Понятие, сущность,предмет и методы цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Индексы цен были первыми агрегированными показателями, которые стали регулярно публиковаться с первой половины прошлого века в США, Германии, России и других странах.
Объектом данной курсовой работы является статистика цен и инфляции. Ее предмет – анализ цен и инфляции.
Актуальность работы состоит в том, что в настоящее время инфляция - один из самых опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом, поэтому статистике нужно следить за уровнем инфляции и ценами.
Цель работы – провести теоретическое рассмотрение статистики цен, а так же провести статистический анализ цен и инфляции в Воронежской области.

Файлы: 1 файл

курсовая моя статистика.docx

— 60.88 Кб (Скачать файл)

 

Глава 3. Анализ цен и инфляции

 

По данным Российского статистического ежегодника 2012 за несколько лет, проведем анализ цен и инфляции по Воронежской  области.

 

Задача1.

Реализация  продукции представлена следующими данными:

Товары

Ед. измерения

Базисный  период

Отчётный  период

Индивид. индекс цен.(Ip=p1/p0)

 

 

 

Цена  за единицу товара, руб.(p0)

Кол-во(qo)

Цена  за единицу товара, руб.(p1)

Кол-во(q1)

 

 

Чай зелёный-пакетированный.

шт

60

1000

80

900

1,167

 

 

Ситцевая  ткань

м

100

1500

100

1500

1,0

 

Картофель

кг

50

800

40

1000

0,8

 

 

1.Определим  агрегатный индекс Пааше

2.Определим  агрегатный индекс Ласпейреса

Решение:

1. 1,031 = 103,1%.

 

По ассортименту товаров отчетного периода вцелом цены повысились в среднем на 3,1%. Абсолютный прирост товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным за счет роста цен составит:

 

 

2. 1,048 = 104,8%.

 

По ассортименту базисного периода в целом  цены повысились в среднем на 4,8%, что привело к изменению абсолютного прироста товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным на 12000 руб.:

 

 

 

                                                                                                    

Таким образом, по исчисленным индексам получили различные результаты. Индекс Пааше характеризует влияние изменения цен на стоимость товаров, реализованных в отчетном периоде, а индекс Ласпейреса показывает влияние изменения цен на стоимость товаров, реализованных в базисном периоде.

Определим размер переплаты (экономии) денег населением в связи с ростом (снижением) цен. Сумма перерасхода (экономии) денег населения определяется как разность между числителем и знаменателем индекса Пааше, а именно:

 

 

В вышеприведенном  примере перерасход денег населением составил 8000 руб.: П(Э)=262000-254000=8000 руб.

       

   Задача 2.

Имеются следующие  исходные данные (млрд. руб.)

Показатели

Базисный  год

Текущий год

Индекс

 

Денежная  масса на начало года

33,2

97,8

-

 

На  конец года

97,8

220,8

-

 

В среднем за год

65,5

159,3

2,4

 

ВВП в текущих ценах

600

1600

-

 

В постоянных ценах

600

540

0,9

 

 

Определим:

  1. Дефлятор ВВП
  2. Уровень инфляции
  3. Скорость обращения денежной массы
  4. Ускорение оборачиваемости денежной массы
  5. Рост инфляции за счёт трёх факторов.

Решение:

  1. Определим дефлятор ВВП, как отношение ВВП в текущих ценах в отчётном периоде к величине показателя в сопоставимых цен базисного периода.

Дефлятор  ВВП=1600/540=2,963,значит за счёт изменения  цен ВВП вырос в 2,963 раза.

  1. Найдём уровень инфляции, который в статистике измеряют с помощью системы индексов цен, важнейшим компонентом которой является индекс-дефлятор ВВП:

N=  -/-норма инфляции, отсюда N=2,963-1/1=196,3%, норма инфляции показывает, что за отчётный период уровень инфляции повысился на 96,3%.

  1. Определим скорость обращения денежной массы в каждом периоде, как отношение объёма ВВП к среднему объёму денежной массы за период.

  V= ;

В базисном периоде:v=1600/65,5=9,16 оборотов в год;

В отчётном периоде: v=1600/159,3=10,044 оборотов в год.

4. Ускорение  оборачиваемости денежной массы  в отчётном периоде составило: 10,044/9,16=1,0965 оборотов в год по  сравнению с базисным периодом.

5. Определим  модель роста инфляции за счёт  трёх факторов: роста денежной  массы, ускорения оборачиваемости  денег и уменьшения физического  объёма производства: TP=2,4*1,0965/0,9=2,963

Задача 3.

 По данным четырех областей одного из федеральных округов, содержащих цепные (в расчете к предыдущему месяцу текущего года) индексы цен на продовольственные и непродовольственные товары, а также доли численности населения каждой области в общей численности населения округа определить базисный ИПЦ по округу (за март в процентах к декабрю базисного года). При этом известно, что в декабре базисного года удельный вес продовольственных товаров в потребительских расходах населения округа составлял 53,2%, а непродовольственных товаров – 46,8%.

 

 

 

Область

 

 

Доля числ. населения

 

Индексы к  предыдущему месяцу(цепные)

 

 

 

 

Продовольственные товары

Непродовольственные товары

 

 

 

Янв.

Фев.

Март

Янв.

Февр.

Март

 

Воронежская

0,5021

1,165

1,137

1,120

1,163

1,148

1,148

 

Белгородская

0,1235

1,092

1,090

1,062

1,111

1,110

1,102

 

Курская

0,1726

1,107

1,108

1,102

1,096

1,093

1,093

 

Липецкая

0,2018

1,123

1,123

1,115

1,220

1,218

1,218

 

Итого:

1,0

1,138

1,223

1,109

1,156

1,148

1,147

 

 

  1. Определяем средние по округу значения цепных индексов цен по каждой группе товаров. Результаты расчетов представлены в итоговой строке таблицы. Ход вычислений покажем на примере продовольственных товаров за январь месяц:

/

 

 

     2. Рассчитаем базисный за квартал ИПЦ по отдельным группам товаров:

- по продовольственным  товарам (март к декабрю базисного  года):

 ИПЦ (прод.) = 1,138 ( 1,123 ( 1,109 = 1,417;

- по непродовольственным  товарам аналогично:

ИПЦ (непрод.) = 1,156 ( 1,148 ( 1,147 = 1,522.

 

3.Рассчитаем сводный ИПЦ по округу (март к декабрю базисного года):

 

 

Проведенные расчеты показывают, что за первый квартал текущего года цены на потребительские  товары возросли в среднем на 46,6%.

Индекс  потребительских цен используется как общий показатель инфляции в  потребительском секторе, при исчислении показателей системы национальных счетов, для индексации доходов населения.

Задача 4.

Имеются следующие данные о продаже товаров:

 

Товары

 

Цена за 1 кг  в базисном периоде,р.

 

Продано, т

 

Индивидуальные  индексы цен,%

 

 

 

Базисный  период

Отчётный  период

 

 

Рис

20,90

1300

1600

+23

 

Гречка

19,30

4800

6750

+38

 

Мука

10,40

2600

4000

+19

 

 

Рассчитаем:

    1. Общий индекс цен
    2. Общий индекс физического объёма реализации
    3. Индекс товарооборота

Решение:

   рис=20,90*1,23=25,71

 гречка=19,30*1,38=26,63

 мука=10,40*1,19=12,38

===1,31

  1. ===1,68
  2. =2,2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/


Информация о работе Понятие, сущность,предмет и методы цен