Понятие и сущность цены в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 17:45, контрольная работа

Описание работы

Цена и ценообразование являются основными элементами рыночной экономики. В самом общем виде цена - это сумма денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. Его характеристикой в условиях рыночной экономики является именно цена. Она отражает состояние рынка: спрос, предложение и т.д. Цена - активный инструмент организации структуры производства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………...……………3
1. Понятие и сущность цены в рыночной экономике…………………………..4
2. Сущность экономического риска, его оценка, страхование цен……………9
Задача №1………………………………………………………………………...20
Задача №2………………………………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………..22
Список используемой литературы……………………………………………...23

Файлы: 1 файл

Ценообразование.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

       В последние годы все более  широкое  применение находит страхование ответственности.

       Наряду  со страхованием риска используются такие его разновидности, как  страхование и перестрахование.

          В условиях постоянного увеличения стоимости объектов страхования повышается ценность рисков, принимаемых на страхование. Поэтому наступление страхового события может представляться крайне опасным для страховщика, так как покрытие убытков, связанных с дорогостоящим риском, может потребовать изъятия страховых резервов и даже собственного капитала, т.е. привести к банкротству. Кроме того, большинство страховщиков не располагают достаточными для покрытия таких убытков финансовыми средствами. В этих условиях каждый страховщик устанавливает для себя предельный размер страховой суммы, которую он может оставить на собственном удержании. Если предполагаемая сумма страхования превосходит этот максимум, то страховщик может принять на себя только часть этой суммы, предоставляя страхователю право застраховаться на недостающую сумму у других страховщиков. Такая форма страхования называется сострахованием.

       К недостаткам такого подхода к  предупреждению и снижению риска  следует отнести необходимость  заключения договора страхования с  разными страховщиками, как правило, по разным условиям и тарифам. При  наступлении страхового события страхователь должен получать от каждого страховщика в отдельности долю страхового возмещения.

       Своеобразной  формой страхования  является распределение риска (передача части риска) путем привлечения к участию в содержащем риск проекте более широкого круга партнеров или инвесторов. Таким примером передачи части риска может быть предоставление кредитов на консорциональной основе, когда для выдачи большой суммы кредита объединяются несколько банков, образуя консорциум.

       Резервирование  средств, как способ снижения отрицательных последствий наступления рисковых событий, состоит в том, что предприятие создает обособленные фонды возмещения убытков за счет части собственных оборотных средств. Как правило, такой способ снижения рисков выбирается в случаях, когда затраты на резервирование средств меньше, чем стоимость страховых премий при страховании.

       По  своей сути, резервирование средств, представляет собой децентрализованную форму создания резервных (страховых) фондов непосредственно в хозяйствующем субъекте. Поэтому резервирование средств на покрытие убытков часто называют самострахованием.

       Примером  диверсификации может служить хранение свободных денежных средств в  различных банках. Здесь следует помнить, что диверсификация является способом снижения несистематического риска. Как отмечалось, посредством диверсификации не может быть сокращен систематический риск, который обусловлен общим состоянием экономики и связан с такими факторами, как  война, инфляция, глобальные изменения налогообложения, изменения денежной политики и т.п.

       Лимитирование представляет собой установление системы ограничений как сверху, так и снизу, способствующей уменьшению степени риска.

       В предпринимательской деятельности лимитирование применяется чаще всего при продаже продукции  в кредит, предоставлении займов, определении сумм вложения капиталов и т.п. В первую очередь это относится к денежным средствам – установление предельных сумм расходов, кредита, инвестиций и т.п. Так, например, ограничение размеров выдаваемых кредитов одному заемщику позволяет уменьшить потери в случае невозврата долга.

       Примером  лимитирования является установление высшего размера (лимита) суммы, которую  страховщик может оставить на собственном  удержании. Превышение этой суммы влечет за собой отказ от страхования  или использование таких форм, как страхование или перестрахование.

       Применяются и другие виды ограничений, например: по срокам (заемных средств, инвестиций и т.п.); по структуре (доле отдельных  затрат в общем объеме, доле каждого  вида ценных бумаг в общей стоимости  портфеля, доле льготных акций в общем объеме выпуска и т.д.); по уровню отдачи (установление минимального уровня доходности проекта) и др. 
 
 

       Задача  № 1.

Определите:

а) отпускную  цену завода-изготовителя;

б) цену «франко-железнодорожный вагон»;

в) цену ФАС, ФОБ, КАФ (СФР), СИФ.

Исходные  данные приведены на единицу изделия:

• себестоимость – 250 тыс. руб.;

• прибыль – 10 %;

• перевозка к железнодорожной станции – 1 тыс. руб.;

• стоимость погрузки в вагон – 1,2 тыс. руб.;

• стоимость перевозки до порта – 2 тыс. руб.;

• стоимость погрузочно-разгрузочных работ с доставкой товара вдоль борта судна – 1,5 тыс. руб.;

• стоимость доставки на борт судна и складирования на судне – 1 тыс. руб.;

• морской фрахт до порта назначения - $ 100 (в задаче принят $ 1 = 28 руб.);

• страхование – 5%. 

