Виды цен и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 06:17, контрольная работа

Описание работы

Цена - многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.
В своей работе я особое внимание я уделила структуре и видам цен, их особенностям как в России, так и зарубежом.

Содержание работы

1.Введение………………………………………………………………………………2
2.Понятие цены…………………………………………………………………………3
3. Виды цен и их классификация……………………………...………………………5
3.1. Классификация цен в соответствии
с обслуживаемой сферой товарного обращения……………………………………..5
3.2. Классификация цен в зависимости от географического признака…………….8
3.3. Классификация цен по степени
свободы от воздействия государства при их определении………………………….9
3.4. Классификация цен в зависимости от степени новизны товара………………13
4.Заключение…………………………………………………………………………..145.Литература…………………………………………………………………………...16

Файлы: 1 файл

ценообразование.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

 

 

2.4. Классификация  цен в зависимости от степени новизны товара

В соответствии с этим признаком различают цены на новые товары и товары, реализуемые на рынке относительно долгое время.

По новым товарам  практикой рыночного ценообразования  многих стран выработаны определенные виды и методы образования цен.

При выпуске на рынок  нового товара предприятие или фирма выбирает, как правило, одну из двух альтернативных стратегий – «снятия сливок» или «проникновения на рынок».

Цена «снятия сливок». Согласно этому методу, с самого начала изготовления и появления нового товара на рынке, на него устанавливается максимально высокая цена в расчете на потребителя, готового купить этот товар по такой цене.

Цена снижается лишь после того, как спрос по максимальной цене оказывается удовлетворенным. Снижение цены позволяет увеличить  зону продажи - привлечь новых покупателей. Преимущества метода «снятия сливок»:

1) высокая цена обеспечивает  достаточно большой размер прибыли  даже при существенных издержках  в первый период выпуска товара;

2) высокая цена позволяет  сдерживать покупательский спрос,  так как при более низкой цене предприятие (фирма) не смогло бы полностью удовлетворить потребность в товаре в связи с ограниченностью своих производственных возможностей;

3) высокая первоначальная  цена способствует созданию имиджа  качественного товара, что может  в дальнейшем существенно облегчить его реализацию при снижении цены;

4) повышенная цена  способствует увеличению спроса  на престижный товар;

5) ошибка завышенной  цены может быть исправлена  путем ее снижения - покупатели  более благосклонно относятся  к снижению цены, нежели к ее повышению.

Основным недостатком  этой стратегии ценообразования  является то, что высокая цена привлекает конкурентов. Поэтому цену «снятия  сливок» можно успешно использовать при определенном ограничении конкуренции.

Цена «проникновения (внедрения) на рынок». С помощью этого метода предприятие (фирма) устанавливает значительно более низкую цену по сравнению с ценами на аналогичные товары конкурентов. Использование такой цены направлено на то, чтобы привлечь максимальное число покупателей и занять как можно большую долю рынка. Такая стратегия возможна при больших объемах выпуска товаров, которые позволяют возмещать общей массой прибыли ее потери на отдельном изделии. А это, в свою очередь, требует значительных финансовых затрат, что делает цену «проникновения на рынок» почти неприемлемой для мелких и средних предприятий (фирм), не располагающих такими финансовыми возможностями. Использование этого метода дает эффект при эластичном спросе, а также при условии, что рост объемов производства обеспечивает снижение издержек.

«Психологическая» цена. Устанавливая цену, продавец должен учитывать психологию восприятия цены покупателем. Психологическая цена на товар обычно чуть ниже круглой суммы.

В действительности в  выигрыше остается продавец: количество проданных товаров и соответственно сумма полученной прибыли у него возрастают.

Цена «следования за лидером» в отрасли или на рынке. В соответствии с этой стратегией ценообразования цена на товар устанавливается примерно на уровне цены главного конкурента - как правило, ведущей фирмы отрасли, доминирующей на рынке. При этом цена не должна превышать цену, предлагаемую лидером, т.е. главным конкурентом. Лидерство в ценах обеспечивается только в том случае, если фирма имеет явные преимущества перед конкурентами, либо по объемам производства товаров, либо по уровню издержек.

«Престижная цена» - устанавливается на высококачественные товары известной фирмы (одежда модельеров), обладающие уникальными свойствами (в данном случае модели).

Выбор одного из названных методов определения цены осуществляется руководством фирмы; при этом должны учитываться многие факторы, основными из которых являются:

• скорость внедрения  на рынок нового товара;

• доля рынка сбыта, контролируемая этой фирмой;

• характер реализуемого товара (степень новизны, взаимозаменяемость с другими товарами и др.);

• период окупаемости  инвестиций;

• конкретные условия  рынка (степень монополизации, ценовая  эластичность спроса, круг потребителей и др.);

• положение фирмы  в соответствующей отрасли (финансовое положение, связи с другими производителями и др.).

На товары, реализуемые  на рынке относительно длительное время, устанавливаются следующие виды цен:

Скользящая или падающая цена - устанавливается почти в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения. По мере насыщения рынка она снижается (особенно оптовая цена; розничная цена может быть относительно стабильной). Такой метод установления цены применяется чаще всего по отношению к товарам первой необходимости. В этом случае тесно взаимодействуют цены на товары и объем их производства. Чем больше объем выпуска продукции, тем обширнее у фирмы возможности для снижения издержек и в конечном счете - цены.

