Влияние государственного регулирования на механизм ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2015 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы в анализе основных инструментов государственного регулирования экономики и особенностей их применения в современных условиях.
Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
• Рассмотрение причин и предпосылок вмешательства в рыночный механизм ценообразования;
• Рассмотрение методов и приемов государственного вмешательства;
• Анализ основных инструментов государственного регулирования экономики;
• Рассмотрение государственного регулирования газового рынка России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ 5
1.1. Сущность государственного регулирования цен 5
1.2. Цена. Государственное воздействие на цены 9
1.3. Последствия государственного вмешательства в механизм рыночного ценообразования 15
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ 21
2.1. Методы ценообразования в газовой отрасли 21
2.2. Факторы, снижающие эффективность государственного регулирования рынка газа 24
2.3. Недостатки налогообложения в газовой отрасли 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 31

Файлы: 1 файл

влияние гос регулирования на рыночный механизм ценообразования.doc

— 268.50 Кб (Скачать файл)

Рис. 1.3.7. Последствия введения квот14

 

Таким образом, в результате введения импортной квоты возникают чистые потери для страны в целом, равные области b + е, т.е. результаты воздействия квоты и тарифа на уровень благосостояния идентичны. Разница лишь в том, что при введении тарифа государство всегда получает дополнительный доход, а при установлении квоты этот доход полностью или частично может достаться импортерам.

 

  1. государственное регулирование ценообразования на примере газовой отрасли России

 

2.1.   Методы ценообразования в газовой отрасли

 

Основным производителем и поставщиком природного газа на внутренний и внешний рынки является ОАО «Газпром» - естественная монополия наряду с МПС, РАО ЕЭС. Цены и тарифы на продукцию и услуги естественных монополий разрабатывает Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) Российской Федерации.

В частности для ОАО «Газпром» ежегодно, а при необходимости и в течение года, ФЭК издает Постановление «Об оптовых ценах на газ, реализуемый потребителям Российской Федерации», в котором утверждаются и вводятся в действие оптовые цены на газ, реализуемый промышленным потребителям и населению; оговариваются особые условия реализации газа в некоторых районах РФ и признаются утратившими силу предыдущие постановления ФЭК. 15

Оптовые цены на газ установлены на условиях франко-граница раздела газотранспортных и газораспределительных сетей, на объемную единицу измерения газа - 1000 м куб., приведенную к определенным условиям температуры (20°С), давления (760 мм рт. ст.), влажности (0%), расчетной теплоте сгорания (7900±100ккал/м куб.).

Оптовые цены на газ, реализуемый потребителям (кроме населения), разрабатываются для регионов по ценовым поясам. Оптовая цена на газ устанавливается с акцизом, без НДС. Вся территория РФ разделена на семь ценовых поясов (от 0 до 6). Первые три пояса (с 0 до 2) представлены округами и областями, где добывается газ (Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский АО, Республика Коми, Тюменская и Астраханская обл.), третий и четвертый - областями Урала и Поволжья, пятый пояс - центральные области, шестой - республики Северного Кавказа, Ставропольский и Краснодарский кр., Калининградская и Ростовская обл.

В пределах оптовых цен на газ, установленных ФЭК, ОАО «Газпром» разрабатывает внутренние расчетные (оптовые) цены на газ и внутренние расчетные тарифы на услуги по транспортировке и хранению газа для организаций «Газпрома»:

