Прогнозирование цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение прогнозирования цен на продукцию предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть условия деятельности фирмы на региональном рынке;
определить основные задачи прогнозирования цен;
рассмотреть факторы ценообразования и основные принципы формирования цен;
изучить методы краткосрочного прогнозирования экономических показателей;
обосновать цены на продукцию предприятия в краткосрочном периоде.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ И ЗАДАЧИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЦЕН 4
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНОВЫХ ПРОГНОЗОВ 10
2.1. Факторы ценообразования, принципы формирования цен на рынке 10
2.2. Методы краткосрочного прогнозирования экономических показателей 15
3. ФОРМИРОВАНИЕ КРАТКОСРОЧНОГО ПРОГНОЗА УРОВНЯ ЦЕН 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

Прогнозирование цен.docx

— 88.99 Кб (Скачать файл)

К внешним факторам, связанных  с мировой экономикой, можно отнести:

  • Изменение мировых цен (цен на мировых товарных рынках);
  • Изменение валютных курсов;
  • Коньюктуру мировых и товарных фондовых рынков;
  • Использование запретов ограничений во внешней торговле различных стран и др. [12]

Факторы ценообразования  имеют различную степень определенности, разную скорость и частоту изменений.

К числу факторов, воздействующих на уровень цен нефтяных компаний, в том числе и на уровень  цен в компании «Название Организации» относятся, прежде всего, структура и динамика производства и издержек. Для отдельных компаний наряду с этими факторами существуют и другие: особенности географического положения компании, доступность для нее зарубежных рынков, степень обеспеченности собственными запасами и т. д. Конечно, самообеспеченность оказывает существенное воздействие на уровень цен и норму прибыли нефтяных компаний. Однако основная роль этого фактора заключается не столько в достижении владеющими собственной сырой нефтью компаниями более высокого уровня нормы прибыли, сколько в обеспечении большей гарантии устойчивости ее динамики. При такой гарантии сохраняется устойчивое положение на рынке, ради которого компания может согласиться и с меньшей нормой прибыли. [7]

Под принципами ценообразования  понимают наиболее общие условия, необходимые  для обеспечения нормального  процесса формирования, установления и применения цен. Принципы формирования цен являются общими как для макроэкономического  уровня, так и для конкретных предприятий  и организаций.

К наиболее общим принципам  ценообразования относятся следующие  принципы:

  • принцип научной обоснованности цен;
  • принцип  целевой ориентации цен;
  • принцип законности;
  • принцип плановости цен;
  • принцип  непрерывности процесса ценообразования;
  • принцип единства процесса формирования цен и контроля их соблюдения.

Принцип научной обоснованности цен предполагает, что при формировании цен необходимо учитывать действие экономических законов и закономерностей. Научное обоснование цен базируется на глубоком анализе конъюнктуры рынка, всех рыночных факторов, а также действующей в национальной экономике системы цен. В связи с этим необходимо выявить тенденции развития производства на перспективу, спрогнозировать изменение уровня издержек, спроса, качества товаров, учесть разнообразную информацию, в том числе экономическую, при установлении цен.

Принцип целевой ориентации цен состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен, например социальная защита населения или целевая ориентация цен на освоение новой эффективной продукции, повышение ее качества. С этой целью на определенный период времени на принципиально новые виды продукции устанавливаются повышенные цены, обеспечивающие максимальную прибыль.

Целевые приоритеты и целевая  направленность цен могут изменяться на каждом этапе развития национальной экономики страны.

Принцип законности означает, что формирование и применение цен  должны находиться в правовом поле, подчиняться действующим нормативным  положениям, установленным государством. Это относится к порядку включения  в цены конкретных элементов (например, акцизов, НДС, таможенных пошли и  др.) При формировании цен необходимо использовать установленные государством различные ставки и нормативы. Процесс  ценообразования должен быть законным и прозрачным.

Принцип плановости цен означает, что важнейшим элементом процесса ценообразования является текущее, перспективное планирование цен  и их прогнозирование на длительную перспективу.

Принцип непрерывности процесса ценообразования определяется его динамичностью и проявляется, во-первых, в том, что продукция на каждом этапе движения от сырья до готового изделия имеет свою цену; во-вторых, в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших и освоением новых видов товаров.

Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен заключается в государственном установлении общих принципов и правил ценообразования, формировании, регулировании и контроле за ценами продукции и услуг отраслей национальной экономики и предприятий-монополистов и в первую очередь в сфере энергетики, нефтяной и газовой промышленности, транспорта, связи, коммунального хозяйства и др. В каждой отрасли национальной экономики имеются свои особенности формирования цен и тарифов; применения к ценам налога на добавленную стоимость, акцизов, надбавок, наценок, скидок; соблюдения уровня рентабельности и себестоимости продукции; формирования себестоимости с учетом утвержденных нормативов, налогов, сборов, платежей и отчислений. В связи с этим выполнение всех общих принципов, правил, рекомендаций, положений по ценообразованию, предусмотренных в законодательном и правовом порядке, является обязательным условием государственной дисциплины цен. Государственный контроль за ценами осуществляется и по товарам, в отношении которых действует режим свободных (договорных) цен. .[4], [12]

 

2.2. Методы краткосрочного прогнозирования экономических показателей

 

Прогнозирование - это предвидение, обоснованное предсказание о возможных, состояниях объекта управления в будущем. Прогнозирование, являясь основой планирования, охватывает комплекс вопросов развития управляемого объекта, т.е. его социально-экономическую и научно-техническую стороны. Назначение прогноза – показать, чего может достигнуть управляемый объект (коллектив) при тех или иных условиях, в плане же отражается то, что должно быть достигнуто. Принципиальной особенностью прогнозирования является то, что оно осуществляется в условиях значительной неопределенности. Это предопределяет необходимость выполнения его в нескольких вариантах. [10]

Период времени, на который  разрабатывается прогноз, носит  название периода упреждения прогноза. Иногда, максимально возможный период упреждения прогноза специально интересует исследователя, в этом случае его  именуют прогнозным горизонтом.

По периоду упреждения экономические прогнозы делятся на:

    • оперативные (со сроком до 3-6 месяцев от начала прогноза);
    • краткосрочные (период упреждения – до года);
    • среднесрочные (период упреждения – до пяти лет);
    • долгосрочные (с периодом упреждения более 5 лет). [1]

Оперативный прогноз предполагает перспективу, в течение которой  не ожидается существенных изменений  самого объекта исследования ни с  количественной, ни с качественной стороны.

Краткосрочный прогноз разрабатывается  на промежуток времени, когда имеют  место только количественные изменения, среднесрочный - предполагает присутствие  в системе не только количественных, но и качественных изменений, долгосрочный – существенное количество в системе  качественных изменений.

Дальнесрочный прогноз предполагает перспективу, когда ожидаются столь  существенные качественные изменения  системы, что можно говорить лишь о самых общих перспективах развивающегося объекта.

При этом оперативные прогнозы, как правило, содержат в себе детальные  оценки рассматриваемого процесса. Краткосрочные  – общие количественные, среднесрочные  заявления – количественно-качественные, долгосрочные прогнозы – качественно-количественные выводы, дальнесрочные – самые  общие качественные оценки.

Продолжительность прогноза определяется целью, которая перед ним ставится. Краткосрочные прогнозы необходимы для обоснования годового объема производства и сбыта той или иной продукции. С помощью среднесрочного прогноза определяются тенденции развития производства, спроса и цен на продукцию в предстоящие года, а основная сфера долгосрочных прогнозов - научно-технический прогресс.   Что касается точности прогнозов, то она снижается по мере увеличения периода прогнозирования. В зарубежной практике, например, при краткосрочном прогнозировании считается допустимой погрешность до 5%.

Наибольший практический интерес, безусловно, представляют краткосрочные  и оперативные прогнозы.

