Взаимодействие цен и налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 18:20, реферат

Описание работы

В рыночной экономике для сдерживания потребления используются налоги, уплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф. Это такие налоги, как налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и др. Именно на рассмотрении этих налогов в своей работе, я остановлюсь более подробно.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...………3
1. Понятие цены и ценообразования ……………………………………….4
2. Функции цены……………………………………………………………...5
3. Состав и структура цены…………………………………………………..9
4. Взаимодействие цен и налогов…………………………………………..11
Заключение……………………………..………………………………………..16
Список литературы…………………………………………………………...…17

Файлы: 1 файл

Ценообразование.docx

— 46.17 Кб (Скачать файл)

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Реферат

По  дисциплине «Ценообразование»

Тема: «Взаимодействие цен и налогов»

 

 

                       

                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             Москва 2010 год

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Оглавление 

 

 

 

 

 

Введение…………………………………………………………………...………3

  1. Понятие цены и ценообразования ……………………………………….4
  2. Функции цены……………………………………………………………...5
  3. Состав и структура цены…………………………………………………..9
  4. Взаимодействие цен и налогов…………………………………………..11

Заключение……………………………..………………………………………..16

Список литературы…………………………………………………………...…17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Введение

 

Государство – материальное образование, создаваемое гражданами с целью  коллективной работы коллективной защиты. Для того, чтобы выполнять свои функции, государство должно иметь  средства. Основными доходами государственного бюджета являются налоги.

Налоги по-разному воздействуют на структуру и уровень затрат и цен по отраслям и отдельным  предприятиям. Одни входят в состав затрат, другие – в прибыль, третьи являются надбавкой к цене (тарифу).

В рыночной экономике для сдерживания  потребления используются налоги, уплачиваемые в цене товара или включаемые в  тариф. Это такие налоги, как налог  на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и др. Именно на рассмотрении этих налогов в своей работе, я  остановлюсь более подробно.

Для более полного понимания  темы данной работы, кроме взаимодействия цен и налогов, я изучила такие  вопросы, как понятие цены и ценообразования, функции цены, состав и структура цены

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     

                             1. Понятие цены и ценообразования

 

Цена – это денежное выражение  стоимости товара. В условиях товарного  производства и обращения продукты труда производятся и реализуются  как товары. Цена каждого отдельного товара не обязательно совпадает  со стоимостью: она может отклоняться  вверх или вниз от стоимости в  зависимости от спроса и предложения  на данный товар. В рыночных колебаниях цен вокруг стоимости проявляется  действие закона стоимости. Этот закон  побуждает товаропроизводителей считаться  с общественно необходимыми затратами  труда и добиваться их снижения, регулирует распределение общественного  труда и средств производства между отраслями народного хозяйства.

Закон стоимости действует в  обстановке конкурентной борьбы, в  которой побеждают товаропроизводители, применяющие новую технику и  технологию, наиболее эффективные приемы организации производства. Таким  образом, под воздействием закона стоимости  осуществляется технический прогресс и происходит расслоение товаропроизводителей: одни в результате конкуренции разоряются, другие обогащаются.

Закон стоимости является регулятором  процесса производства и обращения  товаров и действует через  механизм цен, способствуя установлению определенного равновесия в соотношении  цен на разные виды товаров и создавая основу для определения границы  между экономически выгодным и невыгодным.

Существует несколько теорий стоимости: теория трудовой стоимости, теория спроса и предложения, теория предельной полезности. В условиях рыночной экономики в  основе ценообразования лежит теория альтернативной стоимости, которая  объединяет все вышеперечисленные  теории. Суть ее такова: прежде чем приобрести товар, покупателю нужно принять  решение какой товар выбрать  из множества предлагаемых на рынке. Купив один из них, он отказывается от других. Стоимость купленного товара представляет собой альтернативную стоимость. Покупатель оценивает товар  с точки зрения своих интересов  и возможностей. В то же время  альтернативная стоимость влияет на предложение данного товара, т.к. товаропроизводитель ради организации  его производства и получения  прибыли отказался от других благ.

Таким образом, альтернативная стоимость  формируется на рынке в конкурентной борьбе в зависимости от спроса и  в то же время влияет на производство и, следовательно, на предложение.

Цена должна отражать интересы как  производителей, так и потребителей товаров: производителю – возмещение затрат с определенной прибыльностью, а потребителю – экономическую  выгоду от эксплуатации данного товара.

В условиях рыночной экономики все  известные законы товарного производства получают свое «признание», поскольку  именно в этих условиях объективно формируется реальный механизм использования  и закона стоимости, и закона спроса, и других законов. Это и предопределяет главную черту рыночного ценообразования, а именно: реальный процесс формирования цен здесь происходит не в сфере  производства, не на предприятии, а  в сфере реализации продукции, т.е. на рынке, под воздействием различных факторов.

                                                          2. Функции цены

    Функция является внешним проявлением свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Функция есть способ реализации в реальной действительности внутренней глубинной сущности экономической категории.                          

    Функция  цены является внешним проявлением  ее внутреннего содержания. К  функциям цены может быть отнесено  только то, что характерно для  каждой конкретной цены без  исключения. Можно выделить пять  функций цены.

   

1. Учетная функция цены, или функция учета и измерения затрат общественного труда, определяется самой сущностью цены, т.е., являясь денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена измеряет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий и т.д. на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд. В конечном счете цена показывает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.

    В  этой функции цена служит средством  исчисления всех стоимостных  показателей, которые можно разделить  на количественные и качественные.

