Виды цен и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 06:17, контрольная работа

Описание работы

Цена - многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.
В своей работе я особое внимание я уделила структуре и видам цен, их особенностям как в России, так и зарубежом.

Содержание работы

1.Введение………………………………………………………………………………2
2.Понятие цены…………………………………………………………………………3
3. Виды цен и их классификация……………………………...………………………5
3.1. Классификация цен в соответствии
с обслуживаемой сферой товарного обращения……………………………………..5
3.2. Классификация цен в зависимости от географического признака…………….8
3.3. Классификация цен по степени
свободы от воздействия государства при их определении………………………….9
3.4. Классификация цен в зависимости от степени новизны товара………………13
4.Заключение…………………………………………………………………………..145.Литература…………………………………………………………………………...16

Файлы: 1 файл

ценообразование.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………………2

2.Понятие цены…………………………………………………………………………3

3. Виды цен и их классификация……………………………...………………………5

3.1. Классификация цен в соответствии

с обслуживаемой сферой товарного  обращения……………………………………..5

3.2. Классификация цен в зависимости от географического признака…………….8

3.3. Классификация цен по степени

свободы от воздействия государства  при их определении………………………….9

3.4. Классификация цен в зависимости от степени новизны товара………………13

4.Заключение…………………………………………………………………………..145.Литература…………………………………………………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одним из важнейших экономических  рычагов повышения эффективности  производства является цена, которая  оказывает непосредственное воздействие  на производство, распределение, обмен и потребление. Определить однозначным образом, что такое цена столь же сложно, как и сформулировать общее определение понятия «деньги», тем более что оба эти понятия связаны между собой теснейшим образом.

Цена, как и деньги, есть историческая категория, возникшая в процессе обмена. Уже в ходе простейшего натурального обмена использовались цены, как товарные пропорции. С появлением товарных, а затем металлических и бумажных денег стало возможным выражать цену в одних и тех же единицах товарного эквивалента, используемого в качестве средства платежа. Надо учитывать, что ценообразование относится к одному из наиболее сложных и ответственных разделов управления.

Цена - многофункциональное  экономическое явление, ведущая  рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические  последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком  анализе закономерностей и тенденций их  изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.

В своей работе я особое внимание я уделила структуре  и видам цен, их особенностям как  в России, так и зарубежом.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие цены

Цена представляет собой  денежное выражение стоимости товара. Однако цена более подвижна, чем стоимость, поскольку в ней отражаются условия обмена товаров, спрос и предложение, степень государственного регулирования, распределение стоимости между производством и потреблением. Следовательно, цена — это количество денег, уплачиваемое за единицу данного товара, предназначенного для реализации на сторону.

Она выступает как  экономический индикатор состояния  рынка, степени риска и конкуренции, как фактор, отражающий образование  прибыли, налогов. С помощью цены измеряется покупательская способность денежных средств, отражается уровень жизни населения.

В основе цены лежат два  объективных экономических закона:

1. «Цена – денежное выражение стоимости (ценности)», т.е. закон, выражающий динамику снижения затрат;

2. «Закон роста потребительной стоимости», выражающий изменение результата (продукта) труда, удовлетворяющего человеческие потребности.

Действуя одновременно, эти законы создают базу цены. Однако на формирование цены влияют и другие экономические законы: закон спроса и предложения, закон денежного обращения (инфляция), типы рынка и др.

В ценовом механизме  следует различать и выделять две взаимодействующие части:

3. цены, их виды, структуру, величину, динамику изменения;

4. ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен, изменения действующих.

Обычно рассматривают  два подхода к формированию цен: рыночный и производственный (затратный).

При рыночном подходе  определяющим фактором ценообразования  является конъюнктура рынка, спрос  и предложение товара (работ, услуг).

При производственном (затратном) подходе в основе установления цены лежат производственные затраты, связанные  с производством и реализацией  товара (работ, услуг).

В рамках рыночного подхода  цену можно определить как форму  выражения ценности благ, появляющуюся в процессе обмена. В рамках производственного подхода цена – это денежное выражение стоимости товара.

