Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 16:12, курсовая работа
Осуществляя трастовые операции, коммерческие банки в специфической форме выполняют функцию накопления денежных капиталов и их мобилизацию в производство. Использование трастовые операции позволяет маскировать сращивание банковского капитала с нефинансовым капиталом, поскольку банки вкладывают доверенные им капиталы в акции и облигации крупных корпораций и компаний. Банкам данные операции (преимущественно с ценными бумагами) позволяет установить контроль над корпорациями, т. к.получение в доверительное упраление ценых бумаг означет передачу основных прав в отношении этих ценных бумаг, за исключением права получения дохода по ним.
Критерием, позволяющим отличать траст от иных форм работы на рынке, доверительные управляющие считают обязательным наличие на договорах пометки «Д.У.» («доверительный управляющий»). ПРизнак это чисто формальный, технически он должен поддерживаться грамотным построением всего комплекса услуг. Однако пока мало доверительных управляющих, принимающих во внимание эту формальность.
В ГК РФ определяются условия договора, согласия по которым должны достичь стороны и отразить это в договоре доверительного управления:
- состав имущества, передаваемое в доверительное управление;
- наименование
юридического лица или имя
гражданина, в интересах которого
осуществляется доверительное
- размер и форма
вознаграждения управляющему, если
выплата вознаграждения
- срок действия договора.
Постоянно пополняется список объектов траста, т.е. имущества, передаваемого в доверительное управление. В настоящее время к объектам траста можно отнести денежные средства, валюту, ценные бумаги, паи, уставной капитал фирмы, землю, недвижимость, имущественные комплексы (предприятия и прочие), а также нематериальные активы. Главным конечно является ценные бумаги, однако не все ценные бумаги могут быть в качестве объекта управления. Например, вексель. Его ценность - в возможности получения по нему платежа(инкассации) или продажи(учета). Вексель - это в чистом виде долговая ценная бумага. В нем отсутствует «элемент управляемости» именно как ценной бумагой. Но как задолженностью векселей (точнее» портфелем векселей») им управлять можно. Однако доверительное управление долгом - это уже тема, не относящиеся к кругу проблем, очерчиваемых законом «О рынке ценных бумаг». Другой пример - акции. В них «элемент управляемости» значителен, поскольку акция не долговая ценная бумага. Она удостоверяет ряд прав, необходимость осуществления которых непосредственно связано с возможностью передачи акций в доверительное управление (это в первую очередь, так называемые права членства в АО).Вопрос о выборе отдельных видов ценных бумаг в качестве объектов доверительного управления может быть решено при изучении ценных бумаг с точки зрения удостоверяемых ею прав.
Доверительное управление
ценными бумагами обязательно дополняется
доверительным управлением
«Имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества учредителя, а также от имущества доверительного управляющего. Это имущество отражается у управляющего на отдельном балансе, и по нему ведется отдельный учет». (ГК РФ п. 1 ст. 1018)
Итак, для доверительного управляющего операции по управлению имуществом являются забалансовыми, Имущество, переданное в доверительное управление, не влияет на собственные активы управляющего, а может оказывать влияние (на пассивную сторону баланса) лишь вознаграждение, полученное управляющим от учредителя управления. Следовательно, переданное в доверительное управление имущество, собственник должен учитывать на своем балансе, несмотря на то, что фактически оно находится у доверительного управляющего.
Условия, касающиеся срока договора, определены следующим образом:
- договор срочный;
- срок договора не может превышать пяти лет;
- при отсутствии взаимных претензий возможна автоматическая пролонгация.
Цели, которые преследует учредитель, обычно сводятся к получению дохода, превышающего ставки депозита ГКО и др. Если говорить об управляющем активами, то управляющий заинтересован прежде всего в комиссионных и увеличении оборота своей компании или банка.
Договор по доверительному управлению активами является самым важным документом, который определяет дальнейшее взаимодействие с управляющим. Основное в договоре - система вознаграждения управляющего и инвестиционная декларация. На практике в основном применяются 2 системы:
1. Система вознаграждения,
при которой финансовый
2. Процент вознаграждения
от дохода или прибыли. В
договоре учредитель
Помимо установленных законодательством РФ обязательных условий договора доверительного управления, договор, предусматривающий передачу в доверительное управление средств инвестирования в ценные бумаги, должен содержать инвестиционную декларацию управляющего. В ней инвестор указывает какие ценные бумаги и на какой срок может приобретать для него управляющий, направления и способы инвестирования денежных средств. За нарушение условий инвестиционной декларации в договоре предусматриваются штрафные санкции.
Оплата трастовых услуг российских банков обычно составляет около 1% суммы вклада, при размещении средств в валюте и около 5% в рублях. В некоторых кредитных учреждениях тарифы более разнообразны. Если предприятие дает банку самостоятельно определять объект инвестиций, то платит 2% от полученного по договору дохода. Если выбирает одну из 2-3 отраслей промышленности, предложенных банком, то - 3%. Если отдает предпочтение производствам и операциям, а соотношение вложений оставляет за банком, то - 4%. Если самостоятельно отбирает направления и определяет долю инвестиций, то - 5%. Банки банковские операции: Учебник для вузов/ Е.Ф.Жуков,Л.М.Маркова и др. ;Под ред. проф. Е.Ф.Жукова.-М.:Банки и биржи,ЮНИТИ,1997.
Прекращение договора доверительного управления имуществом.
