Взаимодействие цен и налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 18:20, реферат

Описание работы

В рыночной экономике для сдерживания потребления используются налоги, уплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф. Это такие налоги, как налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и др. Именно на рассмотрении этих налогов в своей работе, я остановлюсь более подробно.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...………3
1. Понятие цены и ценообразования ……………………………………….4
2. Функции цены……………………………………………………………...5
3. Состав и структура цены…………………………………………………..9
4. Взаимодействие цен и налогов…………………………………………..11
Заключение……………………………..………………………………………..16
Список литературы…………………………………………………………...…17

Файлы: 1 файл

Ценообразование.docx

— 46.17 Кб (Скачать файл)

Налоги, реализуемые ценой, позволяют  ей выполнять значительную социально-экономическую  роль. Во-первых, налоги в цене являются главным источником формирования доходов  государственного бюджета. Во-вторых, влияют на развитие производства, способствуя  его росту или, наоборот, сокращению. В-третьих, могут быть фактором регулирования  уровня цен, средством воздействия  на их движение, инфляцию или снижение. В-четвертых, налоги выполняют активные социальные действия – определяют степень социальной справедливости, влияя на доходы различных слоев  населения.

Налоговыми платежами, которые  наиболее активно влияют на уровень  и структуру цен, являются налог  на прибыль, налог на добавленную  стоимость (НДС) и акцизы.

Прибыль составляет ту часть производственного  национального дохода, которая в  наибольшей степени перераспределяется. Она тесно связана с уровнем  цен и затрат. Предприятия, функционирующие  в нормальной рыночной экономике, стремятся  к ее максимизации. Налог на прибыль  устанавливается законом РФ в  процентах с суммы прибыли; с  прибыли уплачивается налог на имущество.

В состав цены также входят и социальные налоги.

Социальные налоги – это отчисления в пенсионный фонд, в фонд социального страхования, в фонд занятости, в фонд медицинского страхования. Величина перечисленных социальных налогов жестко связана с расходами на заработную плату предприятия, поддается количественному измерению, включается в себестоимость продукции в качестве самостоятельной статьи затрат – отчисления на социальные нужды.

Правительство РФ в целях стимулирования производства внесло в Государственную  Думу законопроект «О взносах в государственные  внебюджетные фонды», предусматривающий  перенос выплат в государственные  внебюджетные фонды с работодателя на работника с соответствующим  увеличением размера начисляемой  заработной платы. В нем предлагается снижение ставки взносов для основного  плательщика-работодателя с 39,5 до 27,7%, в том числе по платежам в Пенсионный фонд РФ – с 28 до 19 %, Фонд социального  страхования – с 5,4 до 4,4%, Государственный  фонд занятости населения РФ с 1,5 до 0,9%, в Фонд обязательного медицинского страхования – с 3,6 до 3,4%. Приведенные  показатели резко увеличивают размер взносов, уплачиваемых физическими  лицами в Пенсионный фонд РФ с 1 до 4,5%, вводится уплата взносов в Государственный  фонд занятости населения РФ в  размере 0,5%. Для того чтобы не допустить уменьшения чистых доходов работников, законопроектом предусмотрено условие, в соответствии с которым переход на новые тарифы осуществлялся бы при одновременном увеличении фонда оплаты труда.

На уровень цен особенно сильное  влияние оказывают налог на добавленную  стоимость и акцизы.

Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный налог, собираемый предприятием, но уплачиваемый в конечном счете потребителем продукции, работ и услуг.

Плательщиками НДС признаются : 1) организации; 2) индивидуальные предприниматели; 3) лица, признаваемые налогоплательщиками  НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу  РФ, определяемые в соответствии с  Таможенным кодексом РФ.

НДС уплачивается со всех товаров  на каждом этапе их производства и  реализации.

Налог на добавленную стоимость  представляет собой форму изъятия  в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения, и определяемый как  разница между стоимостью реализованной  продукции (товаров), работ, услуг, и  стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Ставка налога на добавленную стоимость  в 1992г. составляла 28%, с 1 января 1993 г. – 20%, на продовольственные товары (кроме подакцизных) и детские товары (по перечню правительства) – 10%.

Как показывает практика, ставка в  размере 20% достаточно высокая, она  увеличивает цену реализации, тем  самым она представляет собой  налог на потребителя, перераспределяя  его доходы в бюджет.

С точки зрения социальной защиты малообеспеченных слоев населения  предусмотрены определенные льготы в части обложения товаров  и услуг НДС. Сейчас у нас действует  перечень социально значимых товаров, услуг, освобожденных от налога на добавленную  стоимость. Это услуги городского пассажирского  транспорта (кроме такси), а также  услуги по перевозкам пассажиров в  пригородном сообщении, морским, железнодорожным  и автомобильным транспортом; квартирная плата, включая плату за проживание в общежитиях; стоимость выкупленного в порядке приватизации имущества; услуги в сфере народного образования, связанные с учебно-производственным процессом; плата за обучение детей  и подростков в кружках, секциях, услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях; услуги учреждений культуры и искусства и т. д. Во всех странах  существуют льготные или нулевые  ставки налога на добавленную стоимость для отдельных товаров и услуг. Их отсутствие ведет к повышению цен на соответствующие товары, услуги, что во всем мире считается нежелательным явлением по социальным соображениям (медикаменты, товары для инвалидов и т. д.).

