Влияние цены на экономические процессы в отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 15:57, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования – изучение ценовой политики на примере услуг здравоохранения.
Объект исследования – услуги здравоохранения.
Предмет исследования – процесс организации и проведения ценообразования данных услуг.
Задачи исследования сформулируем соответственной поставленной цели:
- функции цены на услуги здравоохранения;

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….. 2-3 стр.
1. Функции цены на услуги здравоохранения ………………..…. 4-7 стр.
2. Классификация цен …………………………………………… 8-21 стр.
3. Влияние цены на экономические процессы в отрасли ……. 22-25 стр.
Заключение …………………………………………………………..……. 26 стр.
Список используемой литературы …………………………………….… 27 стр.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

Классификация цен по способу получения информации

В соответствии со способом получения информации выделяют:

  1. публикуемые цены;
  2. расчетные цены.

Для определения цены товара при заключении договора или контракта продавцы и покупатели ориентируются на данные виды цен.

Публикуемые цены – это цены, которые фиксируются в специализированных и фирменных источниках информации о ценах. В публикуемые цены входят:

  1. справочные цены;
  2. прейскурантные цены;
  3. биржевые котировки;
  4. цены аукционов;
  5. цены торгов.

Справочные цены – это цены, которые сообщаются в каких-либо печатных изданиях. Справочные цены могут публиковаться в экономических журналах, фирменных каталогах и прейскурантах.

Справочные цены могут быть номинальными и отражающими прошлые сделки.

Номинальные цены – это цены, которые не используются в реальных коммерческих операциях. Их используют как базу при заключении договоров и сделок. Скидки и надбавки делаются с номинальной цены. Номинальные цены также называют базисными (базовыми), так как они используются как исходная база при расчете цен на аналогичные товары. За базисную цену принимают цену товара установленного качества и спецификации в определенном географическом регионе (базисном пункте). Базисные цены обычно выше, чем цены реальных сделок. В связи с этим скидки со справочных цен могут составлять от 15 до 50 %.

Номинальной ценой называется биржевая котировальная цена товара, на покупку которого в день котировки не было сделок.

Базовые цены часто используются при кредитовании. При расчете процентной ставки кредита на приобретение оборотных средств берутся базовые цены. За базовые берутся цены, которые действовали 1 числа месяца, в котором брался кредит, это должно быть указано в договоре.

Цены, по которым заключались фактические сделки, тоже являются справочными ценами. Но такие цены сообщаются не регулярно, а эпизодически.

Цены предложения товаров и услуг крупных фирм тоже являются справочными ценами, так как начальные цены в процессе торгов, как правило, снижаются.

Прейскурантные цены – это разновидность справочной цены, которая сообщается в прейскурантах (справочниках фирм-продавцов).

Справочные цены – это своего рода отправная точка для торгов при заключении договоров и сделок.

Расчетная цена – это цена, которая устанавливается при заключении сделок и контрактов на нестандартные товары и оборудование, изготовляемые, как правило, по индивидуальным заказам. Цены на такие товары рассчитываются для каждого индивидуального заказа в зависимости от его технических требований, а иногда цена определяется только после выполнения заказа.

Данные о расчетных ценах редко публикуются и их нельзя брать за базу сравнения при выборе уровня цен.

Цены предыдущих сделок применяются, если цены на оборудование достаточно стабильны. Они используются при условии стабильных и устойчивых связей между контрагентами.

Классификация цен в зависимости от вида рынка

В соответствии с видом рынка, на котором образуется цена, выделяют следующие виды цен:

  1. цены товарных аукционов;
  2. биржевые котировки;
  3. цены торгов.

Аукцион – это торги, предназначенные для продажи определенных товаров, проводящиеся, как правило, один или несколько раз в год в установленной форме.

