Понятие, сущность,предмет и методы цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Индексы цен были первыми агрегированными показателями, которые стали регулярно публиковаться с первой половины прошлого века в США, Германии, России и других странах.
Объектом данной курсовой работы является статистика цен и инфляции. Ее предмет – анализ цен и инфляции.
Актуальность работы состоит в том, что в настоящее время инфляция - один из самых опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом, поэтому статистике нужно следить за уровнем инфляции и ценами.
Цель работы – провести теоретическое рассмотрение статистики цен, а так же провести статистический анализ цен и инфляции в Воронежской области.

Файлы: 1 файл

курсовая моя статистика.docx

— 60.88 Кб (Скачать файл)

Потребительские цены, т. е. цены на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления, регистрируются работниками специальных служб цен.

Для этого  в каждом городе отбираются крупные, средние, мелкие предприятия торговли и сферы услуг, расположенные  как в центральной части города, так и на окраинах, с тем чтобы  наблюдению подверглись предприятия  с различными условиями обслуживания. При этом репрезентативно включаются предприятия торговли и сферы  потребительских услуг всех форм собственности, городские продовольственные  и вещевые рынки, ярмарки.

Регистрации подлежит фактическая цена товара (услуги), имеющегося в свободной продаже. В нее включаются НДС, акциз и другие косвенные налоги.

Наблюдение  за уровнем и динамикой цен  осуществляется по конкретным видам  товаров и услуг, вошедших в потребительский  набор, определяемый Госкомстатом России.

Потребительский набор – это единая для всехрегионов Российской Федерации репрезентативнаявыборка групп товаров и услуг, наиболее часто

потребляемых  населением.

Набор состоит  из трех крупных групп:

продовольственные товары, непродовольственные товары и платные услуги, оказываемые  населению.

В перечень товаров и платных услуг, подлежащих регистрации, включаются самые значимые и занимающие наибольший удельный вес  в потребительских расходах населения  позиции. Состав и число таких  позиций периодически могут изменяться в соответствии с изменениями  в структуре потребительских  расходов населения. При этом на районном уровне регистрация цен может  проводиться по сокращенному перечню  товаров и услуг по сравнению  со столицами республик в составе  России, областными и краевыми центрами. Это связано как с невозможностью получить в малых городах и  районных центрах информацию по полному  кругу, так и с большей инертностью  здесь цен, чем в целом по России.

На основании  полученной исходной информации о ценах  и тарифах на потребительском  рынке исчисляются и публикуются  сводный индекс потребительских  цен, стоимость различных наборов  продуктов питания, стоимость потребительской  корзины.

При регистрации  цен на продукцию промышленных и  строительных предприятий (цен производителей) наиболее сложной проблемой является составление репрезентативной выборки  из всего многообразия товаров и  услуг, а также множества предприятий этих отраслей, отличающихся по форме собственности, организационной структуре, размерам и другим признакам.

Отбор товаров  для регистрации цен на промышленную продукцию производится методом  целенаправленной выборки в несколько  этапов.

На первом этапе централизованно формируется  перечень товарных групп, которые являются наиболее значимыми для отдельных  отраслей промышленности. По ним рассчитываются на федеральном уровне индексы цен  производителей в промышленности, проводятся международные сопоставления уровней  и динамики цен.

На втором этапе отбора по каждой группе выделяются товары-представители. В качестве критерия отбора таких товаров служит показатель удельного веса (стоимость отобранных товаров должна составлять не менее 50% в стоимости общего выпуска  продукции).

Наблюдение  за изменением цен производителей промышленной продукции проводится органами статистики по выборочной сети базовых предприятий  путем постоянной регистрации фактических  цен на отгруженную (или подлежащую отгрузке) продукцию.

Кроме того, Госкомстат РФ учитывает и анализирует  также цены на материально-технические  ресурсы (цены приобретения), в капитальном  строительстве, в сельском хозяйстве (в разрезе отраслей и групп  однородной продукции) и тарифы на грузовые перевозки (железнодорожные, трубопроводные, автомобильные, авиационные). Наряду с наблюдениями за внутренними ценами на товары и услуги Госкомстат РФ определяет и анализирует цены экспортируемых и импортируемых товаров. Отличие их учета состоит в том, что используются средние цены товарных групп. Они определяются как отношение общей стоимости экспортируемого (импортируемого) вида товара к его количеству. Для исчисления соотношения цен по видам экспортируемых и импортируемых товаров и индексов цен используются также данные таможенной статистики.