Решение.

а) Оптовая  цена завода-изготовителя = Себестоимость + Прибыль =

= 250 + 250*0,1 = 1,1*250 = 275 (тыс. руб.)

б) Цена «франко-железнодорожный вагон» = Оптовая  цена завода + перевозка к железнодорожной станции + Стоимость погрузки в вагон =

= 275 + 1+1,2 = 277,2 (тыс. руб.)

в) ФАС = Цена «франко-железнодорожный вагон» + Стоимость перевозки до порта + Стоимость погрузочно-разгрузочных работ с доставкой товара вдоль  борта судна = 277,2 + 2 + 1,5 = 280,7 (тыс. руб.)

ФОБ = ФАС + Стоимость доставки на борт судна  и складирования на судне =

= 280,7 + 1 = 281,7 (тыс. руб.)

КАФ (СФР) = ФОБ + Морской фрахт до порта  назначения = 281,7 +    = 284,5 (тыс. руб.)

СИФ = КАФ*(1 + Страхование) = 284,5*(1+0,05) = 1,05*284,5 = 298,73 (тыс. руб.)

       Задача  № 2.

1. Определите:

а)  прибыль  к свободной отпускной цене изделия;

б)  свободную  розничную цену изделия;

в)  цену закупки, по которой розничная торговля будет рассчитываться с посредником.

2. Составьте структуру свободной отпускной и свободной розничной цены.

Данные:

Себестоимость изделия – 80 руб.

НДС – 18% к свободной отпускной цене (без НДС).

Акцизный  налог – 30%.

Свободная отпускная цена (с НДС) – 300 руб.

Снабженческо-сбытовая надбавка – 15%

Торговая  надбавка – 25%. 

Решение.

1. а)  Прибыль к свободной отпускной  цене =  Свободная отпускная цена (с НДС) – Себестоимость –  Акциз – НДС=(300 – 80 – 80*0,3)*(1 – 0,18) = 160,7 (руб.)

б) Свободная  розничная  цена = Свободная отпускная  цена + Снабженческо – сбытовая надбавка + Торговая надбавка = 300 + 300*0,15 + 300*0,25 =

= 300*1,4 = 420 (руб.)

в) Цену закупки, по которой розничная торговля будет рассчитываться с посредником = Свободная отпускная цена + Снабженческо – сбытовая надбавка = 300 + 300*0,15 = 345 (руб.)

2. Составим  структуру свободной отпускной  цены

Себестоимость Прибыль Акциз НДС
80 160,7 24 35,3

Составим  структуру свободной розничной  цены

Себестоимость Прибыль Акциз НДС Снабженческо  – сбытовая Торговая  надбавка
80 160,7 24 35,3 45 75

 

       Заключение.

       В условиях рынка ценообразование  является сложным процессом, подверженным воздействию многих факторов. Выбор  общей ориентации в ценообразовании, подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги в целях увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения уровня производства, максимизации прибыли и укрепления рыночных позиций фирмы осуществляется в рамках маркетинга.

       Установление  цены – один из важных элементов  маркетинга, прямо воздействующий на сбытовую деятельность, поскольку уровень и соотношение цен на отдельные виды продукции, особенно на конкурирующие изделия, оказывают определяющее влияние на объемы совершаемых клиентами закупок. Цены находятся в тесной зависимости со всеми составляющими маркетинга и деятельности фирмы в целом. От цен во многом зависят реальные коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное воздействие на положение фирмы на рынке.

       Риск  – это неопределенность, связанная  с принятием решений, реализация которых происходит с течением времени. Ни одно предприятие не застраховано от возникновения и негативного влияния экономических рисков. Единственное, что может помочь Вам в наибольшей мере избежать катастрофических последствий, - это предусмотрительное выявление потенциально возможных для Вашего производства рисков, их оценка и анализ, а также разработка программы по предупреждению, минимизации и ликвидации последствий их пагубного воздействия. 
 
 
 

 

       Список  литературы.

1. Беляева И.Ю. Цены и ценообразование: учебное пособие / И.Ю. Беляева – М.: Кнорус, 2008.

2. Герасименко В.В. Ценообразование: учебное пособие / В.В. Герасименко – М.: ИНФРА-М, 2006.

3. Есипов В.Е. Цены и ценообразование: учебное пособие / В.Е. Есипов – СПб.: ПИТЕР, 2009.

4. Жарикова Т.В. Ценообразование: учебно-практическое пособие / Т.В. Жарикова, Е.В. Краснов. Барнаул: Изд-во АГАУ,2006.

5. Хохлов Н.В. Управление риском: учебное пособие / Н.В. Хохлов – Изд.: Юнити – Дана, 2008.

6. Ценообразование: учебное пособие / под ред. Г.А. Тактарова. – М.: Финансы и статистика, 2007.

7. Шапкин  А.С.  Экономические и финансовые  риски. Оценка, управление, портфель  инвестиций. М.: Дашков и К, 2006.

8. www.ceae.ru 
 
 


Информация о работе Понятие и сущность цены в рыночной экономике