    Количественные  показатели — валовый внутренний продукт (ВВП), национальный доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей и др.

    Качественные  показатели — рентабельность, производительность  труда, фондоотдача и др.

    Цена  выступает экономическим инструментом, позволяющим организовать стоимостной  учет самых различных хозяйственных  процессов, измерение их результатов.  Например, объем произведенной или  реализованной товарной продукции  фирмы равен сумме цен на  ее изделия или услуги. Реализуя  учетно-измерительную функцию, цена  дает возможность сопоставлять  самые различные по своим потребительским  свойствам товары и услуги, исходя  из затрат труда.

В этой функции  цена выступает одним из главных  показателей эффективности производства, служит ориентиром для принятия хозяйственных  решений, особенно в условиях рыночных отношений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.

  

2. Стимулирующая функция цены. Сущность ее выражается в поощрительном и сдерживающее воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя (и это принципиально важно) через величину заключенной в ней прибыли. В хозяйственной жизни цены могут способствовать или препятствовать увеличению или сокращению выпуска и потребления тех или иных товаров. Для производителей особенно важны цены, по которым они сами непосредственно продают свою продукцию.

    С  помощью цены можно стимулировать  или дестимулировать:

•  научно-технический  прогресс;

•  экономию затрат ресурсов;

•  изменение  качества продукции;

•  изменение  структуры производства и потребления.

    Стимулирование  осуществляется путем повышенного  уровня прибыли в цене, надбавок  и скидок к основной цене.

    Стимулирующая  функция характерна для рыночной  цены, которая позволяет производителю  выгодно реализовать свою продукцию.  В такой функции наиболее эффективны  цены, которые обеспечивают высокую  прибыль по сравнению с другими  товарами. Возможности стимулирования  процессов воспроизводства с  помощью действующего в России  механизма ценообразования довольно  эффективны.

    Важное  значение имеет стимулирование  ценами научно-технического прогресса.  Это выражается в разработке  и внедрении новой передовой  техники, более современной технологии, в организации производства и  труда, повышении качества товаров,  освоении новых изделий, что  позволяет в свою очередь значительно  повысить производительность труда,  осуществлять экономию материальных  ресурсов.

    Стимулирование  оптимальной структуры производства  и потребления совершается путем  применения ценовых мероприятий.  Рационализация структуры производственного  потребления осуществляется путем  формирования соответствующего  уровня и соотношений цен на  взаимозаменяемые виды продукции,  путем установления одинакового  или различного уровня цен  в расчете на единицу полезного  эффекта и др.

    Стимулирование  оптимальной структуры личного  потребления населения осуществляется  за счет дифференциации ставок  косвенных налогов (НДС, акцизов,  налога с продаж и др.), а  также путем использования различных  методов оценки сырья при калькулировании себестоимости изделий, системы договорных цен и т.д.

    В  настоящее время в условиях  переходного для России периода  задачей первостепенной важности  является стимулирование производства  конкурентоспособных товаров как  для внутреннего, так и для  внешнего рынков.  

 

3. Распределительная функция цены связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. Суть ее состоит в том, что с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального (чистого) дохода между:

•  отраслями  экономики;

•  различными формами собственности;

•  регионами  страны;

•  фондом накопления и фондом потребления;

•  различными социальными группами населения.

    Так,  с помощью высоких розничных  цен на предметы роскоши и  престижные товары (ювелирные изделия,  легковые автомобили и др.) обеспечивается  перераспределение с помощью  бюджета денежных средств определенной  части населения с высоким  уровнем доходов для формирования  специальных фондов, используемых  для социальной защиты малообеспеченных  категорий населения.

    Распределительная  функция цены предусматривает  также учет в цене акциза  на отдельные группы товаров,  налога на добавленную стоимость  (НДС) и других форм централизованного  чистого дохода, который поступает  в бюджеты разных уровней на  общегосударственные нужды. Благодаря  этой функции цены решаются  и другие социальные задачи  общества.

    С  помощью цены осуществляется  перераспределение создаваемой  стоимости между производителем  и потребителем, между отдельными  категориями населения. Особенно  наглядно эта функция выражается  в ценах, которые регулируются  государством. При установлении  цены на товар выше его стоимости  часть ее перераспределяется  в пользу продавца, и потребитель  при покупке данного товара  несет повышенные расходы, а  продавец соответственно получает  увеличенные доходы.

    Отклонения  цены товара от его стоимости  носят массовый характер из-за  множества торговых сделок. Это  свидетельствует о закономерности  отклонений цен на конкретные  товары от их стоимости. Однако  по всей товарной массе в  результате купли-продажи цена  и стоимость в своей совокупности  уравновешиваются, поскольку выигрыш  одних должен быть равен проигрышу  других. Следовательно, равенство  суммы цен всех товаров и  их стоимости является такой  же закономерностью, как и отклонения  цен от стоимости по каждому  конкретному товару в отдельности.

     В качестве средства перераспределения  чаще всего используются регулируемые  цены. Однако они — не единственный  инструмент распределения и перераспределения.  Особую роль здесь играют финансы  и кредитная система. Так, при  решении задачи повышения жизненного  уровня определенной категории  населения эффективнее всего  использовать финансы, оперируя  денежными доходами населения  (заработная плата, пенсии, пособия), или ставки налоговых платежей. Использование цен в данном  случае дает меньший эффект, поскольку  от снижения цен обычно выигрывает  все население.

Информация о работе Взаимодействие цен и налогов