Виды и классификация цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 10:16, реферат

Описание работы

Одним из важнейших экономических рычагов повышения эффективности производства является цена, которая оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление. Определить однозначным образом, что такое цена столь же сложно, как и сформулировать общее определение понятия «деньги», тем более что оба эти понятия связаны между собой теснейшим образом.
Цена, как и деньги, есть историческая категория, возникшая в процессе обмена. Уже в ходе простейшего натурального обмена использовались цены, как товарные пропорции. С появлением товарных, а затем металлических и бумажных денег стало возможным выражать цену в одних и тех же единицах товарного эквивалента, используемого в качестве средства платежа. Надо учитывать, что ценообразование относится к одному из наиболее сложных и ответственных разделов управления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Понятие и сущность цены…………………………………………………4
Основные виды цен и их классификация…………………………………6
Заключение………………………………………………………………..20
Список использованной литературы……………………………………21

Файлы: 1 файл

Отто Ирина классификация цен.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский  институт

Внешнеэкономических связей, экономики и права.

Гатчинский филиал

 

                    Кафедра финансов, денежного обращения и кредита

 

 

                          Дисциплина: Оценка стоимости предприятия

                                       «Виды и классификация цен»

 

 

 

 

 

Выполнил:

Панов Антон  Дмитриевич

Преподаватель:

Отто Ирина  Петровна

 

 

 

 

 

г. Гатчина

2013

Содержание:

 

 

Введение…………………………………………………………………….3

Понятие и сущность цены…………………………………………………4

Основные виды цен и их классификация…………………………………6

Заключение………………………………………………………………..20

Список использованной литературы……………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одним из важнейших  экономических рычагов повышения  эффективности производства является цена, которая оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление. Определить однозначным образом, что такое цена столь же сложно, как и сформулировать общее определение понятия «деньги», тем более что оба эти понятия связаны между собой теснейшим образом.

Цена, как и  деньги, есть историческая категория, возникшая в процессе обмена. Уже  в ходе простейшего натурального обмена использовались цены, как товарные пропорции. С появлением товарных, а  затем металлических и бумажных денег стало возможным выражать цену в одних и тех же единицах товарного эквивалента, используемого в качестве средства платежа. Надо учитывать, что ценообразование относится к одному из наиболее сложных и ответственных разделов управления.

Цена - многофункциональное  экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические  последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком  анализе закономерностей и тенденций их  изменения  заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.

В своей работе особое внимание я уделил структуре и видам цен.

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и сущность цены

Цена представляет собой денежное выражение стоимости  товара. Однако цена более подвижна, чем стоимость, поскольку в ней отражаются условия обмена товаров, спрос и предложение, степень государственного регулирования, распределение стоимости между производством и потреблением. Следовательно, цена — это количество денег, уплачиваемое за единицу данного товара, предназначенного для реализации на сторону.

Она выступает  как экономический индикатор  состояния рынка, степени риска  и конкуренции, как фактор, отражающий образование прибыли, налогов. С  помощью цены измеряется покупательская способность денежных средств, отражается уровень жизни населения.

В основе цены лежат  два объективных экономических  закона:

  • «Цена – денежное выражение стоимости (ценности)», т.е. закон, выражающий динамику снижения затрат;
  • «Закон роста потребительной стоимости», выражающий изменение результата (продукта) труда, удовлетворяющего человеческие потребности.

Действуя одновременно, эти законы создают базу цены. Однако на формирование цены влияют и другие экономические законы: закон спроса и предложения, закон денежного обращения (инфляция), типы рынка и др.

В ценовом механизме  следует различать и выделять две взаимодействующие части:

  • цены, их виды, структуру, величину, динамику изменения;
  • ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен, изменения действующих.

Обычно рассматривают  два подхода к формированию цен: рыночный и производственный (затратный).

При рыночном подходе  определяющим фактором ценообразования  является конъюнктура рынка, спрос  и предложение товара (работ, услуг).

При производственном (затратном) подходе в основе установления цены лежат производственные затраты, связанные с производством и  реализацией товара (работ, услуг).

В рамках рыночного  подхода цену можно определить как  форму выражения ценности благ, появляющуюся в процессе обмена. В рамках производственного подхода цена – это денежное выражение стоимости товара.

Таким образом, связь между стоимостью и ценой  появляется при затратном подходе, который предполагает, что величина цены определяется при измерении всех затрат, необходимых на производство единицы продукции в денежном выражении, т.е. издержек производства или себестоимости, и прибавлением к ним определенной величины прибыли. Сумма издержек производства и прибыли на единицу продукции (товара, работ, услуг) представляет собой искомую цену.

Итак, цена определяется как определенное количество денежных единиц, получаемое за единицу товара, работы, услуги. Она определяет меру полезности единицы товара, работы, услуги для потребителя.

На рынке  особое значение имеет равновесная цена, которая является результатом взаимодействия цены спроса и цены предложения. Цена спроса на каждое количество товара – это цена, по которой каждая отдельная порция товара способна привлечь покупателей в течение определенного периода времени. Цена спроса на каждый товар уменьшается по мере увеличения его предложения. Цена предложения – это цена, по которой товар поступает в продажу на конкретный рынок. По мере сокращения или возрастания ежегодного количества товара цена предложения может либо повышаться, либо снижаться, она может даже попеременно повышаться и падать.

 

 

 

 

Основные  виды цен и их классификация

В зависимости  от ряда экономических признаков  все цены классифицируются по видам  и разновидностям.


                                                            в зависимости от







 


 


 

Теперь  разберем каждый вид по отдельности.

 

 

Классификация цен в зависимости  от обслуживаемой сферой товарного обращения.

