Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 16:12, курсовая работа
Осуществляя трастовые операции, коммерческие банки в специфической форме выполняют функцию накопления денежных капиталов и их мобилизацию в производство. Использование трастовые операции позволяет маскировать сращивание банковского капитала с нефинансовым капиталом, поскольку банки вкладывают доверенные им капиталы в акции и облигации крупных корпораций и компаний. Банкам данные операции (преимущественно с ценными бумагами) позволяет установить контроль над корпорациями, т. к.получение в доверительное упраление ценых бумаг означет передачу основных прав в отношении этих ценных бумаг, за исключением права получения дохода по ним.
В классическом варианте (в каком он существует на мировом финансовом рынке) траст был задуман как форма управления капиталом клиента, имя которого не разглашается. Для этого в разных странах существуют различные способы сокрытия имени собственника денежных средств, при этом налоги за клиента платит доверительных управляющий.
Схема простейшего траста
в классическом виде представлена на
рисунке (рис. 1).Владелец средств, передаваемых
в траст (собственник) через адвоката или
нотариуса (учредитель траста) вверяет
средства в управление доверительному
управляющему (финансовой компании, банку),
а тот через оговоренный период времени
передает их бенефициару(
После того, как выгодоприобретатель
получил средства от доверительного
управляющего, он передает их учредителю
траста (как правило, это доверенное
лицо собственника), тот возвращает
их собственнику. По классической схеме
управляющий действует
В России условия обязательного указания имени реального собственника закреплено в ч. 2 ГК РФ и др. документах, регламентирующих действия доверительных управляющих. Наряду с рядом др. ограничений это не позволяет классифицировать действия по управлению средствами клиентов как траст, а дает возможность говорить лишь о его элементах.
Схематически механизм доверительного управления, который, исходя из действующего ГК РФ, осуществляется в России выглядит следующим образом (рис. 2).
1. Учредитель управления
определяет порядок управления
активами с финансовым
2. На основании подписанного
договора учредитель
3. Управляющий (финансовый
посредник) формирует и
4. Управляющий обеспечивает
информационное обслуживание
5. Получение
Банк может выступать и в качестве управляющего, тогда схема доверительного управления значительно меняется.
Банк за обслуживание счетов «депо» получает комиссионные независимо от числа и объема операций за целый месяц. В то же время клиент оплачивает услуги банка по операциям с наличными ценными бумагами в размере 0.25% от номинала стоимости бумаги. Оплата производится по каждой конкретной ситуации в течении трех банковских дней с момента выполнения операции посредством перечисления суммы на корреспондентский счет банка в РКЦ. При открытии счета «депо» банк играет на повышении и понижении курса той или иной ценной бумаги путем купли-продажи. Разница, возникающая в результате этой операции, образует доход банка.
На практике под пакетом ценных бумаг подразумевается совокупность различных видов ценных бумаг (акции, облигации) и финансовые инструменты в виде депозитных, сберегательных и прочих долговых обязательств, используемых в стране на основе соответствующего законодательства.
Сам пакет ценных бумаг, предложенный клиенту банком, должен отвечать следующим требованиям:
наименование ценных бумаг;
полное название эмитента ценных бумаг;
способ приобретения;
сведения о регистрации выпуска ценных бумаг;
информация о регистрации сделок.
Рыночная цена пакета ценных бумаг базируется на суммировании рыночных ценных бумаг, из которых складывается сам пакет. Банк управляет соответствующим пакетом ценных бумаг на основании договора доверительного управления.
Другим видом трастовых услуг, применяемым российскими банками для клиентов, является ведение реестра акционеров и регистрация сделок с ценными бумагами. Предоставление таких услуг вызвано тем, что ведение реестра акционеров при большой численности работников является сложной задачей. Ведение реестра целесообразно осуществлять в компьютером виде, т. к. без этого практически невозможно иметь и анализировать состояние курсовой стоимости акций, их ликвидности, полный пакет акций, принадлежащий работникам того или иного предприятия. Само ведение реестра включает: формирование реестра по итогам закрытой подписки; внесение изменений по итогам чековых аукционов; выдача выписок из реестра, изменение уставного капитала по результатам инвестиционных торгов; операции по перепродаже акций при условии, что сделка зарегистрирована в другом финансово-кредитном институте; выдача различных отчетов; выдача списка по начислению дивидендов.
Нередко владельцы акций уполномочивают банк представлять их интересы на общем собрании акционеров с передачей ему своих прав голоса путем специального письменного разрешения, выдаваемого на определенный срок. Предоставляя клиенту эту услугу, банк регулярно высылает ему все необходимые документы включая информацию о повестке дня общего собрания акционеров высказываемых на нем различных предложений. При получении от клиента права голоса на общем собрании акционеров банковский специалист высказывает свое мнение относительно поведения на данном собрании и получает чёткие инструкции клиента на этот счет. На самом собрании представитель банка вправе не отклоняться от полученных указаний, но может поступать по своему усмотрению в зависимости от конкретной ситуации.
Если по итогам аукционов или торгов величина какого-либо пакета в руках одного акционера превышает 35%, то в этом случае требуется предъявление нотариально заверенной копии разрешения Антимонопольного комитета, при поддержке коммерческих структур. Если величина колеблется в пределах от 15 до 35%, то такая информация должна поступать в Министерство финансов РФ.
Одним из наиболее перспективных
направлений развития трастовых
операций в России может стать
сотрудничество коммерческих банков с
созданными инвестиционными фондами.
Для большинства индивидуальных
инвесторов сейчас сложно инвестировать
свои средства на фондовом рынке в
силу отсутствия профессиональных знаний.
