Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 08:15, курсовая работа
Целью данной работы является изучение процесса ценообразования и политики ценообразования.
Для этого были поставлены следующие задачи:
1. Изучить сам процесс ценообразования, его этапы.
2. Целостно рассмотреть политику ценообразования.
3. Проанализировать ценообразование в некоторых компаниях.
4. Сделать соответствующие выводы.
Введение
Глава 1. Теоретические основы ценообразования и ценовой политики
1.1 Процесс ценообразования
1.2 Аспекты ценовой политики фирмы
Глава 2. Анализ опыта успешной ценовой политики российских предприятий
2.1 Применение метода затратного ценообразования
2.2 Ценностный метод ценообразования
Глава 3. Совершенствование ценовой политики предприятия
3.1 Общие принципы
3.2 Стратегия ценообразования
Заключение
Список использованной литературы
Например, промышленная группа "Петроимпорт", производящая пельмени, майонез, сливочное масло, кетчуп, действует в нижнем ценовом секторе, где решающим фактором при покупке является цена. Поэтому, выводя на рынок новый продукт, компания делает его как можно более дешевым (так называемая цена проникновения - как можно ближе к минимально допустимой рентабельной). Но по мере узнавания потребителем качества нового товара и привыкания к нему цена повышается до максимально допустимого уровня в этой ценовой нише.
Ключ ценностного метода - позиционирование товара в определенном сегменте рынка. Поэтому, скажем, вместо того чтобы до потери пульса снижать себестоимость, предприятия задаются вопросом, не лучше ли поискать других покупателей. В частности, компания "Эфко", потерпев в свое время неудачу в нижнем ценовом сегменте рынка подсолнечного масла, решительно занялась созданием брэнда "Слобода" и перепозиционированием своей продукции в средний и высший сегменты, где для потребителей, как известно, решающими факторами покупки являются качество, дизайн товара, известность торговой марки.
С тех пор в "Эфко" установление рыночной цены начинается с решения вопроса, для кого предназначен продукт (дешевый - дорогой - элитный). А затем, с учетом стратегических задач компании и цен конкурентов, оцениваются возможности в продвижении товара. Например, дезодорированное масло "Слобода" устанавливается в высшем сегменте рынка, конкурирует в основном с импортными товарами. Задача - обеспечить качество и доступность товара для максимально широкого потребителя. Цена в этом случае должна быть немного ниже конкурентных (на 1,5-2 процента).
Чтобы поддерживать
конкурентоспособные цены, "Эфко"
в отличие от предприятия применяющего
затратный метод
Ценностный метод ценообразования - это, по сути, первый шаг предприятия к контролю рынка. Едва сделав его, компания понимает, что в руках у нее широчайшая палитра возможностей, и начинает применять все более разнообразные и изощренные тактические ходы для реализации собственной стратегии. Специалисты называют этот тип ценовой политики дифференцированным подходом - здесь все зависит от целей фирмы, чего она, собственно, хочет достичь: завоевать новый рынок, расширить уже существующий, создать брэнд, удержать товар в нужном секторе или, напротив, перепозиционировать его.
Яркий пример зависимости ценовой политики от маркетинговых задач предприятия - стратегия Нижегородского масложирового комбината (НМЖК), который в прошлом году надумал укрепить свои позиции и в Москве. Один из продуктов, с которым нижегородцы пришли в столицу, - легкий майонез. Причем разрабатывался он как "антикризисный", то есть более дешевый, чем классический "Провансаль". Кажется, следовало вести "битву за Москву" с помощью низких цен. Руководство НМЖК поступило ровно наоборот: создало брэнд "Ряба" и позиционировало его в высшем сегменте рынка наряду с импортными "Кальве" и "Хелманн". Тому были причины.
На рынке Москвы и Московской области присутствует несметное число производителей "Провансаля" во главе с Московским жировым комбинатом, имеющим устойчивую положительную репутацию у потребителя. На этом фоне новому рыночному игроку без собственного брэнда практически ничего не светило. А кроме того, потребительские свойства нижегородского майонеза оказались так хороши (вкус "Рябы", по опросам покупателей, устойчиво ассоциируется с импортными аналогами), что специалисты рекомендовали производителю ни в коем случае не делать новый продукт дешевым.