Таким образом, связь  между стоимостью и ценой появляется при затратном подходе, который  предполагает, что величина цены определяется при измерении всех затрат, необходимых на производство единицы продукции в денежном выражении, т.е. издержек производства или себестоимости, и прибавлением к ним определенной величины прибыли. Сумма издержек производства и прибыли на единицу продукции (товара, работ, услуг) представляет собой искомую цену.

Итак, цена определяется как определенное количество денежных единиц, получаемое за единицу товара, работы, услуги. Она определяет меру полезности единицы товара, работы, услуги для потребителя.

На рынке особое значение имеет равновесная цена, которая является результатом взаимодействия цены спроса и цены предложения. Цена спроса на каждое количество товара – это цена, по которой каждая отдельная порция товара способна привлечь покупателей в течение определенного периода времени. Цена спроса на каждый товар уменьшается по мере увеличения его предложения. Цена предложения – это цена, по которой товар поступает в продажу на конкретный рынок. По мере сокращения или возрастания ежегодного количества товара цена предложения может либо повышаться, либо снижаться, она может даже попеременно повышаться и падать.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Виды цен и их классификация

В зависимости от экономических  признаков все цены классифицируются по видам и разновидностям.

 

2.1. Классификация  цен в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения

В зависимости от этого  признака цены подразделяются на следующие  основные виды:

• оптовые цены на продукцию  промышленности;

• цены на строительную продукцию;

• закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;

• тарифы грузового и  пассажирского транспорта;

• розничные цены;

• тарифы на коммунальные и бытовые услуги, оказываемые  населению.

Оптовые цены на продукцию  промышленности - цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций промышленности независимо от форм собственности в порядке оптового оборота.

Оптовые цены на продукцию  промышленности в свою очередь подразделяются на два подвида:

• оптовая цена предприятия (отпускная цена);

• оптовая цена промышленности.

Оптовая цена предприятия (отпускная цена) - цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям.

На основе оптовых  цен предприятия (отпускных цен) производится планирование, анализ и расчет стоимостных показателей работы предприятия (фирмы). Оптовая (отпускная) цена предприятия состоит из себестоимости (издержек производства и реализации), прибыли, акциза (по подакцизным товарам) и НДС.

Разновидностью оптовой  цены предприятия-изготовителя является трансфертная цена.

Трансфертная цена применяется при совершении коммерческих операций между подразделениями одной и той же фирмы или предприятия.

Она может использоваться как в отношении готовых изделий, полуфабрикатов, сырья, так и в отношении услуг, в том числе управленческих платежей и процентов за кредит.

Оптовые цены промышленности - цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым (оптовым) организациям.

Оптовая цена промышленности помимо оптовой (отпускной) цены включает в себя снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или скидку и НДС. Снабженческо-сбытовая (оптовая) наценка или скидка - это цена на услугу по снабжению и сбыту, которая должна компенсировать издержки снабженческо-сбытовых или оптовых организаций и обеспечить им прибыль.

Разновидностью оптовой  цены промышленности является цена биржевого товара (или биржевых сделок) которая формируется на базе биржевой котировки и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества товаров, расстояния товара от места поставки, предусмотренного биржевым контрактом. Таким образом, цены различаются в зависимости от того, на какой стадии товародвижения они формируются. Обычно товар проходит три стадии товародвижения, этим стадиям товародвижения соответствуют три вида цен:

• оптовая цена предприятия (отпускная цена, ценой изготовителя);

• оптовая цена промышленности;

• розничная цена.

Цены на строительную продукцию. Продукция строительства оценивается по трем видам цен:

1) сметная стоимость - предельный размер затрат на строительство каждого объекта;

2) прейскурантная цена - усредненная сметная стоимость  единицы конечной продукции типового  строительного объекта (за 1 м2  жилой площади, 1 м2 полезной площади, 1 м2 малярных работ и др.);

3) договорная цена, устанавливаемая по договоренности между заказчиками и подрядчиками.

Закупочные цены - это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами, населением и устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения.