Однако при таком  методе определения цены требуется:

• затруднить появление  на рынке конкурента;

• постоянно повышать качество товаров;

• сокращать издержки производства.

Долговременная цена - устанавливается на товары массового спроса. Она не подвержена изменениям на протяжении долгого времени.

Гибкая цена - меняется в зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке. Использование такой цены возможно при сильных колебаниях спроса и предложения в относительно короткие сроки, например, в течение дня при продаже отдельных скоропортящихся продуктов (овощей, свежей рыбы, молочных продуктов, цветов и т.д.).

Договорная цена – это цена с предоставленной льготой или скидкой по сравнению с обычной ценой. Например, при покупке девяти видеокассет десятая дается бесплатно. У покупателя создается впечатление, что он получил значительную выгоду, приобретая данный товар в большем количестве, чем ему необходимо. Фактически же выгоду получает продавец, так как у него увеличивается товарооборот и повышается прибыль.

Цена изделия, выпуск которого прекращен. Цены на снятые с производства товары (например, запасные части к легковым и грузовым автомобилям самых разных марок и моделей) устанавливаются выше, чем на обычные.

 

2.5. Классификация  цен в зависимости от степени самостоятельности предприятия

По степени самостоятельности  предприятия в ценообразовании  цены (тарифы) могут быть свободными (самостоятельно устанавливаемыми), договорными (контрактными), регулируемыми и фиксированными.

Свободные цены в рыночных условиях устанавливаются производителем товара (услуги) самостоятельно в соответствии с принятой на предприятии ценовой политикой. Регулятором свободных цен являются только спрос и предложение на товары определенного качества.

Разновидностями свободных  цен являются прейскурантные цены и  цены каталога (проспекта).

Прейскурантные цены применяются при купле-продаже товаров, как на внутреннем рынке, так и в международной торговле, и содержатся в прейскурантах, издаваемых предприятиями (фирмами). Они относятся к категории справочных цен, публикуемых продавцом. Прейскуранты фирм являются информацией непериодического характера, достаточно детализированной и достоверной.

Цены каталога (проспекта) - это официальные цены, публикуемые в каталогах и проспектах фирм, предприятий и организаций оптовой торговли.

Договорные цены устанавливаются в договоре между продавцом и покупателем по согласованию сторон.

Регулируемые цены могут колебаться в определенных пределах, не превышая заданного уровня. Их номенклатура определяется на государственном (или местном) уровне и по мере развития рыночных отношений постоянно расширяется за счет фиксированных цен.

Фиксированные цены утверждаются государственным местными органами власти как постоянные и действуют на протяжении определенного времени.

 

Заключение

Исследуя данную тему, я пришла к выводу, что в рыночной экономике цене принадлежит ключевая роль. Условия и особенности перехода к рыночному ценообразованию в Российской Федерации характеризуются движением от централизованного хозяйства с командно-административными методами управления к рыночной системе. Важнейшей закономерностью эволюции российской экономики в этот период является этап либерализации цен.

При исследовании либерализации  цен и ее последствий я рассматривала  предпосылки, которые сложились  накануне реформы ценообразования  и которые непосредственно влияли на особенности развития ценообразования в России. Исследование российского и зарубежного опыта перехода к рыночному ценообразованию показало, что однозначного ответа на вопрос, считать ли последствия либерализации цен только положительными или негативными, не существует. Несмотря на все недостатки проведенной реформы ценообразования, необходимо отметить, что либерализация цен — это единственный отрезок реформ, когда оправданы радикальные средства. Если приватизация и институциональные преобразования могут осуществляться в течение ряда лет, то либерализационные меры должны быть проведены в основном только за короткое время, поскольку цены в экономике взаимосвязаны и частичные мероприятия вызовут неизбежные структурные диспропорции и инфляцию. целом в результате либерализации цен в странах с переходными экономиками были заложены основы потребительского и сырьевого рынков, решена проблема дефицита. Медленно и противоречиво, но развиваются рынки рабочей силы, недвижимости, ценных бумаг, банковского капитала.

Вместе с тем, чтобы  перейти к развитому рынку, необходимо последовательно решить ряд задач, которые позволили бы расширить возможности людей по удовлетворению своих потребностей в товарах и услугах, чтобы полнота и качество этого удовлетворения были на одном уровне со странами, обладающими развитой рыночной экономикой. Данная задача шире простого механического реформирования системы ценообразования и включает сложные аспекты социального и культурного характера, которые требуют дальнейшего исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Литература

  1. Герасименко В. В. Ценовая политика фирмы. – М.: «ЭКСМО», 2007.
  2. Долан Роберт Дж., Саймон Герман. Эффективное ценообразование. – М.: Экзамен, 2005.
  3. Липсиц И. В. Коммерческое ценообразование. – М.: Бек, 2006.
  4. Нэгл Т., Холден Р. Стратегия и тактика ценообразования. – СПб.: Питер, 2001.
  5. Слепов В. А., Николаева Т. Е. Ценообразование: учебное пособие. – М.: ФБК-Пресс, 2005.
  6. Цены и ценообразование: учебник / Под ред. В. Е. Есипова. – СПб.: Питер, 2007.
  7. Ценообразование и налогообложение: учебник / Под ред. И. К. Салимжанова. – М.: КноРус, 2003.
  8. Цены и ценообразование. Учебник / Под ред. проф. И. К. Салимжанова. – М.: «Проспект»,2008.

 


Информация о работе Виды цен и их классификация