Шпаргалка по "Ценообразованию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 01:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Ценообразование"

Файлы: 1 файл

воросы п ценообраз.docx

— 384.76 Кб (Скачать файл)

К ценам, используемым в учете и  статистике, относятся: индексы цен, текущие, средние цены, сопоставимые и неизменные цены. Эти виды цен  позволяют выявлять и анализировать  тенденции в динамике цен, измерять динамику физических объемов производства и реализации товаров и услуг, осуществлять контроль и анализ выполнения стоимостных показателей. Цены статистического учета являются агрегированными, обобщенными.

В настоящее время в условиях инфляционного  роста цен большое значение приобретают  расчеты индексов цен и, в частности, индекса потребительских цен, характеризующего стоимость жизни населения и  имеющего в связи с этим социальный характер.

Индексы цен производителей (индексы оптовых  цен предприятий, индексы цен  капитальных вложений, индексы цен  на продукцию сельского хозяйства, индексы транспортных тарифов и др.), а также индексы потребительских цен используются для оценки показателей системы национальных счетов и, прежде всего, валового внутреннего продукта, что очень важно для анализа развития экономики.

Существуют  также лимитные (предельно допустимые) цены, которые устанавливаются на стадии проектирования новых изделий. Они являются исходными при определении оптовых цен на эти изделия.

Имеются также проектные и ориентировочные  цены, используемые в период разработки изделий, когда еще нет утвержденной (согласованной) цены.

Научно-исследовательскими организациями, разрабатывающими прогнозы развития отдельных отраслей и производств, определяются прогнозные цены. В условиях рыночных отношений их роль значительно возрастает.

 

вопрос 7.

Спрос является важнейшей категорией рыночной экономики, так как именно он в конечном счете определяет цену на различные товары, распределяет сырье и готовую продукцию.

Спрос – это желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определенное время и в определенном месте. Следует различать понятия «желание» и «спрос». Не всякое желание иметь товар является спросом. Желание только тогда превращается в спрос, когда подкрепляется финансовыми возможностями покупателя. Иными словами, рынок не реагирует на потребности, не обеспеченные платежеспособностью покупателя.

Объем спроса – это то количество товара (услуг), которое покупатель готов приобрести при данных условиях в течение определенного промежутка времени.

Взаимосвязь между объемом спроса на товар  и определяющими его факторами  отражена в общей функции спроса и может быть представлена следующей формулой:

 

QDx =f(P, Рy , ..., Рz , I, W, Тх, F, S, q),          (1)

 

где  QDx – объем спроса на товар Х в единицу времени;

       Рx – цена товара X;

       Рy , ..., Рz – цены товаров-заменителей и взаимодополняющих товаров;

       I – доход покупателя;

      W– уровень благосостояния, т.е. покупательная способность потребителя;

      Tx – вкусы и предпочтения покупателей;

      F–потребительские ожидания;

     S – сезонность потребности, удовлетворяемая данным товаром;

q – количество покупателей.

Закон спроса показывает связь между ценами и количеством товаров и услуг, которые могут быть приобретены по каждой из данных цен. При прочих равных условиях по низкой цене удастся продать больше товаров, чем по высокой.

Поэтому между рыночной ценой товара и  тем его количеством, которое  может быть куплено по этой цене, устанавливается строгое соотношение. Эту взаимосвязь можно представить  в виде шкалы спроса, показывающей, какое количество товара будет куплено по различным ценам (табл. 1).

 

Таблица 1

Соотношение цены и количества проданного товара А на рынке

 

Цена (Price) за единицу товара А в денежном выражении

Спрос (Quantity) – количество проданного товара А

50

40

30

20

10

10

30

50

75

    90


 

Такое изменение спроса (или количества единиц купленного товара А) объясняется следующими обстоятельствами:

· по низкой цене купить товар может большее число потребителей;

· низкие цены заставят многих покупателей предпочесть данный товар другому;

· если цены на товар будут высокими, определенное число покупателей откажутся от покупки.

