отражает состояние рынка: спрос, предложение и т.д. Цена - активный инструмент организации структуры производства.
Введение……………………………………………………………...……………3
1. Понятие и сущность цены в рыночной экономике…………………………..4
2. Сущность экономического риска, его оценка, страхование цен……………9
Задача №1………………………………………………………………………...20
Задача №2………………………………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………..22
Список используемой литературы……………………………………………...23
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и сущность цены в рыночной экономике…………………………..4
2. Сущность экономического риска, его оценка, страхование цен……………9
Задача
№1……………………………………………………………………….
Задача
№2……………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы……………………………………………...
Введение.
В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, как правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так просто сделать, потому, что на цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов.
Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Следовательно, предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать все факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену таким образом, чтобы получить прибыль.
Однако, в настоящее время, значительная часть предпринимателей нашей страны не имеет необходимых теоретических и практических знаний сложного механизма ценообразования на товары и услуги. В результате они зачастую допускают серьезные просчеты при установлении цен, что ведет в ряде случаев к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий. Чтобы этого не случилось, каждый экономист, каждый предприниматель должен овладеть теорией и практикой ценообразования.
Риск
сопутствует любой
Для
эффективного управления экономическими
рисками необходимо проводить исследования
причин возникновения рисков и анализ
рисков и на основе полученных результатов
принимать соответствующие управленческие
решения.
1. Понятие и сущность цены в рыночной экономике.
Цена и ценообразование являются основными элементами рыночной экономики. В самом общем виде цена - это сумма денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. Его характеристикой в условиях рыночной экономики является именно цена. Она отражает состояние рынка: спрос, предложение и т.д. Цена - активный инструмент организации структуры производства. Важно отметить следующие обстоятельства:
Цена - одна из наиболее сложных экономических категорий. Для ее правильного понимания необходимо иметь ясное представление о том, что составляет основу цены, какие объективные законы влияют на процессы ценообразования и движения цен.
Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара. В условиях товарного производства и обращения продукты труда реализуются как товары. Цена, каждого отдельного товара не обязательно совпадает с его стоимостью: она может быть выше или ниже стоимости в зависимости от спроса и предложения на данный товар.
Существует
несколько теоретических
В соответствии с первым (затратным) подходом цена представляет собой результат действия закона стоимости. Именно в цене проявляет свое действие закон стоимости. Стоимость, являясь категорией товарного производства, находит свое выражение в форме цены. Исходя из этого, сущностную основу цены составляет стоимость, а соответственно, «цена есть денежное выражение стоимости товара».
Закон стоимости побуждает
Закон стоимости, который является регулятором процесса производства и обращения товаров, через механизм формирования цен способствует установлению определенного равновесия в соотношении цен на разные виды товаров и тем самым создает основу для определения границы между экономически выгодным и невыгодным производством.
В соответствии со вторым подходом оценка товара (блага) осуществляется в рыночных условиях каждым конкретным потребителем на основе субъективной ценности (полезности) данного товара. В науке данная теория цены представлена в виде «теории предельной полезности» либо «субъективной теории ценности». Субъективная теория ценности раскрывает экономическую сущность цены с позиции потребителя. То есть потребитель предъявляет спрос только на тот товар, который, по его субъективному мнению, имеет необходимую полезность. В соответствии с этой теорией сущностную основу цены составляет ценность (полезность) товара. Определение же цены в этой теории следующее: «цена это форма выражения ценности благ (товаров), проявляющаяся в обмене. Способность товара к обмену в определенных количественных пропорциях представляет собой его меновую стоимость.
Цена в условиях рыночной экономики - важнейший экономический параметр рыночной среды деятельности предприятия, с которым оно вынуждено считаться и по возможности на него влиять. В условиях конкурентного рынка цена формируется преимущественно под воздействием факторов, объективно складывающихся независимо от предприятия, и является в большинстве случаев для него заданной.