  • внутренние расчетные (оптовые) цены на газ в рублях за 1000 м куб. для добывающих предприятий: Уренгойгазпром, Ямбурггаздобыча, Надымгазпром, Ноябрьскгаздобыча, Кубаньгазпром;
  • внутренние расчетные (оптовые) цены на нестабильный газовый конденсат и нефтегазоконденсатные смеси (в рублях за 1т) для Ямбурггаздобычи и Уренгойгазпрома;
  • внутренние расчетные (оптовые) цены на продукцию газоперерабатывающих организаций для Оренбургского и Астраханского ГПЗ, отбензиненный газ - в рублях за 1000 м куб., одорант - в рублях за 1 т; 
  • внутренние расчетные (оптовые) цены на газ (в рублях за 1000 м куб.), используемый организациями «Газпрома» на собственные технологические нужды, включая технологичес- кие потери, буферный газ, закачиваемый во вновь строящиеся и расширяющиеся подземные хранилища, и газ, закачиваемый в пласт для поддержания пластового давления, и другие методы повышения нефтеконденсатоотдачи. Цены дифференцированы по предприятиям ОАО «Газпром»;
  • внутренние расчетные тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам, оказываемые газотранспортными организациями. Тарифы дифференцированы по газотранспортным предприятиям и устанавливаются на транспортировку 1000 м куб. газа на 100 км; 
  • внутренние расчетные тарифы на услуги по хранению газа в подземных хранилищах (ПХГ), оказываемые газотранспортным предприятиям.

Тарифы установлены в расчете на 1000 м куб. и применяются независимо от теплоты сгорания закачиваемого на хранение (отбираемого) газа и дифференцированы по газотранспортным предприятиям, имеющим в своей структуре ПХГ. Внутренние расчетные тарифы на услуги по хранению газа являются едиными для всех ПХГ, входящих в состав одной газотранспортной организации ОАО «Газпром».

В основе формирования внутренних расчетных цен для предприятий и организаций ОАО «Газпром» лежит принцип возмещения издержек ценой и образования на предприятиях прибыли, необходимой на уплату налогов, экономических санкций, содержание социальной инфраструктуры, расходов на выплату работникам материальной помощи, надбавок к пенсиям, стипендий, на оплату медицинского обслуживания и др.

В настоящее время дискутируется вопрос о создании общероссийского внутреннего оптового рынка газа, который обеспечит равный доступ всех производителей газа - предприятий «Газпрома», вертикально-интегрированных компаний и независимых производителей - к газопроводной сети, которая сейчас входит в состав ОАО «Газпром» и эксплуатируется его газотранспортными предприятиями.

Создание внутреннего рынка газа и газовой биржи изменит рассмотренную выше систему ценообразования в газовой промышленности, заменив ее принципами рыночного ценнообразования с учетом спроса и предложения на газ и цен конкурентов - продавцов природного газа.

Розничные цены на газ, реализуемый населению и предприятию организациями ОАО «Росгазификация», формируются на основе оптовых цен на газ с учетом покрытия издержек и величины расчетной прибыли этих организаций 16.

 

 

 

2.2. Факторы, снижающие эффективность государственного регулирования рынка газа

 

В нефтегазовом комплексе назрело множество нерешенных задач, требующих обсуждения, поиска и принятия решений17.

В настоящее время в РФ топливно-энергетический комплекс (ТЭК), в частности газовая промышленность, является стратегически важным звеном экономики страны непосредственно связанным с энергетической безопасностью, так как в значительной степени обеспечивает наполнение бюджета. В этой связи важно рассматривать энергетическую безопасность с точки зрения управления рисками и факторами нестабильности, которые могут оказать отрицательное влияние на устойчивое развитие газовой промышленности и ТЭК в целом. При этом под энергетической безопасностью понимается обеспечение обоснованных внутренних потребностей экономически доступных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) соответствующего качества при одновременном выполнении экспортных обязательств.

Анализ ситуации и тенденций в энергообеспечении РФ позволил определить основные стратегические угрозы энергобезопасности. Эти угрозы приводят к сдерживанию экономического роста страны, стагнации, либо ухудшению ее социально-экономического положения.

Конфликты интересов, возникающие в газовой отрасли России, демонстрируют недостаточную отрегулированность газодобычи, необходимость «рулить» ею в «ручном режиме». Это приводит к высоким издержкам, прямым и косвенным.