Наконец, впервые в своей практике, в Москве НМЖК пошел на создание представительства - чтобы напрямую работать со столичной розницей.
Для тех 10-15 процентов компаний, которые решают свои стратегические задачи за счет ценовой политики, а не наоборот, выход на розничную торговлю - дополнительный шанс. Действуя в высококонкурентной среде, они выкраивают свою маржу, доводя ценовые расчеты вплоть до "самого последнего" потребителя (ниже будет показано, как это делает "Петроимпорт"). Кроме того, в дружбе с розницей им легче собирать основную маркетинговую информацию - о вкусовых предпочтениях, финансовых возможностях и ожиданиях потребителя, то есть о емкости рынка.
Предприятиям, исповедующим затратный подход к ценам, выход на розницу представляется делом непомерно сложным и дорогим. И это понятно, ведь в результате всей этой канители - создания сети представительств или, еще сложнее, фирменных магазинов - ценовых решений в арсенале руководства фирмы особо не прибавится. Речь опять будет идти о снижении себестоимости.
Между тем, подчинив себе розницу, можно добиться очень хороших результатов в смысле объема продаж. Однако сделать это не так просто, как может показаться энтузиастам. Разумнее рекомендовать не фиксированную цену, а желаемые пределы, поскольку ситуация на рынке постоянно меняется. Именно таким способом компании удалось преодолеть сопротивление торговых точек и наладить систему контроля розничных цен.
Сотрудникам отдела продаж "Петроимпорта" пришлось провести большую учебно-воспитательную работу среди продавцов. Те магазины, которые предпочитали увеличивать объемы продаж путем максимального снижения цены, были приятно удивлены, обнаружив, что при рекомендованной предприятием более высокой цене продажи не уменьшились. Для просвещения работников торговли "Петроимпорт" издает информационный вестник "Кошелек", где объясняется, откуда берется "рекомендованная" цена и какие компоненты в нее закладываются.
Рекомендованные "Петроимпортом" розничные цены отражаются только в прайс-листе покупателя-магазина. Указывать их на упаковке продукции считается невыгодным для продавцов.
По мнению Светланы Запсельской, заместителя генерального директора "Ликонфа" по экономическим и финансовым вопросам, управление розничными ценами вообще возможно только через фирменную сеть магазинов. Однако такой подход оправдан лишь для производителя, ограничивающего свои амбиции рамками региона. Например, "Ликонфу" хватает двух фирменных магазинов и нескольких киосков и выездных точек в Липецке.
Что касается общероссийского рынка, то для эффективной "слежки" за розничными ценами предприятия обзаводятся сетью представительств, которые к тому же обеспечивают их экспансию в данном регионе. В компании "Эфко", например, уверены, что нынешняя доля рынка компании в регионах - до 22 процентов - достигнута с помощью торговых домов в Москве, Воронеже, Екатеринбурге, Новосибирске, Петербурге.
Однако основная
масса отечественных производит
В какой бы рыночной позиции ни находилась фирма, она не может позволить себе одного — устанавливать цены без серьезного анализа возможных последствий каждого из вариантов такого решения. Более того, анализ деятельности преуспевающих фирм показывает, что они, как правило, обладают и четкой политикой цен, и определенной стратегией ценообразования.
Возвращаясь к тому, что было сказано выше, можно считать одним из вариантов политики цен задачу, скажем, поддержания цен несколько ниже уровня основных конкурентов, чтобы обеспечить ускоренный рост продаж по сравнению с общим темпом расширения рынка. Соответствующая этой политике стратегия ценообразования будет определять набор процедур и мероприятий, с помощью которых такая политика будет проводиться на практике.