Цены товарных аукционов – это цены для публичной продажи предварительно представленных покупателям товаров (лоты), установленные на максимальном из уровней, предложенных покупателями. Данный вид цен определяется изменениями соотношений спроса и предложения. Для аукционов характерно наличие большого числа покупателей и одного (нескольких) продавцов. В отличие от бирж, на аукционах реализуются реальные товары, обладающие строго индивидуальным набором свойств и характеристик. Между аукционной и рыночной ценой существуют, как правило, значительные различия (аукционная цена обычно во много раз выше рыночной), так как аукционная цена отражает редкие и уникальные свойства товара. Она также зависит от квалификации и мастерства продавца, который проводит аукцион.

Цены товарных аукционов применяются для продукции сельского, лесного хозяйства, пушно-мехового товара, драгоценных камней, антиквариата, предметов искусства.

Биржевые котировки – это цены на массовые, однородные и взаимозаменяемые товары, действующие на специально организованных постоянно действующих (в отличие товарных аукционов) рынках.

В качестве товара на товарных биржах выступают цветные металлы, сельскохозяйственное непродовольственное сырье (фанера, хлопок, шерсть), нефтепродукты и т. д.

Биржевые котировки – это цены реальных контрактов, они являются ориентирами для определения цен на товары, продаваемые по обычным контрактам.

На биржевые цены сильно влияют изменение конъюнктуры рынка, спекуляция и прочие случайные факторы. Цена биржевого товара представляет собой разновидность оптовой (отпускной) цены промышленности.

Цена биржевого товара (биржевых сделок) основывается на биржевых котировках и устанавливается с учетом надбавок и скидок с них, которые зависят от качества товара и удаленности от места назначения.

Цены аукционов и биржевые котировки сообщаются в специальных изданиях, которые выпускаются биржевыми и аукционными комитетами.

Цены торгов – это цены, которые используются в особой форме специализированной торговли, основанной на заказах на поставку товаров или получение подрядов на работы определенного вида в соответствии с условиями, установленными заранее в специальном документе (тендере). Тендер основывается на принципах конкуренции, т. е. предполагается привлечь в установленные сроки предложения от некоторого количества производителей и затем выбрать наиболее выгодные для организаторов.

Характерная черта такой формы торговли – наличие нескольких продавцов (оферентов) и единственного покупателя (заказчика), выбирающего самое выгодное (в том числе и по цене) предложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Влияние цены на экономические процессы в отрасли

Услуги имеют набор характерных черт, обусловливающих их принципиальное различие с товарами. Этими чертами являются:

1) нематериальный характер (неосязаемость);

2) индивидуальное потребление;

3) невозможность хранения;

4) тесная взаимосвязь производства и потребления услуг;

5) нестабильность качества;

6) необходимость учета не только результата, но и самого процесса оказания услуг.

В сфере услуг основными ценообразующими факторами являются спрос и предложение. На ценообразование в сфере услуг также существенно влияют большая общественная значимость социальных услуг и внешние эффекты. В связи с этим чисто рыночные методы ценообразования не всегда применимы, и цена должна быть оснащена такими дополнительными финансовыми рычагами, как производственные льготы и дотации и потребительские субсидии (характерно для услуг здравоохранения, образования и т. п.).

Кроме того, определенный набор услуг относится к исключаемым общественным благам (здравоохранение, образование), т. е. существует необходимость сочетания бесплатности и платности этих услуг, а также ценовой дискриминации для определенных групп потребителей.

Сфера услуг обладает большой чувствительностью к конъюнктуре рынка. В связи с этим необходимы существенная гибкость ценообразования, сильная дифференциация цен в соответствии с динамикой спроса (в частности, по разным временным промежуткам) и применение системы скидок с цен для получения стабильного дохода при неравномерном спросе.

В процессе формирования цен на услуги также необходимо учитывать, что спрос на услуги обладает высокой эластичностью по цене и по доходу.