Определяя стратегию экспортной политики, руководство компании столкнулось с большой неопределённостью, что признаёт и в официальных отчётах. Хотя потребность в газе у основных стран-покупателей, скорее всего, вырастет, пока сложно предугадать, какую часть этого прироста им удастся возместить из нероссийских источников. Большую роль могут сыграть не только экономические и технологические, но и политические факторы – потенциальная нестабильность поставок из Африки и Ближнего Востока, возможное желание европейских партнёров подвергнуть Россию санкциям. Сложно предсказать и объёмы внутренних закупок из-за неясности с долгосрочной ценой.

Минималистское решение требует меньше расширять экспортные мощности и внутренние распределительные сети, твёрже держаться за «формулу цены» и выбрать стратегию «лучше меньше, да лучше18» – согласовать с потребителями, пусть небольшие и дорогие, но стабильные и гарантированные с обеих сторон поставки и закупки. Это потребовало бы отказа от строительства новых трубопроводов и экспорта СПГ, но высвободило бы капиталы «Газпрома» для инвестирования в другие отрасли. Максимальное решение требует строительства новых трубопроводов и снижения цены ради увеличения физического объёма продаж.

Ясно, что эксперты компании обладают большими знаниями, чем большинство посторонних наблюдателей, чтобы лучше просчитать вероятную прибыльность альтернативных стратегий. Настоящая проблема кроется не в том, что они могут ошибиться – возможность ошибочного прогноза принципиально неустранима. Главная проблема, и она уже принципиально устранима, – в том, что с теми стимулами, под влиянием которых принимаются решения «Газпрома», окончательный выбор, скорее всего, будет искажён относительно оптимального выбора с народнохозяйственной точки зрения. Перечислим факторы, искажающие решения руководителей «Газпрома» относительно оптимальных:

1. Функционирование компании не  столько как нацеленной на  прибыль фирмы, сколько как полугосударственной  организации, «социально ответственной» перед персоналом и семьями, а также регионами интенсивной газодобычи. В результате принимаются глобально неоптимальные решения. Например, с точки зрения минимизации издержек было бы выгоднее остановить добычу газа на каком-то из газпромовских месторождений и продолжать закупать газ у «Лукойла».

Стране было бы выгоднее минимизировать добычу и не занимать лишний персонал на наиболее дорогих месторождениях. Но компания, при прочих равных, предпочтёт сохранить социальное благополучие своих подразделений и обречь на кризис «Лукойл» или снизить цены для европейских потребителей, пожертвовав долгосрочной прибыльностью.

2. Избыточная взаимозависимость  «Газпрома» и подрядчиков, толкающая  компанию к дорогостоящим экспансионистским  проектам (строительству трубопроводов, раннему освоению месторождений и т.д.), выгодным подрядчикам и менеджменту «Газпрома», но отвлекающим ресурсы от альтернативных применений.

3. Политическое давление со стороны  власти, надеющейся обезопасить  Россию от враждебной политики  Западной Европы, усилив зависимость последней от стабильных поставок газа, а также исключить Украину из числа транзитёров. Казалось бы, государственное руководство должно лучше понимать интересы всей страны, чем руководство «Газпрома», и сдвигать решения в правильном направлении.

4. Политическое давление со стороны  чуть ли не всего общества, направленное на увековечивание  заниженных (относительно экспортных) внутренних цен на газ. «Газпрому»  навязана «социальная ответственность»  перед потребителями, якобы его  обязанность вести трубу к каждой дальней сторожке, чтобы обеспечить «доступность» добываемого ресурса для каждого гражданина. Это не преодолевается даже волей отдельных руководителей, противящихся тенденции «складывания всех яиц в одну корзину»19. Заниженные цены отвечают более высокой величине спроса и влекут завышенную потребность в газе, подавляют технологическое развитие страны и ресурсосберегающую модернизацию.