Если вы в своей практике нередко задаете себе вопрос: «Какую цену нам надо установить, чтобы покрыть затраты и получить хорошую прибыль?», то это значит, что у вас нет своей политики цен, и соответственно не может быть и речи о какой-то стратегии ее реализации. О политике цен мы можем говорить в том случае, если вы ставите перед собой вопрос совсем по-иному: «Какие затраты мы можем себе позволить, чтобы заработать прибыль при тех рыночных ценах, которых мы можем добиться?»
Точно так же непозволительно говорить о наличии у фирмы какой-то ценовой политики или стратегии, если вы задаете себе, казалось бы, вполне «рыночный» вопрос: «Какую цену готов будет заплатить за этот товар покупатель?» Тревожащий менеджера вопрос в сфере ценообразования должен звучать совсем по-иному, например, так: «Какую ценность представляет этот товар для наших покупателей и как нам убедить их в том, что наша цена соответствует этой ценности?»
Ведь если ценность (субъективно воспринимаемая полезность) товара не оправдывает для покупателя его цену, то квалифицированный стратег ценообразования не станет лихорадочно предлагать покупателям все большие скидки, надеясь нащупать в конце концов идеальное соотношение «цена/полезность». Он пойдет иным путем: начнет изучать возможности иной сегментации рынка или использования иных каналов сбыта, чтобы найти своего покупателя, который купит этот товар и при такой цене. Ведь нельзя забывать, что снижение цены воспринимается многими потенциальными покупателями как свидетельство не очень высокой ценности товара. Поэтому чрезмерно поспешное установление скидок может не увеличить продажи, а сократить их (покупатели могут среагировать по известной модели «Мы недостаточно богаты, чтобы покупать дешевые и низкокачественные товары»).
И наконец, действительный стратег ценообразования не будет ставить вопрос так: «Какие цены позволят нам добиться желаемых объемов продаж или доли рынка?» Он посмотрит на проблему по-иному: «Какой объем продаж или доля рынка для нас могут быть наиболее прибыльны?»
Наиболее четко различия между ценообразованием «по воле случая и рынка» и стратегическим ценообразованием проявляются в частых конфликтах между руководителями финансовых и маркетинговых служб фирмы. В идеале они должны достичь баланса своих интересов. Но на практике мы чаще сталкиваемся с тем, что маркетологи пытаются отстоять интересы покупателей, желающих получить товар «не дороже того, чего он стоит», аргументируя это тем, что только при внимании к таким требованиям фирма может добиться своих коммерческих целей. Напротив, финансисты требуют вещей более приземленных — чтобы фирма продавала товары по ценам, покрывающим ее затраты и приносящим прибыль.
Примирить эти интересы — задача высшего руководства фирмы, которое должно добиться:
1) от финансистов
и бухгалтеров — умения
2) от специалистов по маркетингу—умения выбирать продукты (услуги), а также сегменты рынка, которые могут стать основой коммерческой политики фирмы при имеющихся у нее конкурентных преимуществах.
Одним из решающих
путей повышения
От правильно выбранной цены зависит успешность продаж и доход компании. Ценообразование достаточно сложная вещь, далеко не всегда простые методы дают лучшие результаты. Цены - это, прежде всего, инструмент и им надо уметь пользоваться, если нет опыта, можно учиться методом проб и ошибок, изменяя наценку и отслеживая реакцию покупателей. Но играть с ценами можно только после того, как сделана первоначальная наценка на товар, а для начинающих предпринимателей даже это не всегда простая задача. Для её решения предлагаю воспользоваться одним из предложенных методов ценообразования.
- затратный принцип, считаем усредненные затраты плюс прибыль;
- ценообразование
в соответствии со спросом
на товар, в случае с
- наценка в
соответствии с плановой
- ценообразование в зависимости от конкуренции, смотрим цены у конкурентов и, исходя из этого, ставим цены;
- психологическое
ценообразование, цена устанавл
1. Герасименко В. В. Ценовая политика фирмы. М.: Финстатинформ, 2005. С. 8, 9.
2. Пунин Е. И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятиях. М.: Международные отношения, 2003, С. 99.
Информация о работе Порядок ценообразования и ценовая политика организации (предприятия)