В зависимости  от этого признака выделяют следующие  основные виды цен:

— оптовые цены на продукцию промышленности;

— цены на строительную продукцию;

— закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;

— тарифы грузового  и пассажирского транспорта;

— розничные  цены;

— тарифы на коммунальные и бытовые услуги;

— цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены).

Оптовые цены на продукцию промышленности — цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций  промышленности независимо от форм собственности  в порядке оптового оборота. Продукция продается и покупается оптовыми партиями со сменой форм собственности, чего не было при административном ценообразовании. В этом принципиальное отличие оптовых цен в условиях перехода к рыночным отношениям.

Оптовые цены на продукцию промышленности, в свою очередь, подразделяются на два подвида:

— оптовая цена предприятия (отпускная цена);

— оптовая цена промышленности.

Оптовая цена предприятия (отпускная цена) — цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям.

В условиях перехода к рынку эти цены призваны обеспечивать возможность дальнейшей хозяйственной  деятельности предприятиям и организациям. Другими словами, реализуя свою продукцию  по оптовым ценам, предприятие или фирма должны возместить свои издержки производства и реализации и получить такой размер прибыли, который позволил бы им выжить в условиях рынка. Прибыль является важнейшим элементом цены. Получение прибыли — главный побудительный мотив любой формы предпринимательства.

Разновидностью  оптовой цены предприятия-изготовителя является трансфертная цена. Трансфертная цена применяется при совершении коммерческих операций между подразделениями  одной и той же фирмы или  предприятия. Она может использоваться как в отношении готовых изделий, полуфабрикатов, сырья, так и в отношении услуг, в том числе управленческих платежей и процентов за кредит.

Оптовые цены промышленности — цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию оптово-сбытовым и снабженческим организациям. Оптовая цена промышленности, помимо оптовой (отпускной) цены, включает снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или скидку и НДС. Снабженческо-сбытовая (оптовая) наценка или скидка — это цена на услугу по снабжению и сбыту; как любая: цена, она должна компенсировать издержки снабженческо-сбытовых или оптовых организаций и обеспечить им прибыль. Разновидностью оптовой цены промышленности является цена биржевого товара (или биржевых сделок). Эта цена формируется на базе биржевой котировки и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества товаров и расстояния товара от места поставки, предусмотренного биржевым контрактом.

Цены  на строительную продукцию. Продукция строительства оценивается по трем видам цен:

1) сметная стоимость  — предельный размер затрат  на строительство каждого объекта;

2) прейскурантная  цена — усредненная сметная  стоимость единицы конечной продукции  типового строительного объекта  (за 1 кв. м жилой

площади, 1 кв. м  полезной площади, 1 кв. м малярных работ и др.);

3) договорная  цена, устанавливаемая по договоренности  между заказчиками и подрядчиками; сфера действия этой цены все  более расширяется с развитием  рыночных отношений, соответственно  сужается сфера действия других  видов цен на строительную продукцию.

Закупочные  цены на сельскохозяйственную продукцию — это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением. На практике закупочные цены для отдельных хозяйств трансформируются в средние цены фактической реализации, в которых учтены цены и количество продукции, проданной по различным каналам реализации (заготовительным организациям, по прямым связям с розничной торговлей, на колхозном рынке и др.).

Закупочные цены — договорные (свободные) цены, они устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения. Закупочная цена состоит, во-первых, из себестоимости, во-вторых, из размера прибыли, необходимого для продолжения осуществления хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений на основе не только простого, но и расширенного воспроизводства, и, в-третьих, из НДС.

Тарифы  грузового и пассажирского транспорта — плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения. Составные элементы тарифа — издержки и прибыль транспортных организаций и НДС.

Особенностью  формирования издержек в этой отрасли  является то, что затраты грузового транспорта состоят из двух частей: ставки затрат за начально-конечные операции (погрузка и выгрузка) и ставки затрат за движенческую операцию (транспортировка грузов).

Розничные цены — цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. Они являются конечными; по этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве. Состав розничной цены характеризуется следующими экономическими элементами, ее образующими: оптовой ценой промышленности, НДС и торговой надбавкой или торговой скидкой, а также налогом с продаж.

Торговая надбавка складывается из издержек торговых организаций и прибыли для продолжения их деятельности. Она устанавливается предприятиями розничной торговли в процентах к ценам приобретения товаров (с НДС). Отмечу что, являясь косвенным налогом, НДС образуется в каждом звене товародвижения и аккумулируется в розничной цене. Он оплачивается конечным потребителем, т.е. населением или государством. Этот налог, как правило, составляет 18%, но имеются и льготные его ставки по отдельным группам товаров (некоторые продукты питания, медикаменты, товары детского ассортимента и некоторые другие). Доля косвенных налогов в цене достигает от 90% по алкогольной

продукции до 10% по основным продуктам питания.

Разновидностью  розничной цены является аукционная цена. Аукционная цена — цена товара, проданного на аукционе. Она может существенно отличаться от рыночной цены (быть многократно выше нее), поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров и в значительной степени зависит от уровня профессионализма лица, проводящего аукцион.

Тарифы  на коммунальные и бытовые услуги — это плата за различного рода услуги, оказываемые населению бытовыми и коммунальными службами. К ним относятся цены на услуги прачечных, парикмахерских, химчисток, цены на ремонт одежды и обуви, а также плата за квартиру, телефон и пр. Цены на эти услуги включают себестоимость, прибыль и НДС.

Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены), обладают следующими специфическими чертами:

— отражают внешнеэкономические  связи государства с другими  странами;

— находятся в зависимости  от. цен мировых рынков, отражающих условия производства и реализации мирового хозяйства.

Внешнеторговые цены используются при экспорте товаров и их импорте. Внешнеторговые сделки осуществляются, как правило, на базе цен основных мировых товарных рынков.

Информация о работе Виды и классификация цен