Очень важным моментом при определении цен на услуги также является ассиметричность информации, характерная для сферы услуг. Цена на услугу часто рассматривается потребителем как показатель ее качества и рыночный сигнал, так как потребитель не всегда имеет возможность получить достоверную информацию о качестве оказываемой ему услуги.

Цена на услуги по своей структуре является оптовой, но выполняет функции и оптовой, и розничной цены.

Цены на услуги могут рассчитываться:

1) на единицу потребляемой услуги (билеты в театр, в кино);

2) как сумма цен на работы, необходимые для оказания данной услуги (услуги стоматолога);

3) как комплекс цен на реализацию взаимодополняющих услуг (услуги туристических компаний);

4) по принципу абонемента, который дает право на пользование данной услугой в определенный временной промежуток без ограничения объема (проездные билеты на городской транспорт).

На услуги устанавливаются как свободные, так и регулируемые цены (если в отрасли сложилась естественная монополия), а также твердые, подвижные и сезонные цены. Действует также система скидок с цен.

В различных отраслях состав цены на услуги неодинаков. В состав цены может входить только себестоимость и прибыль (квартирная плата), а могут включаться и налоги (туристические услуги).

Ценообразование на услуги здравоохранения

Выделяют несколько способов оплаты медицинской помощи, а значит, и способов расчета цены на услугу поликлиники (стационара).

Для поликлиник выделяют следующие способы оплаты медицинской помощи:

1) за отдельную услугу (осмотр, процедура);

2) за отдельную услугу в соответствии с единой системой тарифов;

3) за комплексную услугу (обращение к врачу);

4) в соответствии с подушевым принципом.

При расчете цен в системе обязательного медицинского страхования за амбулаторно—поликлиническое обслуживание применяется формула:

Ц = З + М + И + Р + П + В,

где З – заработная плата медицинского персонала в случае поликлинического обслуживания;

М – стоимость медикаментов, необходимых для поликлинического обслуживания;

И – стоимость мягкого инвентаря в случае поликлинического обслуживания;

Р – оплата труда других групп персонала (административно—управленческого, обслуживающего и обще—поликлинического), стоимость мягкого инвентаря для данных групп персонала в случае поликлинического обслуживания;

П – прочие расходы в случае поликлинического обслуживания (канцелярские, хозяйственные и пр.);

В – вспомогательные расходы на лечебную диагностику в случае поликлинического обслуживания. Все составляющие данной формулы определяются на базе соответствующей статьи затратной сметы по подразделению (врачебной специальности), причем должны учитываться временные затраты на отдельный случай поликлинического обслуживания, количество должностей врачей данной специальности на амбулаторном приеме и коэффициент использования рабочего времени для каждой должности.

Цены на услуги стационарного лечения могут рассчитываться по той же формуле.

Цены на платные медицинские услуги, в отличие от цен в системе обязательного медицинского страхования определяются лечебными учреждениями самостоятельно, утверждаются руководством и являются свободными.

Цены на платные медицинские услуги рассчитываются по формуле:

Ц = З + О + М + А + Н + Р + П, где З – величина средней заработной платы медицинского персонала лечебного учреждения, вычисленная на норму времени (проведение одного обследования и т. п.);

О – отчисления на общественные нужды;

М – расходы на материалы в соответствии с нормами расхода;

А – отчисления в амортизационный фонд;

Н – косвенные или накладные затраты;

Р – другие расходы;

П – норма прибыли.

Цена платной медицинской услуги зависит от ее качества, определяемого квалификацией врача, качеством задействованного оборудования, комфортностью условий при оказании услуги и т. д. Это вызывает широкую дифференциацию цен даже на одни и те же услуги (ярким примером являются стоматологические услуги).

В процессе ценообразования на платные медицинские услуги также берется во внимание структура рынка, наличие конкуренции, доходы населения и стратегия данного лечебного учреждения.

В некоторых случаях возможны сегментация рынка по группам населения с различным доходом и применение льготных цен и скидок.

Информация о работе Влияние цены на экономические процессы в отрасли