Таким образом, организация наблюдения за ценами на продукты и услуги позволяет своевременно получать всестороннюю информацию, на основании которой можно проводить  анализ уровня, структуры цен, тенденций  их изменения во времени (по отраслям и отдельным территориям), изучать  влияние цен на важнейшие макроэкономические показатели, осуществлять международные  сопоставления.

Под уровнем  цен понимают абсолютные, средние  и относительные показатели, отражающие цены отдельных товарных единиц или  их совокупности на определенную дату или промежуток времени.

В практике статистических работ чаще всего  используются средние величины. Средняя  цена может исчисляться как для  конкретного товара, так и для  товарных групп; для одного товара по различным территориям и субрынкам  по следующей формуле:

 

 

где     – средняя цена товара;

qp – стоимость реализованной продукции;

q – количество товаров в натуральном выражении.             

   Если  статистическая информация не содержит данных о количестве реализованной продукции, то средняя цена определяется по формуле средней гармонической взвешенной:

 

   

           Уровень средних цен исчисляется  не только по отдельным товарам-представителям  и товарным группам, но и  как обобщенный уровень по  всем продовольственным товарам,  товарам народного потребления,  платным услугам, товарам и услугам вместе, отдельным сельскохозяйственным продуктам на городском рынке, основным продуктам питания (в расчете на месяц) и т. п. Их исчисление производится как на федеральном, так и на отраслевом и региональном уровнях.   

  Исчисление  средних цен (уровней цен) на  продукцию различного назначения (продукция производителей, потребителей) имеет свои особенности, которые в основном состоят в том, что в одних случаях налоги включаются при исчислении цены, а в других – не включаются.

    Статистика  изучает структуру оптово-отпускных  и розничных цен. В состав  розничной цены входят оптово-отпускная  цена производителя, торговая  наценка оптовой и розничной  торговли и транспортная наценка.

 Особое  значение имеет анализ структуры  розничных цен. Наличие, соотношение и число структурных элементов конкретной цены зависят от конъюнктуры рынка, вида товара, числа торговых посредников и др.

    С  помощью показателей структурных  различий можно проводить территориальный  сравнительный анализ структуры  цен, а также анализировать  динамику структуры розничных  цен. 

Индекс цен – относительный показатель, характеризующий изменение цен во времени (индекс динамики), в пространстве (территориальный индекс). Он выражается в коэффициентах или в процентах. В практике статистики применяется система индивидуальных индексов и система общих

индексов. Индивидуальный индекс цен характеризует соотношение  уровней цен одного и того же вида товара и определяется по формуле:

iP = р1 : р0.

 

Общий индекс цен – относительная величина, характеризующая изменение цен совокупности разнородных товаров.

    Общие  индексы цен строят различными способами в зависимости от наличия исходных данных и от поставленной задачи. Наиболее часто применяются агрегатная, арифметическая, гармоническая и реже – геометрическая формы индексов цен.

   Наиболее  дискуссионной в теории и практике исчисления индексов является проблема их взвешивания.

Основные  формы индексов, используемых в практике статистики цен: 

– индекс цен, взвешенный по весам базисного периода, - индекс Ласпейреса:

 

 

– индекс цен,взвешенный по весам текущего периода,  – индекс Пааше:

 

 

Одним из первых ученых, который описал соотношение  индекса Ласпейреса и Пааше, был  американский ученый Гершенкрон.

Отсюда возникло понятие – «эффект Гершенкрона» – систематическое опережение индексом Ласпейреса индекса Пааше  (IЛ ( IП).

