Виды цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 00:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение и анализ каждого вида цен, определение сущности цены, функций цены и одну из важнейших классификаций групп цены. А также на практическом примере реально существующих фирм и компаний рассмотрим, как устанавливают тот или иной вид цены (в данной работе на практике будет рассмотрены монопольная цена и свободная цена на строительную продукцию).
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
Выявить наиболее полное и правильно сформулированное понятие «цены»;
Определить сущность цены в экономике и на экономическом рынке;
Рассмотреть и проанализировать функции цены;
Рассмотреть основные и часто применяемые виды цены;
Охарактеризовать виды цены;
Рассмотреть влияние государства на разные виды цены;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1: Теоретические основы ценообразования…………………………….5
§ 1.1. Сущность и функции цены…………………………………….....5
§ 1.2. Классификация групп цен………………………………………..7
§ 1.3. Виды цен…………………………………………………………...9
Глава 2: Методы установления цены на примере компаний………………...21
§ 2.1. Монопольная цена……………………………………………….21
§ 2.2. Свободная цена на строительную продукцию…………………22
Заключение………………………………………………………………………..….25
Список литературы………..…………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ценообразованию.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Классификация цен по степени регулируемости:

На уровень, структуру и динамику цен воздействуют рынок (все его участники) и государство. Государство вмешивается в рыночное ценообразование путем определенного  регулирования цен. Степень воздействия  государства на цены и заставляет условно классифицировать их на три вида: свободные (рыночные); жестко регулируемые цены; косвенно регулируемые цены.

Свободные (рыночные) цены характеризуются тем, что они формируются под воздействием рыночных факторов (рыночной конъюнктуры). На формирование свободных цен не оказывает прямого непосредственного воздействия государство. А также зависят от спроса и предложения; включает себестоимость и прибыль. Разновидности: рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.1

Жестко  регулируемые цены — это такие цены, уровень, динамика и структура которых подвержена непосредственному прямому влиянию государства путем применения экономических и (или) директивных мер.

 Изменение  регулируемых цен осуществляется  либо непосредственно государством, либо другими участниками рынка,  но по методике, устанавливаемой  государством. К способам жесткого прямого государственного регулирования цен относятся:

Косвенно  регулируемые цены — это цены, на которые государство оказывает воздействие косвенными методами. К ним относятся: налоговая, кредитная, амортизационная, внешнеторговая политики государства, политика в области заработной платы и пенсионного обеспечения и др.

Следует отметить, что ни в одной стране нет полностью  свободных от государственного регулирования  цен. В то же время нет и чисто  регулируемых государством цен, свободных  от воздействия рыночных факторов. Все цены являются следствием воздействия как рыночных факторов, так и государства. Только степень их воздействия на разные товары различна.

Виды  цен в зависимости от стадий ценообразования:

Движение товаров  от производителя к потребителю  опосредуется конкретными видами цен, дифференцированными в зависимости от наличия образующих эти цены элементов. В зависимости от этой классификации (стадий ценообразования) можно выделить следующие виды цен:

  • оптовые цены на продукцию промышленности;
  • цены на строительную продукцию;
  • закупочные цены;
  • тарифы грузового и пассажирского транспорта;
  • розничные цены;
  • цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.2

Оптовые цены на продукцию промышленности - цены, по которым осуществляется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций свободно от форм собственности в режиме оптового оборота. Этот вид цен делятся на оптовые цены предприятия и оптовые (отпускные) цены промышленности.

Оптовые цены предприятия - цены изготовителей продукции, по которым  они сбывают изготовленную продукцию потребителям, компенсируя свои издержки производства и исполнения и, получая такую прибыль, которая разрешит им продолжать и вырабатывать свою деятельность.

Оптовые (отпускные) цены обслуживают выражение продукции промышленного производства - цены, по которым предприятия и организации-потребители уплачивают продукцию предприятиям-производителям или сбытовым (оптовым) организациям. По этим ценам промышленные предприятия-производители сами или через посредников сбывают продукцию потребителям. Потребителями, покупающие эту продукцию, могут быть предприятия (организации) всякого круга экономики, каждой формы собственности. Оптовые (отпускные) цены не предназначены для осуществления промышленных товаров сразу населению. Необходимо учесть, что государственные приобретения промышленной продукции также совершают по оптовым (отпускным) ценам. В основном, при осуществлении промышленной продукции по этим ценам случается смена владельца. При этом обширно употребляется система безналичных расчетов.