По своему составу  закупочная цена состоит из:

- себестоимости;

- размера прибыли,  необходимого для продолжения  осуществления хозяйственной деятельности  в условиях рыночных отношений  на основе не только простого, но и расширенного воспроизводства;

- НДС.

Тарифы грузового и  пассажирского транспорта - плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения. Составные элементы тарифа – издержки, прибыль и НДС.

Розничные цены - цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям, они являются конечными, по этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве.

Розничная цена состоит из следующих элементов: оптовой цены промышленности, НДС и торговой надбавки или скидки. Торговая надбавка состоит из издержек торговых организаций и прибыли. Торговая надбавка устанавливается предприятиями розничной торговли в процентах к ценам приобретения товаров (с НДС).

Разновидностью розничной  цены является аукционная цена. Аукционная цена - цена товара, проданного на аукционе. Она может существенно отличаться от рыночной цены (быть многократно выше ее), поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров и в значительной степени зависит от уровня профессионализма лица, проводящего аукцион.

Цены на бытовые и коммунальные услуги - это плата за различного рода услуги, оказываемые населению бытовыми и коммунальными службами.

К ним относятся: цены на услуги прачечных, парикмахерских, химчисток, цены на ремонт одежды и обуви, а также плата  за квартиру, телефон и пр. Цены на эти услуги включают в себя себестоимость, прибыль и НДС.

 

 

2.2. Классификация цен  в зависимости от географического признака

Помимо издержек производства цена включает в себя издержки обращения, и в частности, расходы по транспортировке  товаров до покупателя.

Таким образом, географический фактор играет значительную роль в формировании цены.

Исходя из этого экономического признака, различают несколько видов цен.

Цена в месте производства продукции. По этой цене товар передается покупателю в том месте, где он был произведен, со всеми правами на него и ответственностью. В этом случае покупатель оплачивает сверх цены все фактические расходы по транспортировке продукции до места назначения.

Единая цена с включением расходов по доставке. Этот метод установления цены предполагает формирование фирмой единой цены для всех покупателей, независимо от их местоположения, с включением в нее одинаковой суммы транспортных расходов. Эта сумма рассчитывается как средняя стоимость всех перевозок. Единая цена особенно выгодна тем покупателям, которые удалены от места производства товара и фактические транспортные расходы которых значительно превышают средние.

Зональные цены. В соответствии с этим методом определения цен выделяется несколько географических зон и устанавливается единая цена для клиентов, расположенных в границах одной зоны. Для каждой из зон эти цены являются различными, так как устанавливаются они в зависимости от величины транспортных расходов, по мере удаленности зоны цена возрастает.

Цены, определяемые на основе базисного пункта. Согласно этому методу, предприятие (фирма) устанавливает в нескольких географических пунктах базисные цены на одну и ту же продукцию. Фактические цены продажи рассчитываются путем прибавления к цене, установленной для ближайшего от заказчика базисного пункта, транспортных расходов по доставке товара к месту назначения.

 

 

2.3. Классификация  цен по степени свободы от  воздействия государства при их определении

В зависимости от этого  классификационного признака различают  следующие виды цен.

Свободные цены - свободно складываются на рынке под воздействием спроса и предложения, независимо от какого бы то ни было прямого влияния государственных органов.

Регулируемые цены - складываются под влиянием спроса и предложения, но испытывают при своем формировании определенное воздействие государственных органов.

Воздействие осуществляется следующими методами: 1) путем прямого  ограничения роста или снижения цен, 2) путем регламентации рентабельности, 3) путем установления предельных надбавок или коэффициентов к фиксированным  ценам прейскуранта, 4) путем установления предельных значений элементов цены.

Фиксированные цены - прямо устанавливаются государством в лице каких-либо органов власти и управления. Существуют такие формы фиксирования цен, как: прейскурантные цены, замораживание рыночных свободных цен, фиксирование монопольных цен. Такие цены устанавливаются в экстремальных условиях (в случае войны, стихийных бедствий, кризиса в экономике, острого дефицита товаров и т.д.)

Информация о работе Виды цен и их классификация