Расчет  ИПЦ осуществляется в несколько  этапов:

  1. Определяются индивидуальные индексы цен по товару (услуге) и городу как частное от деления средних сопоставимых цен: iP = P1 : P0.
  2. На основе индивидуальных индексов цен по городам и территориальных весов определяются агрегатные индексы цен отдельных товаров, товарных групп и услуг в целом по региону, экономическому району, Российской Федерации:

 

 

 

где IP(i) – агрегатный индекс цен на i-й товар (товарную группу) по территории; – индивидуальный по j-й территории индекс цен на i-й товар; d jн – доля численности населения j-й территории в общей численности населения всей территории.

  1. Исходя из агрегатных индексов цен по товарам и услугам в целом по региону, экономическому району, Российской Федерации и доли расходов на их приобретение в потребительских расходах населения определяются сводные индексы в целом по всем товарным группам и услугам и по группам (продовольственным, непродовольственным товарам и платным услугам).

Индекс потребительских  цен рассчитывается по формуле Ласпейреса:

 

  

где q0 – количество товара (услуг) в потребительском наборе базисного периода; p1 (р0) – цена единицы товара (услуги) в потребительском наборе текущего (базисного) периода; iP – индивидуальный индекс цен товара (услуги).

 

 

 

Глава 2. Понятие, сущность и методы инфляции

 

Инфляция  проявляется прежде всего в повышении  цен на товары и услуги сопоставимого  качества.

При изучении причин и последствий инфляции можно  выделить два основных подхода: монетаристский и немонетаристский. При монетаристском подходе (денежная природа) рост инфляции кроется в более быстром увеличении денежной массы по сравнению с  ростом объема реального продукта. Это хорошо иллюстрируется уравнением обмена, которое вывел американский экономист И. Фишер: MV = PQ  откуда следует, что P = MV : Q,

 где M – денежная масса, находящаяся в обращении; V – скорость обращения денег; P – уровень цен; Q – количество реальных товаров и услуг.

Из этого  уравнения выводится уравнение  темпов роста (ТР) (индексов) рассматриваемых  показателей, которое характеризует  темп инфляции:

TP = TM *TV /TQ.

Из этого  уравнения следует, что при стабильных значениях скорости обращения денег  и объемов реального продукта инфляция предопределяется темпами  роста денежной массы.

Однако  в действительности такая взаимосвязь  не наблюдается, так как в силу сложных экономических отношений  хозяйствующих субъектов объем  реального продукта и скорость обращения  денег не являются стабильными.

Выделяют  открытую и подавленную инфляцию.

Открытая инфляция проявляется в различных формах: инфляция спроса, инфляция издержек производства, структурная инфляция.

Подавленная инфляция выражается в увеличении денежной наличности.

Уровень инфляции характеризуется темпом прироста уровня цен по сравнению с предыдущим периодом и может быть рассчитан по формуле:

 

 

где Iинф – уровень инфляции в процентах; ИПЦ1 и ИПЦ 0 – индексы потребительских цен соответственно в текущем и базисном периодах.

Рассмотрим  некоторые направления анализа  влияния инфляционных процессов  на важнейшие экономические показатели.

Анализ  показателей динамики макроэкономических показателей, и прежде всего ВВП, требует их исчисления в сопоставимых ценах. Одним из методов устранения влияния изменения цен на макроэкономические показатели является дефлятирование стоимостного показателя из текущих цен в цены предыдущего периода с помощью индекса-дефлятора.

Индекс-дефлятор ВВП – отношение ВВП в текущих ценах к объему ВВП в постоянных ценах предыдущего года:

,где

          

- ВВП текущего периода в текущих ценах;              

- ВВП текущего периода в базисных ценах.

  ВВП текущего года в ценах предыдущего года можно получить следующим образом:

 

 

В статистическом анализе инфляции используется также  показатель нормы инфляции (ИN), который определяется по формуле:

                                   N=  -/

где It и It-1 - индексы смежных периодов.

Норма инфляции отражает процентное изменение уровня инфляции за данный период времени. В  статистике принято считать, что  если норма инфляции менее 10%, то имеет  место "ползучая" инфляция; если норма  инфляции около 50%, то имеет место "гиперинфляция". Норма инфляции 10 - 99% характерна для  стран с переходной экономикой или  для развивающихся стран.

Информация о работе Понятие, сущность,предмет и методы цен