На основе оптовых (отпускных) цен вырабатываются большинство стоимостных показателей, применяемых в системе планирования, прогнозирования и анализа как на уровне макро-, так и на уровне микроэкономики.

В их состав содержится оптовая цена предприятия, издержки снабженческо-сбытовой или оптовой организации, прибыль снабженческо-сбытовой или оптовой организации, акциз и налог на добавленную стоимость. Издержки и прибыль снабженческо-сбытовой или оптовой организации составляют величину оптово-сбытовой скидки (наценки).

Оптовые (отпускные) цены промышленности ближе объединены с оптовой торговлей, одновременно как оптовые цены предприятия больше стремятся к производству.

В хозяйственной  теории применяются три вида цен  на строительную продукцию:

  • сметная стоимость, отображающая максимальный размер затрат на строительство любого объекта;
  • прейскурантная цена, которая отображает собой усредненную сметную стоимость единицы конечной продукции стандартного строительного объекта (за 1 м2 жилой площади, 1 м2 полезной площади, 1 м2 малярных работ и т.п.);
  • договорная цена, вводимая по договору между заказчиком и подрядчиком.

Закупочные  цены обслуживают оборот сельскохозяйственной продукции между предприятиями сельского хозяйства и предприятиями (организациями) любой сферы экономики, любой формы собственности. Продукцию сельского хозяйства, назначенную для снабжения государственных заказов, государство покупает также по закупочным ценам. Закупочные цены не назначены для реализации товаров непосредственно населению. Продукция несельскохозяйственного происхождения реализуется сельскохозяйственными предприятиями не по закупочным, а по оптовым (отпускным) ценам. Например, сельскохозяйственное предприятие иметь в распоряжении цех по производству хрустящего картофеля. Реализация этого продукта будет не по закупочным, а по оптовым ценам.

Тарифы  грузового и пассажирского транспорта выражают плату за передвижение грузов и пассажиров, взыскиваемую транспортными ассоциациями с отправителей грузов и населения.

Розничные цены — обслуживают товарооборот между населением и организациями розничной торговли. По розничным ценам также организации возможно закупать товары в розничной сети. Розничные цены выражаются ценами последней реализации товаров народного потребления. По розничным ценам товары народного потребления выбывают из воспроизводственного процесса, то есть потребляются либо населением в домашнем хозяйстве, либо в производстве. Динамика розничных цен определяется изменением уровня жизни и благосостояния населения.3

Они охватывают оптовые (отпускные) цены промышленности, акциз, налог на добавленную стоимость и торговую надбавку, заключающуюся в издержках обращения торговых организаций и их прибыли.

Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, выражают растущие внешнеэкономические связи с прочими государствами, в том числе ближнего зарубежья.

Виды  цен в зависимости от национальных и мировых рынков:

В соответствии с признаком — система национальных и мировых рынков — все конкретные цены подразделяются на национальные (внутренние) цены и цены мировых рынков.

Национальные (внутренние) цены обеспечивают функционирование национальной экономики. Сфера их действия не выходит за пределы страны. Они формируются с учетом особенностей всех сфер национальной экономики и требований внутреннего рынка страны.

 Цены мировых рынков обслуживают деятельность мировых (региональных) рынков и формируются с учетом их требований. Уровень и структура национальных (внутренних) цен и мировых цен на одну и туже продукцию, как правило, различаются между собой. Их совпадение является исключением из общего правила. Хотя имеется тесная связь между национальными и мировыми ценами, которая обеспечивается в первую очередь системой контрактных цен на продукцию внешнеторгового оборота.

Виды  цен в зависимости от базисных условий поставки товаров:

Оптовые (отпускные) цены подразделяются на два вида в  зависимости от того, где происходит их окончательное формирование: в  местах производства (пунктах отправления) или в местах потребления (пунктах  назначения). Такое деление вызвано в основном оплатой расходов по перемещению продукции от производителя к потребителю. На практике это проявляется в системе франкирования цен. «Франко» означает, до какого пункта (места) продвижения продукции от изготовителя (продавца) до потребителя (покупателя) транспортные расходы включены в состав цены. Если покупатель приобретает продукцию со склада изготовителя (продавца), то базисными условиями поставки считаются «франко-склад поставщика». А цена покупки определяется как оптовая (отпускная) цена изготовителя, в которую включены затраты на доставку товара до склада изготовителя.