5. Недоучёт фактора ограниченности  месторождений в расчёте рентабельности. На самом деле, факт «оставления газа в месторождении на будущее» имеет ненулевую ценность для страны, в отличие, например, от «непроизводства трактора». Государство готово к обнулению НДПИ для новых труднодоступных месторождений, нивелирует отчисления в Фонд национального благосостояния, а «общественное мнение» требует расходовать все нефтегазовые доходы сразу и полностью. Это означает, что положительная ценность оставления месторождения в наследство потомкам, или отрицательная ценность добычи газа (сколь бы малой она ни казалась на фоне сегодняшних нужд), никак не будет включена в калькуляцию рентабельности.

Итак, на выбор стратегии «Газпрома» в части объёма производства действуют сильные «нерыночные» факторы, искажающие его решения в одну и ту же – экспансионистскую – сторону. Это влечёт неоптимальное размещение ресурсов между отраслями, снижает ВВП. Именно констатация искажающих факторов является ответом на вопрос об экспансионистской стратегии «Газпрома» с экономической, а не маркетинговой точки зрения. В рамках государственного регулирования газовой отрасли, важно дать её руководителям народнохозяйственно оптимальные стимулы, а не принимать непосредственное участие в чисто маркетинговом анализе, который должен оставаться внутренним делом «Газпрома».

 

 

2.3. Недостатки налогообложения в газовой отрасли

 

 

Налогообложение в газовой сфере организовано неэффективно. Оно не только вызывает «несправедливое» распределение доходов и уменьшает государственный бюджет по сравнению с возможным, но и сильно искажает экономику, подавляя её развитие. Основные причины этого:

1. Часть налогообложения ведётся  в «натуральной форме» и состоит  в принуждении «Газпрома» к  исполнению «социальных обязательств», занижению внутренней цены на  газ, строительству убыточной инфраструктуры, содержанию спортивных клубов.

2. Налогообложение не обеспечивает  достаточного конкурентного давления  на менеджмент компании и позволяет  растранжиривать ресурсы в пользу  персонала и подрядчиков, а не  стремиться к максимизации прибыли.

3. НДПИ плохо дифференцирован  в зависимости от месторождения и, в то же время, порой полностью обнулён с игнорированием ценности газа для потомков.

В идеале было бы определять НДПИ отдельно для каждого конкретного месторождения до начала разработки (установив минимально допустимое значение налога) и согласовывать во время конкурса процедуру его изменения в случае, если условия добычи и параметры месторождения будут отличаться от разведданных. Следует установить политическим решением, хотя бы условно и на минимальном уровне, ценность газа для будущих поколений, зафиксировать эту «несгораемую долю» в НДПИ и инвестировать её в Фонд благосостояния без права использования дивидендов в обозримом будущем.

 

Заключение

 

Государственное регулирование рынка и цен – это совокупность мер, принимаемых правительством в процессе участия в системе товарно-денежных отношений и направленных на осуществление регулирования цен в различных сферах народного хозяйства и контроля за ними. Необходимость государственного вмешательства в процессы ценообразования обусловлена тем, что свободно функционирующий рынок не обязательно гарантирует высокую эффективность экономической деятельности.

В ряде случаев несовершенство рынка, нестабильность равновесия требует определенного вмешательства государства. Роль государства заключается главным образом в обеспечении развития экономики в направлении не только роста производства и повышения качества продукции, но и достижения полной занятости, справедливого распределения доходов и стабилизации уровня цен. Используя для решения экономических задач регулирующую функцию цены, государство принимает участие в перераспределении чистого дохода между отраслями и секторами народного хозяйства, отдельными регионами, предприятиями и группами населения. Государство также должно участвовать в процессе ценообразования (прямо или косвенно) для защиты интересов национальных товаропроизводителей. В работе было рассмотрено государственное регулирование цен как одно из направлений макроэкономического регулирования экономики. Цели государственного регулирования цен состоят в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на использование достижений научно-технического прогресса.

Информация о работе Влияние государственного регулирования на механизм ценообразования