Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2015 в 12:12, курсовая работа
Цель данной работы в анализе основных инструментов государственного регулирования экономики и особенностей их применения в современных условиях.
Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
• Рассмотрение причин и предпосылок вмешательства в рыночный механизм ценообразования;
• Рассмотрение методов и приемов государственного вмешательства;
• Анализ основных инструментов государственного регулирования экономики;
• Рассмотрение государственного регулирования газового рынка России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ 5
1.1. Сущность государственного регулирования цен 5
1.2. Цена. Государственное воздействие на цены 9
1.3. Последствия государственного вмешательства в механизм рыночного ценообразования 15
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ 21
2.1. Методы ценообразования в газовой отрасли 21
2.2. Факторы, снижающие эффективность государственного регулирования рынка газа 24
2.3. Недостатки налогообложения в газовой отрасли 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 31
В результате этого в целых отраслях возникает ситуация, когда «издержки подпирают цену», т.е. расчетные (а не действительные) издержки производства вследствие объявленных правительством льгот оказываются на всех предприятиях настолько высокими, что повышение цен становится само собой разумеющимся явлением, а так как льготы распространяются на всю отрасль, то внутриотраслевая конкуренция в условиях благоприятной конъюнктуры не может быть достаточным препятствием для роста цен4.
Прямым государственным вмешательством в процесс ценообразования является государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары.
Непосредственное воздействие на формирование цен оказывают государственные субсидии. Один из видов таких субсидий - ценовые - предусматривает снижение цен путем специальных доплат производителю или потребителю.
Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна, например в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства. Правительственные органы, являясь постоянными покупателями или заказчиками определенных видов товаров и услуг у частных фирм, устанавливают по договоренности с партнерами «контрактные цены», которые затем становятся базовыми для отрасли.
Эффективным средством регулирования цен является НДС. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно воздействуют на цены.
Особым направлением государственной экономической политики является государственное воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов (возврат налогов), предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке.
Государственное регулирование цен осуществляется в различных формах на основе «социального партнерства». Одной из таких форм является контроль за ценами на потребительские товары, входящие в базовую корзину. Розничная цена на эти товары должна быть стабильной и не может повышаться предприятиями розничной торговли. Государство же субсидирует эти товары, обеспечивая производителям и торговле среднюю норму прибыли.
Наблюдение за ценами является первичной формой государственной активности в этой области. Дело не только в том, что с него исторически началось государственное регулирование цен; в настоящее время наблюдение за ценами служит основой, на которой базируются все государственные мероприятия в этой области. Наблюдением за ценами занимаются специальные статистические управления. Самостоятельные исследования движения цен часто проводят научно-исследовательские центры профсоюзов, специальные комиссии по заданиям руководства правительства, международных организаций.
Главная цель наблюдения за ценами со стороны государственных органов и социальных партнеров – изменение роста стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а также для выяснения влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность. Государство может оказывать воздействие на цены, вводя или отменяя количественные и таможенные ограничения во внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку, варьируя налогами, осуществляя эмиссию денег и т.д. Косвенное влияние на цены оказывают по существу, все государственные регулирующие акции, какой бы цели они не служили.
Установление цен на минеральное сырье, добываемое в государственных шахтах, на электроэнергию, производимую на государственных электростанциях, железнодорожных и постово-телеграфных тарифов – пример фиксации цен на товары и услуги государственного сектора.
Эти искусственно заниженные цены и тарифы способствуют снижению издержек производства в частном хозяйстве и повышению национальной конкурентоспособности за счет искусственно пониженной рентабельности или дефицитности этих объектов государственной собственности.
Таблица 1.2.1.
