Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 01:20, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Ценообразование"
При переходе общества к рынку появляется такой классификационный признак, как степень свободы цен от воздействия государства при их определении. В зависимости от этого классификационного признака различают следующие виды цен.
1. Свободные цены – свободно складываются на рынке под воздействием спроса и предложения независимо от какого бы то ни было прямого влияния государственных органов. Государство может воздействовать на эти цены (их уровень) лишь косвенно – путем влияния на конъюнктуру рынка доступными ему способами, например, установить «правила игры» на рынке с помощью мер, ограничивающих недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка. С этой целью вводится ряд запретов: на горизонтальное фиксирование цен, на вертикальное фиксирование цен, на ценовую дискриминацию, на демпинг, на недобросовестную ценовую рекламу.
2. Регулируемые цены – складываются под влиянием спроса и предложения, но испытывают при своем формировании определенное воздействие государственных органов, которое осуществляется методами либо прямого ограничения роста или снижения цен, либо путем регламентации рентабельности, либо путем установления предельных надбавок или коэффициентов к фиксированным ценам прейскуранта, либо путем установления предельных значений элементов цены, либо каким-нибудь аналогичным методом.
3.
Фиксированные цены – прямо
устанавливаются государством
Классификация цен в зависимости от степени новизны товара. В соответствии с этим признаком различают цены на новые товары и товары, реализуемые на рынке относительно долгое время.
По
новым товарам практикой
При
выпуске на рынок нового товара предприятие
или фирма выбирает, как правило,
одну из двух альтернативных стратегий
– «снятия сливок» или «
1.
Цена «снятия сливок».
Цена снижается лишь после того, как спрос по максимальной цене оказывается удовлетворенным. Снижение цены позволяет увеличить зону продажи – привлечь новых покупателей.
Преимущества метода «снятия сливок»:
1)
высокая цена обеспечивает
2) высокая цена позволяет
3)
высокая первоначальная цена
способствует созданию «имиджа»
4)
повышенная цена способствует
увеличению спроса на
5)
ошибка в завышенной цене
Основным
недостатком этой стратегии ценообразования
является то, что высокая цена привлекает
конкурентов. Поэтому цену «снятия
сливок» можно успешно
2.
Цена «проникновения (внедрения)
на рынок». С помощью этого
метода предприятие (фирма)
3.
«Психологическая» цена. Устанавливая
цену, продавец должен учитывать
психологию восприятия цены
В действительности в выигрыше остается продавец: количество проданных товаров и соответственно сумма полученной прибыли у него возрастают.
4. Цена «следования за лидером» в отрасли или на рынке. В соответствии с этой стратегией ценообразования цена на товар устанавливается примерно на уровне цены главного конкурента – как правило, ведущей фирмы отрасли, доминирующей на рынке. При этом цена не должна превышать цену, предлагаемую лидером, т.е. главным конкурентом. На взаимозаменяемую продукцию (бензин) устанавливается одинаковая цена. Если товары близки друг другу по потребительским характеристикам (автомобили), то в ценах могут быть некоторые различия. Лидерство в ценах обеспечивается только в том случае, если фирма имеет явные преимущества перед конкурентами либо по объемам производства товаров, либо по уровню издержек.
5. Цена с возмещением издержек производства. В данном случае фирма устанавливает цену на свой товар, основываясь на фактических издержках
6.
Престижная цена –
Выбор одного из названных методов определения цены осуществляется руководством фирмы; при этом должны учитываться многие факторы, основными из которых являются:
· скорость внедрения на рынок нового товара;
· доля рынка сбыта, контролируемая этой фирмой;
· характер реализуемого товара (степень новизны, взаимозаменяемость с другими товарами и др.);
· период окупаемости инвестиций;
· конкретные условия рынка (степень монополизации, ценовая эластичность спроса, круг потребителей и др.);
·
положение фирмы в
На товары, реализуемые на рынке относительно длительное время, устанавливаются следующие виды цен:
1.
Скользящая или падающая цена
– устанавливается почти в
прямой зависимости от
Однако при таком методе определения цены требуется:
· затруднить появление на рынке конкурента;
· постоянно повышать качество товаров;
· сокращать издержки производства.
2.
Долговременная цена –
3.
Цены потребительского
4.
Гибкая цена – меняется в
зависимости от соотношения
5. Преимущественная цена. Метод определения этой цены предусматривает для фирм, занимающих доминирующее положение (доля рынка 70–80%) на рынке, определенное снижение цен на свои товары. Такие фирмы могут обеспечить значительное снижение издержек производства за счет роста объемов выпуска и сокращения расходов по реализации товаров.
Главные цели, которые при этом ставятся фирмой:
· предотвратить внедрение на рынок новых конкурентов;
· заставить конкурентов платить большую цену за право внедрения на рынок, а это доступно далеко не каждому конкуренту.
6.
Цены на изделия, выпуск
7.
Цена, установленная ниже, чем у
большинства предприятий.
8. Договорная цена. Суть этого
метода определения цены
Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, обладают следующими специфическими чертами:
1)
отражают внешнеэкономические
2) находятся в зависимости от цен мировых рынков, отражающих условия производства и реализации мирового хозяйства.
Внешнеторговые цены используются при экспорте товаров и их импорте. Внешнеторговые сделки осуществляются, как правило, на базе цен основных мировых товарных рынков.
Мировая цена есть денежное выражение мировой интернациональной стоимости товара. Она формируется под воздействием спроса и предложения того или иного товара на мировом рынке, колебаний валютных курсов и т.д.
Мировые цены находятся под значительным влиянием государства, которое проводит регулирование внешнеэкономической деятельности через лицензирование, квотирование, субсидирование экспорта и импорта. На мировые цены большое влияние оказывает инфляция.
В структуре экспорта России в нынешних условиях преобладающее место занимают нефть, газ, лес и другие виды сырья. Особое значение в системе мировых цен имеют цены на экспортируемые товары. На них действуют два основных вида цен:
1)
цена франко – станция
2)
цена франко – станция
Эти цены различаются методами возмещения транспортных расходов и каждая из них имеет много разновидностей.
На экспортируемые товары внутри страны устанавливаются специальные цены и надбавки к ним.
На импортируемые товары цены устанавливаются на основе импортной (контрактной) стоимости с включением расходов по закупке и доставке товаров до границы в валюте страны экспортера. Затем на территории России импортная стоимость пересчитывается в рубли по официальному курсу Центрального банка. К ней добавляются налог на импорт, таможенная пошлина, акцизы, НДС и другие платежи.
Розничные цены на импортные потребительские товары устанавливаются внутри страны, как правило, свободными, исходя из соотношения спроса и предложения.
Уровень мировых цен учитывается и в розничных ценах, и в тарифах на услуги, например, в гостиницах для иностранцев, при продаже потребительских товаров на иностранную валюту в специальных валютных магазинах.
Несколько особняком стоят цены, используемые в учете и статистике. Статистика цен применяет методы статистического наблюдения, изучения и анализа всех сложных явлений ценообразования и функционирования цен. К основным конкретным задачам статистики цен относится наблюдение за уровнем и динамикой цен путем систематизации и нахождения их средних значений в динамических рядах. Органы статистики осуществляют регистрацию цен. Регистрируемые цены используются для расчетов индексов цен. Производится также изучение цен по их ценообразующим элементам, т.е. методом разработки структуры цен.