Используя данные, приведенные в табл. 1, можно  построить кривую спроса DD (рис. 1)* . По оси ОХ отложены объемы продаж некоторого товара X, по оси О Y– цены на единицу данного товара. Кривая спроса DD раскрывает связь между ценой (Р) и количеством товара (Q), которое будет приобретено покупателем по данной цене.


 

 

  В учебных целях кривую спроса  обычно изображают в виде прямой линии, описываемой уравнением QD = а - bх.

 

Кривая  спроса показывает, что между ценой  товара и его количеством устанавливается обратно пропорциональная зависимость. Чем выше цена, тем меньше товаров по этой цене может быть куплено. Увеличение количества товара в продаже вызывает снижение цены на него.

 

Рис. 1. Кривые спроса и предложения

 

Если  изменяется цена товара (Рx), то при прочих равных условиях изменяется величина спроса на него и движение идет по кривой спроса.

Если  допустить, что в какой-то период времени все факторы, кроме первого, в выражении (1) неизменны, то объем спроса реально будет зависеть только от изменения цены. Таким образом осуществляется переход от общей функции спроса к функции спроса от цены QDx=f(Px).

В случае изменения других факторов (кроме  цены) изменяется сам спрос и, следовательно, положение кривой спроса: при падении  спроса кривая спроса сдвигается вниз и влево (DD), а при его повышении – вверх и вправо (D1D1).

Таким образом, «изменение в спросе» нельзя смешивать с «изменением объема спроса». Изменение объема спроса означает движение по кривой спроса, тогда как изменение в спросе выражается в смещении всей кривой спроса влево или вправо.

На  изменение спроса влияют многие неценовые факторы. Наиболее существенное воздействие на поведение покупателей оказывают следующие из них.

  1. Цены взаимосвязанных товаров

Объем спроса на любой конкретный товар  будет зависеть от изменения цен на взаимосвязанные товары. Конечный результат влияния изменения цены одного товара на объем спроса на другой товар зависит от того, являются ли эти товары взаимозаменяемыми или взаимодополняемыми .

Если  увеличение цены одного товара влечет за собой рост объема спроса на другой при каждом значении цены, такие  товары являются взаимозаменяемыми (товары-субституты)1. Повышение цены на товар-субститут сдвигает кривую спроса данного товара вправо.


1 Существует множество взаимозаменяемых товаров и услуг: рыба – мясо, кино – театры – телевидение, метро – такси и т.п.

 

Если  увеличение цены одного товара вызывает снижение объема спроса на другой, такие  товары являются взаимодополняемыми (комплиментарными)2. Увеличение цен на дополняющий товар сдвигает кривую спроса на данный товар влево.


2 К взаимодополняемым товарам относятся, например, бензин и автомобили, кофе и кофеварки и т.п. Эти товары потребители используют вместе.

 

  1. Уровень денежных доходов покупателей

Когда доход потребителя растет, он начинает больше тратить денег на потребление товаров. Его спрос повышается на многие товары, но не на все.

Нормальный (полноценный) товар – это такой  товар, объем спроса на который увеличивается с ростом дохода при каждом значении цены.

Низший (малоценный) товар – это такой товар, объем спроса на который падает с ростом дохода. Низшими являются товары (или блага), для которых существуют альтернативы, обладающие более высоким качеством или большими удобствами. Так, по мере того как доходы растут, семьи отказываются от потребления макарон, картофеля, хлеба и получают необходимые калории из более полноценных продуктов питания, таких как рыба дорогих видов, мясо и др. С приростом доходов потребителей возрастает объем спроса при каждом значении цены, что графически изображается как сдвиг кривой спроса на нормальный товар вправо, а кривой спроса на низшие товары – влево.

  1. Вкусы и предпочтения покупателей

Это важнейший фактор, определяющий объем  спроса на любой товар, который формируется под воздействием общества с его Культурным и образовательным уровнем и рекламы. Например, борьба общества с курением или усиление антиалкогольной пропаганды вызовет определенное снижение спроса на эти социально опасные товары. Однако привычки и традиции в обществе меняются довольно медленно, а мода – достаточно быстро. Но независимо от причины, вызвавшей изменение вкусов, кривая спроса сдвигается.