По своей социальной сути НДС  регрессивен для конечного потребителя. При отсутствии каких-либо скидок и  льгот НДС вынуждает лиц с  низкими доходами выплачивать больший  по сравнению с более состоятельными слоями населения процент своих  доходов. Например, семья с доходами 60 тыс. руб. и семья с доходом 600 тыс. руб. покупают одинаковый бытовой  прибор за 10 тыс. руб., в том числе  налог на добавленную стоимость  составляет 20%, то есть 1666 руб. Обе семьи  в данном случае уплатят один и  тот же косвенный налог – 1666 руб. В одном случае НДС составит около 2,8% к сумме месячных доходов, в  другом – только 0,28%.

На товары, которые не являются предметами первоочередного потребления  и относятся к деликатесным изделиям и предметам роскоши, введены  с 1 января 1992 г. акцизы. Акциз – косвенный налог, включенный в цену товара и взимаемый с потребителя. Он устанавливается на отдельные товары, услуги и отдельные виды минерального сырья.

Плательщиками акциза признаются: 1) организации; 2) индивидуальные предприниматели; 3) лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ. Организации и иные вышеперечисленные лица признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие обложению акцизами.

Подакцизными товарами признаются: 1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного; 2) спиртосодержащая продукция; 3) алкогольная продукция; 4) пиво; 5) табачная продукция; 6) ювелирные изделия; 7) мотоциклы и легковые автомобили; 8) автомобильный бензин; 9) дизельное топливо; 10) моторные масла.

Ставки акцизов по подакцизным  товарам (за исключением подакцизных  видов минерального сырья), в том  числе ввозимым на территорию Российской Федерации, являются едиными на всей территории Российской Федерации и  устанавливаются в процентах  или абсолютной сумме.

Названные два вида налогов являются ценообразующими факторами, они способствуют росту цен, делают их во многих случаях недоступными для малообеспеченных семей, перекачивают средства из доходов покупателей в бюджет, тем самым не стимулируют спрос.

С другой стороны, косвенные налоги, включаемые в цену сырья, материалов, покупных комплектующих изделий, увеличивают  себестоимость изготовляемых товаров, удорожают их, тем самым не стимулируют предпринимательство, сдерживают производство.

Величина ставки НДС, акциза должна быть экономическим регулятором. Поэтому  большое внимание должно уделяться  методике взимания налога. Надо выяснить, какой уровень налога допустим. У  нас сначала государство подсчитывает, сколько ему нужно, и после  этого определяет ставки налога.

Разновидностью налоговых платежей являются таможенные пошлины (потоварное налогообложение импорта и экспорта). В мировой практике таможенное налогообложение ввозимой продукции имеет целью ограждение национального рынка от иностранных товаров, реализуемых по ценам ниже цен продукции отечественных производителей. Экспортируемые же товары обычно не облагаются налогом.

Конечно же, введение высоких пошлин на импортные товары должно стимулировать  их отечественное производство, обеспечивать поддержку российского производителя. Но не просто и не сразу можно  определить, помогут ли высокие пошлины  на импортные товары повышению качества и конкурентоспособности российской продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   

 

 

 

                                                           Заключение

 

Рассмотрев все вопросы выбранной  темы, можно сделать следующие  выводы:

Реальный процесс формирования цен в условиях рыночной экономики  происходит не в сфере производства, не на предприятии, а в сфере реализации продукции, т.е. на рынке, под воздействием различных факторов.

В состав цены входят определенные элементы, среди которых не маловажную роль играют налоги.

Налоги в цене являются главным  источником формирования доходов государственного бюджета; влияют на развитие производства, способствуя его росту или, наоборот, сокращению; могут быть фактором регулирования  уровня цен, средством воздействия  на их движение, инфляцию или снижение; налоги выполняют активные социальные действия – определяют степень социальной справедливости, влияя на доходы различных  слоев населения.

Для развития реального рынка, и  в частности, наведения порядка  в ценообразовании России, необходима коренная перестройка существующей налоговой системы.

Важно стимулировать инвестиционную деятельность компаний за счет использования  методов ускоренной амортизации, исключения из налогооблагаемой базы расходов, связанных  с модернизацией производства, поддержкой научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ по основному профилю. Т.к. источником богатства в России является природная рента, необходимо усиление ориентации на налогообложение природных  ресурсов и недвижимости, повышения  значения имущественного и земельного налогообложения как доходного  источника региональных и местных  бюджетов, усиление роли ресурсных  платежей.

 

 

                                   Список литературы

 

  1. Косьмин А.Д., Метелев С.Е., Косьмина Е.А. Цены и ценообразование. Курс лекций, тесты и задачи. Учебное пособие – Омск: Омский институт РГТЭУ, 2006. - 464с.
  2. Ценообразование: Учеб. пособие/ Под ред. Г.А. Тактарова. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 176с.
  3. Цены и ценообразование/ Под ред. В.Е. Есипова: Учебник для вузов,

3-е изд. - СПб: Издательство «Питер», 1999. - 464с.

  1. Яковлев Н.Я. Цены и ценообразование: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. – 106с.

 

 

 


Информация о работе Взаимодействие цен и налогов