Вместе с тем правильная оценка всех условий рынка и возможностей предприятия в определении цен на реализуемые им факторы, средства производства - залог выживания в условиях конкурентного рынка, благополучия и успеха, устойчивости финансового положения, конечно, при эффективной и мобильной производственно-хозяйственной деятельности.
В условиях рыночной конкуренции цены задают приоритеты технической политики, определяют эффективность ее альтернативных стратегий. Безусловно, техническая политика реализуется инженерно-техническим персоналом. Он осуществляет развитие технологии, организацию производства, контролирует качество продукции. Но эффективность продукции, выпускаемой предприятием, апробируется рынком, ценой ее реализации. Этим же диктуется эффективность технологии и организации производства. Выгодно или не выгодно данная продукция предприятию, нужна или не нужна - это подтверждается рынком и только ценой реализации на рынке. Таковы жесткие условия жизни предприятия в условиях рынка.
На предприятии в условиях работы на рынок и получения всех исходных факторов производства с рынка должна быть организованна специальная, системная работа по наблюдению, изучению, выработке стратегии и тактики в области цен как на реализуемую предприятием продукцию, услуги, работы, так и на факторы производства, покупаемые предприятием на рынке (в рыночных условиях): средства производства, природные ресурсы, труд.
В условиях перехода к развитым рыночным отношениям это особенно важно иметь в виду, потому что прежние кустарные методы, отношение к цене как к чисто счетной величине не могут гарантировать благополучие финансово-хозяйственного положения предприятия. Кустарный подход грозит несостоятельностью, банкротством.
Прежде чем начать производить ту или иную продукцию или определять объемы выпуска продукции, соответствующим службам предприятия необходимо детально изучить рыночную среду предприятия.
Рыночная (маркетинговая) среда предприятия - совокупность всех внешних факторов и условий рынка и нерыночных экономических отношений, которые обуславливают эффективность деятельности предприятия, возможности реализации его целевой стратегии и тактики поведения на рынке.
В
условиях рыночной экономики ценообразование
тесно связано с понятием "альтернативная
стоимость". Экономическая сущность
этой категории заключается в
проблеме выбора: прежде чем приобрести
товар, покупатель стоит перед необходимостью
принятия альтернативного решения, какой
товар выбрать из множества предлагаемых
на рынке. Покупая один из них, он отказывается
от других. Стоимость приобретенного товара
представляет собой альтернативную стоимость.
Покупатель оценивает товар с точки зрения
своих интересов и возможностей.
Кроме того, в рыночной экономике понятия "денежная стоимость" и "альтернативная стоимость" тесно связаны между собой. Обычно товар, имеющий высокую альтернативную стоимость, обладает также и высокой денежной стоимостью. Это происходит потому, что цена является способом распределения ресурсов между конкурирующими пользователями. В то же время альтернативная стоимость влияет на предложение данного товара, так как товаропроизводитель ради организации его производства и получения прибыли отказывается от производства других благ. Таким образом, альтернативная стоимость формируется на рынке в конкурентной борьбе в зависимости от спроса и одновременно влияет на производство, а, следовательно, и на предложение.
Общепризнанное определение такой сложной экономической категории, как цена, отсутствует и по настоящее время. К наиболее часто используемым можно отнести следующие:
Цена
должна отражать интересы как производителей,
так и потребителей товаров, потому
что производителю важно
2. Сущность экономического риска, его оценка, страхование цен.
В условиях рыночной экономики риск – ключевой элемент предпринимательства. Предприниматель, умеющий вовремя рисковать, зачастую оказывается вознагражденным. Риском в обывательском смысле принято считать «действие на удачу в надежде на счастливый случай».
Экономический риск – это деятельность субъектов хозяйственной жизни, связанная с преодолением неопределенности ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеются возможности оценить вероятности достижения желаемого результата, неудачи и отклонений от них по всем рассматриваемым вариантам.
Экономический риск - возможность случайного возникновения нежелательных убытков, измеряемых в денежном выражении.
В данном определении существенны следующие моменты:
Информация о работе Понятие и сущность цены в рыночной экономике