Поэтому они вынуждены
Коммерческие банки в России осуществляют доверительное управление с созданием Общих фондов банковского управления. В начале июля 1997 г. была опубликована Инструкция ЦБ РФ №63 «О порядке осуществления доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями РФ», которая определила юридические основы создания нового финансового инструмента - ОФБУ и сформулировала основные принципы организации и управления ими.
Инициатива создания ОФБУ
принадлежит банку. При этом решение
о создании принимается правлением
или иным исполнительным и распорядительным
банковским органом, одновременно с
утверждением инвестиционной декларации
фонда и Общих условий
Согласно п. 6.7. Инструкции ЦБ РФ №63 кредитная организация для регистрации ОФБУ должна предоставить в регистрирующий орган:
заявление на регистрацию ОФБУ;
общие условия создания и доверительного управления имуществом общего фонда;
инвестиционную декларацию;
бухгалтерский баланс кредитной организации по счетам второго порядка по состоянию на конец последнего квартала перед принятием решения о создании общего фонда;
балансы ранее созданных ОФБУ;
расчеты обязательных экономических нормативов деятельности кредитной организации;
справку о выполнении обязательств перед Банком России в течении года перед датой принятия решения о создании ОФБУ. Куприна К.А. Банки и доверительное управление: любые проблемы разрешимы// Рынок ценных бумаг,1997,№22.
ОФБУ как форма коллективного инвестирования «появилась на свет» позже паевых инвестиционных фондов(ПИФов). Нормативная база ПИФов разработана примерно два года назад; первые ПИФы начали размещение паев осенью 1996 г., а к настоящему времени на рынке действует уже около 13 ПИФов. В то же время очевидно, что ОФБУ могут стать серьезным конкурентом на рынке и в состоянии привлечь немалые объемы финансовых средств.
Инструкция определяет ОФБУ как «имущественный комплекс, состоящий из имущества, передаваемого в доверительное управление разными лицами и объединяемое на праве общей собственности, а также приобретаемое доверительным управляющим в процессе доверительного управления. То обстоятельство, что банк одновременно выступает и как лицо, принимающее решение о создании ОФБУ, и как доверительный управляющий упрощает и ускоряет процесс создания ОФБУ, поскольку у банка в отличие от управляющей компании ПИФа, нет необходимости в получении специальной лицензии на управление имуществом ОФБУ. Согласно Инструкции деятельность по доверительному управлению имуществом ОФБУ осуществляется на основании общей банковской лицензии.
Для ОФБУ действие Инструкции
распространяется только на резидентов
РФ. Таким образом, нерезиденты не
будут иметь возможности
Объектами доверительного управления
в ОФБУ могут быть денежные средства
в рублях и иностранной валюте,
ценные бумаги, природные драгоценные
камни и драгоценные металлы,
производные финансовые инструменты,
принадлежащие резидентам РФ на правах
собственности. Практически единственный
актив, запрещенный для ОФБУ-
Отношения учредителя управления и банка - доверительного управляющего в ОФБУ оформляются договором о доверительном управлении, который заключается в письменной форме в порядке, установленном гражданским законодательством. С формальной точки зрения отношения сторон фиксируются через договор, Общие правила и сертификат долевого участия, а в ПИФе через Правила. Вместо пая инвестору ОФБУ выписывается сертификат долевого участия, который не являясь ценной бумагой, представляет собой документ, свидетельствующий о факте передачи имущества в доверительное управление и о размере доли учредителя в составе ОФБУ. См сертификат имуществом не является и не может быть предметом купли-продажи.
Как и при создании ПИФов регистрация ОФБУ требует публичного обнародования инвестиционной декларации. Она должна содержать информацию:
о предельном стоимостном объеме имущества в ОФБУ;
о доли каждого вида ценных бумаг (акции, облигации, векселей), входящих в портфель инвестиций ОФБУ;
о доле средств, размещаемых в валютные ценности;
об отраслевой диверсификации вложений (по видам отраслей-эмитентов ценных бумаг).
Инвестиционная декларация не может быть изменена до прекращения деятельности ОФБУ. Важное преимущество ОФБУ - значительно меньшая, чем у ПИФов, регламентация диверсификации. В соответствии с Инструкцией Банка России ОФБУ не может вкладывать более 15% своих активов в ценные бумаги одного эмитента либо группы эмитентов, связанных между собой отношениями имущественного контроля или письменным соглашением. В портфеле открытого паевого инвестиционного фонда должны преобладать ценные бумаги, которые имеют реальное рыночное квотирование. Доля нерыночных не должна превышать 10% от стоимости активов фонда. Карпиков Е.,Рылько П. ОФБУ и ПИФы : инвестиционные возможности на рынке ценных бумаг// Рынок ценных бумаг,1998,№1.
В отличии от банковского вклада, когда кредитная организация обязуется выплатить сумму вклада и проценты на условиях и в порядке, предусмотренном в договоре, в долевом сертификате не устанавливается определенный процент, который должен получить инвестор. Риск инвестиций в ОФБУ выше, чем в банковский вклад, где получить определенную сумму может помешать только банкротство самой кредитной организации. Повышенный риск компенсируется повышенной доходностью. Однако долги по обязательствам, возникшим в связи с доверительным управлением имущества, погашаются за счет этого имуществ. В случае недостаточности этого имущества взыскание может быть обращено на имущество доверительного управляющего, при недостаточности и его имущества на имущество учредителя управления, не переданное в управление. Инвесторы ПИФа не отвечают по обязательствам управляющей компании и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им инвестиционных паев.