Наибольшее  распространение на практике получили два вида оптовых (отпускных) цен  в зависимости от «франко». Это — цена франко-станция (пристань) отправления и франко-станция (пристань) назначения.

Цена франко-станция (пристань) отправления представляет, что в цену включены расходы по транспортировке только до станции (пристани) отправления. Все остальные  транспортные расходы по доставке товара оплачивает покупатель сверх цены.

Цена франко-станция (пристань) назначения обозначает, что  в цену включены все транспортные расходы вплоть до станции (пристани) назначения.

Более подробно дифференциация цен в зависимости  от франко приведена в Приложениях.

При прочих равных условиях наибольшей ценой в зависимости от условий поставки является цена «франко- склад поставщика», а наименьшей «франко-склад изготовителя».4

По  территории действия цены классифицируют:

  • Внутригосударственные - определяются законодательством РФ;
  • Мировые - устанавливаются на основе данных биржевых котировок.

По  условию наличия или отсутствия в правовом акте условия о периоде  действия цены подразделяют:

  • Временные - в отношении скоропортящейся, сезонной продукции при необходимости обеспечения ею населения;
  • Установленные без ограничения срока их применения.

Другие  классификации цен:

Особенными видами цен, прямо связанных с торговлей, являются аукционные, биржевые и договорные цены.

Аукционная  цена - цена товара, сбытого на аукционе. Она может сильно выделяться от рыночной цены (намного дороже), в силу того, что воссоздает редкие и исключительные свойства и признаки товаров, и несомненно может зависеть от мастерства особы, ведущего аукцион.

Биржевая  цена - цена, по которой реализовывается оптовая сделка по купле-продаже товаров на бирже. Она сформирована свободной ценой, которая балансирует в полной зависимости от спроса, объема сделки и т.д. Биржевая цена котируется, т.е. сформировывается ее стандартный уровень по наиболее типичным сделкам. Биржевая информация выпускается в соответственных бюллетенях.

Договорная (контрактная) цена - это цена, по которой воплощается в жизнь сбыт товаров в соответствии с заключенным соглашением. Договорные цены могут быть устойчивыми на протяжении всего времени действия договора или индексироваться на соглашениях, оговоренных обеими сторонами.

При исполнении внешнеэкономической деятельности предприятия применяются разнообразные внешнеторговые цены.

Цены  классифицируются в зависимости  от территории действия. При этом различают:

  • цены единые по стране, или поясные;
  • цены региональные (зональные, местные).

Единые, или поясные, цены могут устанавливаться лишь на базовые виды продукции, на которые изливается государственное регулирование. Подразумеваются такие виды продукции и услуг, как энергоносители, электроэнергия, квартирная плата и некоторые другие.

Региональные (местные) цены могут быть оптовыми, закупочными, розничными. Они устанавливаются предприятиями-изготовителями, органами ценообразования региональных органов власти и управления. Эти цены ориентируются на издержки производства и реализации, складывающиеся в данном регионе. Эти цены ставятся в основном на ЖКХ и другие бытовые услуги, предназначенные населению.5

Цены  делятся по способу установления фиксации:

А) Твердые цены – это постоянные цены, которые устанавливаются в само время заключения контракта и не изменяются в течение всего времени поставки продукции по этому договору, соглашению или контракту. В данном договоре прописывается что «цена твердая – изменению не подлежит». Твердые цены применяются в сделках с незамедлительной поставкой, с поставкой в течение краткого срока и при долгих сроках поставки.

Б) Подвижная  цена – это цена, которая фиксирована  в момент заключения договора, но может быть пересмотрена в силу изменения рыночной цены на этот товар или услугу. В договоре должна быть оговорка «о повышении или понижении цены». Также там может быть оговорено, что в случае уклонения рыночной цены от контрактной от 2 до 5% -  цена не меняется.

Информация о работе Виды цен