Способы воздействия государства на цены представлены в таблице 1.2.1.5
Виды цен |
Роль государства |
Формы государственного воздействия |
Фиксированные государством цены |
Цены устанавливает само государство |
|
Регулируемые государством цены |
Государство устанавливает правила для предприятия, а оно уже само устанавливает цены |
|
Свободная (договорная) цена |
Государство устанавливает «правила игры» на рынке, вводя ряд запретов на недобросовестную конкуренцию |
|
Фиксирование цен или установление пределов их повышения в негосударственном секторе – типичное средство административно-хозяйственного регулирования. Оно применяется редко и, как правило, в условиях рыночного хозяйства является неэффективным в долгосрочном и даже среднесрочном аспектах. Фиксирование цен используется в основном в исключительных случаях в качестве средства ослабления социальной напряженности.
От контроля над ценами кто-то выигрывает, а кто-то и проигрывает. По логике вещей это предполагает, что проигрывают как раз производители - они получают низкую цену и некоторые прекращают деятельность в рамках отрасли промышленности. Некоторые потребители, но далеко не все, выигрывают.
Потребители, которые могут приобрести товар по менее низкой цене, явно в выигрыше.
В двух случаях государственное вмешательство может увеличить общее благосостояние производителей и потребителей на конкурентном рынке. Во-первых, когда действия потребителей либо производителей приводят к издержкам или выгоде, не являющимся частью рыночной цены. Такие издержки или выгоды называют внерыночными эффектами, потому что они являются внешними по отношению к рынку. Примером внерыночного эффекта служат издержки общества в связи с загрязнением окружающей среды производителями промышленных химикатов. Без государственного вмешательства у такого производителя не будет стимула учитывать социальные последствия и общественные издержки от загрязнения окружающей среды.
Любое государство проводит определенную социальную политику. Функцию перераспределения доходов государство выполняет через государственную налоговую систему, а также через различные социальные программы по государственной помощи малоимущим, проводя определенную политику в сфере занятости, образования, культуры, медицины, и т.д.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, также является одним из важнейших инструментов государственного регулирования. Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует квотирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги и т.д. Манипулируя таможенными пошлинами, государство может оказывать косвенную поддержку национальному производству, регулируя валютные курсы - оказывать влияние на экспорт и импорт и т.д.
Все инструменты проведения экономической политики тесно взаимосвязаны. При принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на другие. Так, изменения в государственных расходах и налогах, требует соответствующего изменения денежной массы. Изменения в фискальной и денежной политике повлияют на инвестиции, занятость, уровень доходов, объем национального производства и размеры чистого экспорта. Важно подчеркнуть, что ни один из инструментов экономической политики не действует изолированно от других.
1.3. Последствия государственного вмешательства в механизм рыночного ценообразования
Последствия можно проанализировать с помощью таких понятий как излишков потребителя и производителя, а также «эффект благосостояния» от государственного вмешательства в рыночный механизм.
Излишек производителя - это разница между рыночной ценой и предельными издержками выпускаемой продукции. Предельные издержки указывают на минимальную цену, при которой фирма согласилась бы вообще производить каждую дополнительную единицу продукции. Графически этот излишек может быть показан в виде площади над кривой предложения, вплоть до линии рыночной цены (на рис. 1.3.1. заштрихованная область6).
Рис. 1.3.1. Излишек производителя
Смысл понятия излишек потребителя заключается в следующем: потребитель платит за каждую единицу товара одинаковую цену, равную предельной полезности последней, наименее ценной для него единицы. А это значит, что на каждой единице товара, которая предшествует этой последней, потребитель получает некоторую выгоду. Идею излишка потребителя можно пояснить на графике (рис. 1.3.2.7)
Рис. 1.3.2.. Излишек потребителя8
Понятие излишка потребителя и излишка производителя могут быть использованы для оценки последствий государственной политики в области ценообразования. Предположим, что государство фиксирует цену на какой-либо товар на уровне Р1 ниже цены равновесия Р0 (см. рис. 1.3.3.). Из предыдущего изложения мы знаем, что это приводит к возникновению дефицита (Q2- Q1), поскольку при снижении цены величина спроса возрастает, но производители сокращают производство.