1. Договор доверительного
управления прекращается
- смерти гражданина,
являющегося
- отказа выгодоприобретателя
от получения выгод по
- отказа доверительного
управляющего или учредителя
управления от осуществления
доверительного управления в
связи с невозможностью для
доверительного управляющего
- признание несостоятельным(
2. При отказе
одной стороны от договора
доверительного управления
3. При прекращении
договора доверительного
2.4. Права и обязанности траст-отделов коммерческих банков
Траст-отдел обязан следовать указаниям и условиям соглашения, завещания, решения суда или договора о представительстве, в соответствии с которыми он действует. Траст-отдел не может менять свои обязанности по осуществлению определённых операций без согласия доверителя или лица, его представляющего. Если же имеет место непредвиденное развитие ситуации, обуславливающее необходимость изменения действий доверенного лица (траст-отдела), не предусмотренное первоначальным соглашением о трастовых услугах, и нет возможности согласовывать изменения с доверителем, то соответствующее разрешение можно получить через суд.
Круг обязанностей доверенных лиц весьма широк, однако договор о трасте не предоставляет доверителю полную гарантию успеха и не страхует его от всех возможных убытков. Но траст-отделы будут нести гражданскую (материальную), а иногда и уголовную ответственность, если убытки имели место из-за их небрежности, недобросовестности и тем более из-за прямого умысла. Например, если траст-отдел разместил часть средств траста в ценные бумаги, которые на момент операции рассматривались как привлекательные и вполне надежные объекты для инвестиций (мнение экспертов фондового рынка, биржевой листинг), а через какой-то период времени заметно обесценились или вовсе перестали котироваться, то траст-отдел не несёт ответственности. Однако если будет доказано, что траст-отдел имел основания рассматривать данные инвестиции как недостаточно надёжные, но ничего в связи с этим не предпринял, то он (или отдельные его сотрудники) будет подлежать гражданской или уголовной ответственности в полном объёме.
Принцип лояльности, положенный в основу работы траст-отделов самими коммерческими банками, подкрепляется на государственном уровне большим числом законов, подзаконных регулирующих положений, судебных решений, призванных регламентировать направления инвестиционной деятельности траст-отделов. Кроме того, ограничения могут налагаться самим договором о трасте. В некоторых договорах могут содержаться конкретные указания, куда следует вкладывать средства траста. Зачастую решения об инвестициях принимаются совместно траст-отделом и доверителем или бенефициаром траста. В ряде случаев траст-отдел вообще не полномочен осуществлять инвестиции.
При принятии конкретных инвестиционных решений траст-отделы должны следовать общим банковским принципам размещения активов. Так, они не должны отдавать предпочтение исключительно надежности, покупая ценные бумаги правительства (казначейские векселя и облигации). В то же время в основе их действий не должно быть желания только получить максимальную выгоду и доход, размещая средства доверителя в ценные бумаги с большим кредитным риском (например, в акции малоизвестных венчурных компаний, не прошедших листинг на фондовой бирже). Таким образом, траст-отделам вменяется в обязанность придерживаться политики разумного балансирования: они должны прибегать к диверсификации активов, избегать погони за прибылью и строго придерживаться условий договоров отрасте.
Как уже отмечалось, в случае несоблюдения доверенными лицами (траст-отделами) взятых на себя обязанностей они несут ответственность в рамках действующего законодательства. Можно выделить следующие достаточно типичные случаи ответственности траст-отделов:
дохода в интересах
других лиц, а не наследников или
бенефициаров). Этот вид нарушения
только влечёт за собой возмещение
доверенным обман (например, неправильное
использование основного
неуплата налогов;
отказ от реинвестировния средств траста в течение неоправданно большого периода времени, в результате чего пострадал доход по трасту;
осуществление инвестиций без согласования, предусмотренного договором, если эти действия повлекли за собой убытки;
отказ от диверсификации инвестиций, предусмотренной договором или законом, если это привело к убыткам;
недополучение любых доходов и платежей по трастовому имуществу, что сократило доход по трасту;
неоправданно долгое хранение
трастовых активов в
Доверительный управляющий
обязан вести учет и отчитываться
перед бенефициарием за управление
трастом или учредителем
- справка о состоянии
инвестиционного портфеля на
определенную дату. В ней должны
быть отражены структура
- отчет о движении денежных средств и ценных бумаг по счетам клиента;
- итоговый отчет, включающий в себя доходы / убытки, сумму расходов и комиссионное вознаграждение.
Все отчеты должны соответствовать
требованиям, предъявленным контролирующими
органами (ФКЦБ, Налоговой инспекцией).
По запросу контролирующих органов
доверительный управляющий
В соответствии с п. 1 ст. 1022 ГК РФ доверительный управляющий, не проявивший при доверительном управлении должной зоботливости, возмещает выгодоприобретателю упущенную выгоду, а учредителю управления убытки, причиненные утратой или повреждением имущества, с учетом естественного износа, а также упущенную выгоду.
Стоит заметить, что большинство предусмотренных ГК РФ обязанностей доверительного управляющего характерны только для договорных(фидуциарных) отношений. Например, обязанность действовать в интересах выгодоприобретателя (ст. 1022ГК РФ).
Заключение
Примечательно то, что активное развитие траста в России связано в первую очередь с падением доходности на финансовом рынке, где его участники столкнулись с необходимостью формирования инвестиционных портфелей квалифицированными менеджерами.