Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2015 в 12:12, курсовая работа
Цель данной работы в анализе основных инструментов государственного регулирования экономики и особенностей их применения в современных условиях.
Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
• Рассмотрение причин и предпосылок вмешательства в рыночный механизм ценообразования;
• Рассмотрение методов и приемов государственного вмешательства;
• Анализ основных инструментов государственного регулирования экономики;
• Рассмотрение государственного регулирования газового рынка России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ 5
1.1. Сущность государственного регулирования цен 5
1.2. Цена. Государственное воздействие на цены 9
1.3. Последствия государственного вмешательства в механизм рыночного ценообразования 15
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ 21
2.1. Методы ценообразования в газовой отрасли 21
2.2. Факторы, снижающие эффективность государственного регулирования рынка газа 24
2.3. Недостатки налогообложения в газовой отрасли 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 31
Рис. 1.3.7. Последствия введения квот14
Таким образом, в результате введения импортной квоты возникают чистые потери для страны в целом, равные области b + е, т.е. результаты воздействия квоты и тарифа на уровень благосостояния идентичны. Разница лишь в том, что при введении тарифа государство всегда получает дополнительный доход, а при установлении квоты этот доход полностью или частично может достаться импортерам.
Основным производителем и поставщиком природного газа на внутренний и внешний рынки является ОАО «Газпром» - естественная монополия наряду с МПС, РАО ЕЭС. Цены и тарифы на продукцию и услуги естественных монополий разрабатывает Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) Российской Федерации.
В частности для ОАО «Газпром» ежегодно, а при необходимости и в течение года, ФЭК издает Постановление «Об оптовых ценах на газ, реализуемый потребителям Российской Федерации», в котором утверждаются и вводятся в действие оптовые цены на газ, реализуемый промышленным потребителям и населению; оговариваются особые условия реализации газа в некоторых районах РФ и признаются утратившими силу предыдущие постановления ФЭК. 15
Оптовые цены на газ установлены на условиях франко-граница раздела газотранспортных и газораспределительных сетей, на объемную единицу измерения газа - 1000 м куб., приведенную к определенным условиям температуры (20°С), давления (760 мм рт. ст.), влажности (0%), расчетной теплоте сгорания (7900±100ккал/м куб.).
Оптовые цены на газ, реализуемый потребителям (кроме населения), разрабатываются для регионов по ценовым поясам. Оптовая цена на газ устанавливается с акцизом, без НДС. Вся территория РФ разделена на семь ценовых поясов (от 0 до 6). Первые три пояса (с 0 до 2) представлены округами и областями, где добывается газ (Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский АО, Республика Коми, Тюменская и Астраханская обл.), третий и четвертый - областями Урала и Поволжья, пятый пояс - центральные области, шестой - республики Северного Кавказа, Ставропольский и Краснодарский кр., Калининградская и Ростовская обл.
В пределах оптовых цен на газ, установленных ФЭК, ОАО «Газпром» разрабатывает внутренние расчетные (оптовые) цены на газ и внутренние расчетные тарифы на услуги по транспортировке и хранению газа для организаций «Газпрома»:
Тарифы установлены в расчете на 1000 м куб. и применяются независимо от теплоты сгорания закачиваемого на хранение (отбираемого) газа и дифференцированы по газотранспортным предприятиям, имеющим в своей структуре ПХГ. Внутренние расчетные тарифы на услуги по хранению газа являются едиными для всех ПХГ, входящих в состав одной газотранспортной организации ОАО «Газпром».
В основе формирования внутренних расчетных цен для предприятий и организаций ОАО «Газпром» лежит принцип возмещения издержек ценой и образования на предприятиях прибыли, необходимой на уплату налогов, экономических санкций, содержание социальной инфраструктуры, расходов на выплату работникам материальной помощи, надбавок к пенсиям, стипендий, на оплату медицинского обслуживания и др.
В настоящее время дискутируется вопрос о создании общероссийского внутреннего оптового рынка газа, который обеспечит равный доступ всех производителей газа - предприятий «Газпрома», вертикально-интегрированных компаний и независимых производителей - к газопроводной сети, которая сейчас входит в состав ОАО «Газпром» и эксплуатируется его газотранспортными предприятиями.
Создание внутреннего рынка газа и газовой биржи изменит рассмотренную выше систему ценообразования в газовой промышленности, заменив ее принципами рыночного ценнообразования с учетом спроса и предложения на газ и цен конкурентов - продавцов природного газа.
Розничные цены на газ, реализуемый населению и предприятию организациями ОАО «Росгазификация», формируются на основе оптовых цен на газ с учетом покрытия издержек и величины расчетной прибыли этих организаций 16.
2.2. Факторы, снижающие эффективность государственного регулирования рынка газа
В нефтегазовом комплексе назрело множество нерешенных задач, требующих обсуждения, поиска и принятия решений17.
В настоящее время в РФ топливно-энергетический комплекс (ТЭК), в частности газовая промышленность, является стратегически важным звеном экономики страны непосредственно связанным с энергетической безопасностью, так как в значительной степени обеспечивает наполнение бюджета. В этой связи важно рассматривать энергетическую безопасность с точки зрения управления рисками и факторами нестабильности, которые могут оказать отрицательное влияние на устойчивое развитие газовой промышленности и ТЭК в целом. При этом под энергетической безопасностью понимается обеспечение обоснованных внутренних потребностей экономически доступных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) соответствующего качества при одновременном выполнении экспортных обязательств.
Анализ ситуации и тенденций в энергообеспечении РФ позволил определить основные стратегические угрозы энергобезопасности. Эти угрозы приводят к сдерживанию экономического роста страны, стагнации, либо ухудшению ее социально-экономического положения.