Таким образом, если спрос достаточно эластичен и площадь прямоугольника а больше площади треугольника b, то потребители в результате государственного контроля над ценами оказываются в выигрыше, равном (а-b). Что касается производителей, то они терпят чистые убытки: оставшиеся в отрасли производители получают более низкую цену и теряют избыток, равный площади прямоугольника а. Кроме того, в результате общего сокращения объемов производства производители дополнительно теряют часть избытка, равную треугольнику с. Таким образом, общие потери производителей составляют (-а - с).
Рис. 1.3.3. Последствия государственного контроля над ценой9
Нетрудно заметить, что общее изменение совокупных излишков потребителей и производителей составляет (а - b - а - с) = (- b - с). Другими словами, потери производителей превышают выигрыш потребителей, и следовательно, государственный контроль над ценами приводит к чистым потерям благосостояния. В целом можно сделать вывод, что купля-продажа товаров по сложившейся на рынке цене является взаимовыгодной для продавцов и покупателей. И те, и другие получают в результате обмена определенный выигрыш (излишек). Важно, однако, подчеркнуть, что совокупный размер этого выигрыша максимизируется именно в условиях совершенной конкуренции. Любое отклонение от конкурентного равновесия (в результате вмешательства государства или каких-либо других причин) приводит к потерям общественного благосостояния.
Использование гарантированных цен влечет за собой ряд последствий. От него, очевидно, выигрывают производители: увеличивается их излишек на область A+B+D. Потребители теряют в этом случае величину, равную -A-B. Государство сталкивается с издержками (Q2 - Q1)Ps — именно эту сумму оно должно уплатить за объем выпуска, который приобретает.
Рис. 1.3.4. Гарантированные цены10
Общие издержки подобной политики с позиции благосостояния = изменение излишка потребителя + изменение излишка производителя - издержки государства. Таким образом, благосостояние общества в целом понижается на величину прямоугольника в крапинку, из которого вырезан треугольник D.
Также следует рассмотреть анализ последствий субсидий и налогов. Налоги и субсидии – важный инструмент государственной политики экономического регулирования и социального маневрирования.
Допустим, что государство ввело акцизный налог (Т) в виде фиксированной суммы платежа на каждую единицу товара (рис.1.3.5.11)
Рис. 1.3.5. Последствие введения косвенного налога12
Сумма налоговых поступлений государства будет равна ставке налога, помноженной на число проданных товаров (то есть Т × Q1). На графике они составят площадь прямоугольника PsP1PO1А. При этом произойдёт распределение налогового бремени: часть будут платить покупатели, часть продавцы. При этом заштрихованный на рис.9 треугольник АОО1 не только будет потерян для потребителя и производителя, но и не войдёт в доходы государства, то есть пропадёт, не доставшись никому. Поэтому его можно определить как чистые потери общества, связанные с налогообложением.
Своего рода антиподом налогов являются государственные субсидии производителю. Чтобы стимулировать производство некоторых товаров, государство может взять на себя часть затрат фирмы Соответствующая ситуация изображена на рис. 1.3.6.
Рис. 1.3.6. Последствия введения субсидии13
На каждый проданный товар производитель получит доплату G, то есть фактическая продажная цена товара с учётом субсидии для него будет равна Ps = Р1 + G. Легко заметить, что по сравнению с прежней равновесной ценой Р0 производитель получит ценовую надбавку в размере (Ps - Р0). То есть его выигрыш будет выражаться площадью трапеции PsBОР0. В свою очередь потребители заплатят за товары на (Р0 - Р1) меньше, чем прежняя равновесная цена Р0. Их выигрыш будет равен площади трапеции Р0ОО1Р1.
Также рассмотрим экономические последствия установления квот. Потребители в результате роста цены несут потери (область а + b + с + d + е). Отечественным производителям введение квоты выгодно — они расширяют объемы производства и реализуют свою продукцию по более высокой цене. Размер их дополнительного выигрыша составит область а. Область с + d представляет собой либо доход государства, рис. 1.3.7.
Информация о работе Влияние государственного регулирования на механизм ценообразования