  1. Потребительские ожидания

Ожидания  потребителей будущего повышения цен, увеличения доходов и дефицита товаров  на рынке вызывают увеличение объема спроса в данный период. И наоборот, ожидание будущей распродажи товаров, снижения доходов или появления  большего разнообразия товаров-субститутов приводит к сокращению текущего спроса.

  1. Количество покупателей1

1 Следует отметить, что этот фактор воздействует на рыночный спрос, в то время как первые четыре фактора воздействуют на индивидуальный спрос.

 

Увеличение  на рынке числа покупателей с  постоянным средним доходом сопровождается ростом объема спроса на любой товар  при всякой цене. Кривая спроса при  этом переместится вправо.

 

вопрос 9.

  1. Взаимосвязь цены и предложения

 

В установлении рыночной цены не менее  важную роль играет предложение, т.е. то количество товаров, которое продавцы могут и желают предложить покупателю в определенное время и в определенном месте.

Взаимосвязь цены за единицу товаров и соответствующего ей предложения можно представить в виде следующей шкалы (табл. 2).

Таблица 2

Соотношение цены и количества предлагаемого к продаже товара А на рынке

 

 Цена за единицу товара А в денежном выражении

Предложение товара

50

40

30

20

10

95

70

50

25

0


 

Шкала предложения показывает, что при  высоких ценах продавцы выставят на продажу большее количество товара, чем при низких. Это происходит из-за стремления получить большую прибыль.  Если при росте цен кривая спроса падает, то кривая предложения SS возрастает (см. рис. 1). В этом наглядно проявляется противоречивость интересов производителя и покупателя в отношении цены товара.

  Кривая предложения SS характеризует предложение товара прямо пропорциональной зависимостью между Р и Q. Эта специфическая связь называется законом предложения1.


1 Нельзя не отметить, что такая закономерность не безусловна. Некоторые экономисты высказывают мнение о том, что общего закона предложения (подобно закону спроса, который действует практически без исключений) не существует, так как встречаются случаи, когда нет прямой зависимости между изменениями цены товара и объемом его предложения.

 

Фирма-производитель  через цену товара получает информацию о том, в какой степени общество нуждается в ее продукции. И если уровень цены, сложившийся на рынке, возмещает затраты предприятия и обеспечивает получение желаемой прибыли, это служит самым верным признаком целесообразности производства и его соответствия спросу.

Функция предложения показывает взаимозависимость  между предложением товара и определяющими  его факторами; эта зависимость может быть выражена следующим образом:

 

                     QSx=f(Px,Py,…,Pz, K,L,N,q),                                                   (2)

 

где QSx – объем предложения товара Х в единицу времени;

Рx– цена предложения товара X;

Рy , ..., Рz – цены на товары-конкуренты и товары, производимые совместно с данным товаром;

К – уровень технологии производства;

L – налоги и дотации;

N – плата за производственные ресурсы;

q – количество продавцов.

Объем предложения  – это то количество товара, которое продавец желает продать при данных условиях. Объем предложения меняется только при изменении цены. Графически изменение объема предложения выражается в движении по кривой предложения SS (см. рис. 1). В случае изменения других факторов, влияющих на предложение, смещается сама кривая предложения (S1S1).

Здесь очень важно снова обратить внимание на различие между «изменением в  предложении» и «изменением объема предложения».

Изменение объема предложения означает передвижение по кривой предложения с одной точки на другую вследствие изменения цен на данный товар.

Изменение в предложении выражается смещением  всей кривой предложения вправо или  влево при изменении одного или  нескольких неценовых факторов.

К неценовым  факторам, воздействующим на изменение предложения, относят следующие факторы.

1. Плата  за производственные ресурсы. Изменение платы за производственные ресурсы оказывает влияние на издержки производства, а следовательно, и на объем выпускаемой продукции. Изменение стоимости любого из ресурсов, используемых в производстве, будь то стоимость труда, сырья, транспорта или энергии, сдвинет кривую предложения. При снижении платы за ресурсы и снижении издержек производства происходит увеличение предложения товара и сдвиг кривой предложения вправо (см. рис. 1) и наоборот.

Информация о работе Шпаргалка по "Ценообразованию"