Конфликты интересов, возникающие в газовой отрасли России, демонстрируют недостаточную отрегулированность газодобычи, необходимость «рулить» ею в «ручном режиме». Это приводит к высоким издержкам, прямым и косвенным.
Определяя стратегию экспортной политики, руководство компании столкнулось с большой неопределённостью, что признаёт и в официальных отчётах. Хотя потребность в газе у основных стран-покупателей, скорее всего, вырастет, пока сложно предугадать, какую часть этого прироста им удастся возместить из нероссийских источников. Большую роль могут сыграть не только экономические и технологические, но и политические факторы – потенциальная нестабильность поставок из Африки и Ближнего Востока, возможное желание европейских партнёров подвергнуть Россию санкциям. Сложно предсказать и объёмы внутренних закупок из-за неясности с долгосрочной ценой.
Минималистское решение требует меньше расширять экспортные мощности и внутренние распределительные сети, твёрже держаться за «формулу цены» и выбрать стратегию «лучше меньше, да лучше18» – согласовать с потребителями, пусть небольшие и дорогие, но стабильные и гарантированные с обеих сторон поставки и закупки. Это потребовало бы отказа от строительства новых трубопроводов и экспорта СПГ, но высвободило бы капиталы «Газпрома» для инвестирования в другие отрасли. Максимальное решение требует строительства новых трубопроводов и снижения цены ради увеличения физического объёма продаж.
Ясно, что эксперты компании обладают большими знаниями, чем большинство посторонних наблюдателей, чтобы лучше просчитать вероятную прибыльность альтернативных стратегий. Настоящая проблема кроется не в том, что они могут ошибиться – возможность ошибочного прогноза принципиально неустранима. Главная проблема, и она уже принципиально устранима, – в том, что с теми стимулами, под влиянием которых принимаются решения «Газпрома», окончательный выбор, скорее всего, будет искажён относительно оптимального выбора с народнохозяйственной точки зрения. Перечислим факторы, искажающие решения руководителей «Газпрома» относительно оптимальных:
1. Функционирование компании не
столько как нацеленной на
прибыль фирмы, сколько как
Стране было бы выгоднее минимизировать добычу и не занимать лишний персонал на наиболее дорогих месторождениях. Но компания, при прочих равных, предпочтёт сохранить социальное благополучие своих подразделений и обречь на кризис «Лукойл» или снизить цены для европейских потребителей, пожертвовав долгосрочной прибыльностью.
2. Избыточная взаимозависимость
«Газпрома» и подрядчиков, толкающая
компанию к дорогостоящим
3. Политическое давление со
4. Политическое давление со
5. Недоучёт фактора
Итак, на выбор стратегии «Газпрома» в части объёма производства действуют сильные «нерыночные» факторы, искажающие его решения в одну и ту же – экспансионистскую – сторону. Это влечёт неоптимальное размещение ресурсов между отраслями, снижает ВВП. Именно констатация искажающих факторов является ответом на вопрос об экспансионистской стратегии «Газпрома» с экономической, а не маркетинговой точки зрения. В рамках государственного регулирования газовой отрасли, важно дать её руководителям народнохозяйственно оптимальные стимулы, а не принимать непосредственное участие в чисто маркетинговом анализе, который должен оставаться внутренним делом «Газпрома».
2.3. Недостатки налогообложения в газовой отрасли
Налогообложение в газовой сфере организовано неэффективно. Оно не только вызывает «несправедливое» распределение доходов и уменьшает государственный бюджет по сравнению с возможным, но и сильно искажает экономику, подавляя её развитие. Основные причины этого:
1. Часть налогообложения ведётся
в «натуральной форме» и
2. Налогообложение не
3. НДПИ плохо дифференцирован в зависимости от месторождения и, в то же время, порой полностью обнулён с игнорированием ценности газа для потомков.
В идеале было бы определять НДПИ отдельно для каждого конкретного месторождения до начала разработки (установив минимально допустимое значение налога) и согласовывать во время конкурса процедуру его изменения в случае, если условия добычи и параметры месторождения будут отличаться от разведданных. Следует установить политическим решением, хотя бы условно и на минимальном уровне, ценность газа для будущих поколений, зафиксировать эту «несгораемую долю» в НДПИ и инвестировать её в Фонд благосостояния без права использования дивидендов в обозримом будущем.
Государственное регулирование рынка и цен – это совокупность мер, принимаемых правительством в процессе участия в системе товарно-денежных отношений и направленных на осуществление регулирования цен в различных сферах народного хозяйства и контроля за ними. Необходимость государственного вмешательства в процессы ценообразования обусловлена тем, что свободно функционирующий рынок не обязательно гарантирует высокую эффективность экономической деятельности.
В ряде случаев несовершенство рынка, нестабильность равновесия требует определенного вмешательства государства. Роль государства заключается главным образом в обеспечении развития экономики в направлении не только роста производства и повышения качества продукции, но и достижения полной занятости, справедливого распределения доходов и стабилизации уровня цен. Используя для решения экономических задач регулирующую функцию цены, государство принимает участие в перераспределении чистого дохода между отраслями и секторами народного хозяйства, отдельными регионами, предприятиями и группами населения. Государство также должно участвовать в процессе ценообразования (прямо или косвенно) для защиты интересов национальных товаропроизводителей. В работе было рассмотрено государственное регулирование цен как одно из направлений макроэкономического регулирования экономики. Цели государственного регулирования цен состоят в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на использование достижений научно-технического прогресса.
Информация о работе Влияние государственного регулирования на механизм ценообразования