Методы краткосрочного прогнозирования применяются в  тех случая, когда:

  • частота данных за рассматриваемый период не более года (недельные, месячные, квартальные и т.п.);
  • прогноз делается для конкретного объекта отдельно и, следовательно, на каждый следующий момент времени;
  • прогнозы строятся для большого числа объектов;
  • если прогноз составляется для конкретного товара или рыночного продукта, в задачу прогнозирования также входит: анализ спроса с целью выработки политики в области управления запасами и производством соответствующего товара и анализ продаж с целью упорядочения торговых потоков и торговых операций. [11]

Очевидно, для  подобного рода применений прогностические  методы и модели должны быть:

  • легкими в обращении — в смысле вычислений и затрат, связанных с хранением информации;
  • гибкими, и поэтому допускающими для самого широкого круга объектов применение различного набора связанных между собой типов прогностических моделей, эффективно работающих в самых разных ситуациях;
  • достаточно полно автоматизированными и требующими по возможности минимального вмешательства человека;
  • достаточно обоснованными в научном смысле, реализованными в виде программ на ЭВМ. [11]

При прогнозировании используются три группы методов:

  • экстраполяция (интерполяция);
  • моделирование;
  • опрос экспертов. [3]

Различают методы краткосрочного прогнозирования:

Методы экстраполяции тенденций:

- упрощенные  приемы, основанные на средних  показателях динамики (средние темпы  роста, прироста);

- аналитические  методы (метод наименьших квадратов,  тренды, т.е. математические функции);

- адаптивные  методы, учитывающие степень устаревания  данных (методы скользящих и экспоненциальных  средних, методы авторегрессии).

Методы статистического моделирования:

- статические  (методы парной и множественной  регрессии);

- динамические (анализ динамических рядов):

- методы агрегатного  моделирования (разложение ряда  на тенденции, сезонность, случайные  составляющие);

- методы регрессии  по взаимосвязанным рядам динамики (включаются в модель не только  факторы, но и лаговые переменные);

- методы регрессии  по пространственно-временной информации (для каждого ряда строится  регрессионная модель по совокупности  объектов).

Метод экстраполяция - это метод научного исследования, заключающийся в распространение тенденций, установленных в прошлом, на будущий период.

Математические методы экстраполирования  сводятся к определению того, какие  значения будет принимать та или  иная переменная величина Х=x(t1), если известен ряд ее значений в прошлые моменты времени:

х1=x(t1),…….., x(tn-1) → x(tn)    (2.1)

 

В узком смысле слова экстраполяция - это нахождение по ряду данных функции  других ее значений, находящихся вне  этого ряда. Экстраполяция заключается  в изучении сложившихся в прошлом  и настоящем устойчивых тенденций  экономического развития и перенесении  их на будущее. В прогнозировании  экстраполяция применяется при  изучении временных рядов и представляет собой нахождение значений функции  за пределами области ее определения  с использованием информации о поведении  данной функции в некоторых точках, принадлежащих области ее определения.

Тренд экстраполируемого  явления - это длительная тенденция изменения экономических показателей, т.е. изменение, определяющее общее направление развития, основную тенденцию временных рядов. Тренд характеризует основные закономерности движения во времени, в некоторой мере свободные от случайных воздействий. При разработке моделей прогнозирования тренд оказывается основной составляющей прогнозируемого временного ряда, на которую накладываются другие составляющие. Результат при этом связывается исключительно с ходом времени. Предполагается, что через время можно выразить влияние всех основных факторов.

К математическим методам  относят также такие методы как  метод скользящей средней, метод  экспоненциального сглаживания, рассчитываемый посредством использования фактора затухания, метод сезонного тренда и др.

Сущность метода наименьших квадратов состоит в том, что функция, описывающая прогнозируемое явление, аппроксимируется более простой функцией или их комбинацией. Причем последняя подбирается с таким расчетом, чтобы среднеквадратичное отклонение фактических уровней функции в наблюдаемых точках от выровненных было наименьшим.

Например, по имеющимся данным (xiyi) (i=1,2,….n) строится такая кривая y=a+bx, на которой достигается минимум суммы квадратов отклонений:

    (2.2)

т.е. минимизируется функция, зависящая от двух параметров: а – (отрезок на оси ординат) и b (наклон прямой).

 

Уравнение, дающие необходимые  условия минимизации функции  S(a,b), называются нормальными уравнениями. В качестве аппроксимирующих функций применяются не только линейная, но и квадратическая, параболическая, экспоненциальная и др. [3]

Информация о работе Прогнозирование цен